В дальнейшем
учение Н. Ф. Федорова развивалось в
двух направлениях: религиозно-богословском
и естественно-научном.
Константин
Эдуардович Циолковский (1857 — 1935) —
известный ученый, основоположник современной
космонавтики, представитель естественно-научной
ветви «космической философии».
К. Э. Циолковский
пытался решить ряд философских
проблем: о смысле космоса в целом,
о месте человека в космосе, о
конечности или бесконечности человеческого
существования, путях построения счастливого
будущего и т.д. В «космической философии»
К. Э. Циолковского исследователь его
концепции современный философ
А. П. Огурцов выделяеттри этапа (см.:
Огурцов А. П. Циолковский Константин Эдуардович.
Русская философия. Малый энциклопедический
словарь. М., 1995. С. 577 — 578). На первом этапе
(1898 — 1914 гг.) философия мыслится К. Э. Циолковским
как общая наука, наука наук. Он примыкает
к панпсихизму, признавая наличие во Вселенной
вечных, неуничтожимых элементов материи
— атомов, обладающих чувствительностью
и зачатками духовности. Свою философию
он называл «монизмом», для которого космос
— живое существо, а человек — союз атомов,
блуждающих во Вселенной. Атом-дух бессмертен,
он совершает круговорот, путешествия
из одного организма в другой. Основные
работы этого периода творчества К. Э.
Циолковского: «Научные основания религии»
(1898), «Этика, или Естественные основы нравственности»
(1902 — 1903), «Нирвана» (1914) На втором этапе
(1914 — 1923) он уделяет основное внимание
религиозным проблемам и поиску путей
улучшения социальных условий человеческого
существования, созданию проектов будущего
(«Первопричина», 1918; «Идеальный строй
жизни», 1917; «Гений среди людей», 1918 — 1921;
«Социология (фантазия)», 1918). Социальная
утопия развертывается К. Э. Циолковским
в плане космическо-планетарных преобразований,
завершающихся коренной переделкой человеческого
существа, превращающегося в лучевое существо,
питающееся с помощью фотосинтеза солнечной
энергией. На третьем этапе (1923 — 1935) К.
Э. Циолковский развивает учение о космическом
разуме, космических эрах — рождение,
становление, расцвет, превращение вещества
в лучистую энергию («Причина космоса»,
1925; «Монизм Вселенной», 1925 — 1931;«Будущее
Земли и человечества», 1928 и др.).
К. Э. Циолковский
предвосхитил обсуждение многих глобальных
проблем, в частности экологической.
Одним из возможных путей предотвращения
гибели человечества он считал освоение
космического пространства, а создание
ракетно-космической техники —
средством для решения этой задачи.
Составной
частью концепции К. Э. Циолковского
является его «космическая этика»,
которая включает выработку этических
основ контактов с инопланетянами,
признание необходимости совместного
труда для преобразования космоса.
К. Э. Циолковского
можно считать одним из основоположников
концепции ноосферы.
«Космическая
философия» К. Э. Циолковского, несмотря
на некоторые ее утопические элементы,
— первая попытка систематического
изложения проблем, характерных
для начала космической эры.
Владимир
Иванович Вернадский (1863 — 1945) — выдающийся
естествоиспытатель и мыслитель-гуманист,
один из выразителей русского космизма,
основатель учения о биосфере и ноосфере,
генетической минералогии, биогеохимии,
радиогеологии и других научных направлений.
Своим учением
о биосфере и ноосфере В. И. Вернадский
внес огромный вклад в разработку
современной научной картины
мира. Биосфера, по В. И. Вернадскому, —
это целостная биогеохимическая
оболочка нашей планеты, развивающаяся
по своим внутренним законам. Главным
фактором, формирующим биосферу, выступает
живое вещество, осуществляющее многообразные
геохимические и планетар-но-космические
функции. «Стоя на эмпирической почве,
я... старался опираться только на точно
установленные научные и эмпирические
факты... В связи со всем этим... я ввел вместо
понятия «жизнь» понятие живого вещества...
«Живое вещество» есть совокупность живых
организмов» (Вернадский В. И. Философские
мысли натуралиста. М., 1988. С. 504). Живое вещество,
по Вернадскому, вечно, изначально присутствует
в Космосе и повсеместно в нем распространено
(космичность жизни).
В. И. Вернадский
указывает на существование трех
различных пластов реальности: 1)
космических просторов; 2) атомных
явлений; 3) жизни человека, природных
явлений ноосферы и нашей планеты,
взятых как целое. Эти три пласта
отличны друг от друга по свойствам
пространства-времени. Они проникают
друг в друга, но и отграничиваются
друг от друга в содержании и методике
изучаемых в них явлений. Основные
предпосылки возникновения стадии
ноосферы, по В. И. Вернадскому, таковы:
1) распространение человека — одного
биологического вида, обладающего разумом,
— по всей поверхности планеты, победа
этого вида в борьбе с другими
биологическими видами; 2) развитие средств
связи и обмена, интегрирующих
людей в единое целое; 3) открытие
новых источников энергии (атомная,
солнечная и др.), придающих деятельности
человека масштаб геологических
преобразований; 4) массовая демократизация
государственного устройства, допускающая
к управлению обществом все более
широкие массы населения; 5) взрыв
научного творчества в XX в., обладающий
геологическим масштабом своих
последствий. Своеобразным венцом развития
ноосферы должна стать автотрофность
человечества, т.е. освобождение его от
необходимости получать энергию от растительного
и животного мира Земли, — условие отрыва
будущего человечества от одного планетного
тела и перехода его эволюции в космос.
В. И. Вернадский показал, что развиваемые
им понятия биосферы и ноосферы являются
главным связующим звеном в построении
многоплановой картины мира.
Характерно,
что статья В. И. Вернадского «Несколько
слов о ноосфере» заканчивается
так: «Важен для нас факт, что идеалы
нашей демократии идут в унисон со
стихийным геологическим процессом,
с законами природы, отвечают ноосфере.
Можно смотреть поэтому на наше будущее
уверенно. Оно в наших руках. Мы
его не выпустим» (Вернадский В. И. Несколько
слов о ноосфере. В кн.: Русский
космизм. М., 1993. С. 310). В трудах В. И. Вернадского
анализировались многие проблемы методологии
и философии науки. Особенностью научной
мысли В. И. Вернадский считал ее вселенскость;
она охватывает всю биосферу, все человечество
и выступает как сила, создающая ноосферу.
Отдавая приоритет науке, В. И. Вернадский
вместе с тем подчеркивал, что она неотделима
от философии и не может развиваться в
ее отсутствие. Научное познание, утверждал
он, расширяется не путем только логических
приемов мышления; его источником служат
также вненаучные сферы мышления, философия
и религия. В. И. Вернадский обосновывал
идею плодотворности взаимодействия всех
сфер человеческой культуры.
Помимо
рассмотренных в данной главе
течений философской мысли в
России с конца XIX — начала XX в. большое
место стала занимать марксистская
философия (об этом — в следующей
главе).