Фискальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 15:56, курсовая работа

Описание работы

Важность налоговой политики как составной части фискальной политики трудно переоценить. Огромное значение имеет она и для экономики Республики Беларусь, так как в условиях до конца не преодоленного экономического кризиса налоги играют чрезвычайно важную роль в формировании Государственного бюджета, а, следовательно создают социальную стабильность нашей страны.
Цель исследования: изучение механизма функционирования налоговой политики.

Файлы: 1 файл

набрать работу 5555.docx

— 120.34 Кб (Скачать файл)

показатели

2009г.

2010г.

Отклонение (+,-)

Налоговая нагрузка

к том числе:

30,1

27,5

-2,6

косвенные налоги

13,8

13,6

-0,2

прямые налоги

8,0

8,2

+0,2

смешанные налоги

2,3

1,8

-0,5

Прочие налоговые доходы

6,0

3,9

-2,1


 

Снижение уровня налоговой  нагрузки связано с упраздением  ряда налоговых платежей, снижение ставок налога,сокращением объектов налогообложения.

Удельный вес прямых налогов  и сборов в ВВП составил 8,2 процента, темп роста поступлений – 110,4 процента. Структура прямых налогов и сборов на рисунке 3.1

 

В разрезе прямых налогов  и сборов наибольший удельный вес  почти 44% - занимают налоги на прибыль  и доходы. Поступление их возрасли на 9,8 %, а доля в ВВП – с 3,5 до 3,6%. Такая динамика обусловлена улучшением финансовых результатов хозяйствования субъектов предпринимательской деятельности.

Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. предусмотрено продолжать налоговую  реформу, которая обеспечит закрепление  сложившихся положительных тенденций  в области налогообложения и  дальнейшее совершенствование налогового законодательства в целях снижения налоговой нагрузки, улучшения налогового администрирования и повышения  рациональности, справедливости и стабильности налоговой системы. Повышение справедливости и нейтральности налоговой системы  требует, прежде всего, ликвидации многочисленных налоговых льгот, отмены, имеющих негативное влияние на экономику оборотных налогов и сборов, исчисляемых от выручки от реализации товаров и услуг, урегулирования значительного объема задолженности предприятий по налоговым платежам и совершенствования процедур уплаты налогов, сборов (пошлин). В связи с этим предусматривается:

- отмена мелких, неэффективных,  а также оказывающих негативное  влияние на экономическую деятельность  субъектов хозяйствования налогов  и сборов;

- выравнивание условий  налогообложения для всех категорий  плательщиков путем максимального  сокращения существующих налоговых  льгот и оптимизации налоговых  ставок;

- совершенствование системы  налогового администрирования, которая  должна обеспечивать снижение  уровня издержек исполнения налогового  законодательства как для государства,  так и для плательщиков;

- внесение корректив в  определение налоговой базы по  отдельным налогам, сборам (пошлинам) в целях уточнения их экономического  содержания;

- сокращение числа контролирующих  органов и количества плановых  проверок;

- сокращение возможностей  для уклонения от уплаты налогов.

В налоговом законодательстве страны учтены интересы не только инвесторов (Закон Республики Беларусь «О налоге на добавленную стоимость», предоставляющее  возможность производить налоговые  вычеты не только после введения в  действие объектов завершенного капитального строительства, но и в период его  осуществления, но и отраслей экономики, к развитию которых государство  проявляет интерес. Так, Беларусь располагает  богатым природным потенциалом  и историко-культурными ресурсами  для развития различных видов  туризма.

Доля малого предпринимательства  в ВВП Беларуси превышает 8%. В  нем занято порядка 13% населения  страны. К 2010 году планировалось довести  долю малого и среднего предпринимательства  в ВВП до 22%, а валовой выручке  – до 30,а численность занятых  в этой сфере – до 23-25% от общей  численности экономически активного  населения.

В Республике Беларусь действует  законодательство, регулирующее порядок  налогообложения по упрощенной системе. Под данную категорию попадают организации  с численностью работников до 100 чел. и объемом выручки в год  – до 2 млрд р. (около 930 тыс. дол. США).

Тем не менее, по данным рейтинга Всемирного банка «Ведение бизнеса-2009» («Doing Business-2010») по такому показателю как простота налогообложения Республика Беларусь занимает последнее 183-е место [2].

Ставка налога установлена  в размере 10% от валовой выручки - для плательщиков, не уплачивающих НДС; 8% - для уплачивающих НДС.

Около 60% ВВП страны органично  связано с внешними рынками. Поддержка  импортозамещения и экспорта продолжает оставаться в сфере внимания государства. Для развития этого направления  создано 6 свободных экономических  зон (СЭЗ) [11, с. 21].

Сфера их деятельности –  освоение новы производств, направленных на обеспечение потребностей внутреннего  рынка в недостающей продукции, наращивание экспортного потенциала страны.

Правовой статус СЭЗ определен  Указом Президента Республики Беларусь от 09.06.2005 № 262 «О некоторых вопросах деятельности свободных экономических  зон на территории Республики Беларусь». Из явных преимуществ налогообложения  деятельности резидентов СЭЗ можно  отметить то, что прибыль резидентов СЭЗ, полученная от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, освобождается от обложения налогом  на прибыль в течение 5 лет с  даты объявления ими прибыли. Организации, являющиеся резидентами СЭЗ Республики Беларусь, уплачивают налог на прибыль по ставке, уменьшенной на 50% ставки, установленной законодательством [3, с. 22].

Возможно, в налогообложении  Республики Беларусь, последовав примеру  Российской Федерации, следует создать  своеобразную систему договорных отношений  между государством и гражданами, предпринимателями по принципу –  отдайте государству хотя бы минимум, и оно откажется от жесткого контроля за вашей предпринимательской деятельностью  и уровнем ваших доходов. Таким  образом, государство, по сути, откажется  от использования контрольной функции  при налогообложении населения.

Структура смешанных налогов  и сборов рис. 3.2

В общей сумме смешанных  налогов почти 57% принадлежит отчислениям  в иннокационный фонд, темп роста  которых составил 89,2 процента. При  этом их доля в ВВП сократилась  с 1,3 до 1%.

        Вместе с тем, в системе налогообложения Республики Беларусь имеются и свои плюсы, которых нет в Российской Федерации. Например, это касается видового содержания инвестиционных льгот.

Необходимо дальнейшее упрощение  налоговой системы, которое приведет к существованию семи-восьми основных налогов. Представляется важным уделить внимание совершенствованию системы и порядка взимания местных налогов и сборов, имущественных налогов и сборов.

Дальнейшее планирование смещения акцентов в налоговой политике с косвенного налогообложения в  сторону прямого также является перспективным. Это подтверждается ростом ВВП, увеличением доходов  населения. Немаловажно и продолжение  работы по систематизации категориальных налоговых льгот, что позволит выровнять  условия налогообложения для  плательщиков и обеспечить частичную  компенсацию от реализации мер по предполагаемому снижению налоговой  нагрузки [11, с.22].

Оперативное реагирование на изменения состояния национальной экономики, будь то поведение предпринимательских  организаций или государственных  органов, должно быстро анализироваться  и при необходимости отражаться в законодательстве путем внесения корректив или дополнений.

В Нью-Йорке (США) большую  часть всех доходов бюджета получают от одного имущественного дохода (40%), а  в Гааге этот налог приносит 53% собственных доходов города.

За счет прочих налоговых  доходов, сборов, пошли сформировано 3,9% ВВП, их потупления уменьшились на 30,7%. Структура данной группы приведена  на рисунке 3.3

 

Преобладающую  часть  в структуре прочих платежей –  почти 92%- занимают доходы от внешэкономической  деятельности. Их поступление сократилось  на 34,4%, а удльный вес в ВВП  снизился с 5,8 до 3.5%. Отрицательная динамика связана с изменением в 2010 году условий  поставки нефти сырой, а так же установлением «нулевой»ставки  на вывозимые с территории Республики Беларусь з пределы государства.

В настоящее время в  собственности определенной части  населения сосредоточено значительное имущество, которое должно облагаться налогом на имущество по дифференцированным ставкам. Жилая площадь в пределах установленных норм не должна облагаться в отличие от излишней. Однако в  Республике Беларусь доля налогов на собственность в ВВП остается незначительной, хотя за последнее  время несколько возросла.

Таким образом, основными  направлениями дальнейшей реформы  налоговой системы должны стать:

- улучшение налоговой  структуры за счет повышения  доли и значения прямого налогообложения  и применения общепринятых моделей  построения основных налогов  и сборов, пересмотра применяемых  налоговых льгот и расширения  налоговой базы каждого из  установленных налогов и сборов;

- оптимизация соотношения  республиканских и местных налогов  и сборов с ориентацией на  повышение роли и расширение  самостоятельности местных бюджетов  за счет увеличения удельного  веса имущественных налогов, экологических  платежей, которые будут являться  основой формирования местных  бюджетов.

Следует продолжить работу по приведению действующего налогового законодательства в соответствие с  требованиями Всемирной торговой организации, упорядочению ставок таможенных пошлин в условиях подготовки Республики Беларусь в эту организацию.

Таким образом, успешная реализация данных направлений приблизит характеристики налоговой системы страны к международным  стандартам, позволит более эффективно использовать бюджетно-налоговый механизм для повышения эффективности и конкурентоспособности национальной экономики.

         Выводы: налоговая политика Республики Беларусь как часть фискальной политики осуществляется таким образом, чтобы поступление денежных средств за счет уплаты налогов обеспечивало финансирование государственного бюджета. Налоговое регулирование основано на налоговом законодательстве.

            Налоговый кодекс – это основной  документ, регламентирующий в комплексе  все направления налоговых отношений  в государстве.

           На территории Республики Беларусь  установлены и действуют две  группы налогов, сборов (пошлин): республиканские и местные.

           В 2010 году величина налоговой нагрузки на экономику (без учета взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты составила 27,5% к ВВП и по сравнению с 2009 годом сократилась на 2,6%.

           Показатели уровня налоговых  доходов бюджета в 2011 году целиком  собрались с прогнозными параметрами.  Централизация доходов бюджета  в ВВП составила 30,6%, в том  числе доля налоговых доходов  – 27,6%.

            Вместе с тем в первом полугодии  2011г. в экономике имело место,  следующие дисбалансы: дефицит текущего  счета платежного баланса, возникший  в результате роста цен на  энергоносители в условиях низкой  эффективности производства, его  высокой материальной энергоемкости; увеличение социальных  расходов бюджета и заработных плат в условиях повышения расходов на инновации; рост государственного внешнего долга.

          В этих условиях налоговая  политика предусматривала осуществление  как программных, так и антикризисных  мер, носивших стабилизированный  характер.

                               

 

                                        ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Налоговая система представляет собой совокупность налогов, форм и способов их изъятия, а также налоговых органов.

         Налоговая политика – комплекс  мер, проводимых государством  с целью регулирования экономических  процессов инструментами налоговой  системы (налоговых ставок, налоговых  льгот, штрафных санкций и др.) 

        Налоговая политика может преследовать различные цели в зависимости от того, какую модель экономической системы (социально или индустриально ориентированную) избрала данная национальная экономика.

        Основными  направлениями налоговой политики  являются:

  • стимулирование базовых и стратегически важных, а также социально

значимых отраслей производства;

  • подавление производства социально вредных товаров;
  • стимулирование роста чистого экспорта;
  • выравнивание доходов населения;
  • стимулирование инвестиционного и инновационного процессов в

Информация о работе Фискальная политика