Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 19:46, контрольная работа
Классическая марксистская философия возникла в 40х годах 19 века в Германии. Ее основателями были Маркс и Энгельс, а теоретическими источниками - французский материализм 18 века и немецкая классическая философия. В России марксизм появился и укрепился в конце XIX века благодаря Плеханову и его соратникам.
разрешиться во всеобщем благоденствии, еще более обострилась вследствие
осуществления на деле «свободы собственности» от феодальных оков. Эта
свобода оказалась для мелкого буржуа и крестьянина свободой продавать эту
мелкую собственность, задавленную могущественной конкуренцией крупного
капитала и крупного землевладения, именно этим магнатам; эта «свобода»
превратилась, таким образом, для мелких буржуа и крестьян в свободу от
собственности. Быстрое развитие промышленности на капиталистической основе
сделало бедность и страдания трудящихся масс необходимым условием
существования общества. Погоня за прибылью все более и более становилась
единственным
связующим элементом этого
превращалась в мошенничество. Революционный девиз «братства» осуществился в
плутнях и в зависти, порождаемых конкуренцией, место насильственного
угнетения занял подкуп, а вместо меча главенствующим рычагом общественной
власти стали деньги.
Факты все с большей и большей наглядностью показывали всю лживость
учения буржуазной экономии о тождестве интересов капитала и труда, о
всеобщей гармонии и всеобщем благополучии народа, которые будто бы должны
явиться следствием свободной конкуренции. Установленные «победой разума»
общественные и политические учреждения оказались злой, вызывающей горькое
разочарование карикатурой на блестящие обещания просветителей.
Различные социалистические учения немедленно стали возникать, как
отражение усилившегося угнетения трудящейся части общества. В 1802 г вышли
«Женевские письма» Сен-Симона. В 1808 г появилось первое произведение
Фурье, хотя основа его теории была заложена еще в 1799 г.. 1 января 1800
г. Роберт Оуэн взял на себя управление бумагопрядильной фабрикой в Нью-
Лэнакре, где он сделал попытку разрешить социальные противоречия
капитализма, создав для работников нормальные условия труда и возможности
для интеллектуального и духовного развития.
Социалистические школы критиковали капиталистическое общество,
осуждали, проклинали его, мечтали об его уничтожении, фантазировали о
лучшем строе, убеждали богатых в безнравственности эксплуатации. Они
считали устранение недостатков общественного строя задачей мыслящего
разума. Поэтому делали попытки изобрести новую, более совершенную систему
общественного устройства и навязать ее существовавшему обществу извне,
посредством
пропаганды, а по возможности и
примерами показательных
Для всех основателей
абсолютной истины, разума и справедливости, и стоило только его открыть,
чтобы он собственной силой покорил весь мир. А так как абсолютная истина не
зависит от времени, пространства и исторического развития человечества, то
это уже дело чистой случайности, когда и где она будет открыта. При этом
абсолютная истина, разум и справедливость были различны у каждого
основателя школы; особый вид абсолютной истины, разума и справедливости у
каждого основателя школы был обусловлен опять-таки его субъективным
рассудком, жизненными условиями, объемом познаний и степенью развития
мышления.
Такое состояние социалистических теорий вполне соответствовало
незрелому состоянию капиталистического общества того этапа исторического
развития. Социализм не мог ни разъяснить сущность наемного рабства при
капитализме, ни открыть законы его развития, ни найти ту общественную силу,
которая способна стать творцом нового общества. Решение общественных задач,
еще скрытое в неразвитых экономических отношениях, приходилось изобретать,
создавать из головы. Эти социальные системы заранее были обречены на то,
чтобы оставаться утопиями, и чем старательнее разрабатывались они в
подробностях, тем дальше должны были уноситься в область чистой фантазии.
Чтобы превратить социализм в науку, необходимо было, прежде всего,
поставить его на реальную почву.
Это стало возможным,
диалектический
материализм и применил его к
изучению общественных явлений.
Глава 1. Условия возникновения марксизма.
Марксизм возник в 40-х годах XIX века. В это время происходило
обострение социальных и экономических противоречий капитализма породивших
потребность в создании научной теории.
Доктор философии Карл Маркс (1818 – 1883) и немецкий предприниматель
Фридрих Энгельс (1820 – 1895) разрешили задачу следующим образом :
сформулировав радикальную научную коммунистическую теорию они вооружили
рабочий класс революционной идеей. Возникновение марксизма было
подготовлено предыдущим развитием капиталистической экономики,
революционного процесса и общественной мысли.
Важным этапом развития
переворот, наиболее широко проявившийся в первые десятилетия XIX века. Он
ознаменовал небывалое на протяжении всей предыдущей истории ускоренное
развитие производственных сил, выразившихся в переходе от мануфактуры к
фабричной системе, основанной на широком применении машинной техники.
Обусловив утверждение капиталистических производственных отношений. Важной
исторической предпосылкой формирования марксистского мировоззрения явилось
то обстоятельство, что капитализм одержавший победу над феодализмом в
передовых странах Западной Европы, уже показал к тому времени не только
свое экономическое преимущество над предыдущим способом производства, но
также и противоречивость своего развития, все большее нарастание конфликта
между трудом и капиталом.
Промышленный переворот,
других странах Западной Европы, создал качественно новую основу для
развития производственных сил и, следовательно, реальную перспективу
резкого увеличения после социальной революции производства материальных
благ для трудящихся, и увеличения свободного времени – основы всестороннего
развития всех членов будущего свободного от эксплуатации общества. В ходе
промышленного переворота рабочий класс впервые выступил на историческую
сцену как самостоятельная общественная сила. Широко известны проявления
активной революционной роли рабочего класса в 1831 – 1834 годах, а также
чартистское движение 30 – 40-х годов в Англии.
То обстоятельство, что развитие капитализма в Германии в этот период
сочеталось с сохранением значительного проявления феодальных отношений,
придало этим восстаниям особо важную роль. Это явилось свидетельством того,
что в условиях назревавшей в этой стране буржуазно – демократической
революции пролетариат становился ее главной движущей силой. Острота
классовых противоречий в Германии 40-х годов во многом благоприятствовала
тому, что революционное пролетарское учение возникло именно в этой стране.
Наряду с революционными выступлениями рабочего класса, важнейшее
значение в подготовке возникновения марксизма имело происходившее ранее
развитие общественной мысли: немецкой классической философии, классической
английской
политической экономии и французского
утопического социализма.
Глава 2. Развитие философии марксизма и основные труды Маркса.
Уже в самом начале творческой деятельности (вскоре после получения
степени доктора философии) Маркс осознает как свое призвание защиту
интересов «бедной, политически и социально обездоленной массы...».
Начиная еще с 1842 года, он изучает новое для Германии общественное
движение — социализм и коммунизм, знакомится с богатейшей социалистической
и коммунистической традицией Франции и Англии, анализирует первые
выступления немецких социалистов и коммунистов.
Первая
попытка разработки целостного
мировоззрения осуществлялась
преимущественно средствами философского анализа; соответственно и
результатом была именно философская концепция. Она была создана тогда же,
летом 1844 года. К сожалению, рукописи Маркса были опубликованы только в
1932 году
под названием «Экономическо-
Основное в работе — идея отчуждения человека в обществе господства частной
собственности и преодоления отчуждения в исторической перспективе
коммунистического будущего.
Учение
об отчуждении и присвоении
человеком собственной
об экономических причинах и возможностях устранения эксплуатации и
порабощения людей, явилось огромным шагом на пути создания целостного
мировоззрения. Однако перспективы будущего, а также история общества были
нарисованы
в «Экономическо-философских
абстрактно-образной философской форме. А именно, почти не просматривался
практический «путь к будущему» и не объясненным оставался «путь из
прошлого» — причины, механизмы, источники отчужденного труда. Получалось,