Философия марксизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 19:46, контрольная работа

Описание работы

Классическая марксистская философия возникла в 40х годах 19 века в Германии. Ее основателями были Маркс и Энгельс, а теоретическими источниками - французский материализм 18 века и немецкая классическая философия. В России марксизм появился и укрепился в конце XIX века благодаря Плеханову и его соратникам.

Файлы: 1 файл

Философия марксизма.docx

— 104.25 Кб (Скачать файл)

В дальнейшем учение Н. Ф. Федорова развивалось в  двух направлениях: религиозно-богословском и естественно-научном.

Константин  Эдуардович Циолковский (1857 — 1935) —  известный ученый, основоположник современной  космонавтики, представитель естественно-научной ветви «космической философии».

К. Э. Циолковский  пытался решить ряд философских  проблем: о смысле космоса в целом, о месте человека в космосе, о  конечности или бесконечности человеческого  существования, путях построения счастливого  будущего и т.д. В «космической философии» К. Э. Циолковского исследователь его  концепции современный философ  А. П. Огурцов выделяеттри этапа (см.: Огурцов А. П. Циолковский Константин Эдуардович. Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995. С. 577 — 578). На первом этапе (1898 — 1914 гг.) философия мыслится К. Э. Циолковским как общая наука, наука наук. Он примыкает к панпсихизму, признавая наличие во Вселенной вечных, неуничтожимых элементов материи — атомов, обладающих чувствительностью и зачатками духовности. Свою философию он называл «монизмом», для которого космос — живое существо, а человек — союз атомов, блуждающих во Вселенной. Атом-дух бессмертен, он совершает круговорот, путешествия из одного организма в другой. Основные работы этого периода творчества К. Э. Циолковского: «Научные основания религии» (1898), «Этика, или Естественные основы нравственности» (1902 — 1903), «Нирвана» (1914) На втором этапе (1914 — 1923) он уделяет основное внимание религиозным проблемам и поиску путей улучшения социальных условий человеческого существования, созданию проектов будущего («Первопричина», 1918; «Идеальный строй жизни», 1917; «Гений среди людей», 1918 — 1921; «Социология (фантазия)», 1918). Социальная утопия развертывается К. Э. Циолковским в плане космическо-планетарных преобразований, завершающихся коренной переделкой человеческого существа, превращающегося в лучевое существо, питающееся с помощью фотосинтеза солнечной энергией. На третьем этапе (1923 — 1935) К. Э. Циолковский развивает учение о космическом разуме, космических эрах — рождение, становление, расцвет, превращение вещества в лучистую энергию («Причина космоса», 1925; «Монизм Вселенной», 1925 — 1931;«Будущее Земли и человечества», 1928 и др.).

К. Э. Циолковский  предвосхитил обсуждение многих глобальных проблем, в частности экологической. Одним из возможных путей предотвращения гибели человечества он считал освоение космического пространства, а создание ракетно-космической техники —  средством для решения этой задачи.

Составной частью концепции К. Э. Циолковского является его «космическая этика», которая включает выработку этических  основ контактов с инопланетянами, признание необходимости совместного  труда для преобразования космоса.

К. Э. Циолковского можно считать одним из основоположников концепции ноосферы.

«Космическая  философия» К. Э. Циолковского, несмотря на некоторые ее утопические элементы, — первая попытка систематического изложения проблем, характерных  для начала космической эры.

Владимир  Иванович Вернадский (1863 — 1945) — выдающийся естествоиспытатель и мыслитель-гуманист, один из выразителей русского космизма, основатель учения о биосфере и ноосфере, генетической минералогии, биогеохимии, радиогеологии и других научных направлений.

Своим учением  о биосфере и ноосфере В. И. Вернадский внес огромный вклад в разработку современной научной картины  мира. Биосфера, по В. И. Вернадскому, —  это целостная биогеохимическая оболочка нашей планеты, развивающаяся  по своим внутренним законам. Главным  фактором, формирующим биосферу, выступает  живое вещество, осуществляющее многообразные  геохимические и планетар-но-космические функции. «Стоя на эмпирической почве, я... старался опираться только на точно установленные научные и эмпирические факты... В связи со всем этим... я ввел вместо понятия «жизнь» понятие живого вещества... «Живое вещество» есть совокупность живых организмов» (Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. М., 1988. С. 504). Живое вещество, по Вернадскому, вечно, изначально присутствует в Космосе и повсеместно в нем распространено (космичность жизни).

В. И. Вернадский указывает на существование трех различных пластов реальности: 1) космических просторов; 2) атомных  явлений; 3) жизни человека, природных  явлений ноосферы и нашей планеты, взятых как целое. Эти три пласта отличны друг от друга по свойствам  пространства-времени. Они проникают  друг в друга, но и отграничиваются  друг от друга в содержании и методике изучаемых в них явлений. Основные предпосылки возникновения стадии ноосферы, по В. И. Вернадскому, таковы: 1) распространение человека — одного биологического вида, обладающего разумом, — по всей поверхности планеты, победа этого вида в борьбе с другими  биологическими видами; 2) развитие средств  связи и обмена, интегрирующих  людей в единое целое; 3) открытие новых источников энергии (атомная, солнечная и др.), придающих деятельности человека масштаб геологических  преобразований; 4) массовая демократизация государственного устройства, допускающая  к управлению обществом все более  широкие массы населения; 5) взрыв  научного творчества в XX в., обладающий геологическим масштабом своих  последствий. Своеобразным венцом развития ноосферы должна стать автотрофность человечества, т.е. освобождение его от необходимости получать энергию от растительного и животного мира Земли, — условие отрыва будущего человечества от одного планетного тела и перехода его эволюции в космос. В. И. Вернадский показал, что развиваемые им понятия биосферы и ноосферы являются главным связующим звеном в построении многоплановой картины мира.

Характерно, что статья В. И. Вернадского «Несколько слов о ноосфере» заканчивается  так: «Важен для нас факт, что идеалы нашей демократии идут в унисон со стихийным геологическим процессом, с законами природы, отвечают ноосфере. Можно смотреть поэтому на наше будущее  уверенно. Оно в наших руках. Мы его не выпустим» (Вернадский В. И. Несколько  слов о ноосфере. В кн.: Русский  космизм. М., 1993. С. 310). В трудах В. И. Вернадского анализировались многие проблемы методологии и философии науки. Особенностью научной мысли В. И. Вернадский считал ее вселенскость; она охватывает всю биосферу, все человечество и выступает как сила, создающая ноосферу. Отдавая приоритет науке, В. И. Вернадский вместе с тем подчеркивал, что она неотделима от философии и не может развиваться в ее отсутствие. Научное познание, утверждал он, расширяется не путем только логических приемов мышления; его источником служат также вненаучные сферы мышления, философия и религия. В. И. Вернадский обосновывал идею плодотворности взаимодействия всех сфер человеческой культуры.

Помимо  рассмотренных в данной главе  течений философской мысли в  России с конца XIX — начала XX в. большое  место стала занимать марксистская философия (об этом — в следующей  главе).

Информация о работе Философия марксизма