Диагностика и оценка качества управленческого персонала ОАО "Ростелеком"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 08:56, дипломная работа

Описание работы

Среди основных факторов экономического роста в любой стране важнейшей составляющей является человеческий фактор. По данным Всемирного банка, который обследовал 192 страны, 64% экономического роста отводится человеческому капиталу, остальные 16 и 20% связаны соответственно с производственным потенциалом и естественными ресурсами.
В представленной дипломной работе раскрывается механизм осуществления диагностики и оценки эффективности системы управления персоналом на предприятиях сферы услуг.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы диагностики и оценки эффективности системы управления персоналом…………………………………..5
1.1. Понятие и характеристика функциональных подсистем системы управления персоналом……………………………………………..5
1.2. Цели и функции системы управления персоналом………………..8
1.3. Классификация показателей эффективности управления персоналом…………………………………………………………10
1.4. Методика диагностики системы управления персоналом………..14
Глава 2. Диагностика и оценка эффективности системы управления персоналом в Уральском подразделении ОАО «Ростелеком»…………………………….17
2.1. Характеристика предприятия……………………………………….17
2.2. Исследование кадрового потенциала………………………………23
2.3. Исследование функциональных подсистем системы управления персоналом…………………………………………………………...32
Глава 3. Проект мероприятий по повышению эффективности системы управления персоналом в Уральском подразделении ОАО «Ростелеком»………………51
3.1. Направление совершенствования системы управления персоналом…………………………………………………………...51
3.2. Экономическое обоснование предложенных мероприятий………52
3.3. Организационно-правовое обеспечение предложенных мероприятий…………………………………………………………55
Заключение……………………………………………………………………59
Список литературы…………………………………………………………...61

Файлы: 1 файл

Диплом диагностика персонала.doc

— 608.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Таблица 3

Показатели эффективности системы  управления персоналом

Функции

Показатели эффективности(результативности)

1.Реализация политики управления персоналом

оптимизация численности  сотрудников, проводимая с целью  совершенствования организационно-функциональной структуры предприятия, уменьшения количества работников и повышения доли квалифицированного труда; внедрение положения о работе с сотрудниками, имеющими высокий потенциал, с целью их выявления и развития, а также планомерной подготовки и закрепления на предприятии квалифицированных кадров; формирование на предприятии кадрового резерва из наиболее перспективных сотрудников; обучение менеджеров по программе подготовки управленческих кадров с целью обеспечения предприятия специалистами в области руководства и организации производства

2.Организация труда персонала и мотивация

средний уровень заработной платы по категориям; средний уровень  выплат по компенсациям и социальным льготам; отклонение среднесписочной  численности персонала предприятия  от плановой; отклонение фонда оплаты труда от бюджета;производительность труда

3. Обеспечение потребности  в персонале

рейтинг привлекательности  предприятия как работодателя на рынке труда; процент внутреннего  заполнения вакансий; процент сотрудников, принятых в соответствии с заявками руководителей структурных подразделений; средние расходы на наем одного работника

4.Управление составом сотрудников

средний возраст сотрудников; образовательный уровень; средний  стаж работы; коэффициент текучести (по категориям персонала) - отношение уволенных по собственному желанию или за нарушения трудовой дисциплины к среднесписочному  числу работников

5. Адаптация персонала

процент уволившихся  работников со стажем менее 3 лет; процент  сотрудников, довольных проводимыми  социальными программами

6. Развитие персонала

Процент сотрудников, включенный в оперативный и стратегический кадровый резерв (в идеале их количество должно соответствовать числу должностей, подлежащих обеспечению резервом); процент уволившихся из числа  кадрового резерва( в идеале — нулевой, так как подготовка резервистов связана со значительными финансовыми затратами, соответственно их увольнение влечет материальные и временные потери); процент назначений сотрудников из числа кадрового резерва; процент текучести кадров среди работников с высоким потенциалом; доля тех, кто вносит рационалистические предложения ( чем больше, тем лучше, так как это позволяет совершенствовать технологию производства); количество сотрудников с индивидуальными карьерограммами

7. Оценка персонала

процент специалистов, прошедших  аттестацию; количество работников, которые  прошли психофизиологическую диагностику (по категориям). Ее целью является анализ соответствия личностных и профессиональных качеств сотрудников требованиям  должности и условиям труда. Диагностика используется для оценки кандидата на замещение вакантной должности, а также его потенциала для включения в кадровый резерв

8. Обучение персонала

процент тех, кто прошел обучение (по видам курсов); средний  объем затрат на развитие одного человека (по категориям)

9.Развитие корпоративной культуры

уровень удовлетворенности  состоянием организационной культуры; коэффициент стабильности кадров - отношение доли персонала со стажем работы на предприятии от 5 лет и более к общему числу сотрудников


 

Маслов Д.В. и Тишков Ю.С. [6] - [11] предлагают для рассмотрения систему оценки эффективности управления персоналом, принятую на одном минском унитарном  предприятии. Данная система позволяет  оценить систему управления персоналом в динамике за ряд лет по различным критериям, представленным в табл. 4 [8].

Таблица 4

Оценка эффективности системы  управления персоналом

Критерий

Параметры

1. Наличие персонала

1.1. Укомплектованность  штатов, %:

- руководители, специалисты,  служащие;

- рабочие;

2. Комплектация персонала

2.1. Доля произведенных  дефектов по причине низкой  квалификации персонала, %.

2.2. Распределение персонала  по уровню образования, % (руководители, специалисты, служащие/ рабочие):

- высшее;

- среднее специальное;

- среднее;

- базовое;

3.Удовлетворенность персонала

3.1. Коэффициент текучести  кадров:

- руководители, специалисты,  служащие;

- рабочие;

3.2. Доля увольнений  по инициативе работников, %.

3.3. Уровень среднемесячной  заработной платы, минимальный  потребительский бюджет

4.Эффективность использования персонала

4.1. Рост производительности  труда

5. Влияние состояния  инфраструктуры на дефективность  выпускаемой продукции

5.1. Доля производственных  дефектов по причине несоответствующего  состояния инфраструктуры

6. Состояние основных  средств

6.1. Коэффициент годности  основных средств

6.2. Коэффициент износа  основных средств

6.3. Коэффициент обновления  основных средств

6.4. Коэффициент фондоотдачи

7. Влияние производственной  среды на дефективность

7.1. Доля производственных  дефектов по причине несоответствия производственной среды, %

8. Культура производства

8.1. Оценка культуры  производства, баллы

9.Травматизм на производстве

9.1. Коэффициент частоты

9.2. Коэффициент тяжести


 

Некоторые специалисты считают, что  оценку эффективности управления персоналом целесообразно производить по трем позициям [12]:

  • оценка организации управленческого труда;
  • анализ технологии управления персоналом;
  • анализ качества управления персоналом.

По мнению данных авторов, систему  показателей эффективности управления персоналом следует строить на базе теории факторов производства. Производительность труда является основным показателем использования персонала и характеризует доходность производства в расчете на одного занятого. Оценка эффективности управления персоналом опирается на критерии, выраженные в объективных показателях развития производства, которые представлены в табл. 5.

Таблица 5

Статистические показатели экономической  эффективности

управления персоналом

Направление анализа

Показатели

Производительность труда

объем реализации продукции  на одного работника и его динами;

объем прибыли до уплаты налогов на одного работника и  его динамика;

Улучшение качества продукции, услуг

количество рекламаций и его динамика;

удельный вес брака  и его динамика;

Издержки на персонал

общие издержки фирмы  на персонал за период;

доля издержек предприятия  на персонал в объеме реализации за период;

издержки на одного работника  и его динамика;

Эффективность управленческих программ

затраты на отдельные  направления и программы деятельности служб управления персоналом на предприятии в расчете на одного работника;

эффект воздействия  отдельных программ на результативность деятельности работников и предприятия  в целом

Социально-психологический  климат в коллективе

взаимоотношения с коллегами;

взаимоотношения с руководством;

взаимоотношения с общественностью

Уровень удовлетворенности  персонала

соответствие организационных  и личных целей;

коэффициент текучести  персонала и его динамика;

уровень абсентеизма;

уровень конфликтности  в коллективе;

количество жалоб от работника


 

Кроме того, считается, что при оценке системы управления персоналом представляет интерес и анализ качества управления персоналом, который производится в  зависимости от конкретных задач, стоящих  перед органом управления [12]. Показатели анализа качества управления персоналом организации приводятся в табл. 6.

Таблица 6

Направления анализа качества управления

персоналом организации

Направления анализа

Используемые критерии

¦Анализ степени соответствия кадровой политики и практики управления персоналом целям и задачам предприятия

Последовательность, непротиворечивость целей и путей их достижения

Оценка качества документов, регламентирующих работу персонала

Четкость и полнота  изложения; соответствие трудовому  законодательству

Оценка важнейших формальных правил и процедур, обеспечивающих процесс управления персоналом

Трудовые показатели работников, эффективность работы предприятия; соответствие трудовому законодательству; морально-психологический климат в  коллективе¦

Оценка основных элементов организационной культуры, оказывающих воздействие на поведение работников

Состояние трудовой этики; морально-психологический климат в  коллективе; удовлетворенность персонала  работой, отсутствие жалоб, других проявлений недовольства; уровень текучести персонала;

Оценка показателей, характеризующих  качество управления персоналом

Имидж предприятия в  глазах клиентов; приверженность работников предприятию; трудовые показатели; состояние  трудовой дисциплины и другие


 

В табл. 7 представлены варианты оценки системы управления персоналом в организации в зависимости от целей, условий и глубины ее проведения, предлагаемые для рассмотрения Кравцовой Н.В. [13]

 

Таблица 7

Оценка системы управления персоналом в зависимости от целей,

условий и глубины ее проведения

Цель проведения

Условия проведения

Показатели

Оперативная оценка

Оперативная информация о состоянии управления персоналом в целом и в усеченном виде

Быстрое реагирование при  принятии решения, зависящего от кадровой составляющей предприятия

1. Социально-демографические  показатели.

2. Оценка соответствия  деятельности по управлению персоналом  стратегии развития предприятия.

3. Анализ количественного  состава службы управления персоналом  на предприятии.

4. Описание кадровых  процессов.

5. Показатели эффективности деятельности службы управления персоналом: экономические, степени соответствия, косвенные

Ситуационная оценка

Определение общего состояния  сферы труда на предприятии, предпосылок  и возможных последствий принятия определенного решения, диагностика конкретного объекта кадрового менеджмента

Для принятия функционального  решения

Все перечисленные показатели в совокупности:

1. Структура рабочей  силы предприятия

2. Образовательная структура  предприятия

3. Половозрастная структура.

4. Оценка роли службы управления персоналом в деятельности предприятия.

5. Оценка недовольства  работой службы управления персоналом.

6. Оценка деятельности  по управлению персоналом стратегии  развития предприятия.

7. Определение степени  неудовлетворенности трудовыми факторами работников предприятия.

8. Выявленная динамика  по показателям экономической  деятельности по управлению персоналом  предприятия.

9. Выявленная динамика  по показателям степени соответствия  в деятельности по управлению  персоналом предприятия.

10. Выявленная динамика по косвенным показателям эффективности в деятельности по управлению персоналом предприятия.

11. Анализ кадрового  потенциала службы по управлению  персоналом.

12. Анализ кадровых  процессов (описательный характер, балльная оценка соответствия кадровых процессов стратегии развития предприятия)

Комплексная оценка

Получение полной, комплексной  характеристики состояния трудовой сферы предприятия, оценка вклада трудовой сферы в достижение общеорганизационных  интересов

Для принятия серьезного, обоснованного, тщательно взвешенного стратегического решения, при реформировании и реорганизации предприятия

Определение интегрального  коэффициента эффективности работ  по управлению персоналом предприятия  требует определения ряда показателей, таких как:

1. Уровень совпадения выявленной динамики с оптимальной по показателям конечных результатов деятельности предприятия.

2. Коэффициент соответствия  деятельности в области управления  персоналом целям и стратегиям  развития предприятия.

3. Коэффициент соответствия  структуры целям и стратегиям развития предприятия.

4. Норма управляемости.

5. Коэффициент управляемости.

6. Процент совпадения  положительной динамики количественных  показателей организационной структуры  предприятия (динамика показателей,  а также сравнение с показателями-эталонами).

7. Степень неудовлетворенности  работников работой.

8. Анализ кадрового  потенциала предприятия.

9. Коэффициент текучести.

10. Коэффициент абсентеизма.

11. Анализ показателей  эффективности деятельности службы  управления персоналом (уровень достижения целей в области управления персоналом, сроков достижения целей).

12. Система непосредственной  эффективности деятельности службы  управления персоналом ( отклонение  показателей от нормативных).

13. Динамика показателей  производительности труда, экономической эффективности и косвенных показателей эффективности деятельности службы управления персоналом предприятия.

14. Коэффициент соответствия  кадровых процессов, протекающих  на предприятии, его целям и  задачам.

15. Коэффициент функциональной эффективности деятельности службы управления персоналом предприятия.

16. Коэффициент соответствия  количественной укомплектованности  кадрового состава.

17.  Коэффициент соответствия  качественных характеристик кадрового  потенциала.

18. Анализ структуры  службы управления персоналом.

19. Коэффициент согласия  линейного управления персоналом  со стратегической и функциональной  деятельностью в области управления  персоналом.

20. Коэффициент оптимальности  распределения ответственных между  службой управления персоналом и линейными руководителями по вопросам управления персоналом организации.


 

Также следует рассмотреть оценку уровня организации системы управления, предлагаемую Кибановым А.Я. [14]. Ввиду  того что организационные изменения, проектируемые в каком-либо объекте, требуют первоначальной оценки уровня организации данной системы для точности вырабатываемых предложений по совершенствованию объекта и своевременной корректировки методических подходов в соответствии с восприимчивостью системы к организационным изменениям, Кибанов А.Я. предлагает состав показателей оценки уровня организации системы управления, представленный в табл. 8 [14].

Таблица 8

Система показателей оценки уровня организации системы

управления предприятием

Наименование элемента системы управления

Наименование ведущего показателя элемента

Функции управления

Коэффициент качества выполнения управленческих функций

Организационная структура  управления

Коэффициент ритмичности  работы аппарата управления

Управленческий персонал

Коэффициент, характеризующий уровень организации управленческого труда

Технические средства  управления

Коэффициент охвата функций  управления автоматизацией

Информация 

Коэффициент уровня организации  делопроизводства и работы с информацией

Методы организации  управления

Коэффициент, характеризующий уровень внедрения новых методов организации управленческого труда

Технология управления

Коэффициент уровня регламентации  технологических процессов управления

Управленческие решения 

Коэффициент, характеризующий  степень полноты  реализации принимаемых решений

Система управления в  целом

Коэффициент экономичности  аппарата управления

Производственная система 

¦Коэффициент ритмичности  производства


 

Таким образом, с позиций многообразия выявленных видов систем управления персоналом единый подход к оценке их эффективности должен предполагать наличие общих для всех систем параметров. Такой общий параметр - совпадение целей предприятия и системы управления персоналом, так как система управления персоналом - это встроенная часть системы управления предприятием. Ее эффективность определяется конечным результатом деятельности предприятия. Эффективной надо признать систему управления персоналом на предприятии, конкурентоспособную с позиций выпускаемой продукции (услуг) и самого предприятия.

Информация о работе Диагностика и оценка качества управленческого персонала ОАО "Ростелеком"