Денежно-кредитная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 11:38, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе рассмотрены представления различных экономических школ о денежно-кредитном регулировании экономики, иерархия целей денежно-кредитной политики, ее правила и основные виды, методы денежно-кредитного регулирования, теоретические основы трансмиссии денежно-кредитной политики, а так же основные направления денежно-кредитной политики на 2011 год и период 2012и 2013 годов

Содержание работы

1.1 Введение…………………………………………………………………………..3
1.2 Представления о денежно-кредитном регулировании экономики
различными экоомическими школами
-Неоклассическая школа…………………………………………………………..4
-Кейнсианская модель денежно-кредитного регулирования………………… ..4
-Монетаристская количественная теория денег…………………………………5
2.1 Денежно-кредитная политика и ее цели………………………………………..6
2.2 Основные виды денежно-кредитной политики………………………………..8
2.3 Правила денежно-кредитной политики ……………………………………....10
2.4 Методы денежно-кредитной политики……………………………………….14
2.5 Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики………………..20
3.1 Основные направления денежно-кредитной политики на 2011 год и период 2012 и 2013 годов……………………………………………………………………23
3.2 Заключение……………………………………………………………………....27
3.3 Список использованной литературы…………………………………………..28

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 754.42 Кб (Скачать файл)

    С целью повышения  эффективности своих действий  Банк России при проведении  денежно-кредитной политики будет  учитывать ситуацию на финансовых  рынках, риски, обусловленные ростом  денежных агрегатов, кредитов  и цен на активы. Банк России  будет уделять особое внимание  более широкому анализу тенденций  в динамике денежных и кредитных  показателей, чтобы своевременные  действия в области денежно-кредитной  политики и банковского регулирования  и надзора могли способствовать  предотвращению возникновения дисбалансов  в финансовом секторе экономики  и, таким образом, содействовать  не только выполнению задачи  по снижению инфляции, но и  поддержанию финансовой стабильности  и общего макроэкономического  равновесия.

    В целях обеспечения  доверия к проводимой денежно-кредитной  политике Банк России будет  расширять практику разъяснения  широкой общественности причин  и ожидаемых последствий принимаемых  решений. В рамках подготовки  к введению режима таргетирования  инфляции будет также продолжена  работа по совершенствованию  методов экономического моделирования  и прогнозирования и механизмов  принятия решений относительно  изменений параметров проводимой  Банком России политики.

Цели и инструменты  денежно-кредитной политики в 2011 году и на период 2012 и 2013 годов

  1. Количественные ориентиры денежно-кредитной политики и денежная программа

В соответствии со сценарными условиями функционирования экономики  Российской Федерации и основными  параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов  Правительство Российской Федерации  и Банк России определили задачу снизить  инфляцию в 2011 году до 6 - 7%, в 2012 году - до 5 - 6%, в 2013 году - до 4,5 - 5,5% (из расчета  декабрь к декабрю предыдущего  года). Указанной цели по инфляции на потребительском рынке соответствует  базовая инфляция на уровне 5,5 - 6,5% в 2011 году, 4,5 - 5,5% в 2012 году и 4 - 5% в 2013 году.

    Расчеты по  денежной программе на 2011 - 2013 годы  осуществлены исходя из показателей  спроса на деньги, соответствующих  целевым ориентирам по инфляции, прогнозной динамике ВВП и  валютных курсов, а также прогнозных  показателей платежного баланса  и параметров проекта Федерального  закона "О федеральном бюджете  на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов".

    В соответствии  с прогнозом социально-экономического  развития Российской Федерации  ожидается, что в 2011 году экономический  рост будет обеспечиваться за  счет как внешних факторов, связанных  с благоприятной конъюнктурой  мировых рынков сырья и капитала, так и внутренних, включая рост  внутреннего спроса и постепенное  восстановление кредитования банками  реального сектора российской  экономики. Тем не менее в  соответствии с прогнозными оценками  в 2011 - 2013 годах не ожидается  существенного увеличения темпов  экономического роста по сравнению  с 2010 годом. При снижающейся  инфляции это обусловит замедление  роста трансакционной составляющей  спроса на деньги. В то же  время стабильный курс рубля  будет способствовать росту спроса  на национальную валюту как  средство сбережения. В зависимости  от вариантов прогноза прирост  денежного агрегата М2 в 2011 году может составить 11 - 23%, в  2012 году - 14 - 20% и в 2013 году - 13 - 17%.

    Банк России  разработал три варианта денежной  программы в зависимости от  основных параметров прогноза  социально-экономического развития  Российской Федерации на период 2011 - 2013 годов. При этом второй  вариант базируется на макроэкономических  показателях, использованных при  формировании проекта федерального  бюджета на 2011 год и плановый  период 2012 - 2013 годов. Темпы прироста  денежной базы в узком определении,  рассчитанные исходя из необходимости  достижения целевых показателей  по инфляции и соответствующие  оценкам динамики экономического  роста и валютного курса, в  зависимости от варианта программы  могут составить в 2011 году 8 - 19%, в 2012 году - 11 - 16%, в 2013 году - 9 - 13%.

Таблица 5 Прогноз показателей денежной программы на 2011 - 2013 годы (млрд. рублей)

*Показатели программы, рассчитываемые по фиксированному обменному курсу, определены исходя из официального курса рубля на начало 2010 года.

  1. Политика валютного курса

Курсовая политика в 2011 - 2013 годах будет направлена на удержание  в приемлемых границах волатильности  российской национальной валюты. При  этом Банк России видит своей задачей  последовательное сокращение прямого  вмешательства в процессы курсообразования и подготовку субъектов экономики  к работе в условиях плавающего валютного  курса.

    На стадии перехода  к режиму плавающего валютного  курса Банк России продолжит  использование механизма плавающего  интервала допустимых значений  стоимости бивалютной корзины  с автоматической корректировкой  границ в зависимости от объема  осуществленных валютных интервенций.  Для обеспечения сглаживания  изменений курса, не обусловленных  фундаментальными факторами, Банк  России сохранит возможность  проводить операции по покупке/продаже  иностранной валюты как на  границах, так и внутри плавающего  операционного интервала. Вместе  с тем Банк России не будет  задавать каких-либо фиксированных  количественных ограничений на  уровень курса национальной валюты. Указанный подход позволит сдерживать  чрезмерно резкие колебания валютного  курса, создающие риски для  стабильности российской финансовой  системы, и вместе с тем не  будет препятствовать формированию  рыночных тенденций курсовой  динамики, обусловленных фундаментальными  изменениями состояния мировой  экономики, обеспечивая условия  для адаптации участников рынка  к плавающему валютному курсу. 

   В 2011 - 2013 годах  основными факторами изменения  курса рубля будут баланс внешнеторговых  операций и динамика трансграничных  потоков капитала при растущей  роли последних.

  1. Инструменты денежно-кредитной политики и их использование

В среднесрочной перспективе  одной из важнейших задач Банка  России является создание необходимых  условий для реализации эффективной  процентной политики, что предполагает совершенствование системы инструментов денежно-кредитной политики и переход  к более гибкому курсообразованию.

    Действие автономных  факторов формирования ликвидности  со стороны бюджетных потоков  допускает вероятность сохранения  избытка банковской ликвидности.  В этих условиях будут востребованы  инструменты абсорбирования ликвидности.

    В качестве  инструментов стерилизации Банк  России продолжит использование  операций по размещению ОБР  и депозитных операций. Дополнительным  инструментом регулирования ликвидности  могут также являться операции  Банка России на открытом рынке  с государственными облигациями  и другими ценными бумагами  в соответствии с законодательством.  Планируется продолжить использование  как рыночных инструментов изъятия  свободной ликвидности - депозитных  аукционов, так и инструментов  постоянного действия - депозитных  операций по фиксированным процентным  ставкам. Применение последних  будет направлено на абсорбирование  краткосрочной ликвидности кредитных  организаций.

    С учетом нормализации  ситуации на денежном рынке  Банк России продолжит осуществлять  меры по сокращению использования  антикризисных инструментов и  возвращению к традиционным механизмам  регулирования ликвидности. Вместе  с тем в случае возникновения  объективной необходимости Банк  России будет иметь возможность  возобновить использование кредитов  без обеспечения и других приостановленных  к настоящему моменту инструментов  рефинансирования.

    При сохранении  стабильной ситуации на денежном  рынке и отсутствии признаков  возвращения кризисных тенденций  Банк России будет концентрироваться  на регулировании краткосрочной  банковской ликвидности. При этом  банковскому сектору по-прежнему  будут доступны как рыночные  инструменты рефинансирования, так  и операции постоянного действия, процентные ставки по которым  ограничивают колебания краткосрочных  процентных ставок межбанковского  кредитного рынка. В 2011 - 2013 годах  Банк России продолжит взаимодействие  с Минфином России как в  сферах, непосредственно относящихся  к реализации денежно-кредитной  политики, так и в области дальнейшего  развития национальных финансовых  рынков. В частности, будет продолжено  использование реализованного Минфином  России совместно с Банком  России механизма размещения  временно свободных бюджетных  средств на депозиты в кредитных  организациях, позволяющего сглаживать  воздействие неравномерности бюджетных  потоков на состояние банковской  ликвидности.

 

Заключение

Денежно-кредитная политика – важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства  с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики. Целевые задачи  денежно-кредитной  политики обладают своеобразием. Это стабилизация уровня цен, подавление инфляции, стабилизация покупательной способности и  курса национальной валюты на внутреннем и внешнем рынках, обеспечение  устойчивого денежного обращения  в условиях свободных рыночных цен, регулирование денежной массы, спроса и предложения денег посредством  банковской системы. В качестве составных  частей и одновременно инструментов государственной денежно-кредитной  политики выступают политика рефинансирования, политика операций на открытом рынке, политика резервирования, учетная политика. Все эти инструменты вместе взятые позволяют регулировать денежную массу в обращении и отдельные денежные агрегаты и тем самым оказывать косвенное влияние на динамику рыночных цен, уровни инфляции, товарно-денежные отношения между производителями и потребителями, рыночный обмен, доходы и расходы субъектов рынка.

Денежно-кредитное регулирование, осуществляемое центральным банком Р.Ф., являясь одной из составляющих экономической политики государства, одновременно позволяет сочетать макроэкономическое воздействие с возможностями  быстрой корректировки регулирующих мер. Главным направлением деятельности центральных банков является регулирование  денежного обращения. Обладая такими средствами, как пересмотр резервной нормы, изменение учетной ставки и операции на открытом рынке, Центральный эмиссионный банк может оказывать определяющее воздействие на денежное предложение, а через его посредство - на реальный национальный продукт, занятость и индекс цен. Без верной денежно-кредитной политики, проводимой центральным банком, экономика не может эффективно функционировать.

Денежно-кредитная политика приводит к изменению значений основных макроэкономических параметров: ВНП, инфляции, уровня безработицы. Это происходит потому, что посредством монетарных методов можно изменить предложение  денег в экономической системе. С помощью денежно-кредитной политики можно выйти из глубочайшего кризиса, но не исключено и усугубление сложившихся в рыночной системе негативных тенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшем управленческом уровне после серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результаты. Хочется надеяться, что реализация новой правительственной программы по осуществлению денежно-кредитной политики явится тем условием, которое сможет обеспечить качественный и стабильный рост отечественной экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Моисеев С.Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика: учеб. пособие.- М.: Экономистъ, 2008 – 652 с. – (Homo faber)
  2. Улюкаев А.В. Современная денежно-кредитная политика: проблемы и перспективы.- М.: Издательство «Дело» АНХ, 2008.-208с.
  3. Крылов А.В. Денежное обращение и денежно-кредитная политика [Текст]: учебное пособие для студентов специальностей «Финансы и кредит»-080105, «Менеджмент организаций»-080507, «Национальная экономика»-080103/ В.К. Крылов; Государственный университет управления, Институт национальной и мировой экономики ГУУ.-М.: ГУУ, 2009.- 119 с.
  4. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1978.
  5. Деньги, кредит, банки: учебник/ под ред. Лаврушина О.И. 6-е изд.. - М.: Кнорус, 2007. -560 с.
  6. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь — 5-е изд., перераб. и доп.. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 495 с
  7. http://ru.wikipedia.org/wiki/Денежно-кредитная_политика_государства
  8. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / М.В. Романовский и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. — М.: Юрайт-Издат, 2006. - 543 с.
  9. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник Краткий курс/Под ред д э н , проф. Н. Ф. Самсонова — М.: ИНФРА-М, 2003 — 302 с - (Серия «Высшее образование»)
  10. Бакулина, Т. С. Организация деятельности центрального банка : учебное пособие /

Т. С. Бакулина ; Ульян. гос. техн. ун-т. – Ульяновск : УлГТУ, 2009. –147 с.

  1. Трошин А.Н., Мазурина Т.Ю., Фомкина В. И, Финансы и Кредит Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 408 с. — (Высшее образование).
  2. Долан Э.Дж. и др. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика /Пер. с англ. В.Лукашевича и др.; Под общ. ред. В.Лукашевича, М.Ярцева.- СПб., 1994 - 496 с.
  3. Зеленкевич М. Л. Макроэкономическая динамика и денежно-кредитная политика Минск: БГУ, 2003. – 199 с
  4. Деньги. Кредит. Банки.:  Учебник для вузов»/Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова, А.В. Печникова и др.; Под ред., академ. РАЕН Е.Д. Жукова- 2-е издание, перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003г.-600с.
  5. Деньги. Кредит. Банки: Учебник. / Под ред. Г. Н. Белоглазовой Белоглазова Г. Н. – М.:Высшее образование, 2009. – 392 с.
  6. Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасовича. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 714 с. — (Серия «Высшее образование»).
  7. http://www.referent.ru/1/167470
  8. Кузнецова Е.И. Деньги, кредит, банки: учеб. пособие для студентов вузов,  Н. Д. Эриашвили - М.:  Юнити-Дана-2007.-527с
  9. Деньги. Кредит. Банки: Учебник. / Под ред. Г. Н. Белоглазовой Белоглазова Г. Н. – М.: Высшее образование, 2009. – 392 с.
  10. Политическая экономия и история экономических учений: Учебник/ Под ред. Б.А. Денисова и С.А. Толкачева. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ГУУ,2011

Информация о работе Денежно-кредитная политика