Денежно-кредитная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 11:38, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе рассмотрены представления различных экономических школ о денежно-кредитном регулировании экономики, иерархия целей денежно-кредитной политики, ее правила и основные виды, методы денежно-кредитного регулирования, теоретические основы трансмиссии денежно-кредитной политики, а так же основные направления денежно-кредитной политики на 2011 год и период 2012и 2013 годов

Содержание работы

1.1 Введение…………………………………………………………………………..3
1.2 Представления о денежно-кредитном регулировании экономики
различными экоомическими школами
-Неоклассическая школа…………………………………………………………..4
-Кейнсианская модель денежно-кредитного регулирования………………… ..4
-Монетаристская количественная теория денег…………………………………5
2.1 Денежно-кредитная политика и ее цели………………………………………..6
2.2 Основные виды денежно-кредитной политики………………………………..8
2.3 Правила денежно-кредитной политики ……………………………………....10
2.4 Методы денежно-кредитной политики……………………………………….14
2.5 Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики………………..20
3.1 Основные направления денежно-кредитной политики на 2011 год и период 2012 и 2013 годов……………………………………………………………………23
3.2 Заключение……………………………………………………………………....27
3.3 Список использованной литературы…………………………………………..28

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 754.42 Кб (Скачать файл)

К настоящему моменту сформулировано большое число правил денежно-кредитной  политики. Некоторые из них приведены в таблице 1. Для того чтобы разобраться во всем многообразии правил денежно-кредитной политики следует  их классифицировать по двум признакам в зависимости от характера эндогенных и экзогенных переменных, входящих в уравнение правила. В таблице 2 представлена подобная классификация правил. С точки зрения независимых переменных правила делятся на обусловленные и необусловленные. Обусловленные правила отличаются тем, что применение инструмента денежно-кредитной политики задается, обусловливается независимыми текущими экономическими переменными. Решение об использовании денежно-кредитного инструмента в каждый момент времени принимается исходя из текущего состояния экономических переменных. Необусловленное правило, наоборот, никак не реагирует на текущие экономические переменные. Решение о применении инструмента денежно-кредитной политики принимается в момент формулировки правила и в дальнейшем оно не пересматривается. Примерами обусловленных правил выступают правило МакКаллама и правило Хендерсона—МакКиббина, а необусловленных — правило постоянного темпа прироста денежной массы и правило фиксированного валютного курса. Другим признаком разграничения правил является степень управляемости зависимой переменной. В одних правилах зависимой переменной является инструмент денежно-кредитной политики, который полностью находится под контролем денежных властей. В  других правилах зависимая переменная не входит в сферу центрального банка.

Таблица 1 «Наиболее известные правила денежно-кредитной политики»

Год

Наименование правила

Авторы

ХVII век

Правило фиксированного валютного курса

-

1898

Правило процентной ставки для управления «рациональной денежной системой»

К. Виксель

1953

Правило постоянного темпа прироста денежной массы

М. Фридмен

1988

Правило МакКаллама

МакКаллам

1992

Правило Гудхарта

Ч. Гудхарт

1993

Правило Тейлора

Дж. Тейлор

1993

Правило Хендерсона—МакКиббина

Д. Хендерсон и У. МакКиббин

Начало 1990-х гг.

Простой индекс

монетарной

конъюнктуры

-

1999

Правило на базе инфляционного прогноза

Г. Рудебуш и Л. Свенссон

1999

Правило Болла

Л. Болл

2001

Оценочное правило для  открытой экономики Банка Англии

Н. Батини, Р. Харрисон, С.  Милард


 

Таблица 2 «Классификация правил денежно-кредитной политики»

 

Тип правила

Обусловленное правило

Необусловленное правило

Неуправляемая зависимая  переменная

 

Управляемая зависимая переменная

Индекс монетарной конъюнктуры

 

Правило Тейлора

Правила таргетирования номинального дохода на базе прогноза

Правило Фридмена


Другая классификация  правил денежно-кредитной политики была предложена Ларсом Свенссоном, профессором  Стокгольмского университета. Он провел различие между правилом денежно-кредитного инструмента и правилом таргетирования. В первом случае инструмент денежно-кредитной политики выражается как функция от экономических переменных. Классическими примерами правила денежно-кредитного инструмента выступают правило Гудхарта и правило Тейлора. В случае правила таргетирования центральный банк стремится минимизировать значение функции потерь, которая представляет собой уравнение отклонения целевой переменной от оптимального уровня. Тем самым правило таргетирования повторяет правило денежно-кредитного инструмента, но в неявном виде. Преимущество правила таргетирования перед правилом инструмента состоит в больших дискреционных возможностях. К примеру, структурные изменения трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики требуют переопределения правила инструмента, а правила таргетирования –нет, поскольку в последнем случае центральный банк использует инструмент по собственному усмотрению.

Правила можно также группировать и по другим признакам. Например, по инструменту денежно-кредитной политики (валютный курс, процентная ставка или денежный агрегат); по наличию внешнеэкономических связей (открытая или закрытая экономика); по включению прогноза экономических переменных в уравнение правила (перспективные и адаптивные правила); по величине запаздывания (с лагами или без) и т.д.

Правило Фридмена

Лауреат Нобелевской премии по экономике М. Фридмен в I953 г. предложил классические аргументы в пользу правил в макроэкономической политике. Приведенные им аргументы можно условно разделить на эмпирические и теоретические. Эмпирические аргументы касаются сложностей реализации государственной экономической политики, а теоретические вытекают из количественной теории, предложенной Фридменом. Суть эмпирических аргументов состоит в том, что дискреционная политика не обладает приписываний ей стабилизационной способностью. При проведении любой макроэкономической политики власти сталкиваются с временными издержками, или лагами (policy time lags), которые представляют собой переменные интервалы между возникновением потребности в противоциклической политике и ее реальным воздействием на экономическую деятельность. Из за лагов действия центрального банка часто приводят к нежелательным последствиям. Следовательно, как отмечает М. Фридмен, денежные власти должны отказаться от дискреционной политики в пользу правил.

Теоретические аргументы  «за» опираются на количественную теорию денег Фридмена, ключевым положением которой является гипотеза, что спрос на деньги хотя и не обязательно постоянен в номинальном выражении, является стабильной функцией. Проведенный им анализ истории развития денежной системы США сквозь призму м(отношения между изменением денежного предложения и цен, а также изменений в номинальном доходе позволил сформулировать четыре теоретических постулата:

  1. для стабилизации цен важен безынфляционный рост денежного предложения;
  2. экономический рост достижим как при растущих, так и при падающих ценах при условии, что их предполагаемый рост умерен и предсказуем;
  3. отношения между изменениями в денежном предложении и его детерминантами остаются постоянными, несмотря на различия и последствиях увеличения предложения денег;
  4. главным каналом воздействия на экономическую активность является денежное предложение.

Все эти положения помогли  М. Фридмену сформулировать правило постоянного темпа прироста денежной массы, или правило Фридмена (Friedman rule). «Наше окончательное правило оптимального количества денег, — пишет М. Фридмен в эссе «Оптимальное количество денег», — состоит в достижении такой дефляции, кото рая приравняет номинальную процентную ставку к нулю». На практике нулевую ставку можно получить сокращением денежного предложения со скоростью, равной норме временного предпочтения. Домохозяйства с положительной нормой временного предпочтения (household's rate of time preference) оценивают текущее потребление и доход выше, нежели потребление и доход в будущем. Если учесть убывание предельной полезности и то, что будущие поколения людей должны быть богаче, для текущей оценки потока будущих доходов и расходов необходимо их дисконтировать в соответствии с нормой временного предпочтения. Каков должен быть темп изменений денежного предложения, чтобы норма временного предпочтения  была равна нулю? Исходя из оценки за 1950—1960 гг., М. Фридмен полагал, что номинальные темпы прироста денежной массы в США должны составлять 2% в год.

Американские экономисты Чарльз Уилсон в 1979 г. и Питер Айленд в 2000 г. посредством моделей общего равновесия проанализировали предложение  Фридмена. Их выводы подтверждают достоверность  размышлений М. Фридмена: распределение  ресурсов оптимально по Парето тогда  и только тогда, когда номинальная  процентная ставка равна нулю. Но в то же время оказалось, что правило Фридмена реализуется с помощью различных денежно-кредитных тактик. Нулевую ставку можно достичь, расширяя или сокращая денежное предложение на протяжении произвольного, но конечного горизонта времени со скоростью чуть меньше нормы временного предпочтения домохозяйств. Фактически моделирование показало, что необходимое и достаточное условие равновесия с нулевой номинальной процентной ставкой и оптимальным распределением ресурсов, по Парето, заключается в том, что предложение денег должно следовать асимптотическому поведению, а именно: на неограниченном горизонте времени денежное предложение должно сокращаться со скоростью бесконечно близкой, но всегда меньшей нормы временного предпочтения. Иными словами, на беспредельном отрезке времени центральному банку необходимо строго выдерживать правило постоянного темпа прироста денежного предложения, а на конечном отрезке времени он обладает свободой действий в регулировании предложения денег.

Правило Тейлора

На сегодняшний день правило  Тейлора (Taylor rule) является самым популярным среди правил денежно-кредитной политики, особенно в политике инфляционного таргетирования. В исходное уравнение правила, разработанного в 1993 г. Джоном Тейлором, профессором Стэндфордского университета, входили переменные гэпа ВВП и инфляции. Правило Тейлора имеет множество модификаций и любое правило, включающее эти две переменные, носит имя Тейлора.Сторонники правила Тейлора приписывают ему множество достоинств. Во-первых, оно обладает стабилизационными свойствами, т.е. правило минимизирует циклические колебания в экономике. Во-вторых, оно очень простое и центральному банку не составляет труда применять его на практике. В-третьих, ex post легко проверить его эффективность на практике. В-четвертых, правило Тейлора благодаря своей простоте служит прекрасным средством коммуникации между денежными властями и частным сектором, информируя общество о методах реализации денежно-кредитной политики. В-пятых, и перспективной версии правила Тейлора используется ожидаемая инфляция как триггер ответной реакции центрального банка, и в соответствии с концепцией эффективного рынка (efficient market concept) правило отражает всю доступную экономическую информацию.

Развернутое уравнение правила  Тейлора имеет вид:

it - r* + p* + a(pt - p*) + b(yt - y*)

где it — номинальная краткосрочная процентная ставка, устанавливаемая центральным банком в момент времени t; r*— долгосрочное равновесное значение реальной процентной ставки; р* — долгосрочный ориентир инфляции; pt — инфляция в момент времени t; yt — темп прироста номинального ВВП; у* — долгосрочное значение потенциального ВВП; а и b — коэффициенты ответной реакции, отражающие степень агрессивности реакции центрального банка на шоки.

Коэффициенты уравнения  подбираются с учетом нескольких условий:

  • приемлемая амплитуда вариации ВВП, инфляции и процентной ставки в ходе использования правила;
  • устранение избыточного повторного цикла колебаний наблюдаемых переменных, когда вслед за начальным шоком и применением инструмента денежно-кредитной политики ВВП инфляция процентная ставка изменяются с большей амплитудой;
  • отсутствие гиперреакции денежно-кредитной политики на шоки, в результате которой ценовой шок переходит в шок спроса ж наоборот;
  • соответствие предпочтениям денежных властей в части регулирования инфляции: временной горизонт, в течение которого инфляция после шока возвращается к целевому ориентиру, скорость перехода на новый уровень целевого ориентира и т.д.

Значение веса при переменной инфляции обычно выбирается более единицы. Такой выбор известен как принцип  Тейлора (Taylor principle). Он означает, что центральный банк более агрессивно реагирует на изменение цен, нежели ВВП. Гэп ВВП входит в правил Тейлора по двум причинам. Во-первых, он является индикатором будущей инфляции, а во-вторых, гэп позволяет проводить различие между шоком спроса и ценовым шоком. В случае шока спроса гэп ВВП и инфляция изменяются в одном направлении. Например, при отрицательном шоке спроса (отрицательный гэп ВВП наблюдаете при избыточном совокупном спросе, превышающем потенциальный ВВП) происходит снижение инфляции. При ценовом шоке гэп ВВП и инфляция, наоборот, изменяются в разных направлениях. В xoде такого шока власти сталкиваются с проблемой выбора между экономическим ростом и инфляцией.

С увеличением веса гэпа ВВП амплитуда повторного цикла  колебаний наблюдаемых переменных (инфляции и процентной ставки) также возрастает.Правило становится чувствительным к шоку спроса. Слишком большой вес гэпа ВВП приводит к тому, что процентная ставка реагирует не столько на инфляцию, сколько на колебания ВВП, вследствие чего ориентир инфляции игнорируется. 

Правило Тейлора можно  подвергнуть различным модификациям. В его уравнение часто включают лаггированную процентную ставку (it-k ), что придает правилу адаптивный и инерционный характер. Его можно превратить в перспективное правило, заменив переменную инфляции (рt) на ожидаемую инфляцию (Etpt+k )В таком случае прогноз инфляции будет рассматриваться как промежуточная цель денежно-кредитной политики. Наконец, в него можно включить переменную валютного курса, и трансформировать его в правило Болла.

 

Методы регулирования  денежного обращения

В самом общем виде задача монетарной политики состоит в создании условий, при которых экономические  агенты (частные лица, предприниматели, общественные и государственные  органы), реализуя свободу выбора, производили  бы действия, совпадающие с целями экономической политики. Денежно-кредитное  регулирование индикативно, не имеет принудительного характера. Начнем с предпосылок монетарного анализа, который позволит выработать методы регулирования денежного предложения. Главной целью кредитно-денежной политики является стабилизация денежного обращения.

Основные методы (инструменты) денежно-кредитной политики включают:

  1. изменение уровня учетной ставки ЦБ;
  2. изменение уровня резервной нормы ЦБ;
  3. операции на открытом рынке;
  4. установление ориентиров денежной массы;
  5. регулирование деятельности банковской системы (законодательные акты и экономические нормативы);
  6. валютное регулирование (валютная интервенция, лицензирование валютной деятельности, регламентация открытых валютных позиций, установление темпа изменения официального обменного курса).

Информация о работе Денежно-кредитная политика