Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 08:56, дипломная работа
Среди основных факторов экономического роста в любой стране важнейшей составляющей является человеческий фактор. По данным Всемирного банка, который обследовал 192 страны, 64% экономического роста отводится человеческому капиталу, остальные 16 и 20% связаны соответственно с производственным потенциалом и естественными ресурсами.
В представленной дипломной работе раскрывается механизм осуществления диагностики и оценки эффективности системы управления персоналом на предприятиях сферы услуг.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы диагностики и оценки эффективности системы управления персоналом…………………………………..5
1.1. Понятие и характеристика функциональных подсистем системы управления персоналом……………………………………………..5
1.2. Цели и функции системы управления персоналом………………..8
1.3. Классификация показателей эффективности управления персоналом…………………………………………………………10
1.4. Методика диагностики системы управления персоналом………..14
Глава 2. Диагностика и оценка эффективности системы управления персоналом в Уральском подразделении ОАО «Ростелеком»…………………………….17
2.1. Характеристика предприятия……………………………………….17
2.2. Исследование кадрового потенциала………………………………23
2.3. Исследование функциональных подсистем системы управления персоналом…………………………………………………………...32
Глава 3. Проект мероприятий по повышению эффективности системы управления персоналом в Уральском подразделении ОАО «Ростелеком»………………51
3.1. Направление совершенствования системы управления персоналом…………………………………………………………...51
3.2. Экономическое обоснование предложенных мероприятий………52
3.3. Организационно-правовое обеспечение предложенных мероприятий…………………………………………………………55
Заключение……………………………………………………………………59
Список литературы…………………………………………………………...61
Порядок оформления на работу: при оформлении на работу кандидат представляет в отдел кадров следующие документы: паспорт, трудовую книжку, справку о последнем занятии, выданную по месту жительства (если работник поступает на работу впервые), документ об образовании, военный билет (для граждан, пребывающих в запасе), страховое свидетельство, ИНН, справку о совокупном годовом доходе (с последнего места работы), анкету (личный листок учета кадров), заявление, фотографии 2 шт. На основании предъявленных документов сотрудник службы персонала заполняет форму Т-2 и дает с ней ознакомиться работнику под роспись.
При поступлении на работу заключается трудовой договор. Трудовой договор составляется в письменной форме, в двух экземплярах, один из которых хранится в службе персонала, другой выдается работнику на руки. Трудовой договор составляется на основании Трудового кодекса Российской Федерации и содержит, в частности:
При поступлении на работу для новых
рядовых сотрудников
Адаптация персонала:
В компании «Ростелеком-Урал» для новых работников организуется специальный курс обучения и воспитания, призванный наиболее быстро и рационально адаптировать их к стилю и методам работы в организации или в подразделении. Процедура процесса адаптации включает следующие этапы:
I этап (первая неделя) – подготовительная
фаза. Задача – детальное
Первый рабочий день:
1) ознакомительная информация о компании, порядке и условиях работы:
Ответственное лицо – менеджер по персоналу.
2) Информация о подразделении и рабочем месте сотрудника:
представление коллегам;
объяснение распорядка работы;
ознакомление с Положением об отделе;
подписание должностной
ознакомление с
ознакомление с документами, регламентирующими производственный процесс.
Ответственное лицо – руководитель подразделения, менеджер по персоналу. Подготовка пакета базовых документов – служба персонала. Второй рабочий день. Взаимодействие с подразделениями компании:
Ответственное лицо - руководитель подразделения.
Третий - пятый дни рабочей недели – работа по плану и отчет в конце недели. Руководитель подразделения оценивает итоги первой ознакомительной недели работы и доводит информацию до нового сотрудника.
II этап (вторая неделя) - начальный период. Задача – практическое ознакомление со своими обязанностями и теми требованиями, которые предъявляет администрация компании к данной должности. Подведение итогов – в конце недели руководитель подразделения дает первичную оценку соответствия заявленных знаний, умений и навыков реальным и дает рекомендации новому сотруднику.
III этап (третья неделя) –
период приспособления. Задача –
включение в производственный
процесс и приспособление
IV этап (четвертая неделя) – завершение периода введения в должность. Задача – стабильная работа. Новый сотрудник осуществляет действия согласно плану на неделю в пределах своей компетенции. В конце недели руководитель подразделения подводит итоги периода адаптации и доводит информацию до нового сотрудника и службы персонала.
V этап – заключительный
этап. За неделю до окончания
испытательного срока (до трех
месяцев либо ранее)
По окончанию испытательного срока проводится оценка деятельности работника в период адаптации. Оценка проводится на основании анкеты, которую заполняет наставник или непосредственный руководитель. На основании данной анкеты выявляются личностные и деловые качества работника, что позволяет оценить успешность прохождения адаптации.
Обучение и аттестация персонала. Система управления персоналом в компании «Ростелеком-Урал» нацелена на обеспечение подразделений предприятия работниками требуемой профессии и квалификации, их развитие в процессе деятельности и создание условий для выполнения текущих планов и перспективных задач всего коллектива. Одним из основных направлений работы с кадрами в компании «Ростелеком-Урал» является постоянно действующая система обучения персонала. Так, политика предприятия в области качества, определяет следующие цели в работе с персоналом:
Система обучения персонала в компании «Ростелеком-Урал» построена в соответствии с его организационной структурой и существующими потребностями предприятия в квалифицированных кадрах. В структуру отдела по работе с персоналом входит образовательное подразделение "Учебный центр", основной задачей которого является организация и проведение процесса обучения рабочих и специалистов предприятия. Учебный центр имеет лицензию на право осуществления образовательной деятельности, выданную Министерством образования и высшей школы Российской Федерации, регистрационный номер 241181, срок действия Лицензии - до 04.02.2015 г. С 2012 года Учебный центр располагает новыми учебными помещениями:
Удобные классы оснащены телевизорами, видеомагнитофонами DVD-проигрывателем. Компания «Ростелеком-Урал» ежегодно выделяет 120 тысяч рублей на приобретение технической литературы, учебных плакатов, программ, видео - и DVD - фильмов. Ежегодно "Учебным центром" предприятия создается один учебный фильм по определенному производственному участку.
Планирование процесса обучения осуществляется на основании заявок руководителей структурных подразделений на обучение персонала. Заявки суммируются, систематизируются и в срок до 1 декабря предыдущего года формируется План обучения персонала на следующий год. На основании Плана составляется и утверждается Смета затрат на обучение персонала в год. По итогам года составляется Отчет по обучению персонала, который позволяет оценить результативность процесса обучения и служит основанием для составления предупреждающих и корректирующих мероприятий, способствует дальнейшему совершенствованию процесса. В компании «Ростелеком-Урал», согласно Лицензии, образовательная деятельность ведется по следующим направлениям (видам обучения):
1) Профессиональная подготовка
вновь принятых работников
2) Переподготовка (переобучение), обучение второй (смежной) профессии ведется по37 образовательным программам (специальностям).
3) Повышение квалификации
Профессиональные программы
разработаны Учебным центром
при участии руководителей
При обучении персонала используются следующие формы обучения:
а) Индивидуальное обучение. При индивидуальной
форме обучения каждый обучающийся
рабочий прикрепляется к
б) Коллективное обучение. При коллективной форме обучения ученики объединяются в группы по 5-10 человек.
в) Курсовое обучение. Проводится в образовательном подразделении предприятия, либо в учебно-курсовых комбинатах или учебных центрах других организаций. По курсовой форме осуществляется обучение сложным профессиям, овладение которыми связано с изучением значительного объема специальных, общетехнических и экономических знаний. Теоретические знания по выбранной профессии рабочие получают на курсах, либо самостоятельно при содействии инструкторов производственного обучения и специалистов предприятия, используя:
Время и место проведения занятий теоретического обучения устанавливается Приказом об обучении персонала, а производственного – трудовым соглашением. Производственное обучение учащихся заканчивается производственной практикой – индивидуальной работой в составе коллектива на рабочих местах под руководством наставника (инструктора производственного обучения) и фиксируется в Дневнике производственного обучения учащегося. Список преподавателей теоретического обучения из числа специалистов предприятия и инструкторов производственного обучения (рабочих высокой квалификации) утверждается ежегодно приказом по предприятию. В 2012 году 45 специалистов были назначены преподавателями теоретического обучения и 202 высококвалифицированных рабочих – инструкторами производственного обучения. С инструктором заключается трудовое соглашение, по которому производится оплата за обучение. В помощь инструктору производственного обучения отделом по работе с персоналом разработана "Памятка инструктору производственного обучение", где прописаны:
По завершению процесса обучения работники сдают квалификационный экзамен квалификационной комиссии компании «Ростелеком-Урал». Экзамен считается сданным при условии выполнения квалификационной (пробной) работы, а также при наличии у работника теоретических знаний, предусмотренных ТКС. По результатам экзамена работнику присваивается квалификационный разряд, что регистрируется в Протоколе заседания комиссии. Работникам, успешно сдавшим экзамен, выдается Свидетельство о получении специальности, присвоенном разряде (классе, категории). При переподготовке, обучении смежной, новой (второй) профессии используются те же формы обучения, что и для подготовки новых работников. Обучение проводится индивидуально в подразделениях предприятия и на курсах в Учебном центре. Сроки обучения могут быть сокращены с учетом уровня профессиональных знаний и умений обучающихся. Для последовательного повышения уровня производственной квалификации работников, приобретения ими технических и экономических знаний, необходимых для овладения более совершенной техникой, высокопроизводительными методами выполнения сложных и ответственных работ, в компании «Ростелеком-Урал» организуются:
Информация о работе Диагностика и оценка качества управленческого персонала ОАО "Ростелеком"