С целью повышения
эффективности своих действий
Банк России при проведении
денежно-кредитной политики будет
учитывать ситуацию на финансовых
рынках, риски, обусловленные ростом
денежных агрегатов, кредитов
и цен на активы. Банк России
будет уделять особое внимание
более широкому анализу тенденций
в динамике денежных и кредитных
показателей, чтобы своевременные
действия в области денежно-кредитной
политики и банковского регулирования
и надзора могли способствовать
предотвращению возникновения дисбалансов
в финансовом секторе экономики
и, таким образом, содействовать
не только выполнению задачи
по снижению инфляции, но и
поддержанию финансовой стабильности
и общего макроэкономического
равновесия.
В целях обеспечения
доверия к проводимой денежно-кредитной
политике Банк России будет
расширять практику разъяснения
широкой общественности причин
и ожидаемых последствий принимаемых
решений. В рамках подготовки
к введению режима таргетирования
инфляции будет также продолжена
работа по совершенствованию
методов экономического моделирования
и прогнозирования и механизмов
принятия решений относительно
изменений параметров проводимой
Банком России политики.
Цели и инструменты
денежно-кредитной политики в 2011 году
и на период 2012 и 2013 годов
- Количественные ориентиры денежно-кредитной политики и денежная программа
В соответствии со сценарными
условиями функционирования экономики
Российской Федерации и основными
параметрами прогноза социально-экономического
развития Российской Федерации на 2011
год и плановый период 2012 и 2013 годов
Правительство Российской Федерации
и Банк России определили задачу снизить
инфляцию в 2011 году до 6 - 7%, в 2012 году - до
5 - 6%, в 2013 году - до 4,5 - 5,5% (из расчета
декабрь к декабрю предыдущего
года). Указанной цели по инфляции на
потребительском рынке соответствует
базовая инфляция на уровне 5,5 - 6,5% в
2011 году, 4,5 - 5,5% в 2012 году и 4 - 5% в 2013 году.
Расчеты по
денежной программе на 2011 - 2013 годы
осуществлены исходя из показателей
спроса на деньги, соответствующих
целевым ориентирам по инфляции,
прогнозной динамике ВВП и
валютных курсов, а также прогнозных
показателей платежного баланса
и параметров проекта Федерального
закона "О федеральном бюджете
на 2011 год и на плановый период
2012 и 2013 годов".
В соответствии
с прогнозом социально-экономического
развития Российской Федерации
ожидается, что в 2011 году экономический
рост будет обеспечиваться за
счет как внешних факторов, связанных
с благоприятной конъюнктурой
мировых рынков сырья и капитала,
так и внутренних, включая рост
внутреннего спроса и постепенное
восстановление кредитования банками
реального сектора российской
экономики. Тем не менее в
соответствии с прогнозными оценками
в 2011 - 2013 годах не ожидается
существенного увеличения темпов
экономического роста по сравнению
с 2010 годом. При снижающейся
инфляции это обусловит замедление
роста трансакционной составляющей
спроса на деньги. В то же
время стабильный курс рубля
будет способствовать росту спроса
на национальную валюту как
средство сбережения. В зависимости
от вариантов прогноза прирост
денежного агрегата М2 в 2011
году может составить 11 - 23%, в
2012 году - 14 - 20% и в 2013 году - 13 - 17%.
Банк России
разработал три варианта денежной
программы в зависимости от
основных параметров прогноза
социально-экономического развития
Российской Федерации на период
2011 - 2013 годов. При этом второй
вариант базируется на макроэкономических
показателях, использованных при
формировании проекта федерального
бюджета на 2011 год и плановый
период 2012 - 2013 годов. Темпы прироста
денежной базы в узком определении,
рассчитанные исходя из необходимости
достижения целевых показателей
по инфляции и соответствующие
оценкам динамики экономического
роста и валютного курса, в
зависимости от варианта программы
могут составить в 2011 году 8 - 19%,
в 2012 году - 11 - 16%, в 2013 году - 9 - 13%.
Таблица 5 Прогноз
показателей денежной программы на 2011
- 2013 годы (млрд. рублей)
*Показатели программы, рассчитываемые
по фиксированному обменному курсу, определены
исходя из официального курса рубля на
начало 2010 года.
- Политика валютного курса
Курсовая политика в 2011 -
2013 годах будет направлена на удержание
в приемлемых границах волатильности
российской национальной валюты. При
этом Банк России видит своей задачей
последовательное сокращение прямого
вмешательства в процессы курсообразования
и подготовку субъектов экономики
к работе в условиях плавающего валютного
курса.
На стадии перехода
к режиму плавающего валютного
курса Банк России продолжит
использование механизма плавающего
интервала допустимых значений
стоимости бивалютной корзины
с автоматической корректировкой
границ в зависимости от объема
осуществленных валютных интервенций.
Для обеспечения сглаживания
изменений курса, не обусловленных
фундаментальными факторами, Банк
России сохранит возможность
проводить операции по покупке/продаже
иностранной валюты как на
границах, так и внутри плавающего
операционного интервала. Вместе
с тем Банк России не будет
задавать каких-либо фиксированных
количественных ограничений на
уровень курса национальной валюты.
Указанный подход позволит сдерживать
чрезмерно резкие колебания валютного
курса, создающие риски для
стабильности российской финансовой
системы, и вместе с тем не
будет препятствовать формированию
рыночных тенденций курсовой
динамики, обусловленных фундаментальными
изменениями состояния мировой
экономики, обеспечивая условия
для адаптации участников рынка
к плавающему валютному курсу.
В 2011 - 2013 годах
основными факторами изменения
курса рубля будут баланс внешнеторговых
операций и динамика трансграничных
потоков капитала при растущей
роли последних.
- Инструменты денежно-кредитной политики и их использование
В среднесрочной перспективе
одной из важнейших задач Банка
России является создание необходимых
условий для реализации эффективной
процентной политики, что предполагает
совершенствование системы инструментов
денежно-кредитной политики и переход
к более гибкому курсообразованию.
Действие автономных
факторов формирования ликвидности
со стороны бюджетных потоков
допускает вероятность сохранения
избытка банковской ликвидности.
В этих условиях будут востребованы
инструменты абсорбирования ликвидности.
В качестве
инструментов стерилизации Банк
России продолжит использование
операций по размещению ОБР
и депозитных операций. Дополнительным
инструментом регулирования ликвидности
могут также являться операции
Банка России на открытом рынке
с государственными облигациями
и другими ценными бумагами
в соответствии с законодательством.
Планируется продолжить использование
как рыночных инструментов изъятия
свободной ликвидности - депозитных
аукционов, так и инструментов
постоянного действия - депозитных
операций по фиксированным процентным
ставкам. Применение последних
будет направлено на абсорбирование
краткосрочной ликвидности кредитных
организаций.
С учетом нормализации
ситуации на денежном рынке
Банк России продолжит осуществлять
меры по сокращению использования
антикризисных инструментов и
возвращению к традиционным механизмам
регулирования ликвидности. Вместе
с тем в случае возникновения
объективной необходимости Банк
России будет иметь возможность
возобновить использование кредитов
без обеспечения и других приостановленных
к настоящему моменту инструментов
рефинансирования.
При сохранении
стабильной ситуации на денежном
рынке и отсутствии признаков
возвращения кризисных тенденций
Банк России будет концентрироваться
на регулировании краткосрочной
банковской ликвидности. При этом
банковскому сектору по-прежнему
будут доступны как рыночные
инструменты рефинансирования, так
и операции постоянного действия,
процентные ставки по которым
ограничивают колебания краткосрочных
процентных ставок межбанковского
кредитного рынка. В 2011 - 2013 годах
Банк России продолжит взаимодействие
с Минфином России как в
сферах, непосредственно относящихся
к реализации денежно-кредитной
политики, так и в области дальнейшего
развития национальных финансовых
рынков. В частности, будет продолжено
использование реализованного Минфином
России совместно с Банком
России механизма размещения
временно свободных бюджетных
средств на депозиты в кредитных
организациях, позволяющего сглаживать
воздействие неравномерности бюджетных
потоков на состояние банковской
ликвидности.
Заключение
Денежно-кредитная политика
– важнейший метод государственного
регулирования общественного воспроизводства
с целью обеспечения наиболее
благоприятных условий для развития
рыночной экономики. Целевые задачи
денежно-кредитной политики обладают
своеобразием. Это стабилизация уровня
цен, подавление инфляции, стабилизация
покупательной способности и
курса национальной валюты на внутреннем
и внешнем рынках, обеспечение
устойчивого денежного обращения
в условиях свободных рыночных цен,
регулирование денежной массы, спроса
и предложения денег посредством
банковской системы. В качестве составных
частей и одновременно инструментов
государственной денежно-кредитной
политики выступают политика рефинансирования,
политика операций на открытом рынке,
политика резервирования, учетная политика.
Все эти инструменты вместе взятые позволяют
регулировать денежную массу в обращении
и отдельные денежные агрегаты и тем самым
оказывать косвенное влияние на динамику
рыночных цен, уровни инфляции, товарно-денежные
отношения между производителями и потребителями,
рыночный обмен, доходы и расходы субъектов
рынка.
Денежно-кредитное регулирование,
осуществляемое центральным банком
Р.Ф., являясь одной из составляющих
экономической политики государства,
одновременно позволяет сочетать макроэкономическое
воздействие с возможностями
быстрой корректировки регулирующих
мер. Главным направлением деятельности
центральных банков является регулирование
денежного обращения. Обладая такими
средствами, как пересмотр резервной нормы,
изменение учетной ставки и операции на
открытом рынке, Центральный эмиссионный
банк может оказывать определяющее воздействие
на денежное предложение, а через его посредство
- на реальный национальный продукт, занятость
и индекс цен. Без верной денежно-кредитной
политики, проводимой центральным банком,
экономика не может эффективно функционировать.
Денежно-кредитная политика
приводит к изменению значений основных
макроэкономических параметров: ВНП, инфляции,
уровня безработицы. Это происходит
потому, что посредством монетарных
методов можно изменить предложение
денег в экономической системе.
С помощью денежно-кредитной политики
можно выйти из глубочайшего кризиса,
но не исключено и усугубление сложившихся
в рыночной системе негативных тенденций.
Лишь очень взвешенные решения, принимаемые
на высшем управленческом уровне после
серьезного анализа ситуации, рассмотрения
альтернативных путей воздействия денежно-кредитной
политики на экономику государства, дадут
положительные результаты. Хочется надеяться,
что реализация новой правительственной
программы по осуществлению денежно-кредитной
политики явится тем условием, которое
сможет обеспечить качественный и стабильный
рост отечественной экономики.
Список используемой
литературы
- Моисеев С.Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика: учеб. пособие.- М.: Экономистъ, 2008 – 652 с. – (Homo faber)
- Улюкаев А.В. Современная денежно-кредитная политика: проблемы и перспективы.- М.: Издательство «Дело» АНХ, 2008.-208с.
- Крылов А.В. Денежное обращение и денежно-кредитная политика [Текст]: учебное пособие для студентов специальностей «Финансы и кредит»-080105, «Менеджмент организаций»-080507, «Национальная экономика»-080103/ В.К. Крылов; Государственный университет управления, Институт национальной и мировой экономики ГУУ.-М.: ГУУ, 2009.- 119 с.
- Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1978.
- Деньги, кредит, банки: учебник/ под ред. Лаврушина О.И. 6-е изд.. - М.: Кнорус, 2007. -560 с.
- Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь — 5-е изд., перераб. и доп.. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 495 с
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Денежно-кредитная_политика_государства
- Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / М.В. Романовский и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. — М.: Юрайт-Издат, 2006. - 543 с.
- Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник Краткий курс/Под ред д э н , проф. Н. Ф. Самсонова — М.: ИНФРА-М, 2003 — 302 с - (Серия «Высшее образование»)
- Бакулина, Т. С. Организация деятельности центрального банка : учебное пособие /
Т. С. Бакулина ; Ульян. гос. техн.
ун-т. – Ульяновск : УлГТУ, 2009. –147 с.
- Трошин А.Н., Мазурина Т.Ю., Фомкина В. И, Финансы и Кредит Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 408 с. — (Высшее образование).
- Долан Э.Дж. и др. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика /Пер. с англ. В.Лукашевича и др.; Под общ. ред. В.Лукашевича, М.Ярцева.- СПб., 1994 - 496 с.
- Зеленкевич М. Л. Макроэкономическая динамика и денежно-кредитная политика Минск: БГУ, 2003. – 199 с
- Деньги. Кредит. Банки.: Учебник для вузов»/Е.Ф. Жуков, Л.М. Максимова, А.В. Печникова и др.; Под ред., академ. РАЕН Е.Д. Жукова- 2-е издание, перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003г.-600с.
- Деньги. Кредит. Банки: Учебник. / Под ред. Г. Н. Белоглазовой Белоглазова Г. Н. – М.:Высшее образование, 2009. – 392 с.
- Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасовича. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 714 с. — (Серия «Высшее образование»).
- http://www.referent.ru/1/167470
- Кузнецова Е.И. Деньги, кредит, банки: учеб. пособие для студентов вузов, Н. Д. Эриашвили - М.: Юнити-Дана-2007.-527с
- Деньги. Кредит. Банки: Учебник. / Под ред. Г. Н. Белоглазовой Белоглазова Г. Н. – М.: Высшее образование, 2009. – 392 с.
- Политическая экономия и история экономических учений: Учебник/ Под ред. Б.А. Денисова и С.А. Толкачева. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ГУУ,2011