Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 23:33, курсовая работа
Задача данной работы:
- разобрать финансовые отношения и финансовую систему
-рассмотреть функции финансов
- узнать о финансовом развитии в современной России
1. Введение……………………………………………………………………3
2. Финансовые отношения и финансовые системы………………………..4
3. Функции финансов в достижении макроэкономических целей………..9
4. Финансовое развитие современной России и роль государственных финансов…………………………………………………………………..19
5. Заключение………………………………………………………………..23
6. Разбор экономической ситуации………………………………………...24
7. Список литературы……………………………………………………….25
Текущий финансовый контроль осуществляется в процессе выполнения финансовых планов, в ходе самих хозяйственно-финансовых операций. Его задачей является своевременный контроль правильности, законности и целесообразности произведенных расходов, полученных доходов, полноты и своевременности расчетов с бюджетом. Он производится повседневно финансовыми службами с тем, чтобы своевременно обнаружить и установить допущенные ошибки. Оперативность и гибкость здесь имеют первостепенное значение.
Последующий финансовый контроль организуется в форме проверок и ревизий правильности, законности и целесообразности произведенных финансовых операций. Основной его задачей являются выявление недостатков и упущений в использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов, возмещение нанесенного ущерба, привлечение к административной и материальной ответственности виновных лиц, принятие мер по предотвращению в дальнейшем случаев нарушения финансовой дисциплины.
Механизм финансового контроля совершенствуется и развивается. Перед ним ставятся новые задачи, направленные на финансовое оздоровление экономики и совершенствование системы финансовых взаимосвязей в стране.
3. Финансовое развитие современной России и роль государственных финансов.
Политическая деятельность
государства проявляется во всех
сферах общественной жизни, в том
числе и в финансовой сфере. Для
правильного осуществления
Так, крупные западные экономисты не дают четкого определения финансовой политики. Например, С. Фишер, Р. Дорнбуш и Р.Шмалези не выделяют финансовую политику как самостоятельное понятие. В то же время они подходят к исследованию данной темы, расширяя определение фискальной политики. Они пишут, что фискальная политика представляет собой решения, принимаемые государством относительно своих расходов и доходов. Аналогично рассматривают указанную проблему и некоторые другие представители зарубежных экономических школ. В частности К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю совмещают понятия финансово-бюджетной и фискальной политики, определяя их как изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и неинфляционного национального продукта. Несомненно, такая трактовка вызывает ряд неопределенностей в осознании сущности финансовой политики.
Содержание понятия
«финансовая политика» у
Содержание финансовой политики действительно достаточно сложное, так как она охватывает целый ряд мероприятий:
-разработку общей концепции финансовой политики, определение её основных направлений, целей и задач;
- создание адекватного финансового механизма (системы установленных государством форм, видов и методов финансовых отношений);
- управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.
Целью финансовой политики
служит финансовая устойчивость, которая
проявляется в
Основу финансовой политики
составляют стратегические направления,
которые определяют долгосрочную и
среднесрочную перспективу
К основным стратегическим
задачам финансовой политики России
на современном этапе можно
Основные тактические задачи финансовой политики состоят в следующем: обеспечение макроэкономической сбалансированности; достижение бюджетного профицита; снижение госдолга; стабилизация национальной валюты и снижение уровня инфляции; разработка и утверждение стабильного финансового законодательства в сфере функционирования общегосударственного органа и хозяйствующих субъектов; организация финансового контроля и др.
Финансовая политика
неразрывно связана с кредитно-денежной
политикой государства, которая
представляет собой часть социально-
Финансовая политика включает в себя бюджетную, налоговую, инвестиционную, социальную, ценовую и таможенную политику.
Бюджетная политика РФ основывается на бюджетном кодексе, других законодательных актах, определяющих форму бюджетного устройства страны и регламентирующих бюджетный процесс. Бюджетная политика выражается в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в источниках и способах покрытия бюджетного дефицита, в формах и методах управления госдолгом.
Налоговая политика находит
свое воплощение в построении той
или иной финансовой системы. Налоговые
системы в развитых странах характеризуются
разнообразием видов налогов
и объектов налогообложения, а также
характером взаимоотношений налогоплательщ
Инвестиционная политика связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций прежде всего в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов. Главная задача этой политики - создание условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России.
Социальная политика связана с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных в Конституции РФ, и охватывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи отдельным социальным группам населения и др.
Составными частями денежной политики являются эмиссионная политика и стабильность национальной валюты. К задачам ценовой политики относятся: регулирование и корректировка цен на товары и услуги предприятий-монополистов; формирование цен на реализацию естественных ресурсов страны - недр, земли, водных, лесных и других ресурсов; управление ценами предпринимательских структур в базовых отраслях.
Таможенная политика представляет собой симбиоз налоговой и ценовой политики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок импортных товаров и услуг, поощряя или сдерживая экспорт товаров и услуг. Таможенная политика России сейчас во многом зависит от бюджетной политики, направленной на увеличение сбора таможенных пошлин и платежей.
Финансовая политика
позволяет соединить воедино
потенциальные возможности
Многие экономисты-финансисты, такие как О.Дж. Говтвань, А.Ю. Кубрак, А.В. Ишхаров, отмечают, что последние пять лет в истории российской финансовой системы можно признать успешными. После августовского кризиса 1998 г. правительство России добилось определенных результатов в снижении инфляции, наращивая одновременно профицит платежного баланса. Это позволило частично стерилизовать значительный приток иностранной валюты в условиях посткризисного увеличения спроса на денежные ресурсы. Положительная динамика финансового баланса с внешним миром вместе с ростом валютной выручки от экспорта на фоне позитивной динамики цен мирового рынка на сырьевые ресурсы, а также последовательная валютная политика монетарных властей создали условия для повышения доступности финансовых ресурсов и снижения процентных ставок.
Таким образом, можно говорить о том, что через 10 лет после начала реформ российская финансовая система приступила к реализации своей главной функции - финансированию экономического роста в стране.
Вместе с тем российская финансовая система в её современном виде не справляется с организацией перераспределения финансовых ресурсов и их трансформацией, т.е. уровень развития финансовой системы не соответствует задачам ускорения экономического роста.
Среди существенных недостатков действующей финансовой системы можно назвать, в частности, следующие:
-ориентацию кредитно-финансовой политики государства не на интересы населения России, повышение его благосостояния, а на интересы самого государства и безубыточность работы кредитных организаций;
-отсутствие сбалансированности и достаточной прозрачности в расходовании бюджетных ресурсов;
-отсутствие единообразия норм регулирования, контроля и надзора, налогообложения различных институтов рынка;
-нерешенность двойственной проблемы: сохранения достаточно высокого уровня инфляции, систематического повышения цен на товары и услуги для населения с одной стороны, и насыщения реального сектора экономики денежной массой с другой.
Заключение
Финансовая система - это система взаимно-связанных и взаимно-обусловленных органов управления финансами. Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы федерального бюджета, государственный кредит.
Снижение налогов стимулирует рост, как совокупного спроса, так и совокупного предложения. Поэтому, правительства снижают налоги, когда проводят стимулирующую экономическую политику, то есть когда целью государства является вывести страну из дна экономического цикла. Соответственно, сдерживающая экономическая политика подразумевает повышение налогов, с целью устранения «перегрева экономики». Однако чрезмерно высокие налоги снижают стимулы к труду и предпринимательской активности, что приводит к уходу капитала из легальной экономики.
Основа финансовой политики - стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.
Отсталость России выражается не столько в отсутствии каких либо технологий или производств, что есть лишь следствие; сколько в неразвитости финансовой системы, предпринимательства, не освоенности территории. И все это - продукт неэффективности государства и пережитков административной экономики.
Все-таки, России стоило
бы поучиться позитивному
Разбор экономической ситуации.
Представлены следующие данные условной страны:
-государственные расходы – 50 млрд.ден.ед.
-Трансфертные платежи – 20 млрд.ден.ед.
-Проценты по обслуживанию государственного долга – 10% годовых
-Величина государственного долга – 40 млрд.ден.ед.
-Налоговые поступления 100 млрд.ден.ед.
Определить величину доходов и расходов государственного бюджета страны; дефицитен или профицитен этот бюджет?
Разбор:
Доход страны составляет – 100 млрд.ден.ед.
Расход - 74 млрд.ден.ед. ( 50+20+(40*10%))
100-74=26 => Бюджет профицитен, т.к доходная часть бюджета превышает расходную. Первичный профицит в этой ситуации не рассматривается, т.к государственный долг учтен в расчетах.
ПРОФИЦИТ БЮДЖЕТА ПЕРВИЧНЫЙ — превышение доходов бюджета над расходами без учета расходов на обслуживание долга.
Список литературы
1.Налоги. / Под ред. Д.Г. Черника.- М.: Финансы и статистика, 2004.- С. 64.
2. Введение в макроэкономику: Учебное пособие / Под ред. М.Е.Дорошенко. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 175с.
3.Курс экономической теории: Учебник / Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – 4-е изд., доп. и перераб. – Киров: АСА, 2009. – 848с.
4.Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, прблемы и политика. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 365с.
5.Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б.Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е изд., 2001. – 512с.
6.Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под ред. В.И.Видяпина, Г.П.Журавлевой. – 4-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 640с.
Информация о работе Финансовая система и финансовая политика государства