Человеческий капита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 11:36, курсовая работа

Описание работы

Современный этап эволюции мировой и отечественной экономик пред-полагает создание обществ, базирующихся на знаниях, где экономическое и социальное благополучие страны определяется наукоемкими технологиями, инновационной доминантой и уровнем интеллектуального развития человеческого капитала.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Сущность информационной экономики 5
1.1. Понятие информационной экономики, ее содержание 5
1.2. Изменение роли факторов производства в условиях информационной экономики 17
Глава 2. Знание как основной фактор информационной экономики 25
2.1. Сущность знания, его значение в информационной экономике 25
2.2. Структура знания в современной экономике 33
Глава 3. Изменение роли человеческого капитала в информационной эконо-мике 38
3.1. Человеческий капитал как фактор производства 38
3.2. Роль человеческого капитала в информационной экономике 43
Заключение 46
Список литературы

Файлы: 1 файл

человеческий капитал и знания в современной информационной э.doc

— 213.50 Кб (Скачать файл)
="justify">Таким образом, новая экономика представляет собой такую хозяйственную систему, в которой ключевыми факторами являются усиление влияния научной и инновационной деятельности, образования, наукоемких и информационных технологий на экономику, общество и государство, и обретение ими качественно новых характеристик и механизмов функционирования.

 

 

   

                                                            17

1.2. Изменение роли  факторов в условиях  информационной экономики   

   Для широкомасштабной модернизации экономики необходимо создать и гарантировать благоприятный инвестиционный и предпринимательский климат, проводить предсказуемую и стимулирующую рост макроэкономическую политику, осуществить структурную перестройку экономики на основе информационно открытых отношений. Государство может обеспечить оптимальный баланс взаимоотношениях с частным пред- принимательством, постепенно отказываясь от практики избыточного вмешательства в сферу бизнеса.

    Проблема информационной открытости, включающей в себя вопросы кор-рупции и прозрачности экономических субъектов, с каждым годом приоб-ретает более сложную форму. Постоянно мелющаяся мировая экономическая система предает к изучению новые вопросы. Если воспринимать информа-ционную открытость как фактор экономического роста, то в перспективе он может быть очень противоречивым. Возникает опасность роста чувстви-тельности отраслей национальных экономик к колебаниям мировой конъ-юнктуры. Для повышения устойчивости необходимы соответствующие ор-ганизационные меры.

     Проблема модернизации экономики носит прежде всего международный характер. Информационная политика мирового сообщества на этапе перехода к глобальному информационному обществу находит свое отражение в офи-циальных документах международных организаций. Всемирный банк, Меж-дународный валютный фонд и другие организации подталкивали многие го-сударства к принятию законодательства о предоставлении правительствен-ной информации. Подписание конвенций, инициированных ООН, например Орхусской, обязывает страны-участницы разработать и принять законы о свободе информации. В мае 1999 г. министрами права Содружества наций были сформулированы следующие принципы свободы информации: поощ-

      18

рение стран-членов соблюдению прав на свободу информации; презумпция открытости информации; возможность исключений из презумпции откры-тости, но они должны быть детально разработаны; правительства должны поддерживать и сохранять документы; решение об отказе в предоставлении информации должно подлежать независимому рассмотрению1.

   Направление механизмов распространения информации смещается в сторону организации  доступа к электронным массивам информации через компьютерные сети. А в силу мобильности электронных данных в рамках различных межгосударственных объединений происходит унификация принципов и правил для доступа к информации.

   Опыт  развитых стран и рост числа транснациональных компаний позволяет применять наиболее эффективные методы ведения бизнеса в условиях информационной глобализации, о чем свидетельствуют интеграция и взаимовыгодное сотрудничество компаний разных стран мира. Значительно увеличиваются возможности и информационного рынка, но и возникает интенсификация мировой конкуренции, так как спрос на информационные технологии распространяется в мировом масштабе.

   Россия  вошла в длительный период адаптации  к мировым условиям развития, в  которых все решают ресурсы и рыночная инфраструктура и первостепенное значение приобретают четкое соблюдение правил игры и степень интегрированности в мировой инвестиционный процесс. Вместо полной закрытости или открытости страны делается ставка на активную интеграцию России в мировое сообщество и хозяйство при одновременной защите российских производителей от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных участников рынка.

___________________________________

1. Колесникова  Н.А. Модернизация национальной  экономики в условиях информационной  глобализации //ЭН. 2008. №9. С.417

         19

   Для интеграции российского бизнеса  в систему мирохозяйственных связей должны быть решены следующие ключевые задачи:

  1. диверсификация рынков, отраслей и форм участия российского бизнеса в системе международного разделения труда и кооперирования;
  2. активизация притока прямых иностранных инвестиций, прежде всего в сектора российской экономики;

использование механизмов регионального и многостороннего сотруд-ничества для либерализации условий доступа российских товаров, услуг, капиталов на рынки сбыта.

   Существует  ряд условий, которые необходимо учитывать при достижении вышеуказанных  целей и задач:

  • не должно возникать существенных искажений конкурентной среды на внутреннем рынке и выполняться основные принципы и подходы, вытекаю-щие из общего направления совершенствования и развития российского за-конодательства и практики регулирования предпринимательской деятель-ности;
  • применяемые меры должны быть экономически обоснованными и эф-фективными;
  • соблюдение принципов информационной открытости субъектов эконо-мики.

   Адаптация к глобальным экономическим процессам предусматривает изучение проблем новой экономики в условиях нарастающей зависимости от производства и использования информационных технологий. Вхождение в информационное общество предполагает, что процесс компьютеризации обеспечит доступ к надежным источникам информации, автоматизирует производство. Возможно, изменится и само производство, станет более "информационно емким".

 

         20

   При ответе на вопрос, когда завершится информационная революция, есть различные предположения: от 10-20 лет вместе с окончанием нового периода экономики до сотни лет. Например, по мнению ректора Государственного университета - Высшей школы экономики Я. Кузьминова, процесс перехода к информационной экономике займет лет 100. Если условно, с 1980 г. (точка отсчета, связанная с началом производства компьютеров и интернет-технологий) по 2080 г. доля сектора новой экономики в мире увеличится до 40-60% ВВП, но этот прогноз будет очень грубым. Сегодня в России доля новой экономики в ВВП, по разным оценкам, составляет от 0,2 до 1,5%. В западных странах новая экономика производит до 10% ВВП, учитывая все сектора интеллектуальных услуг.

На каком  уровне экономики должен произойти толчок к развитию нового типа хозяйствования в нашей стране? Однозначного ответа нет. Государство отдает предпочтение инвестициям, представители информационного бизнеса против вмешательства со стороны. Со временем распространение глобальных информационных технологий вытеснит старую экономику. Оптимально, если государство будет способствовать созданию условий для роста новой экономики, Для этого требуется соответствующая законодательная база, чтобы регулировать интеллектуальную собственность. Данная проблема не решена во всем мире. Защита прав собственности а возможность предоставления информации в свободное пользование - центральная проблема.

   Особое внимание заслуживает тема воспитания кадров нового поколения, способных управлять потоками информации. Национальные проекты, направленные на повышение уровня информационной открытости, должны максимально поощрять развитие основ новой экономики в нашей стране. Например, одной из ключевых задач экономического развития США является создание культуры прозрачности в рамках стратегии по

         21

распространению демократических норм и свободы рыночные отношений во всем мире.

   При оценке перспектив информационной открытости в формировании основ новой экономике предполагается, что роль информационных технологий может оказаться ключевой. Новая экономика на современном этапе является локомотивом для всех отраслей мирового хозяйства. Обратим внимание на те информационные технологии, которые важны для анализа этих сверхзадач:

  • способность увеличивать возможности прогноза;
  • обеспечение стратегических преимуществ в процессе эволюции предви-деть будущее и гибко менять стратегии;
  • усиление способностей человека сохранять, передавать информацию.

   Основной  сферой противостояния в XXI в. будет информационное пространство. Одной из главных областей соперничества станет способность прогнозировать будущее и корректировать его с помощью информационных инструментов. Например, это может быть экономическая статистика стран. Относительно России эта информация в подавляющем большинстве случаев неполна или недостоверна на всех уровнях управления. Системы мониторинга, с которыми обычно связываются рутинные процедуры обработки данных, сейчас, в эпоху быстры изменений, должны функционировать иначе. Поскольку заранее неизвестно, какие данные и в какой объеме понадобятся, какие методики анализа потребуются, неизбежными становятся привлечение исследователей к конкретному анализу информационных потоков, применение междисциплинарных подходов. Назрела необходимость создания системы научного мониторинга состояния страны и кризисных явлений, т.е. системы, ориентированной на информационную поддержку анализа стратегических рисков, с которыми сталкивается Россия.

 

         22

   Согласно  концепции социально-экономического развития страны до 2020 г., к указанному году Россия должна войти в пятерку ведущих стран мира по экономической мощи и производству ВВП. Но для достижения этой цели необходимо преодолеть долговременный системный вызов, характер и качество которого определяются сочетанием трех фундаментальных факторов: усиление глобальной конкуренции, возрастание роли человеческого капитала в социально-экономическом развитии, исчерпание источников экспортно-сырьевого типа развития1.

   Решение проблемы, как отмечается в документе, состоит в переходе российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития, что позволит расширить конкурентный потенциал за счет наращивания преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях, а также задействовать новые источники экономического роста.

   В долгосрочной перспективе для России возможны три качественных сценария социально-экономического развития: инерционный, энерго-сырьевой и инновационный. Во всех из них приняты одинаковые внешнеэкономические условия: динамичный рост мировой экономики при сбалансированном соотношении тенденций глобализации и регионализации. Результаты концепции социально-экономического развития страны до 2020 г, предполагают, что Россия займет достойное место в мировой экономике и будет обеспечена ее интеграция в мировое хозяйство на основе использования научно-исследовательского, образовательного и производственно-технологического потенциалов, а не только сырьевого экспорта. Доля России в мировой экономике увеличится с 2,6% (2006 г.) до 3% (2015 г.) и до 3,4% (2020 г.). Инновационный вариант развития достигается за счет факторов

___________________________________

1. Колесникова Н.А. Модернизация национальной экономики в условиях информационной глобализации //ЭН. 2008. №9. С.419

      23

модернизации  .

   Инновационный сценарий предполагает превращение России в один из ведущих мировых финансовых центров, включая:

   - достижение российской экономикой и ее финансовым сектором уровня капитализации и инвестиционной привлекательности, сопоставимого с уровнем высокоразвитых стран;               

   -обеспечение прочной финансовой стабильности, превращение российского рубля в одну из ведущих мировых валют;

       - тренсформация России в один из ведущих мировых центров междуна-родного долгового рынка, крупнейший центр по привлечению международ- 
ных инвестиций, привлечению российских инвестиций в иностранные акти-вы и по формированию ценообразования на российские энергетические и 
другие ресурсы и активы российских компаний;

  • создание в России высококонкурентной национальной финансовой инф-раструктуры во всех важнейших секторах финансового рынка: банковском, инвестиционном, фондовом и др.

   Отправной точкой в создании и развитии рыночных институтов, обеспечивающих конкурентоспособность экономики, необходимо считать следующие приоритеты совершенствование корпоративного управления:

  • ужесточение требований к раскрытию информации и ответственности за содержание раскрываемой информации для публичных компаний;
  • совершенствование правового регулирования аффилированных лиц, раз-витие системы учета и раскрытия информации об аффилированных лицах;
  • расширение требований по обязательному привлечению независимых оценщиков;
  • формирование эффективной и прозрачной системы контроля и право-применения, включая надзор за полнотой и содержанием раскрываемой бух- 
    галтерской отчетности.

                                                            24

 

   Модернизация  экономики в рамках указанных  направлений требует определить подход к раскрытию информации, стандартам корпоративного управления для публичных и непубличных компаний. Наибольшим потенциалом обладает информационная открытость субъектов экономики, позволяющая использовать информацию как стратегический ресурс в обеспечении конкурентных преимуществ в условиях формирования глобального информационного общества.

Информация о работе Человеческий капита