Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 15:56, курсовая работа
Важность налоговой политики как составной части фискальной политики трудно переоценить. Огромное значение имеет она и для экономики Республики Беларусь, так как в условиях до конца не преодоленного экономического кризиса налоги играют чрезвычайно важную роль в формировании Государственного бюджета, а, следовательно создают социальную стабильность нашей страны.
Цель исследования: изучение механизма функционирования налоговой политики.
совокупного спроса AD пересекает кривую совокупного предложения AS на кейнсианском отрезке, при этом совокупный спрос низкоэластичен по цене кривая AD0 имеет крутой наклон (рис. 4.1 А);
неэластично по его цене и равновесие на рынке труда устанавливается на вертикальном участке кривой предложения NS (рис. 1.8), где NS – предложение труда, ND – спрос на труд, W – номинальная заработная плата.
Предположим,
что государство в целях
W0
W ND0
ND2
C
Рис. 1.8 Стимулирующая налоговая политика в кейнсианской модели [12].
Таким образом, в результате фискальных мероприятий в экономике наблюдается оживление экономической активности при некотором росте уровня цен. Однако новое равновесие устойчиво только в краткосрочном периоде. Рано или поздно владельцы факторов производства будут корректировать предложение труда с учетом роста цен. Тогда по мере движения кривой NS в сторону от начала координат занятость начнет убывать, и положительные эффекты стимулирующих фискальных мероприятий пропадут.
Выводы: налоговая система
Налоговая политика – комплекс мер, проводимых государством с целью регулирования экономических процессов инструментами налоговой системы (налоговых ставок, налоговых льгот, штрафных санкций и др.)
Налоговая политика может преследовать различные цели в зависимости от того, какую модель экономической системы (социально или индустриально ориентированную) избрала данная национальная экономика.
Основными
направлениями налоговой
значимых отраслей производства;
экономике;
ресурсов;
Различают такие типы налоговой политики, как стимулирующая и
сдерживающая.
Стимулирующая налоговая политика применяется, как правило, в фазе экономического спада национального производства. Целью данной политики является «вытягивание» экономики из кризисной ямы. Такая политика заключается в поддержании низкорентабельных и убыточных производств, стимулировании роста инвестиций, расширении платежеспособного спроса субъект комплексов национальной экономики. Для реализации этих целей применяется фискальных стимулирующих рычагов (фискальные инъекции в экономику): снижение налоговых ставок, рост государственных субсидий и дотаций субъектам экономики, социальных выплат, пособий, государственных инвестиций, госзакупок. В результате стимулируется расширение инвестиционного и потребительского спроса, расширяется объем национального производства:
Сдерживающая налоговая политика применяется для торможения (сдерживания) темпов экономического роста. Такая политика целесообразна на стадии экономического подъема и стоит в сокращении располагаемого дохода у субъектов экономики путем повышения налогов, свертывания системы дотаций и субсидий, сокращении социальных выплат, государственных инвестиций и закупок. В результате свертывания располагаемого дохода сокращается совокупный спрос и падает объем национального производства.
2.СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ И ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Фискальная политика –
это система мер
воздействия на экономические процессы, осуществляемых с помощью налогово – бюджетных (фискальных) рычагов [9, c.202].
Фискальная политика может преследовать тактические и стратегические цели, в зависимости от того, какой период она охватывает и какой эффект (краткосрочный или долгосрочный) предполагает в качестве результата.
Целями государственной
Стратегические цели
Тактические цели, как правило,
подчинены решению
С учетом стратегических и тактических целей развития экономики государство создает, например, благоприятный режим налогообложения для малого бизнеса, ключевых отраслей экономики, производств с экспортной ориентацией или социальным назначением продукции, для предприятий, идущих на внедрение новой техники и развитие научно-технического прогресса. И наоборот, значительное повышение налогов способно не только ограничить, но и сделать бессмысленной любую предпринимательскую активность.
Дискреционная фискальная
Согласно кейнсианской
Таким образом, у государства
находятся значительные
Трансфертные платежи – это безвозмездные выплаты правительством, фирмой домохозяйству или фирме денег (товаров, услуг). Как правило, они носят социальный характер.
Дотации – это денежные средства, выделяемые из бюджета для оказания финансовой поддержки либо убыточным предприятиям, либо социально значимым производствам, иначе производители переложили бы соответствующую долю расходов покупателей, что привело бы к росту цен, а также государственные денежные пособия в виде доплат гражданам.
Субвенции – это целевое
денежное пособие, выделяемое
центральными органами и
Субсидии – это пособие
Государственные закупки – это спрос правительства на товары и услуги. Они соответствуют части расходов G. Другая часть, как уже указывалось, является социальными выплатами и государственными инвестициями.
В связи с тем, что по своему
характеру влияния на
Влияние госзакупок на экономику можно рассматривать как разновидность инъекций (вливаний), величина которых не зависит от дохода, поэтому механизм их воздействия на экономику идентичен механизму действия аккордных налогов, также не зависящих от размера доходов. Рассмотрим такое влияние на примере модели «крест Кейнса» (рис. 2.1).
E
Y=E AD2 =MPC*Y+a+I+G2
450
0 Y1 Y2 Y
Рис. 2.1 Экспансионистская (стимулирующая) фискальная политика госзакупок в кейнсианской концепции
Пусть государство в целях преодоления экономического спада увеличивает госрасходы на величину (проводит стимулирующую фискальную политику), в результате чего кривая спроса AD сдвигается вверх с AD1 до AD2. Равновесный ВВП возрастает с Y1 до Y2.
В результате проведения фискальных мероприятий в экономике наблюдается оживление экономической активности при некотором росте уровня цен, но в краткосрочном периоде.
Как следует из рис. 2.1 приращение
ВВП по сравнению с
Для математической
AD = Y=MPC *(Y-T) +a+I+G.
Соберем вместе слагаемые, не зависящие от Y, в правой части:
Y-MPC*Y = -MPC*T+a+I+G.