Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 19:46, контрольная работа
Классическая марксистская философия возникла в 40х годах 19 века в Германии. Ее основателями были Маркс и Энгельс, а теоретическими источниками - французский материализм 18 века и немецкая классическая философия. В России марксизм появился и укрепился в конце XIX века благодаря Плеханову и его соратникам.
что для практической реализации идеалов, ярко и полно намеченных в
философской картине «целостного человека», недоставало подлинной научной
основы понимания того, каким образом эти идеалы достижимы.
В труде “К критике
доказал, что для освобождения пролетариата необходимо уничтожение
капиталистической
частной собственности и
революционную борьбу. В совместной книге “Святое семейство“ К. Маркс и Ф.
Энгельс сформировали идею о том, что субъектом революции должен стать сам
пролетариат.
Уже в начале своей деятельности Карл Маркс занял радикальную,
противоположную либеральной позицию -- вместо эволюции предложил
революционную борьбу и замахнулся на священное право буржуазной
собственности. Дальше больше. Во втором совместном труде “Немецкая
идеология” (полностью был опубликован в 30-х годах ХХ в) был сделан
решительный вывод, что каждый класс, который стремится к властвованию,
“должен прежде всего завоевать себе политическую власть”.
Оканчивал первый этап “
котором была выдвинута идея про необходимость пролетариата иметь для
завоевания власти собственную политическую партию. Там же разработаны
основные положения стратегии и тактики пролетарской партии, а именно, что
партия ведет борьбу за ежедневные задания рабочих, объединяя их с борьбой
за конечную цель. В “Манифесте” была провозглашена основная идея
пролетарского интернационализма, конкретизованная в лозунге “пролетарии
всех стран, объединяйтесь!”.
Из обобщения опыта буржуазных революций 1848-1851 годов начался второй
этап развития марксизма. Поскольку именно тогда проблемы революции были
особенно актуальны, то К. Маркс выдвинул идеи про возможность
непосредственного перехода от буржуазной революции к социалистической, про
гегемонию пролетариата в революции (“Классовая борьба в Франции с 1848 по
1850 годы”),
понятие диктатуры
необходимость политического союза пролетариата с крестьянством, про
конечность слома старой буржуазной государственной машины в случае победы
революции и создание новой системы (“Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта”).
Притом большинство идей опирались на опыт западноевропейского пролетариата,
опыт европейских революций.
В 1867 году был опубликован первый том “Капитала”, в котором К. Маркс
доказывал тезис про неминуемость гибели капитализма, описал основные черты
альтернативного либерализма будущего коммунистического общества. Это
общество должно было б опираться на общественную собственность на средства
производства, общественное равенство и социальную справедливость. Понятно,
что при этом К. Маркс исходил из индустриальной модели развития общества.
В 60-тые года с участием К. Маркса и Ф. Энгельса в Англии был создан I
интернационал. Установочный Манифест Интернационала декларировал, что
завоевание политической власти для пролетариата есть не только
необходимость, но и великая обязанность.
С Парижской Коммуны начался третий этап формирования марксизма.
Обобщив опыт восставшего города-столицы, К. Маркс увидел в Коммуне рождение
нового типа демократии антипода либерально – пролетарской демократии,
которая должна заменить буржуазную парламентскую демократию. Поражение
Коммуны убедило К. Маркса в необходимости создания в каждом государстве
национальной политической пролетарской партии со своими программами.
Немного позже К. Маркс детально разработал отдельные положения идеи про
диктатуру пролетариата, а также выдвинул идею про необходимость особенного
переходного периода от капитализма к социализму и про две фазы
коммунистического общества – социализм и коммунизм (“Критика Готской
программы”).
Можно утверждать, что К. Маркс совместно с Ф. Энгельсом
сформулировали в общих чертах политическую концепцию коммунистического
радикализма, которая состояла из таких основных идей.
Первое. Они исходили из доминирования
жизни, в истории всех антагонистических формаций, выдвигали на первый план
классовую борьбу как непосредственную движущую силу истории и, особенно,
классовую борьбу между буржуазией и пролетариатом. Именно в ней, по словам
Ленина В.И., лежит центр тяжести всей системы взглядов К. Маркса. Отсюда ее
абсолютизация и упрощенный подход: или диктатура буржуазии, или диктатура
пролетариата – кто этого не понимает, тот за словами Ленина В.И. , “ничего
не понял ни в экономическом, ни в политическом учении Маркса”.
Второе. Марксистская идея классовой борьбы была тесно связана с идеей
ведущей роли пролетариата в этой борьбе: он выполнял роль мессии –
осуществлял революционный переворот в обществе, ликвидировал эксплуатацию
человека человеком, остаточно уничтожал деление на классы. “В этом и
состояла б всемирно - историческая роль пролетариата – его историческое
назначение”.
Третье. Исходя из идеи классовой борьбы, К. Маркс свел суть какого –
либо государства к фактической диктатуре того или иного класса, чем отрицал
свои “грехи молодых лет”, когда считал, что сутью какого – либо
государственного строя была демократия. Идея диктатуры пролетариата –
центральная идея марксистской концепции. Опираясь на опыт Парижской
Коммуны, он утверждал, что сутью диктатуры является единство
законодательной, исполнительной и судовой власти.
Четвертое. Основным условием реализации “исторической миссии”
пролетариата должна стать политическая революция. Она должна разрушить,
сломать старую государственную власть, а уже потом создать новое
государство.
Пятое. К. Маркс и Ф. Энгельс отработали идею пролетарской демократии
как изъявление воли большинства народа через принуждение незначительного
меньшинства. Подчеркнув, что пролетариату для овладения политической
властью также необходимы демократические формы, но для него, как и все
политические
формы, демократия только средство достижения
цели.
Шестое. К. Маркс и Ф. Энгельс пришли к выводу, что пролетариат, чтобы
осуществить свою “историческую миссию” должен создать свою “особенную
партию, которая … осознала б себя как классовая партия”. Потому что только
с ее созданием пролетариат станет самостоятельной политической силой,
пролетарское движение с ее помощью выйдет из своего детства, времени, когда
он существовал только как секта. Такая партия может достигнуть успеха,
найдя себе союзников среди других слоев трудящих.
Седьмое. Пролетарская партия может стать ведущей силой для
пролетариата при условии проведения нею решительной и бескомпромиссной
идеологической борьбы с классовыми противниками пролетариата, и
беспрерывной борьбы с какими–либо отклонениями в середине партии.
Следует отметить, что марксизм
действительно вырос в
не только с классовым противником, но и с “коллегами” по классу, в рядах
самого пролетариата. Возможно, одной из наиболее негативных черт характера
самих основателей коммунистического радикализма является их всеобщий
критицизм
и отрицание всего
что определил еще Ф. Меринг. Как утверждает Г. Норт : “… может, и
действительно Маркса уничтожило беспощадное критическое отношение к самому
себе. Ведь он всю жизнь, беспощадно критиковал всех и, возможно разошелся
не на шутку, после 1867 года раскритиковал самого себя так, что его
схватил интеллектуальный частичный паралич”.
Еще одной чертой К. Маркса была неспособность жить в дружбе и мире “со
своими коллегами – революционерами”. Но если ученый – теоретик всю жизнь
кого – то критикует, не дав реальной позитивной альтернативы, это
свидетельствует против него потому, что прокламация лозунгов, еще никогда
не становилась программой. Как писал Рюлэ: «Для него не существовало ни
одной мудрости, кроме его собственной»; никакого социализма, коме того,
который он проповедовал сам. Его и только его работа была примером научной
объективности и глубины. Он был аллахом и пророком в одной особе”. Кстати,
это отметил и один из последователей К. Маркса Бухарин, который писал, что
марксизм “претендует на исключительность: он есть воюющее учение, он
“нетерпимый” … он рассматривает себя как единственного последовательного
носителя всех прогрессивных тенденций эпохи, которые душат капитализм
.Марксизм осознает свое всемирно – историческое право на идеологическую
гегемонию столетий “. Эта цитата свидетельствует еще про одну черту