Денежно-кредитная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 11:38, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе рассмотрены представления различных экономических школ о денежно-кредитном регулировании экономики, иерархия целей денежно-кредитной политики, ее правила и основные виды, методы денежно-кредитного регулирования, теоретические основы трансмиссии денежно-кредитной политики, а так же основные направления денежно-кредитной политики на 2011 год и период 2012и 2013 годов

Содержание работы

1.1 Введение…………………………………………………………………………..3
1.2 Представления о денежно-кредитном регулировании экономики
различными экоомическими школами
-Неоклассическая школа…………………………………………………………..4
-Кейнсианская модель денежно-кредитного регулирования………………… ..4
-Монетаристская количественная теория денег…………………………………5
2.1 Денежно-кредитная политика и ее цели………………………………………..6
2.2 Основные виды денежно-кредитной политики………………………………..8
2.3 Правила денежно-кредитной политики ……………………………………....10
2.4 Методы денежно-кредитной политики……………………………………….14
2.5 Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики………………..20
3.1 Основные направления денежно-кредитной политики на 2011 год и период 2012 и 2013 годов……………………………………………………………………23
3.2 Заключение……………………………………………………………………....27
3.3 Список использованной литературы…………………………………………..28

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 754.42 Кб (Скачать файл)

 

 

Денежно-кредитная  политика и ее цели

Денежно-кредитная политика — одно из основных средств воздействия  государства на экономические процессы. Как система согласованных мероприятий  в области денежного обращения  и кредита эта политика направлена на регулирование основных макроэкономических показателей. Субъектом денежно-кредитной политики является Центральный банк страны, который с помощью определенных методов воздействует на предложение и спрос на денежном рынке.

    Схема «Магический четырехугольник» позволяет увидеть, какие именно основные меры следует предпринимать для достижения конечных целей экономической политики, и также понятно, что цели «магического четырехугольника» являются и целями экономической политики государства в целом и целями денежно-кредитной политики в частности.

 

Антиинфляционная  политика

(цель - стабильность  цен)

  • бюджетно-налоговая политика
  • внешнеэкономическая политика
  • политика доходов

Политика обеспечения  занятости

  • политика в отношении рынка труда
  • кадровая политика демографическая политика

Денежно кредитная  политика

Политика экономического роста

(цель - экономический рост)

  • инвестиционная политика
  • инновационная политика
  • антимонопольная политика
  • политика в области образования

Политика в области  платежного баланса

(цель - равновесие платежного баланса; стабильность валютного курса)

  • политика в области валютного курса
  • внешнеторговая политика политика в области движения




Схема 1«Магический четырехугольник»

Денежно-кредитная  политика представляет собой совокупность разработанных центральным банком совместно с правительством мероприятий в области организации денежных и кредитных отношений в стране. С помощью этих мероприятий обеспечивается воздействие денежно-кредитной сферы на воспроизводственный процесс в целях регулирования экономического роста, повышения эффективности производства, обеспечения занятости населения, стабильности внешнеэкономических связей, т. е. для решения важнейших стратегических задач, стоящих перед экономикой каждой страны. В общем виде целью государственного регулирования экономики является достижение макроэкономического равновесия при оптимальных для данной страны темпах экономического роста. Денежно-кредитная политика является одной из составных частей государственной экономической политики, включающей также структурную, финансовую, социальную и внешнеэкономическую политику. Следовательно, высшая цель государственной денежно-кредитной политики заключается в обеспечении стабильного экономического роста и совпадает со стратегической целью государственной экономической политики.

Однако эта цель достигается  с помощью мероприятий в рамках денежно-кредитной политики, которые  имеют свою специфику, осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры. Проблема осложняется еще и тем, что, выбрав конечную цель и применяя инструменты  денежно-кредитной политики, центральный  банк не может немедленно и непосредственно  контролировать целевые параметры. Центральный банк должен определить показатели, которые влияют на конечные цели и поддаются его контролю. Такие показатели называют промежуточными целями денежно-кредитной политики. В качестве промежуточных целей могут выступать денежная масса, номинальная процентная ставка, номинальный ВВП, валютный курс. Выбор промежуточной цели основан на следующих критериях:

• быстрота измерения и доступность информации о целевом параметре;

• возможность контроля и управления с помощью инструментов центрального банка;

• согласованность и предсказуемость влияния на конечные цели.

Однако инструменты центрального банка не позволяют напрямую добиться даже этих промежуточных целей. Поэтому  подбирается набор переменных, которые  называют тактическими целями или операционными процедурами, т. е. такие параметры денежно-кредитной сферы, на которые центральный банк может воздействовать непосредственно. Это могут быть банковские резервы, денежная база, ставки межбанковского рынка и т. п.

 

Основные виды денежно-кредитной политики

Денежно-кредитная система не только опосредует обмен товаров и услуг, но и воздействует на процесс производства, темпы его роста и изменение  структуры. Поэтому управление данной системой оказывает существенное влияние  на развитие экономики в целом. Такое  взаимовлияние предполагает осуществление мероприятий, направленных как на монетарную, так и немонетарную сферу экономики, то есть требует комплексного подхода.

К немонетарным методам регулирования  следует отнести действия, направленные на устранение структурных диспропорций в сфере производства, повышение его технологического уровня и эффективности. Сокращение издержек производства вносит значительный вклад в борьбу с их инфляцией. В этом же направлении действует и антимонопольная политика, предусматривающая ограничение роста монопольных цен. Особое значение в стабилизации денежно-кредитной системы приобретает политика стимулирования сбалансированного экономического роста. Увеличение объема производства товаров и услуг создает необходимую базу для укрепления покупательной способности денег, оздоровления кредитных и финансовых отношений.

Объективно важное значение имеет  и фискальная политика (налоги, государственные расходы), способная регулировать совокупный спрос, совокупное предложение, а также денежно-кредитные отношения.

Управление денежно-кредитной системой может осуществляться путем воздействия  на уровень спроса на деньги и уровень  их предложения. Это воздействие производится в рамках государственной денежно-кредитной политики. С позиции изменения динамики денежной массы, цен и покупательной способности денег выделяют 2 вида денежно-кредитной политики: инфляционный (экспансионистский и дефляционный (рестриктивный)). К промежуточной форме можно отнести дезинфляцию - сокращение темпов инфляции до приемлемых размеров.

Кейнсианские теоретические концепции  на первый план выдвигали проблему регулирования совокупного спроса. В качестве теоретического обоснования  регулирующих мер использовалась кривая Филипса, демонстрирующая обратную зависимость между инфляцией и безработицей. Поэтому давались рекомендации о необходимости достижения такой точки на этой кривой (т.е. благоприятного соотношения между инфляцией и безработицей), которая соответствовала конечным целям экономической политики. В результате были выдвинуты два варианта антиинфляционных действий - дефляционная политика и политика доходов. Дефляционная политика направлена на борьбу с факторами инфляции спроса путем снижения государственных расходов, повышения налогов, введения рестриктивной кредитной политики с высокими процентными ставками. Однако воздействие денежно-кредитной политики на уровень процентных ставок и инвестиции неабсолютно. Активное использование фискальной политики в этом случае может быть затруднено, поскольку оно зависит от законодательных органов. Денежно-кредитные меры более оперативны, гибки и в меньшей степени подвержены политическому давлению.

При дефляционной политике правительство  сокращает расходы государственного бюджета, увеличивает налоги и продажу  государственных ценных бумаг. Однако степень ее реализации объективно ограничена возможным сокращением инвестиционной деятельности и производства.

Против факторов инфляции издержек направляли политику доходов, которая предусматривает действия по замораживанию цен и заработной платы или чаще по контролю за их ростом в определенных пределах, для чего использовались: заключение договоров между предпринимателями и рабочими или же установление законодательного контроля за соблюдением пределов роста цен, зарплаты и прибыли, предусматривающего применение соответствующих льгот и санкций.

В 70-е годы в экономике Запада стала проявляться стагфляция, в результате которой известные методы стабилизации образуют порочный круг. Борьба с инфляцией осуществляется с помощью мер, которые негативно сказываются на экономическом росте и служат фактором падения производства и увеличения безработицы, а попытки стимулировать развитие производства приводят к росту инфляции. В результате государству приходилось постоянно менять направления своих действий. Проведение политики доходов также столкнулось с отрицательным отношением к ней в обществе со стороны, как предпринимателей, так и профсоюзов. В результате ортодоксальные кейнсианские варианты экономической политики чаще давали сбои.

В это время на первый план выдвинулись  монетаристские концепции борьбы с инфляцией, в соответствии с которыми приоритетной задачей стало жесткое ограничение спроса методами рестриктивной денежно-кредитной политики и непосредственного управления ростом денежной массы согласно М. Фридману, утверждавшему, что единственным эффективным способом остановить инфляцию является ограничение темпов роста количества обращающихся денег. Центральные банки стали вводить целевые ориентиры прироста денежной массы, или денежное таргетирование.

Поскольку долгосрочная стабильность цен рассматривалась монетаристами как необходимое условие устойчивого экономического роста, они требовали отказа от стимулирования экономики при помощи «точной настройки», вызывавшей резкие изменения курса правительства. Ортодоксальные монетаристские варианты регулирования экономики предусматривали переход к устойчивой политике, не реагирующей на колебания деловой активности. По их мнению, денежно-кредитная политика должна быть направлена исключительно на контроль над инфляцией, а не воздействовать на спрос и экономический цикл, как это практиковалось ранее. Какие-либо специальные мероприятия по борьбе с инфляцией издержек ими не предусматривались, а давались рекомендации по формированию и поддержке предпринимательской деятельности, рыночной конкуренции.

В определенной степени денежно-кредитная  сфера всегда была подвержена влиянию  саморегулирующегося рыночного  механизма. В условиях металлического денежного обращения функция  накопления и сбережения денег выполняла  роль регулятора их количества в обращении. Уход металла из денежного обращения, прекращение свободного размена банкнот на золото по фиксированному паритету и бурное развитие кредитно-банковской системы сняли барьеры для эмиссии бумажных денег и подорвали чисто рыночный механизм автоматического регулирования их количества. Потребовалось государственное регулирование, которое по мере развития кредитно-банковской системы закрепило управленческие функции за центральными банками. Деятельность последних стала составным элементом системы государственного регулирования экономики. Являясь проводником государственной политики, центральные банки усилили свою регулирующую роль и обеспечили дополнительное доверие к своим действиям.

          Поскольку денежное обращение  необходимо рассматривать в единстве  с другими сферами экономики,  а инфляцию как многофакторный процесс, то и денежно-кредитную политику следует осуществлять одновременно с мерами по регулированию народного хозяйства в целом. Другими словами, регулирование денежного обращения в широком смысле слова предполагает реализацию мероприятий, направленных не только на монетарную, но и на немонетарную область хозяйства, а значит требует комплексного и в то же время гибкого подхода.

К немонетарным способам регулирования, оказывающим в то же время обратное воздействие на денежную сферу, следует  отнести прежде всего такие действия, которые нацелены на устранение структурных диспропорций в производстве, на повышение его технологического уровня и уровня эффективности. Сокращение благодаря этому издержек производства внесет значительный вклад в борьбу с инфляцией издержек. В этом же направлении будет действовать и антимонопольная политика, направленная на ограничение монопольных цен. Причем первостепенное значение в деле стабилизации денежного обращения, особенно в условиях переходной экономики, приобретает стимулирование экономического роста, ибо увеличение объема производства товаров и услуг создает необходимую базу для укрепления покупательной способности денег.

Объективно важное значение имеет, конечно, фискальная политика (налоги, государственные расходы), поскольку она способна регулировать как совокупный спрос, так и совокупное предложение, а опосредованно и денежное обращение.

В то же время следует отдавать себе отчет в том, что воздействие  перечисленных выше регулирующих мер  носит в значительной степени  опосредованный характер, требует много  времени и сопряжено с различного рода побочным последствиями. В частности, непродуманная политика экономического спроса и денежной массы, что будет содействовать обострению инфляции.

В этой связи монетарные методы воздействия  на денежную сферу имеют то преимущество, что направлены непосредственно  на объект регулирования и относительно быстро дают результат. Впрочем и  здесь побочным результатом абсолютизации  этих методов может стать нарушение нормальной связи эмиссии денег с потребностями хозяйства и, как следствие, падения производства, рост безработицы и социальной напряженности в обществе.

 

Правила денежно-кредитной  политики

Правила позволяют формулировать  решения в области экономики.Существует довольно большое число определений  правил денежно-кредитной политики. Определения простираются от самых  общих — например, «систематический процесс принятия решений, использующий информацию последовательным и предсказуемым образом» — до крайне технических — например, «специфическая формула, определяющая процедуру применения инструмента денежно-кредитной политики».Или еще одно определение: правило денежно-кредитной политики — это функция ответной реакции центрального банка, в соответствии с которой инструмент де нежно-кредитной политики отвечает на изменения нескольких ключевых экономических переменных.Правила денежно-кредитной политики — это всегда нечто большее, чем математическая формула, это целая система принятия решений, методический и гибкий под ход к выработке и реализации денежно-кредитной политики.

Информация о работе Денежно-кредитная политика