Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 11:36, курсовая работа
Современный этап эволюции мировой и отечественной экономик пред-полагает создание обществ, базирующихся на знаниях, где экономическое и социальное благополучие страны определяется наукоемкими технологиями, инновационной доминантой и уровнем интеллектуального развития человеческого капитала.
Введение 3
Глава 1. Сущность информационной экономики 5
1.1. Понятие информационной экономики, ее содержание 5
1.2. Изменение роли факторов производства в условиях информационной экономики 17
Глава 2. Знание как основной фактор информационной экономики 25
2.1. Сущность знания, его значение в информационной экономике 25
2.2. Структура знания в современной экономике 33
Глава 3. Изменение роли человеческого капитала в информационной эконо-мике 38
3.1. Человеческий капитал как фактор производства 38
3.2. Роль человеческого капитала в информационной экономике 43
Заключение 46
Список литературы
Глава 2. Знание как основной фактор информационной экономики
2.1. Сущность знания, его значение в информационной экономике
Специфика и противоречия развития научно-инновационной сферы России определяют, на наш взгляд, особенности становления научно-инновационной модели экономики (НИМ).
Мы полагаем, что под моделью экономики, базирующейся на знаниях, следует понимать взаимосвязанный комплекс структур, механизмов, институтов, обеспечивающих производство, распространение, накопление, увеличение и условия использования теоретических и прикладных знаний в стране в целях научно-технического и социально-экономического развития.
В
настоящее время можно выделить
три типа страновых научно-
(КИС) склонны
считать, что для ее
- исследовательская
среда, обладающая высокой квалификацией,
интеллек-
туальным потенциалом, стимулами к сотрудничеству с экономической сре-дой;
-промышленная
конкурентная среда, субъекты которой
обладают стимула-
ми к инновациям, способностью к постоянному
обучению, абсорбции (при-тягиванию, впитыванию)
и адаптации знаний;
- механизм взаимодействия этих двух сред, организующий, с одной стороны, трансфер знаний, их распределение и трансформацию в предконкурентные технологии для хозяйственной среды; с другой стороны, ориентацию иссле-довательской среды на удовлетворение возникающих инновационных пот-ребностей развития производства.
Для продвижения России к экономике, базирующейся на знаниях необходимы определенные условия инновационного развития и соответствующие им институциональные изменения. К таковым, в частности, по мнению Е. Ясина, относятся: минимальный стандарт благосостояния; свобода творчества и креативного предпринимательства; конкуренция; высокий уровень образования; передовая наука; индустрия инноваций; социальный капитал и доверие.
К перечисленным условиям, следует добавить ряд важнейших моментов: во-первых, будущая российская модель знаниевой экономики невозможна без трансформации научной системы на принципах, соответствующих механизмам производства знаний. Данные механизмы формируются в процессе эволюции научно-инновационной сферы при переходе к знаниевой экономике, и качественно отличаются от традиционной модели, характерной для индустриального общества. Основные особенности перспективной модели заключается в целевой ориентации исследований, мультипликативности результатов для их потенциального использования в иных возможных приложениях, мультидисциплинарности, эффективной комбинации разнообразных профессиональных знаний и навыков, сетевой
27
организации и гибкости институциональных структур, преодоление барьеров между наукой, экономикой и образованием.
Во-вторых,
для перехода к эффективной научно-
В-третьих, важнейшим условием становления и развития перспективной модели экономики знаний выступает комплексная научно-инновационная политика. Без всесторонней, целенаправленной и постоянной поддержки сферы фундаментальных и прикладных знаний государством невозможно восстановление, сохранение и развитие когнитивного потенциала нации, а значит, и продвижение к модели общества знаний. «Именно государство создает основные условия, в которых возрастают или гаснут мотивации инновационного процесса»1.
Модель
научно-инновационной
а) принцип приоритетности когнитивной сферы, то есть фундаментальной науки, как мощного сектора генерации знаний, являющегося базой создания технологических новаций и основой мировоззрения общества;
б) принцип
преимущественного лидерства страны на
прорывных па-
правлениях научно-технологического развития;
______________________________
1. Варавва М.Ю.
Становление экономики,
28
в)
принцип открытости научно-инновационной
модели, который предполагает тесное взаимодействие
с мировым научным сообществом, активный
обмен идеями, участие на мировом рынке
интеллектуальных ресурсов и про-
дуктов, недопустимость автаркии в инновационно-техническом
процессе. В
рамках принципа открытости важнейшее
значение приобретает система ре-
гулярной оценки исследовательской деятельности
на базе международно-
признанных критериев и процедур с привлечением
независимых экспертов и
с открытой публикацией выводов;
г) принцип
интегрированности основывается на тесной
увязке интере-
сов науки, государства, корпоративного
сектора и общества в целом;
д)
принцип сочетания рыночных механизмов
и государственного па-
тернализма позволяет найти баланс интересов
бесприбыльного фундамен-
тального сектора науки, который ориентирован
на достижение обществен-
ных целей и индустрии нововведений, которая
коммерциализирует научные
достижения. Внедрение рыночных механизмов
в сферу науки имеет свои
границы. Недопустима полная коммерциализация
науки, принцип самооку
паемости в ней не действует, а присутствие
так называемой «болезни цен»
сформулированной В. Боумолем и В. Боуэном
приводит к тому, что издерж-
ки растут быстрее цен. Если распространить
рыночные требования к фунда-
ментальной науке, то она прекратит свое
развитие, а «реализация принципа
ухода государства из сферы науки, сокращение
бюджетных ассигнований
может привести к окончательному отставанию
от мирового научного сооб-
щества»;
е) принцип
программированности или макротехнологического
плани-
рования предполагает, прежде всего, инвестиционные,
государственные про-
граммы поддержки фундаментальных и прикладных
исследований. Замеще-
ние стохастически возникающих инноваций
программируемыми приведет к
29
упорядочиванию
инновационного процесса, позволит не
потерять выгод от
конкуренции новых идей и технологий,
оградит от потерь, связанных с бес-
системным развитием, с неумением правильно
задать вектор инновационно-
технологической динамики;
ж)
принцип инновационного выравнивания
позволяет распространять
прогрессивные новации не только в наукоёмких
и высокотехнологических
сегментах экономики, но и в традиционных;
создавая общенациональные ус-
ловия для инновационной деятельности,
государство тем самым одновре-
менно выравнивает экономические,
образовательные, производственные
уровни в центре и регионах страны;
з)
принцип системности
Перечисленные
принципы, отвечают интересам основных
субъектов научно-
обороны, экологии, здравоохранения и др.».
В рамках анализа формирования в России модели экономики, основанной на знаниях, данный подход позволяет нам вычленить два компонента на
30
учно-инновационной политики: долгосрочный, нацеленный на формирование информационного общества и знаниевой экономики, и среднесрочный, связанный с созданием интегрированной инновационной национальной системы.
В России при разработке правительственных программ используются подходы, методологически основанные на синтезе институциональной (для долго- и среднесрочного периода) и неоклассической теории. Это позволяет системно подойти к выработке стратегии экономического развития, найти факторы, способствующие формированию постиндустриального хозяйства. Одной из основных целей среднесрочной программы в России (2005-2008гг.) является создание основ новой экономики - экономики знаний и человека. Инновационно-ориентированный сценарий данной программы предполагает структурные сдвиги в пользу высокотехнологического информационного сектора и ослабление зависимости от нефтегазового и сырьевого экспорта, рассчитан на рост высокотехнологичного сектора с 8,6% в 2007 году до 17% ВВП в 2015 г.
Базовым
принципом научно-
Процесс отбора приоритетов, по мнению Л. Дробышевской, должен «исходить из диалектики двух типов логики: логики научного знания и логи-
31
ки потребностей общества».1 В этом аспекте задача определения приоритетов представляет собой достижение баланса интересов научного сообщества, с одной стороны, и «потребителей» наукоемких технологий, с другой, А в целом приоритеты должны отражать, с нашей точки зрения, интересы всех субъектов, которым выгодно построение в стране экономики знаний.
Следует признать, что Россия имеет шанс выстоять в глобальной конкуренции, лишь скоординировано операясь на два приоритета, связанных с «новой» или «инновационной» экономикой и «старой», сырьевой экономикой. Пропорции между ними подлежат целенаправленному регулированию исходя из долгосрочных национальных интересов; придется сформировать у сырьевых корпораций сильную мотивацию к диверсификации и к переливу капитала в высокотехнологичные сферы.
Необходимость
выработки стратегических ориентиров
и контуров на-учно-нновационной модели
экономики может
Определяя такие критические точки как противоречия, мы расцениваем