Фискальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 15:56, курсовая работа

Описание работы

Важность налоговой политики как составной части фискальной политики трудно переоценить. Огромное значение имеет она и для экономики Республики Беларусь, так как в условиях до конца не преодоленного экономического кризиса налоги играют чрезвычайно важную роль в формировании Государственного бюджета, а, следовательно создают социальную стабильность нашей страны.
Цель исследования: изучение механизма функционирования налоговой политики.

Файлы: 1 файл

набрать работу 5555.docx

— 120.34 Кб (Скачать файл)

 

                                                           ВВЕДЕНИЕ

       Одним из важных инструментов воздействия на темпы экономического роста, а следовательно и уровень безработицы, является финансовая, в том числе налоговая система.

     Среди инструментов финансового регулирования экономики особое место отводится государственным налогам.

      Налоги были, есть и будут формой принудительного изъятия государством в свою собственность части имущества (в денежной форме – с развитием денежного обращения), принадлежащего предпринимателям (юридическим лицам) и населению (физическим лицам). Налоги – естественный атрибут любого общества, в котором публичная власть отчуждена от собственности или не располагает собственными источниками доходов в размере, обеспечивающем исполнение возложенных на нее обществом функций.

        Право  государства взимать налоги и  обязанность населения их платить вытекают из необходимости существования государства и его учреждений в интересах всего общества и отдельными принципами: а) всеобщности (каждый должен участвовать в поддержке государства соразмерно своей платежной способности; б) определенности (налогоплательщику должны быть известны время, место, способ и размер платежа; в) удобства взимания налога для плательщика; г)дешевизны взимания; д) выбора объектов обложения, которые в наибольшей степени способствуют развитию хозяйства; е) справедливости обложения.

          В рамках методологической концепции  воздействия государства на экономику  вырабатываются основные направления  налоговой политики – системы  мер, проводимых государством  в области налогов и налогообложения  включающая установление круга налогоплательщиков и объектов налогообложения, видов применяемых налогов, величин налоговых ставок и налоговых льгот.

          Важность налоговой политики  как составной части фискальной  политики трудно переоценить.  Огромное значение имеет она  и для экономики Республики  Беларусь, так как в условиях  до конца не преодоленного  экономического кризиса налоги  играют чрезвычайно важную роль  в формировании Государственного  бюджета, а, следовательно создают  социальную стабильность нашей  страны.

           Объект исследования: экономические  отношения, складывающиеся по  поводу функционирования фискальной  политики.

           Предмет исследования: налоговая  политика как инструмент фискальной  политики.

          Цель исследования: изучение механизма  функционирования налоговой политики.

          Достижению поставленной цели  будет способствовать решение  следующих задач:

         - изучение условий применения  стимулирующей и сдерживающей  налоговой политике;

         - определение сущности, целей и  основных типов фискальной политики;

         - анализ направлений совершенствования  налоговой политики в Республике  Беларусь

         Изложенные в работе материалы  и выводы основываются на фундаментальных  работах по экономике, публикациях  современных экономистов в научной  периодической печати, таких как:  Агапова Т. А., Аклычев А., Ганаго  А., Лемешевский И. М., Овчинников  Г. П., Шаркова О., Шулейко О.  Л. И другие.

           В ходе исследования и обобщения  результатов работы применялись  общенаучные методы (анализ, синтез, аналогия, обобщение) и специально-научные  методы исследования (критического  анализа используемых источников, статистических и др.).

           Приведенный в работе аналитический  материал правильно и объективно  отражает состояние исследуемого  процесса, а все заимствованные  из литературных и других источников  теоретические, методологические  и методические положения и  концепции сопровождаются ссылками  на их авторов.

           Общий объем работы  44 страницы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1  СТИМУЛИРУЮЩАЯ И СДЕРЖИВАЮЩАЯ НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА: УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ

    

      Существует множество классификаций видов налогов. Например, можно выделить прямые и косвенные, с физических и юридических лиц, прогрессивные и регрессивные, местные, федеральные и республиканские налоги. Следует отметить, что основные виды налогов, установленных законодательством Республики Беларусь, соответствуют наиболее распространенным налоговым платежам в мировой практике. Это относится к налогу на доходы и прибыль, налогу на добавленную стоимость, акцизам, налогу на землю, налогу на недвижимость, подоходному налогу и др.

      Прямые налоги взимаются непосредственно с доходов налогоплательщиков. В связи с этим такие налоги иногда условно пропорциональными: их размер находится в прямой зависимости от получаемого дохода, хотя и не для всех уровней доходов они пропорциональны ( как правило, существует неналогооблагаемый минимум – стипендии, пенсии, пособия, минимальный уровень затрат и др.). Кроме того, высокие доходы облагаются по повышенной (прогрессивной) ставке налогообложения. В чистом виде пропорциональный налог забирает одинаковую часть от любого дохода, для него характерна единая савка налогообложения.

       Прямые налоги имеют ряд преимуществ по сравнению с другими: удобства платежа, простота расчета. Кроме того, ставка прямых налогов позволяет автоматически изменять величину налоговых сборов в казну при изменении величины доходов, что является основой для использования ее в качестве  эффективного регулирующего рычага [8, c. 115].

       Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги. Косвенные налоги обычно взимаются в следующих видах: акцизы, фискальные, монопольные налоги, таможенные пошлины. Они, как правило, непропорциональны доходу и по характеру действия на ВВП более подходят на аккордные (фискальные, паушальные) налоги.

        Налоговая система представляет собой совокупность налогов, форм и способов их изъятия, а также налоговых органов. Налоговая система любой страны на следующих основных методологических подходах:

  • равные доходы при равных условиях должны облагаться равными по

величине налогами;

  • ставка налога должна быть единой для всех предприятий независимо

от формы собственности  и вида деятельности;

  • система должна быть комплексной и умело сочетать различные

способы налогообложения;

  • система должна дополняться комплексом налоговых льгот, носящих

целевой и адресный характер;

  • налоговые льготы должны отвечать стратегическим целям

экономической политики;

  • большие налоги должны платить те, чьи доходы выше, т.е. должен

соблюдаться принцип «платежеспособности»;

  • налоговая система должна утверждаться в законодательном порядке,

что обеспечит обязательный и принудительный порядок их взимания;

  • правила применения налоговой системы должны быть относительно

стабильными [8, c. 116].

      В рамках методологической концепции воздействия государства на экономику вырабатываются основные направления налоговой политики.

Налоговая политика – комплекс мер, проводимых государством с целью  регулирования экономических процессов  инструментами налоговой системы (налоговых ставок, налоговых льгот, штрафных санкций и др.).

      Налоговая  политика может преследовать различные цели в зависимости от того, какую модель экономической системы (социально или индустриально ориентированную) избрала данная национальная экономика.

        Основными  направлениями налоговой политики  являются:

  • стимулирование базовых и стратегически важных, а также социально

значимых отраслей производства;

  • подавление производства социально вредных товаров;
  • стимулирование роста чистого экспорта;
  • выравнивание доходов населения;
  • стимулирование инвестиционного и инновационного процессов в

экономике;

  • развитие социальной инфраструктуры;
  • распространение режима экономии энергетических и сырьевых

ресурсов;

  • охрана окружающей среды.

       Введение  множества налогов, характеризующихся  разным способом изъятия, может  быть сведено к единой оценке  – размеру налогового бремени  (нагрузки), т.е. той доли чистого дохода субъектов хозяйствовании, которая изымается в доход государства в соответствии с чистым доходом производителя.

         Влияние прямых налогов на  динамику национального производства.

 Налогам отводится  роль фактора, влияющего на  темпы развития экономики. Согласно  кейнсианскому подходу, применение  налогов как важного инструмента  фискальной политики может стимулировать  деловую и инвестиционную активность, так как снижение налогов оставляет  в распоряжении предпринимателей  значительно большую часть денежных  средств, чем величина снижения  уровня налога (рис. 1.1). Таким образом,  срабатывает эффект мультипликации.

 

 

 

 


E                          Y=E


                                   A2       AD2=a+0,640Y+I 


                                                         

                                              AD1=a+0,576Y+I


                     A1 


           450


0                 Y1          Y2                 Y

    Рис. 1.1 Влияние изменения ставки пропорционального налога на ВВП в кейнсианской модели [8].

   Рассмотрим эффект мультипликации, порождаемый прямыми, т.е. условно пропорциональными доходу налогами.

     Экономический смысл  эффекта мультипликации здесь  следующий. При снижении ставки  налога (увеличивается доля потребления в доходах, уровень располагаемого дохода возрастает значительно (+Yd) и, следовательно, возрастает эффективный спрос в одной отрасли, затем это приводит к увеличению эффективного спроса во всех смежных сферах экономики (+Yd2, +Yd3 и т.д.) по аналогии с механизмом инвестиционного мультипликатора (рис. 1.2). В результате суммарное увеличение объема национального производства ( будет намного больше.



 

                      +Yd1                +Yd2              +Yd3           +т.д.

                -t                      


 


                                    

                                    суммарный эффект

        Рис. 1.2 Мультипликативный эффект от снижения пропорциональных налогов в экономике [8].

       Этот эффект графически изображен на рис. 1.1 в модели «крест Кейнса». При понижении ставки налога  с t1 до t2 уменьшается сумма налоговых поступлений в госбюджет с Т1 доТ2, что приводит к росту располагаемого дохода и смещению положения функции спроса вверх при увеличении угла наклона функции спроса к горизонтальной оси. В результате положения А1 в экономике смещается также вправо, и равновесный ВВП увеличивается (с Y1 до Y2) в более значительной степени, чем первоначальное снижение ставки налогов.

         Примечание. Уменьшение угла наклона функции спроса означает и уменьшение его тангенса. Тангенс угла наклона функции спроса представляет собой предельную склонность к потреблению МРС [8, c. 117].

         Пример. Пусть значение предельной склонности к потреблению МРС колеблется в пределах 0,8, а ставка налога на прибыль поэтапно снижается с 28 до 20%. Тогда значение функции спроса при ставке t1=28% и t2=20% составит соответственно:

                      AD1=E1=a+0,8Y(1-0,28)+I=a+0,576Y+I           (1.1)

Информация о работе Фискальная политика