Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 20:09, курсовая работа
Распределение доходов - одна из важнейших проблем государственной социальной политики. Первые этапы становления рыночных отношений в России характеризуются чрезмерной неравномерностью в уровне доходов населения. От степени неравномерности доходов зависит не только благосостояние населения, но и политическая стабильность общества. Поэтому велика роль государства в обеспечении социальной защиты населения, грамотной политики с целью уменьшения дифференциации доходов, борьбы с бедностью.
Введение стр. 1-2
Доходы населения: понятие, виды, источники.
Распределение доходов и их неравенство. стр. 3-11
2. Макромодель М. Лоренца и коэффициент К. Джини стр. 12-15
3. Уровень и качество жизни. Дилемма социальной
справедливости и экономической эффективности стр.16-23
Заключение стр.24
Разбор экономической ситуации стр.25
Список литературы
Для оценки общего объема денежных
доходов населения Российской Федерации
территориальные органы государственной
статистики ежемесячно производят его
оценку и направляют сведения в адрес
ГМЦ Росстата. ГМЦ Росстата осуществляет
проверку и увязку региональных данных
и направляет уточненные объемы денежных
доходов населения в
Таблица 3. Коэффициент Джини
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
20121) | |
Коэффициент Джини (индекс концентрации доходов)2) |
0,387 |
0,387 |
0,39 |
0,394 |
0,4 |
0,395 |
0,397 |
0,397 |
0,403 |
0,409 |
0,409 |
0,415 |
0,422 |
0,421 |
0,421 |
0,421 |
0,417 |
0,420 |
3. Уровень и качество жизни.
Дилемма социальной справедливости и экономической эффективности
Любое общество ставит своей целью создание условий для жизнедеятельности людей, обеспечение нормального уровня жизни. Благосостояние членов общества оценивается качественными (качество жизни) и количественными (уровень жизни) характеристиками.
Уровень жизни – уровень удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей людей материальными благами. Человек имеет право на такой уровень жизни, который необходим для поддержания здоровья его самого и его семьи, а также право на обеспечение в случае безработицы, инвалидности, вдовства или иного случая утраты средств к существованию по независящим от этого человека обстоятельствам.
Уровень жизни оценивается путем подсчета потребления в денежных или натуральных единицах одежды, питания, жилища, различного рода услуг. При оценке уровня жизни используется ряд показателей:
В качестве других показателей уровня жизни можно назвать значения на душу населения валового внутреннего дохода, национального дохода и др.
В тех случаях, когда оценить показатель количественно не представляется возможным или когда такая оценка требует существенных затрат, для оценок благосостояния используют качество жизни. Этим методом оценивается, например, уровень комфорта в труде и в быту, качество питания, одежды, жилья, экологического состояния среды обитания человека, образования, работы, социальных институтов и т.д. Качество жизни характеризуется понятиями «высокое», «среднее», «удовлетворительное», «низкое», «неудовлетворительное».
При изучении уровня жизни определяющее значение отводят социальным нормативам и средним минимальным доходам населения. Они утверждаются в законодательном порядке и являются важнейшими гарантиями доходов населения, которые должны быть обеспечены государством исходя из достигнутого уровня социально-экономического развития страны. К социальным нормативам относятся прожиточный минимум, минимальная оплата труда, пенсия по старости и др.
Поскольку потребности членов общества различны, разным будет и уровень жизни разных слоев населения. Уровень жизни имеет социальный и экономический смысл. В экономическом смысле уровень жизни характеризует обеспечение населения материальными благами и услугами. Важнейшим показателем здесь может служить производство ВНП или НД на душу населения. Конечно, это будет усредненный показатель.
Социальный аспект уровня жизни характеризуется тем, сколько государство расходует средств на образование, культуру, здравоохранение, просвещение, каков в стране уровень пенсионного обеспечения, как поставлена социальная защита населения от бедности, как вообще строится в стране политика доходов и т.д. Социальная сторона уровня жизни просматривается также в том, какую политику проводит государство по отношению к различным слоям населения: осуществляет уравниловку или дифференцирует поступление доходов. Главная проблема в распределении доходов – проблема их дифференциации, которая ведет к поляризации интересов. Для того, чтобы оценить пользу дифференциации доходов для экономики, необходима оценка социальных последствий.
Социальная политика играет важную роль в системе государственного регулирования рыночной экономики. Роль социальных факторов в процессе экономического развития постоянно возрастает. Поэтому государство должно держать в центре внимания проблемы, связанные с повышением уровня жизни населения, созданием наиболее благоприятных условий для развития личности, обеспечением полной занятости. Особое место в социальной политике занимает политика доходов.
В связи с программой перераспределения доходов экономисты рассматривают так называемую дилемму эффективности и справедливости. Суть ее заключается в том, что стремление к большему равенству может обернуться для общества потерями в экономической эффективности. Ведь растущее финансирование социальных программ требует повышения налогов и их перераспределения. Проблема эффективности распределения экономических благ тесно связана с проблемой справедливости. Существует множество оптимальных вариантов распределения ресурсов, при которых уровень полезности, достигаемый разными членами общества может существенно различаться. Эффективность распределения благ в обществе определяется господствующими экономическими отношениями.
В экономической литературе выделяют четыре взгляда на социальную справедливость:
- Эгалитарный. Эгалитарный (от франц. egalite — равенство) означает «уравнительный». Этот взгляд требует равного распределения доходов. Эгалитаризм исходит из того, что все члены общества должны иметь не только равные возможности, но и более или менее равные результаты;
- Роулсианский. Этот принцип связан с именем Джона Роулза, современного американского философа. Роулсианский подход предполагает, что равенству необходимо придавать большое значение, иначе кому-то будет намного хуже, чем другим. В рамках данного подхода считается справедливой такая дифференциация доходов, при которой экономическое неравенство допустимо лишь тогда, когда оно способствует достижению более высокого уровня жизни беднейшими членами общества;
- Утилитарный. Этот принцип опирается на учение Иеремии Бентама, английского экономиста, основоположника «теории счастья» — утилитаризма. Утилитарный взгляд иногда может восприниматься как близкий к эгалитарному, но он предполагает наиболее существенное различие между наиболее и наименее обеспеченными членами общества. Если бы все люди были совершенно одинаковы в своих вкусах и предпочтениях, то утилитарный принцип превратился бы в эгалитарный;
- Рыночный. Рыночное распределение доходов означает лишь одну «справедливость»: доходы всех владельцев факторов производства формируются на основе законов; спроса и предложения, а так же предельной производительности факторов.
Перед любой экономической системой стоит проблема выбора: предпочесть ли рыночное распределение доходов, корректируемое государством, или же государственное распределение доходов, корректируемое рынком. Стремление к равенству в распределении доходов, воплощающему, по мнению многих, социальную справедливость, всегда сопровождается падением экономической эффективности. Так как в подобной ситуации незачем эффективно работать ни бедному (все равно общество обеспечит материальную поддержку), ни богатому (все равно общество изымет часть дохода в виде налогов). Неравенство же в доходах обеспечивает экономическую эффективность, но сопровождается социальной несправедливостью в виде значительного неравенства в распределении доходов, имущественной дифференциации населения. Таким образом, выбор между равенством и неравенством доходов превращается в выбор между социальной справедливостью и экономической эффективностью.
Современное общество зачастую называют обществом двойного стандарта. Характерными чертами такого общества являются, с одной стороны, равные права всех граждан демократического государства, с другой стороны, неравные возможности людей. Действительно, все граждане правового государства равны перед законом, обладают равными политическими правами. Однако существуют множества факторов, которые формируют индивидуальный облик каждого человека, наделяют его большими или меньшими способностями к обогащению и соответственно разным уровням благосостояния. Современному типу распределения доходов в развитых странах мира свойственно значительное сокращение удельного веса бедных и столь же значительное повышение удельного веса среднего класса, при практически постоянной доле богатого населения.
Рыночное распределение доходов не гарантирует каждому человеку приемлемый уровень дохода. В этом состоит некая социальная несправедливость рынка. Государство, принимая на себя значительную долю ответственности за соблюдение неотъемлемого права человека на достойную жизнь, организует перераспределение доходов. Несмотря на достижения развитых стран в социально-экономической сфере, дифференциация доходов, ее масштабы и обоснованность по-прежнему представляют серьезную общественную проблему.
Неантагонистическое противоречие экономической эффективности и социальной справедливости — это современная превращенная форма общеэкономического противоречия между производством и потреблением. Чем больше мы тратим на производство, тем меньше остается для потребления, и наоборот. Соответственно, экономическая эффективность достигается в условиях рыночной системы с минимальным вмешательством государства. Социальная справедливость рассматривается как механизм перераспределения доходов с целью предотвращения их чрезмерной дифференциации. Такое перераспределение снижает стимулы, создаваемые рынком и связанные, с одной стороны, с возможностью быстрого обогащения, с другой — с опасностью разорения и безработицы.
Основной аргумент в пользу
неравенства доходов состоит
в том, что необходимо сохранить
стимулы для производства продукции
и получения доходов. Кроме того,
перераспределение доходов
Мировой опыт показывает, что в ряде случаев нарушения рыночного механизма, вызванные чрезмерно активным вмешательством государства в его функционирование, приводят к тому, что попытки улучшить положение одной части населения за счет другой приносили вред обеим. В то же время сокращение роли государства в регулировании доходов населения ведет к росту дифференциации доходов, социальной напряженности, обострению социальных конфликтов и в итоге — к падению производства, снижению его эффективности.