Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 11:36, курсовая работа
Современный этап эволюции мировой и отечественной экономик пред-полагает создание обществ, базирующихся на знаниях, где экономическое и социальное благополучие страны определяется наукоемкими технологиями, инновационной доминантой и уровнем интеллектуального развития человеческого капитала.
Введение 3
Глава 1. Сущность информационной экономики 5
1.1. Понятие информационной экономики, ее содержание 5
1.2. Изменение роли факторов производства в условиях информационной экономики 17
Глава 2. Знание как основной фактор информационной экономики 25
2.1. Сущность знания, его значение в информационной экономике 25
2.2. Структура знания в современной экономике 33
Глава 3. Изменение роли человеческого капитала в информационной эконо-мике 38
3.1. Человеческий капитал как фактор производства 38
3.2. Роль человеческого капитала в информационной экономике 43
Заключение 46
Список литературы
______________________________
1. Варавва М.Ю.
Становление экономики,
32
их как
специфические условия и
Остановимся на наиболее важных аспектах когнитивно-инновационной сферы, которые, по нашему мнению, дестимулируют процессы движения России к цивилизованной знаниевой экономике. Прежде всего, в стране не создана эффективная национальная инновационная система. В условиях российской экономики переходного периода в первую очередь необходимо говорить о возможностях развития индустрии инноваций, а не о промышленной политике, так как ни стройной концепции, ни инструментов, ни системного подхода к промышленной политике в России до сих пор не выработано.194 Поэтому повышение конкурентоспособности индустрии инноваций, по нашему мнению, первично и должно способствовать выработке в дальнейшем эффективной промышленной политики.
Наличие разноуровневых технологических укладов в стране привело к тому, что господствующими в большинстве отраслей производства являются третий и четвертый технологические уклады. Расширение пятого технологического уклада носит догоняющий и имитационный характер (так как происходит на импортной базе), а шестой - представлен фрагментарно в космической и авиационной промышленности. Однако по словам С.Глазьева, «отставание это происходит на фазе эмбрионального развития и может быть преодолено в фазе роста,... освоение нового технологического уклада позволит извлекать «интеллектуальную ренту» в глобальном масштабе»1. В связи с этим проблема перехода российских отраслей производства к шестому укладу (а его основу составляют калс-технологии - М.В.) для каждой отрасли специфичны и потребуют значительных ресурсов, «так как все технологические процессы необходимо будет создавать заново».
1. Варавва
М.Ю. Становление экономики,
33
2.2. Структура знания в современной экономике
Экономика – древняя наука. Ее начала заложены еще в царстве Вавилония в 1800 г. до нашей эры, когда был создан первый свод законов по управлению государством. В числе их были и законы ведения хозяйства — экономики.
В современном обществе роль экономики и экономической науки настоль-ко возросла, что это дало возможность заявить: “Увы, век рыцарства прошел; наступил другой век — экономистов и счетных машин”1. Теория вообще — это система обобщенных научных знаний об объектах реальной действи-тельности. Теория — это сокровенная часть всякой истинной науки, а, как сказал известный ученый и поэт М.В. Ломоносов, наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни. Экономическая теория как наука об эконо-мике так же широка и сложна, как и сама экономика. Выделяют общую и частную экономическую теорию. Общая экономическая теория (далее – экономическая теория) раскрывает общие условия, факторы, формы и законы хозяйствования, не зависящие от конкретной сферы экономической деятельности, отрасли, страны и их особенностей. Частная экономическая теория отражает отдельные теоретические основы ряда конкретных наук: управления, экономики предприятия, экономики труда, анализа, учета, статистики, финансов и т.д. В этих “разделах” науки изучаются особенности экономики на её определенном структурном уровне.
Существует три подхода к определению
предмета экономической тео-рии:Эффективное
использование ресурсов для более полного
удовлетворения ______________________________
1. www. Economy-web.org/?p=566
34
потребностей, улучшения качества товаров и услуг; Взаимодействие производительных сил и производственных отношений; Вся система общества, охватывающая производительные силы, производственные отношения и надстройку (политику).
Суть первого подхода заключается в том, что поскольку материальные потребности общества безграничны, а экономические ресурсы для производства товаров и услуг ограничены (или редки), то эффективность (результативность) экономики достигается путем рационального выбора: выпуск одного вида продукции может быть увеличен при сокращении объемов производства другого. Также учитываются оптимальность нынешнего производства продукции и будущие возможности удовлетворения потребностей. При этом в обществе необходимо обеспечить полную занятость населения и достаточный объем производства. Главное в первом подходе – соотношение “потребности – ресурсы”. Оно и выступает предметом исследования экономической теории. Сторонники такого подхода изучают деятельность человека, домашних хозяйств, фирм, общества и государства в производстве, распределении, обмене и потреблении благ.
Второй подход заключается в определении предмета экономической теории в системе производительных сил и производственных отношений. При этом исследуются не только их внешние, хозяйственные проявления, но и социальная сущность, общественная организация, взаимодействие и законы развития. Данный подход характерен для марксистско-ленинской экономической теории, политической экономии.
При третьем подходе в качестве предмета экономической теории берется система общества как совокупность экономических отношений, механизмов хозяйствования для эффективного использования ресурсов, методов
35
государственного регулирования и экономической политики, нацеленных на достижение стабильного экономического роста и благосостояния.
Каждый из трех подходов расширяет круг объектов (благо, потребности, ресурсы, производительные силы, производственные отношения, надстройки) и субъектов (собственники, домашние хозяйства, фирмы, государство), взаимосвязи которых изучает экономическая теория. Тем самым углубляются и обобщаются наши представления об экономической жизни общества в системе принципов, теорий, законов.
Экономическая теория, ее предмет есть система фундаментальных научных знаний о факторах, законах, закономерностях и механизмах функционирования экономики на различных структурных уровнях экономической системы.
До сих нор неоднозначно определяют соотношение “экономической теории” и “политической экономии”. Есть много доводов в пользу того, что политическая экономия это особая часть экономической теории. Особая потому, что политическая экономия изучает преимущественно сущность и проявления экономических отношений между людьми, т.е. их отношений по поводу важнейших экономических процессов – производства благ, их присвоения, распределения, обмена и потребления. Эти отношения особенные, они сложны, важны и динамичны, поэтому их изучение сложилось в науку под названием “политическая экономия”.
Следует отметить, что в последние годы политэкономия переживает известный застой. Но такое положение преходяще. Поэтому будущие молодые специалисты должны знать, особенности политэкономии как науки.
36
Во-первых, политэкономия – это фундаментальная наука. Она закладывает фундамент “здания” всех экономических наук.
Во-вторых, она открывает те экономические законы, которые невидимы для людей, но в согласии с которыми люди только и могут жить в обществе, создавая его экономическое благополучие.
В-третьих, политэкономия – это наука, изучающая общественное устройство экономической жизни. А это прежде всего те связи, те отношения, которые складываются между людьми в экономике (например, каковы и почему таковы отношения между работником и нанимателем). При отсутствии же такого анализа наука об экономике теряет главный свой объект – человека в экономике – и превращается в науку о технологии получения прибыли или о технологии продаж.
В-четвертых, политэкономия, изучая отношения людей в экономике, не может не исследовать их интересы, те экономические интересы, которые по образному выражению Гельвеция “есть всесильный волшебник”.
А в-пятых, где интересы, там и противоречия. Их тоже “просвечивают рентгеном” политэкономии. Она изучает механизмы их разрешения.
И в-шестых, поскольку экономика есть фундамент общества, то знание экономики и отношений в ней создает основу для понимания того, что такое общество в целом – каково его прошлое, настоящее и будущее. А это в сложной современной жизни важно для любого специалиста. Но вернемся к предмету исследования экономической теории. В качестве предмета этой науки выступает деятельность и поведение человека, предприятия, их объединений и общества в целом по производству, распределению, обмену и
37
потреблению материальных и духовных благ в условиях определенной экономической системы.
Объектом изучения экономической науки является реальная экономика, представляющая особую сферу жизнедеятельности людей, в которой создаются блага и услуги.
Экономическая теория позволяет увидеть в экономических понятиях, категориях, законах, границах и формах определенный порядок, причинно-следственную зависимость, подвластную познанию и воздействию. Отражая сложную реальность, экономическая теория является системой знаний о том, как реальная экономика функционирует и развивается. Будучи системой, эта наука имеет свою структуру, в которой в современных курсах выделяются 4 основных блока: общая экономическая теория, микроэкономика, макроэконо-мика, мировая экономика (или интерэкономика). Первый из них – общая экономическая теория – раскрывает общую теорию экономической системы, ее структуры, критерии типологии, даёт характеристику основных её типов, видов и моделей, определяет общие предпосылки, условия, элементы и сферы экономики, их особенности и эффективность, тенденции развития.
Микроэкономика
– часть экономической теории,
изучающая отдельные обо-
Макроэкономика — часть экономической теории, которая изучает экономику как целостность, как совокупность и взаимосвязанность всех экономических процессов, происходящих в обществе.
Мировая экономика изучает глобальные экономические взаимосвязи — между странами, регионами, международными объединениями.
38
Глава 3. Изменение роли
человеческого капитала
в информационной экономики
3.1. Человеческий капитал как фактор производства
В современном мире на уровень и качество занятости оказывают влияние такие факторы, как процессы глобализации и регионализации мировой экономики, небывалый прогресс информационной технологии и технологии связи, новые методы управления и стратегии бизнеса. Эти взаимосвязанные явления в значительной степени определяют и новые формы организации труда. Производство товаров и услуг все больше зависит от знаний и квалификации рабочей силы. Экономическая интеграция предполагает потерю рабочих мест в одних секторах экономики и создание их в других.
Глобализация и стремительный технологический прогресс могут не только содействовать улучшению функционирования рынка труда, но и создавать новые проблемы в социально-трудовой сфере. В частности, основная задача, которую приходится решать странам с низкими доходами, заключается в том, чтобы теснее увязать политическую занятости с борьбой против бедности и социального отторжения.
В странах со средним уровнем доходов большое значение приобретают проблемы социального диалога, расширения занятости и обеспечения устойчивого экономического роста. В странах с высоким уровнем доходов на первый план выходят проблемы социальной изоляции, качества и стабильности рабочих мест. А такие проблемы как охрана труда, право трудящихся и работодателей на организацию и тендерное равенство имеют одинаковое значение для всех стран независимо от уровня доходов.
Однако в то же время процессы структурной и технологической перестройки мировой экономики предоставляют и новые возможности для экономического роста и создания рабочих мест. Уровень и квалификация
39
рабочей силы той или иной страны становятся решающей предпосылкой для использования преимуществ современного НТП. Эффективность национальных экономик все больше зависит от уровня подготовки рабочей силы. В век глобализации понятие "конкурентоспособность промышленности" имеет смысл заменить понятием «конкурентоспособность рабочей силы»