Фискальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 15:56, курсовая работа

Описание работы

Важность налоговой политики как составной части фискальной политики трудно переоценить. Огромное значение имеет она и для экономики Республики Беларусь, так как в условиях до конца не преодоленного экономического кризиса налоги играют чрезвычайно важную роль в формировании Государственного бюджета, а, следовательно создают социальную стабильность нашей страны.
Цель исследования: изучение механизма функционирования налоговой политики.

Файлы: 1 файл

набрать работу 5555.docx

— 120.34 Кб (Скачать файл)

экономике;

  • развитие социальной инфраструктуры;
  • распространение режима экономии энергетических и сырьевых

ресурсов;

  • охрана окружающей среды.

Различают такие типы налоговой  политики, как стимулирующая и 

сдерживающая.

        Стимулирующая налоговая политика  применяется, как правило, в фазе экономического спада национального производства. Целью данной политики является «вытягивание» экономики из кризисной ямы. Такая политика заключается в поддержании низкорентабельных и убыточных производств, стимулировании роста инвестиций, расширении платежеспособного спроса субъект комплексов национальной экономики. Для реализации этих целей применяется фискальных стимулирующих рычагов (фискальные инъекции в экономику): снижение налоговых ставок, рост государственных субсидий и дотаций субъектам экономики, социальных выплат, пособий, государственных инвестиций, госзакупок. В результате стимулируется расширение инвестиционного и потребительского спроса, расширяется объем национального производства:

             Сдерживающая налоговая политика применяется для торможения (сдерживания) темпов экономического роста. Такая политика целесообразна на стадии экономического подъема и стоит в сокращении располагаемого дохода у субъектов экономики путем повышения налогов, свертывания системы дотаций и субсидий, сокращении социальных выплат, государственных инвестиций и закупок. В результате свертывания располагаемого дохода сокращается совокупный  спрос и падает объем национального производства.

          Фискальная политика – это система мер государственного

воздействия на экономические  процессы, осуществляемых с помощью  налогово – бюджетных (фискальных) рычагов.

          Целями государственной фискальной  политики могут быть: обеспечение  выравнивания уровня доходов  граждан, поддержание социально  значимых отраслей дотациями  и инвестициями, стимулирование  малого бизнеса, чистого экспорта, стабилизация экономики, ограничение  доступа импорта на внутренний  рынок и др.      

            Дискреционная фискальная политика  представляет собой политику  государства, которая избирательно  применяется в конкретной экономической  ситуации, на краткосрочных временных  интервалах и направлена на  устранение определенных форм  макроэкономического равновесия.

             Дискреционная политика основана  на сознательном вмешательстве  в налоговую систему и изменения  объема государственных расходов  с целью воздействия на экономический  рост, безработицу и инфляцию.

            Недискриционная (автоматическая) фискальная  политика основана на действии  встроенных стабилизаторов обеспечивающих  естественное приспособление экономики  к фазам деловой конъюнктуры:  прогрессивная система налогообложения,  система социальных пособий и  др.

            Автоматические (встроенные) стабилизаторы  – это такие механизмы, действие  которых уменьшает реакцию ВВП  на изменение совокупного спроса. Они включают любые меры, которые  способствуют увеличению госбюджета  в периоды спада и его уменьшению  в периоды инфляции без необходимости  принятия каких-либо специальных  шагов со стороны политиков.

             Налоговая политика Республики Беларусь как часть фискальной политики осуществляется таким образом, чтобы поступление денежных средств за счет уплаты налогов обеспечивало финансирование государственного бюджета. Налоговое регулирование основано на налоговом законодательстве.

            Налоговый кодекс – это основной  документ, регламентирующий в комплексе  все направления налоговых отношений  в государстве.

           На территории Республики Беларусь  установлены и действуют две  группы налогов, сборов (пошлин): республиканские и местные.

           В 2010 году величина налоговой  нагрузки на экономику (без  учета взносов в Фонд социальной  защиты населения Министерства  труда и социальной защиты  составила 27,5% к ВВП и по  сравнению с 2009 годом сократилась  на 2,6%.

           Показатели уровня налоговых  доходов бюджета в 2011 году целиком  собрались с прогнозными параметрами.  Централизация доходов бюджета  в ВВП составила 30,6%, в том  числе доля налоговых доходов  – 27,6%.

            Вместе с тем в первом полугодии  2011г. в экономике имело место,  следующие дисбалансы: дефицит текущего  счета платежного баланса, возникший  в результате роста цен на  энергоносители в условиях низкой  эффективности производства, его  высокой материальной энергоемкости;  увеличение социальных  расходов бюджета и заработных плат в условиях повышения расходов на инновации; рост государственного внешнего долга.

          В этих условиях налоговая  политика предусматривала осуществление  как программных, так и антикризисных  мер, носивших стабилизированный  характер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      

 

 

 

          СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

     1 Агапова, Т.  А. Макроэкономика для преподавателей / Т. А. Агапова – М.: Дело  и сервис, 2003. -128с.

    2 Алклычев, А. Теоретические  аспекты функционального назначения  налоговых отношений / А. Алклычев // Экономист. 2010.- №6. – с. 64-69

     3 Ганаго, А.  Особенности налогообложения в  2010 году / Александр Ганаго, Андрей  Недоступ // Налоговый вестник. -2010. - №1. - С -8-59

      4 Итоги  сациально – экономического развития  Республики Беларусь за 2010 г.// Экономический  бюллетень НИЭИ М-ва экономики  Республики Беларусь.- 2011.- №2.-с.4-54

     5 Лемешевский, И. М. Макроэкономика. (Экономическая теория. Ч. З):учебное пособие для вузов / И. М. Лемешевский. – Мн.:ФУАинформ, 2004. – 576с.

      6 Макроэкономика: конспект лекций /авт.- сост. Н. В. Чемеркина. – М.: ПРИОР, 2002. – 64с.

      7 Макроэкономика: учеб. пособие для вузов /(В.  А. Воробьев, А. В. Бондарь, Л.Н.  Новикова и др.); под редакцией   В. А. Воробьева. – Мн.: БГЭУ, 2009. – 270с.

      8 Макроэкономика: учеб.- метод. Пособие для студ. заоч. формы обуч. /Белкоопсоюз, БТЭУ, Каф. экон.теории , Т. С.Алексеенко, Е. П. Цыбина, М. Р. Чернявский, О. В. Машевская.- Гомель: БТЭУ, 2007.-256с.

      9 Макроэкономика: Э. А. Лутохина и др.; под редакцией Э. А. Лутохиной.-Мн.: Тесей, 2003.- 320.

     10 Макроэкономика: учеб. пособие для вузов /под ред. М. И. Плотницкого. – М.: Новое значение, 2002.-462с.

     11 Налоговый  кодекс Республики Беларусь. Общая часть. Особенная часть.- Мн.: Амалфея, 2010г.- 640г.

     12 Овчинников, Г. П. Макроэкономика: конспект  лекций /Г. П. Овчинников. – СПБ.: Изд. Михайлова В. А., 2000-48 с.

     13 Селищев,  А. С. Макроэкономика / А. С. Селищев.- СПб: .: 2005- 464с.

      14 Финансы  [ Электронный ресурс]: А. И. Архипов, И. А. Погосов, И. В. Короваева.,-М.: ТК Велби, 2009.- 1электронный.

      15 Финансы  Республики Беларусь: стат.,сб. /М-во  стат. и аназил РБ. –Мн.: Минстат  РБ., 2011г.-313 с.

       16 Шаркова,  О. Либерализация 2011 года: изменения  в учетной политике /Оксана Шаркова  // Налоговый вестник. – 2011. - №1 .30-38

       17 Шулейко,  О. Л., Фискальные инструменты  антикризисного макроэкономического  регулирования /О. Л. Шулейко  // Экономика и управление. – 2011.- №1. –с 14-18.

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            

 

         


Информация о работе Фискальная политика