Финансовая система и финансовая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 23:33, курсовая работа

Описание работы

Задача данной работы:
- разобрать финансовые отношения и финансовую систему
-рассмотреть функции финансов
- узнать о финансовом развитии в современной России

Содержание работы

1. Введение……………………………………………………………………3
2. Финансовые отношения и финансовые системы………………………..4
3. Функции финансов в достижении макроэкономических целей………..9
4. Финансовое развитие современной России и роль государственных финансов…………………………………………………………………..19
5. Заключение………………………………………………………………..23
6. Разбор экономической ситуации………………………………………...24
7. Список литературы……………………………………………………….25

Файлы: 1 файл

Макроэкономика.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

Текущий финансовый контроль осуществляется в процессе выполнения финансовых планов, в ходе самих хозяйственно-финансовых операций. Его задачей является своевременный контроль правильности, законности и целесообразности произведенных расходов, полученных доходов, полноты и своевременности расчетов с бюджетом. Он производится повседневно финансовыми службами с тем, чтобы своевременно обнаружить и установить допущенные ошибки. Оперативность и гибкость здесь имеют первостепенное значение.

Последующий финансовый контроль организуется в форме проверок и ревизий правильности, законности и целесообразности произведенных финансовых операций. Основной его задачей являются выявление недостатков и упущений в использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов, возмещение нанесенного ущерба, привлечение к административной и материальной ответственности виновных лиц, принятие мер по предотвращению в дальнейшем случаев нарушения финансовой дисциплины.

Механизм финансового  контроля совершенствуется и развивается. Перед ним ставятся новые задачи, направленные на финансовое оздоровление экономики и совершенствование  системы финансовых взаимосвязей в стране.

 

3. Финансовое развитие современной России и роль государственных финансов.

Политическая деятельность государства проявляется во всех сферах общественной жизни, в том  числе и в финансовой сфере. Для  правильного осуществления поставленных перед финансовой политикой задач требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, целей и механизма реализации финансовой политики, а также элементов, ее составляющих. В учебниках, научной литературе существуют разные определения понятия «финансовая политика».

Так, крупные западные экономисты не дают четкого определения  финансовой политики. Например, С. Фишер, Р. Дорнбуш и Р.Шмалези не выделяют финансовую политику как самостоятельное  понятие. В то же время они подходят к исследованию данной темы, расширяя определение фискальной политики. Они пишут, что фискальная политика представляет собой решения, принимаемые государством относительно своих расходов и доходов. Аналогично рассматривают указанную проблему и некоторые другие представители зарубежных экономических школ. В частности К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю совмещают понятия финансово-бюджетной и фискальной политики, определяя их как изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и неинфляционного национального продукта. Несомненно, такая трактовка вызывает ряд неопределенностей в осознании сущности финансовой политики.

Содержание понятия  «финансовая политика» у российских авторов также различается. По мнению В.В. Ковалева, «государственная финансовая политика - это часть социально-экономической политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны». Назаров Н.Н. дает следующее определение: «финансовая политика - это совокупность методических принципов, практических форм организации и методов использования финансов». В данных определениях авторы считают, что финансовая политика имеет сложное содержание и направлена на достижение определенной цели.

Содержание финансовой политики действительно достаточно сложное, так как она охватывает целый ряд мероприятий:

-разработку общей концепции финансовой политики, определение её основных направлений, целей и задач;

- создание адекватного финансового механизма (системы установленных государством форм, видов и методов финансовых отношений);

- управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Целью финансовой политики служит финансовая устойчивость, которая  проявляется в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, отсутствии госдолга, в твердой национальной валюте, в конечном счете, сочетании экономических интересов государства и всех членов общества. Итак, исходя из вышесказанного, представляется возможным определить финансовую политику как государственное регулирование финансовых ресурсов с целью повышения уровня жизни населения.

Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и  среднесрочную перспективу использования  финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны.

К основным стратегическим задачам финансовой политики России на современном этапе можно отнести: финансовую устойчивость развития экономики; финансовую независимость государства; обеспечение платежеспособности государства и хозяйствующих субъектов.

Основные тактические  задачи финансовой политики состоят  в следующем: обеспечение макроэкономической сбалансированности; достижение бюджетного профицита; снижение госдолга; стабилизация национальной валюты и снижение уровня инфляции; разработка и утверждение стабильного финансового законодательства в сфере функционирования общегосударственного органа и хозяйствующих субъектов; организация финансового контроля и др.

Финансовая политика неразрывно связана с кредитно-денежной политикой государства, которая  представляет собой часть социально-экономической  политики, направленной на борьбу с  инфляцией, безработицей и обеспечением стабильных темпов экономического развития.

Финансовая политика включает в себя бюджетную, налоговую, инвестиционную, социальную, ценовую  и таможенную политику.

Бюджетная политика РФ основывается на бюджетном кодексе, других законодательных  актах, определяющих форму бюджетного устройства страны и регламентирующих бюджетный процесс. Бюджетная политика выражается в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в источниках и способах покрытия бюджетного дефицита, в формах и методах управления госдолгом.

Налоговая политика находит  свое воплощение в построении той  или иной финансовой системы. Налоговые  системы в развитых странах характеризуются  разнообразием видов налогов  и объектов налогообложения, а также  характером взаимоотношений налогоплательщиков с налоговыми органами. При реформировании налоговой системы следует помнить, что она должна быть открытой и «основой налоговой базы должны выступать прямые налоги». [1]

Инвестиционная политика связана с созданием условий  для привлечения отечественных и иностранных инвестиций прежде всего в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов. Главная задача этой политики - создание условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России.

Социальная политика связана с решением задач финансового  обеспечения прав граждан России, установленных в Конституции  РФ, и охватывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи отдельным социальным группам населения и др.

Составными частями  денежной политики являются эмиссионная  политика и стабильность национальной валюты. К задачам ценовой политики относятся: регулирование и корректировка  цен на товары и услуги предприятий-монополистов; формирование цен на реализацию естественных ресурсов страны - недр, земли, водных, лесных и других ресурсов; управление ценами предпринимательских структур в базовых отраслях.

Таможенная политика представляет собой симбиоз налоговой и ценовой политики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок импортных товаров и услуг, поощряя или сдерживая экспорт товаров и услуг. Таможенная политика России сейчас во многом зависит от бюджетной политики, направленной на увеличение сбора таможенных пошлин и платежей.

Финансовая политика позволяет соединить воедино  потенциальные возможности управления, которые присущи финансам, с конкретными  методами работы, организацией органов  финансовых органов. Конкретными методами и формами проведения финансовой политики служат: финансовое планирование; прогнозирование; программирование; финансовое регулирование; методы стимулирования и ответственности; финансовый контроль; принятие финансового законодательства; система методов мобилизации финансовых ресурсов. В результате действенной финансовой политики осуществляется перераспределение ВВП, обеспечивающее выравнивание уровней развития субъектов федерации, сочетание интересов всех хозяйствующих субъектов.

Многие экономисты-финансисты, такие как О.Дж. Говтвань, А.Ю. Кубрак, А.В. Ишхаров, отмечают, что последние пять лет в истории российской финансовой системы можно признать успешными. После августовского кризиса 1998 г. правительство России добилось определенных результатов в снижении инфляции, наращивая одновременно профицит платежного баланса. Это позволило частично стерилизовать значительный приток иностранной валюты в условиях посткризисного увеличения спроса на денежные ресурсы. Положительная динамика финансового баланса с внешним миром вместе с ростом валютной выручки от экспорта на фоне позитивной динамики цен мирового рынка на сырьевые ресурсы, а также последовательная валютная политика монетарных властей создали условия для повышения доступности финансовых ресурсов и снижения процентных ставок.

Таким образом, можно  говорить о том, что через 10 лет  после начала реформ российская финансовая система приступила к реализации своей главной функции - финансированию экономического роста в стране.

Вместе с тем российская финансовая система в её современном виде не справляется с организацией перераспределения финансовых ресурсов и их трансформацией, т.е. уровень развития финансовой системы не соответствует задачам ускорения экономического роста.

Среди существенных недостатков  действующей финансовой системы можно назвать, в частности, следующие:

-ориентацию кредитно-финансовой политики государства не на интересы населения России, повышение его благосостояния, а на интересы самого государства и безубыточность работы кредитных организаций;

-отсутствие сбалансированности и достаточной прозрачности в расходовании бюджетных ресурсов;

-отсутствие единообразия норм регулирования, контроля и надзора, налогообложения различных институтов рынка;

-нерешенность двойственной проблемы: сохранения достаточно высокого уровня инфляции, систематического повышения цен на товары и услуги для населения с одной стороны, и насыщения реального сектора экономики денежной массой с другой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Финансовая система - это система взаимно-связанных  и взаимно-обусловленных органов управления финансами. Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы федерального бюджета, государственный кредит.

Снижение налогов стимулирует  рост, как совокупного спроса, так и совокупного предложения. Поэтому, правительства снижают налоги, когда проводят стимулирующую экономическую политику, то есть когда целью государства является вывести страну из дна экономического цикла. Соответственно, сдерживающая экономическая политика подразумевает повышение налогов, с целью устранения «перегрева экономики». Однако чрезмерно высокие налоги снижают стимулы к труду и предпринимательской активности, что приводит к уходу капитала из легальной экономики. 

Основа финансовой политики - стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу  использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.

Отсталость России выражается не столько в отсутствии каких  либо технологий или производств, что  есть лишь следствие; сколько в неразвитости финансовой системы, предпринимательства, не освоенности территории. И все это - продукт неэффективности государства и пережитков административной экономики.

Все-таки, России стоило бы поучиться позитивному экономическому опыту тех же США, а именно: активному  освоению территории страны, развитию экономической свободы и предприимчивости, фермерства, модели «коттеджной» Америки, высочайшему уровню развития науки и технологий, использованию активной и суверенной финансовой политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разбор экономической  ситуации.

Представлены следующие  данные условной страны:

-государственные расходы  – 50 млрд.ден.ед.

-Трансфертные платежи  – 20 млрд.ден.ед.

-Проценты по обслуживанию  государственного долга – 10% годовых

-Величина государственного  долга – 40 млрд.ден.ед.

-Налоговые поступления  100 млрд.ден.ед.

Определить величину доходов и расходов государственного бюджета страны; дефицитен или  профицитен этот бюджет?

 

Разбор:

Доход страны составляет – 100 млрд.ден.ед.

Расход  - 74 млрд.ден.ед. ( 50+20+(40*10%))

100-74=26 => Бюджет профицитен, т.к доходная часть бюджета превышает расходную. Первичный профицит в этой ситуации не рассматривается, т.к государственный долг учтен в расчетах.

ПРОФИЦИТ БЮДЖЕТА ПЕРВИЧНЫЙ — превышение доходов бюджета над расходами без учета расходов на обслуживание долга. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.Налоги. / Под ред.  Д.Г. Черника.- М.: Финансы и статистика, 2004.- С. 64.

2. Введение в макроэкономику: Учебное пособие / Под ред. М.Е.Дорошенко.  – М.: ЮНИТИ, 2000. – 175с.

3.Курс экономической  теории: Учебник / Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – 4-е изд., доп. и перераб. – Киров: АСА, 2009. – 848с.

4.Макконнелл К.Р., Брю  С.Л. Экономикс: принципы, прблемы  и политика. – М.: ИНФРА-М, 2003. –  365с.

5.Финансы. Денежное  обращение. Кредит: Учебник для  вузов / Под ред. Г.Б.Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е изд., 2001. – 512с.

6.Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под ред.  В.И.Видяпина, Г.П.Журавлевой. – 4-е  изд. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 640с.

 




Информация о работе Финансовая система и финансовая политика государства