Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 19:46, контрольная работа
Классическая марксистская философия возникла в 40х годах 19 века в Германии. Ее основателями были Маркс и Энгельс, а теоретическими источниками - французский материализм 18 века и немецкая классическая философия. В России марксизм появился и укрепился в конце XIX века благодаря Плеханову и его соратникам.
марксистской концепции – ее претензии на абсолютную истинность. Только что
зародившись, не сформировавшись, марксизм уже начал бороться с христианским
социализмом (П. Леру, Ф. Бюше, Ф. Ламэнне). На втором этапе деятельности К.
Маркс повел борьбу с государственным и консервативным социализмом (П.
Прудон, Л. Блан). Тогда же К. Маркс выступил против Ф. Лассаля, одного из
основоположников немецкой социал-демократии, которого история немецкой
социал-демократии всегда вспоминала рядом с именем К. Маркса и Ф. Энгельса,
отмечал известный биограф Маркса Ф. Меринг. Однако сам К. Маркс позволял
себе выражаться про немецкого рабочего лидера значительно жестче, в письме
к Ф. Энгельсу с характерной для него резкостью К. Маркс писал, что Лассаль
есть “мешанина
негра с евреем …”.
Глава 3. Основные труды Энгельса.
Подготовка к выходу в свет
второй и третьей книг «
новый этап в истории развития марксистской политической экономии, — одна из
главных исторических заслуг Энгельса. Хотя теоретическая деятельность
Энгельса в сфере политической экономии капитализма находилась в единстве с
«Капиталом» Маркса и была его продолжением, она вместе с тем имела
самостоятельную высокую научную ценность. В истории политической экономии с
его именем неразрывно связаны распространение, комментирование и защита
наиболее существенных моментов содержания и метода «Капитала», а также их
развитие применительно к новому этапу истории капитализма. Энгельс еще при
жизни Маркса подверг, как известно, детальному критическому разбору теорию
стоимости, прибавочной стоимости и ренты Дюринга. Позднее в сфере его
внимания оказались прудонистские теории, а также экономические взгляды
Родбертуса. В процессе этой идейной борьбы Энгельс особо подчеркивал то
принципиально новое, что внес в науку политической экономии Маркс. Вместе с
тем, излагая в ходе полемики подлинные взгляды Маркса, Энгельс
конкретизировал некоторые категории «Капитала» с точки зрения тех их форм,
в каких они выступают в действительности и в результате исторического
развития.
Большое внимание в работах
Энгельса уделялось
от «Капитала» Маркса, заработной платы и законов ее движения, связанных с
классовой борьбой пролетариата и ее перспективами. Реально, как показал
Энгельс, заработная плата не сводится к лассалевскому «железному закону»
минимума жизненных средств Действительные размеры заработной платы под
влиянием ряда факторов могут быть выше или ниже стоимости рабочей силы.
Такая трактовка закона заработной платы благоприятствовала борьбе против
упрощенного и искаженного применения экономической теорий Маркса к решению
практических вопросов рабочего движения. Важнейший фактор, определяющий
действительный уровень заработной платы, Энгельс видел в борьбе против
капитала рабочих, организованных в профсоюзы. Вместе с тем Энгельсом был
раскрыт исторически ограниченный характер этой борьбы. Профсоюзное движение
не упраздняет законов заработной платы, наоборот, как таковое оно является
лишь средством их осуществления, поскольку не уничтожает систему наемного
труда
В ряде произведений Энгельса позднего периода его жизни (таких как
«Англия в 1845 и 1885 годах», «Рабочее движение в Америке» и некоторые
другие) указывалось на различие материального положения рабочих на ранней и
зрелой ступенях капитализма. Имея в виду изданную им в 1845 г книгу
«Положение рабочего класса в Англии», Энгельс в 1886 г. писал «Описанное в
этой книге положение вещей, поскольку оно касается Англии, в настоящее
время во многих отношениях принадлежит прошлому».
Констатируя известное
английского рабочего класса, Энгельс связывал его с промышленной монополией
Англии и указывал вместе с тем на то, что крах этой монополии приведет к
потере английским рабочим классом своего привилегированного положения.
Последующая
история подтвердила
В «Капитале» соответственно его предмету исследование ограничивается
рассмотрением
отношений рабочих как
промышленниками и торговцами, выступающими в качестве непосредственных
эксплуататоров рабочих. Что же касается «вторичной» эксплуатации, которой
подвергаются рабочие как покупатели и потребители необходимых жизненных
средств, то эта сторона экономической действительности не получила в
«Капитале» развернутого выражения, хотя Маркс и указывал на такого рода
отношения.
Энгельс особо касается
жилищному вопросу» (1872—1873), в которой критика прудонистских взглядов
сопровождалась позитивным определением характера отношений между рабочими и
«нетрудящимися классами», не являющимися капиталистами. По отношению к
розничному торговцу, домовладельцу и т. п. рабочий, писал Энгельс,
выступает как покупатель, как владелец денег, а не как продавец рабочей
силы. С этой стороны рабочий не отличается от других лиц, покупающих или
арендующих жизненные средства, в том числе от мелкой буржуазии. По этому и
жилищная нужда не является злом, затрагивающим исключительно рабочий класс.
Отношения между рабочим и домовладельцем не являются сделкой между
пролетарием и капиталистом. Рабочий как съемщик жилища выступает в качестве
имущего человека. В этом своем положении он принципиально отличается от
рабочего как продавца рабочей силы и созидателя прибавочной стоимости.
«Сколько бы ни сорвал сдающий внаем у съемщика, это всегда лишь передача
уже существующей, ранее произведенной стоимости, а общая сумма стоимости,
которой обладают
съемщик и сдающий внаем
этом случае, по определению Энгельса, имеет место обычная торговая сделка,
которая совершается согласно экономическим законам, регулирующим продажу
товаров вообще.
Глава 4. Историческое значение марксизма.
Марксизм, его политическая концепция были реалистичной теорией эпохи
промышленной революции, резкой критикой либерализма, попыткой навязать
разрозненные ценности пролетариата всему европейскому обществу. Во второй
половине ХIХ века марксизм значительно распространился в многих странах
мира, где разгорелось движение рабочего класса. Марксизм имел огромное
влияние на судьбу цивилизации в ХХ веке. Учение Маркса, выйдя на
общественную арену в 40-х годах, стало значительным идейно-политическим
течением в Европе в 70—90-х годах XIX века. В России марксизм появился и
укрепился в конце XIX века. К середине XX века он развивался в различных
регионах Азии, получил распространение в Африке, Латинской Америке.
Судьбы марксизма в различных
странах складывались
он был несколько оттеснен другими типами мировоззрения, в других же,
наоборот, сумел стать главной, ведущей идеологической силой. Но во всех
случаях он оказывал и оказывает огромное влияние на различные стороны жизни
общества. Особенно зримо оно проявляется в политической сфере: партии и
организации, рассматривающие марксизм как свою теоретическую базу,
действуют в большинстве стран мира.
Историческое значение марксизма было и остается связанным с
деятельностью огромных масс людей — пролетариев, интерес которых защищала и
выражала эта общественная теория. Вместе с всемирной индустриализацией,
следуя за появлением и развитием пролетариата в разных странах,
распространялся и марксизм. В ходе истории появляются новые виды
производства, изменяется социальная структура общества; меняется и сам
пролетариат, его состав, его вес в общественных делах. В наше время наемные
работники составляют большинство человечества. Следовательно, социальная
база марксизма гигантски возросла; вместе с ходом истории развивается и
марксизм в целом, и философии как его составная часть.
Высшая цель марксизма — разработка и теоретическое обоснование
освобождения порабощенного человечества. Марксизм доказывает неизбежность
уничтожения всякого рабства, унижений отчуждения и несвободы людей. Этот
высший смысл исторической процесса реализуется посредством изучения, анализ
исследования, с одной стороны, всеобщего практического опыта человечества
и, с другой — всеобщего духовного опыта человечества.
Но не все идеи социально – политической концепции марксизма выдержал
проверку временем. Историческое развитие человечества привело к таким
изменениям, которых эта теория не предвидела. Сложились серьезные изменения
в составе общественных сил, которые ведут борьбу за социальный прогресс, в
способах
и методах осуществления
идеи конфронтации, революции, вооруженной борьбы. В этих условиях
по–другому выглядит и сам процесс общественного развития. Меняются