Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 11:38, курсовая работа
В курсовой работе рассмотрены представления различных экономических школ о денежно-кредитном регулировании экономики, иерархия целей денежно-кредитной политики, ее правила и основные виды, методы денежно-кредитного регулирования, теоретические основы трансмиссии денежно-кредитной политики, а так же основные направления денежно-кредитной политики на 2011 год и период 2012и 2013 годов
1.1 Введение…………………………………………………………………………..3
1.2 Представления о денежно-кредитном регулировании экономики
различными экоомическими школами
-Неоклассическая школа…………………………………………………………..4
-Кейнсианская модель денежно-кредитного регулирования………………… ..4
-Монетаристская количественная теория денег…………………………………5
2.1 Денежно-кредитная политика и ее цели………………………………………..6
2.2 Основные виды денежно-кредитной политики………………………………..8
2.3 Правила денежно-кредитной политики ……………………………………....10
2.4 Методы денежно-кредитной политики……………………………………….14
2.5 Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики………………..20
3.1 Основные направления денежно-кредитной политики на 2011 год и период 2012 и 2013 годов……………………………………………………………………23
3.2 Заключение……………………………………………………………………....27
3.3 Список использованной литературы…………………………………………..28
Денежно-кредитная политика и ее цели
Денежно-кредитная политика
— одно из основных средств воздействия
государства на экономические процессы.
Как система согласованных
Схема «Магический четырехугольник» позволяет увидеть, какие именно основные меры следует предпринимать для достижения конечных целей экономической политики, и также понятно, что цели «магического четырехугольника» являются и целями экономической политики государства в целом и целями денежно-кредитной политики в частности.
Антиинфляционная политика (цель - стабильность цен)
|
Политика обеспечения занятости
|
Денежно кредитная политика | |
Политика экономического роста (цель - экономический рост)
|
Политика в области платежного баланса (цель - равновесие платежного баланса; стабильность валютного курса)
|
Схема 1«Магический четырехугольник»
Денежно-кредитная политика представляет собой совокупность разработанных центральным банком совместно с правительством мероприятий в области организации денежных и кредитных отношений в стране. С помощью этих мероприятий обеспечивается воздействие денежно-кредитной сферы на воспроизводственный процесс в целях регулирования экономического роста, повышения эффективности производства, обеспечения занятости населения, стабильности внешнеэкономических связей, т. е. для решения важнейших стратегических задач, стоящих перед экономикой каждой страны. В общем виде целью государственного регулирования экономики является достижение макроэкономического равновесия при оптимальных для данной страны темпах экономического роста. Денежно-кредитная политика является одной из составных частей государственной экономической политики, включающей также структурную, финансовую, социальную и внешнеэкономическую политику. Следовательно, высшая цель государственной денежно-кредитной политики заключается в обеспечении стабильного экономического роста и совпадает со стратегической целью государственной экономической политики.
Однако эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках денежно-кредитной политики, которые имеют свою специфику, осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры. Проблема осложняется еще и тем, что, выбрав конечную цель и применяя инструменты денежно-кредитной политики, центральный банк не может немедленно и непосредственно контролировать целевые параметры. Центральный банк должен определить показатели, которые влияют на конечные цели и поддаются его контролю. Такие показатели называют промежуточными целями денежно-кредитной политики. В качестве промежуточных целей могут выступать денежная масса, номинальная процентная ставка, номинальный ВВП, валютный курс. Выбор промежуточной цели основан на следующих критериях:
• быстрота измерения и доступность информации о целевом параметре;
• возможность контроля и управления с помощью инструментов центрального банка;
• согласованность и предсказуемость влияния на конечные цели.
Однако инструменты
Основные виды денежно-кредитной политики
Денежно-кредитная система не только опосредует обмен товаров и услуг, но и воздействует на процесс производства, темпы его роста и изменение структуры. Поэтому управление данной системой оказывает существенное влияние на развитие экономики в целом. Такое взаимовлияние предполагает осуществление мероприятий, направленных как на монетарную, так и немонетарную сферу экономики, то есть требует комплексного подхода.
К немонетарным методам регулирования следует отнести действия, направленные на устранение структурных диспропорций в сфере производства, повышение его технологического уровня и эффективности. Сокращение издержек производства вносит значительный вклад в борьбу с их инфляцией. В этом же направлении действует и антимонопольная политика, предусматривающая ограничение роста монопольных цен. Особое значение в стабилизации денежно-кредитной системы приобретает политика стимулирования сбалансированного экономического роста. Увеличение объема производства товаров и услуг создает необходимую базу для укрепления покупательной способности денег, оздоровления кредитных и финансовых отношений.
Объективно важное значение имеет и фискальная политика (налоги, государственные расходы), способная регулировать совокупный спрос, совокупное предложение, а также денежно-кредитные отношения.
Управление денежно-кредитной
Кейнсианские теоретические
При дефляционной политике правительство
сокращает расходы
Против факторов инфляции издержек направляли политику доходов, которая предусматривает действия по замораживанию цен и заработной платы или чаще по контролю за их ростом в определенных пределах, для чего использовались: заключение договоров между предпринимателями и рабочими или же установление законодательного контроля за соблюдением пределов роста цен, зарплаты и прибыли, предусматривающего применение соответствующих льгот и санкций.
В 70-е годы в экономике Запада стала проявляться стагфляция, в результате которой известные методы стабилизации образуют порочный круг. Борьба с инфляцией осуществляется с помощью мер, которые негативно сказываются на экономическом росте и служат фактором падения производства и увеличения безработицы, а попытки стимулировать развитие производства приводят к росту инфляции. В результате государству приходилось постоянно менять направления своих действий. Проведение политики доходов также столкнулось с отрицательным отношением к ней в обществе со стороны, как предпринимателей, так и профсоюзов. В результате ортодоксальные кейнсианские варианты экономической политики чаще давали сбои.
В это время на первый план выдвинулись монетаристские концепции борьбы с инфляцией, в соответствии с которыми приоритетной задачей стало жесткое ограничение спроса методами рестриктивной денежно-кредитной политики и непосредственного управления ростом денежной массы согласно М. Фридману, утверждавшему, что единственным эффективным способом остановить инфляцию является ограничение темпов роста количества обращающихся денег. Центральные банки стали вводить целевые ориентиры прироста денежной массы, или денежное таргетирование.
Поскольку долгосрочная стабильность
цен рассматривалась
В определенной степени денежно-кредитная сфера всегда была подвержена влиянию саморегулирующегося рыночного механизма. В условиях металлического денежного обращения функция накопления и сбережения денег выполняла роль регулятора их количества в обращении. Уход металла из денежного обращения, прекращение свободного размена банкнот на золото по фиксированному паритету и бурное развитие кредитно-банковской системы сняли барьеры для эмиссии бумажных денег и подорвали чисто рыночный механизм автоматического регулирования их количества. Потребовалось государственное регулирование, которое по мере развития кредитно-банковской системы закрепило управленческие функции за центральными банками. Деятельность последних стала составным элементом системы государственного регулирования экономики. Являясь проводником государственной политики, центральные банки усилили свою регулирующую роль и обеспечили дополнительное доверие к своим действиям.
Поскольку денежное обращение
необходимо рассматривать в
К немонетарным способам регулирования, оказывающим в то же время обратное воздействие на денежную сферу, следует отнести прежде всего такие действия, которые нацелены на устранение структурных диспропорций в производстве, на повышение его технологического уровня и уровня эффективности. Сокращение благодаря этому издержек производства внесет значительный вклад в борьбу с инфляцией издержек. В этом же направлении будет действовать и антимонопольная политика, направленная на ограничение монопольных цен. Причем первостепенное значение в деле стабилизации денежного обращения, особенно в условиях переходной экономики, приобретает стимулирование экономического роста, ибо увеличение объема производства товаров и услуг создает необходимую базу для укрепления покупательной способности денег.
Объективно важное значение имеет, конечно, фискальная политика (налоги, государственные расходы), поскольку она способна регулировать как совокупный спрос, так и совокупное предложение, а опосредованно и денежное обращение.
В то же время следует отдавать
себе отчет в том, что воздействие
перечисленных выше регулирующих мер
носит в значительной степени
опосредованный характер, требует много
времени и сопряжено с
В этой связи монетарные методы воздействия на денежную сферу имеют то преимущество, что направлены непосредственно на объект регулирования и относительно быстро дают результат. Впрочем и здесь побочным результатом абсолютизации этих методов может стать нарушение нормальной связи эмиссии денег с потребностями хозяйства и, как следствие, падения производства, рост безработицы и социальной напряженности в обществе.
Правила денежно-кредитной политики
Правила позволяют формулировать
решения в области экономики.