Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 11:36, курсовая работа
Современный этап эволюции мировой и отечественной экономик пред-полагает создание обществ, базирующихся на знаниях, где экономическое и социальное благополучие страны определяется наукоемкими технологиями, инновационной доминантой и уровнем интеллектуального развития человеческого капитала.
Введение 3
Глава 1. Сущность информационной экономики 5
1.1. Понятие информационной экономики, ее содержание 5
1.2. Изменение роли факторов производства в условиях информационной экономики 17
Глава 2. Знание как основной фактор информационной экономики 25
2.1. Сущность знания, его значение в информационной экономике 25
2.2. Структура знания в современной экономике 33
Глава 3. Изменение роли человеческого капитала в информационной эконо-мике 38
3.1. Человеческий капитал как фактор производства 38
3.2. Роль человеческого капитала в информационной экономике 43
Заключение 46
Список литературы
вая и коммуникационная техника создаются сегодня на основе научных разработок, в свою очередь, информационная индустрия способствует сверхбыстрой и масштабной обработке, передаче, сохранению, распространению, пропаганде и беспрепятственному доступу научных идей и знаний для гигантского числа людей, на любые расстояния в режиме реального времени.
Опираясь на предположение А. Мовсесяна, можно констатировать, что в настоящее время закладываются предпосылки следующей информационной революции. В частности, ученый замечает: «В системе глобальной трансформации наступает новый качественный этап, связанный с особой ролью науки, наукоемких технологий. В ближайшем будущем грядет шестая информационная революция, основанная на глобализации человеческих знаний, экспертных системах и других средствах искусственного интеллекта. При развитии этих процессов выиграет та страна, которая сможет наилучшим образом использовать свой научный потенциал»1. Относительно дальнейшего продвижения обществ к экономике знаний многие авторы, позицию которых мы разделяем, считают, что в современной стадии новой экономики следует различать два этапа: 1) информационную цивилизацию; 2) цивилизацию знаний.
В связи с этим Г. Клейнер уточняет: на первой стадии, «которую можно называть информационной эрой, основную роль будут играть глобализационные процессы, как в сфере коммуникаций, так и в сфере перемещения материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также в области культурного и идеологическою трансферта,... унификации общедоступного знания, когда каждый индивид получает слабо ограниченный доступ к мировым информационным хранилищам. Вторую стадию - «цивилизацию
1. Цит. по: Варавва М.Ю. Этапы становления и тенденции развития экономики знаний // Вестник ОГУ. 2008. №4. С.46
знаний» следуют воспринимать как «период с повышенной ролью знаний в социально-экономических процессах»1. На этой стадии информационной эры главным инструментом приобретения знаний станет собственно познание, то есть процесс личностного и институционального освоения информации, соединение новой информации в рамках метаинформационных структур. Основными доминантами нового экономического уклада выступят когнитивные способности человека непрерывно продуцировать новшества, совершенствовать производство вещественных и духовных благ. В связи с этим резко возрастает роль человеческого фактора в организации научно-творческого и внедренческого труда. Поэтому страны, которые не смогут обеспечить необходимый уровень образования, развития науки, качества информационной среды, неизбежно попадут в зависимость от стран лидеров в области создания и распространения знаний. Страны, наращивающие свой научно-технический и производственный потенциал в прорывных направлениях формирования нового технологического уклада, приобретают значительные конкурентные преимущества.
В
настоящее время
1)Постепенность.
Трансформация индустриальной экономики
в постин-дустриальную происходит не скачкообразно,
а постепенно с накоплением ка-чественных
характеристик, с ярко выраженными элементами
информацион-
ной экономики.
2)Преемственность.
Экономика знаний формируется на основе
материаль- ______________________________
1. Цит по: Варавва М.Ю. Этапы становления и тенденции развития экономики знаний // Вестник ОГУ. 2008. №4. С.47
но-технологического базиса предшествующих укладов, имеет в себе все чер-
ты преемственности индустриальной эпохи, но уже со все возрастающей значимостью невещественных факторов. Структура национального богатства развитых стран иллюстрирует сокращение вещественного богатства в пользу невещественного: сегодня в США доля человеческих ресурсов составляет - 76%, физического капитала - 19%, природного капитала - 5%, для стран ОЭСР - 68%, 30%, 2% соответственно. По этому поводу А. Эльянов, замечает: «разумеется, постиндустриальное развитие опирается на производительные силы, созданные за время промышленной революции. Но не только и не столько на их материально воспроизводимую часть, сколько на интеллектуальную составляющую - накопленные знания, умения, общую культуру труда, научно-технические разработки, фундаментальные научные идеи и гипотезы. Словом, на все, в основе чего лежит творческое начало». При таком подходе информационная экономика не является, и это важно, следствием перехода на принципиально новую траекторию развития, а скорее представляет тот отрезок исторического развития, на котором начинают более рельефно проявляются скрытые до тех пор информационные характеристики. На предшествующих этапах они существовали только в скрытой форме. Но наступает момент в развитии экономики, когда её информационные свойства становятся явными и решающими в такой степени, что экономика определяется уже как информационная.
3)Интеллектуализация. Знаниевая модель экономики предъявляет высокие требования к интеллектуальной доминанте человеческих ресурсов. «Ко-роткий цикл» знаний, навыков, профессий предполагает постоянное обнов-ление индивидуальных способностей и восприятия новой информации. По
экспертным оценкам, в настоящее время ежегодно обновляется около 5%
теоретических
знаний и 20% профессиональных знаний. Для
поддержания компетентности на требуемом
уровне, по мнению специалистов, необходимо
в течение недели знакомиться с 3-4-мя новыми
публикациями по специально-
сти. Экономика знаний требует не менее
60% трудоспособного населения с высшим
образованием (это в 2-3 раза выше, чем имеется
сегодня в развитых странах: в США - 30%,
ОЭСР - 22%), и в ближайшие 10-15 лет человечество
будет переживать всемирный бум спроса
на образовательные услуги. Так, в
США около 60%) рабочей силы составляют
лица с высшим и неоконченным высшим образованием,
и выдвигается задача довести этот показатель
до 90% еще при жизни нынешнего поколения
американцев.
Главными причинами этого являются: во-первых, ограниченность рынков развивающихся стран и невозможность формирования в них того высокообеспеченного «среднего класса», который восприимчив к постиндустриальным тенденциям; во-вторых, значительная миграция потенциальных членов «класса интеллектуалов» из «третьего» мира в «первый» и, наконец, в-третьих, беспрецедентная финансовая и технологическая зависимость развивающихся стран от постиндустриального мира». Увеличивающийся разрыв и нарастающие противоречия по линии «Север-Юг» привели к тому, что для большинства развивающихся стран результатом наступления постэкономической эры стало предельно обостренное понимание недостижимости западных стандартов жизни и
уровня потребления. Таким образом, несмотря на быстрый прогресс знаний и технологий, лишь немногие из развивающихся стран оказались в состоянии воспользоваться его плодами.
Это означает, что далеко не для всех стран (в том числе и для России) индустриальная парадигма полностью исчерпала себя. «Там, где сохраняется сфера ручного и малоквалифицированного труда, неразвитая рабочая сила и отсталая технология, - отмечает Р. Нуреев, - индустриальные ценности по-прежнему остаются привлекательными».
5) Глобальность. Новую экономику связывают с глобализацией совре-менных научно-технологических открытий и применяемых знаний. В связи с этим ее характерными чертами становятся: глобальность происходящих из-менений, их скорость и масштабность, многообразие, сочетание общемировых тенденций с их индивидуализацией в различных странах, многократный рост производительности и интенсивности труда как производителей информационных продуктов, так и их потребителей.
Доступность всех видов знания, обеспечивает одинаковые возможности для разных стран ускорить свое развитие, решить важнейшие социальные проблемы (гарантированное обеспечение продовольствием, энергоресур- сами, здравоохранение, образование и т. д.).
6) Сциентарность. Для знаниевой экономики характерен разумный сциентизм, который опирается на ряд моментов:
а) интеграционность и специализация. По словам А. Добрынина, интеграционные процессы способствуют науке «нахождению своей ниши в глобальном разделении труда». Интеграция ускоряет технологическое развитие за счет объединения совместных усилий многих стран в решении важнейших научно-исследовательских проблем: к настоящему времени свыше 32% научных статей написаны учеными разных стран в соавторстве, 67% технологических альянсов имеют межстрановый характер.
б) индустриализация.
Из перечисленного перечня специализаций
следует, что мировая наука становится
все более приклад
ной, и с технологической точки зрения
все больше приближается к производственному
процессу (все чаще науку определяют как
индустрию знаний. - М.В.). Огромные интеллектуальные
ресурсы, колоссальные ма-
териальные затраты, масштабные проекты,
многообразие институтов, характеризующих
«большую науку», по словам И. Черняковой
«создают впечатление, что производство
научных идей поставлено «на поток»,
индустриализовано, стало делом коллективного
творчества... и все более приближается,
к производству вещей»1
в) гетерархичность и интерперсоналъностъ. Усложнение процесса произ-водства нового знания, рост факторов неопределенности и риска требуют, чтобы научным поиском занимались целые коллективы. Знания такого типа не могут быть произведены только внутри прежних, стабильных иерархических академических структур посредством индивидуальной исследовательской работы. Вот почему эти структуры заменяются гетерархичными и недолговечными, с упором на коллективное творчество, и сети временных соглашений между практиками и исследователями. В результате «наука постиндустриального социума утрачивает свой индивидуальный характер и становится интерперсональной. Кроме того, указанное обстоятельство предполагает информационное обеспечение научного процесса, сетевое общение с коллегами, внешнюю экспертизу полученных результатов. Таким образом, коллективный характер современной науки обусловлен его сетевой структурой: сетевое общество информационной эпохи своим главным субъектом делает группу, без кото
______________________________
1. Варавва М.Ю. Этапы становления и тенденции развития экономики знаний // Вестник ОГУ. 2008. №4. С.49
15
рой не может существовать сеть.
г) виртуализация. Указанная выше черта, порождает еще одну специфику научной деятельности - виртуализацию исследовательского поиска. В основе этого процесса лежит всеобщая компьютеризация деятельности вообще и научной в частности. Виртуализация способствует, на наш взгляд, усилению коммунникативности научного сообщества, а ведущую роль в этом процессе играет, так называемый «невидимый колледж» (invisible college). «Невидимый колледж» составляет группа ученых, находящихся в непосредственных научных контактах по поводу разработок проблем, обмена информацией по новейшим результатам исследований.
д) мобильность. Виртуализация научной деятельности позволяет в настоящее время любому ученому распространять свои научные работы, читать лекции в зарубежных вузах, создавать личные электронные учебники, встречаться с коллегами, в какой географической точке они бы не находились. Мобильность предполагает и беспрепятственное перемещение высококвалифицированных научных кадров в межстрановым аспекте.
е) гуманистичностъ и этичность. Нами уже было отмечено, что социальные эффекты, порождаемые научно-техническим прогрессом, затрагивают самые разные аспекты человеческого существования. Однако приближение науки к нуждам человека приводит к тому, что сам человек становится объектом научных исследований, последствия которых не всегда однозначны, безопасны и предсказуемы. Следовательно, актуализируется задача защитить человека, в непосредственных интересах которого осуществляется прогресс науки и техники, от негативных исследований того же прогресса. В связи с этим, отмечает В. Степин, «возникает необходимость экспликации связей фундаментальных внутринаучных ценностей (рост знания) с вненаучными ценностями общесоциального (гуманистического. - М.В.) характера». Некоторые прикладные аспекты научной деятельности
16
могут иметь отрицательные побочные эффекты для общества и среды обитания человека. Поэтому, научное сообщество несет особую ответственность за поиск путей исключающих использование науки в пагубных целях, которые этически неприемлемы или могут иметь опасные последствия для человечества.