Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 15:56, курсовая работа
Важность налоговой политики как составной части фискальной политики трудно переоценить. Огромное значение имеет она и для экономики Республики Беларусь, так как в условиях до конца не преодоленного экономического кризиса налоги играют чрезвычайно важную роль в формировании Государственного бюджета, а, следовательно создают социальную стабильность нашей страны.
Цель исследования: изучение механизма функционирования налоговой политики.
показатели |
2009г. |
2010г. |
Отклонение (+,-) |
Налоговая нагрузка к том числе: |
30,1 |
27,5 |
-2,6 |
косвенные налоги |
13,8 |
13,6 |
-0,2 |
прямые налоги |
8,0 |
8,2 |
+0,2 |
смешанные налоги |
2,3 |
1,8 |
-0,5 |
Прочие налоговые доходы |
6,0 |
3,9 |
-2,1 |
Снижение уровня налоговой нагрузки связано с упраздением ряда налоговых платежей, снижение ставок налога,сокращением объектов налогообложения.
Удельный вес прямых налогов и сборов в ВВП составил 8,2 процента, темп роста поступлений – 110,4 процента. Структура прямых налогов и сборов на рисунке 3.1
В разрезе прямых налогов и сборов наибольший удельный вес почти 44% - занимают налоги на прибыль и доходы. Поступление их возрасли на 9,8 %, а доля в ВВП – с 3,5 до 3,6%. Такая динамика обусловлена улучшением финансовых результатов хозяйствования субъектов предпринимательской деятельности.
Программой социально-
- отмена мелких, неэффективных,
а также оказывающих
- выравнивание условий
налогообложения для всех
- совершенствование системы
налогового администрирования,
- внесение корректив в
определение налоговой базы по
отдельным налогам, сборам (пошлинам)
в целях уточнения их
- сокращение числа
- сокращение возможностей
для уклонения от уплаты
В налоговом законодательстве
страны учтены интересы не только инвесторов
(Закон Республики Беларусь «О налоге
на добавленную стоимость», предоставляющее
возможность производить
Доля малого предпринимательства в ВВП Беларуси превышает 8%. В нем занято порядка 13% населения страны. К 2010 году планировалось довести долю малого и среднего предпринимательства в ВВП до 22%, а валовой выручке – до 30,а численность занятых в этой сфере – до 23-25% от общей численности экономически активного населения.
В Республике Беларусь действует законодательство, регулирующее порядок налогообложения по упрощенной системе. Под данную категорию попадают организации с численностью работников до 100 чел. и объемом выручки в год – до 2 млрд р. (около 930 тыс. дол. США).
Тем не менее, по данным рейтинга Всемирного банка «Ведение бизнеса-2009» («Doing Business-2010») по такому показателю как простота налогообложения Республика Беларусь занимает последнее 183-е место [2].
Ставка налога установлена в размере 10% от валовой выручки - для плательщиков, не уплачивающих НДС; 8% - для уплачивающих НДС.
Около 60% ВВП страны органично связано с внешними рынками. Поддержка импортозамещения и экспорта продолжает оставаться в сфере внимания государства. Для развития этого направления создано 6 свободных экономических зон (СЭЗ) [11, с. 21].
Сфера их деятельности –
освоение новы производств, направленных
на обеспечение потребностей внутреннего
рынка в недостающей продукции,
наращивание экспортного
Правовой статус СЭЗ определен
Указом Президента Республики Беларусь
от 09.06.2005 № 262 «О некоторых вопросах
деятельности свободных экономических
зон на территории Республики Беларусь».
Из явных преимуществ
Возможно, в налогообложении
Республики Беларусь, последовав примеру
Российской Федерации, следует создать
своеобразную систему договорных отношений
между государством и гражданами,
предпринимателями по принципу –
отдайте государству хотя бы минимум,
и оно откажется от жесткого контроля
за вашей предпринимательской
Структура смешанных налогов и сборов рис. 3.2
В общей сумме смешанных налогов почти 57% принадлежит отчислениям в иннокационный фонд, темп роста которых составил 89,2 процента. При этом их доля в ВВП сократилась с 1,3 до 1%.
Вместе с тем, в системе налогообложения Республики Беларусь имеются и свои плюсы, которых нет в Российской Федерации. Например, это касается видового содержания инвестиционных льгот.
Необходимо дальнейшее упрощение налоговой системы, которое приведет к существованию семи-восьми основных налогов. Представляется важным уделить внимание совершенствованию системы и порядка взимания местных налогов и сборов, имущественных налогов и сборов.
Дальнейшее планирование смещения акцентов в налоговой политике с косвенного налогообложения в сторону прямого также является перспективным. Это подтверждается ростом ВВП, увеличением доходов населения. Немаловажно и продолжение работы по систематизации категориальных налоговых льгот, что позволит выровнять условия налогообложения для плательщиков и обеспечить частичную компенсацию от реализации мер по предполагаемому снижению налоговой нагрузки [11, с.22].
Оперативное реагирование на
изменения состояния
В Нью-Йорке (США) большую часть всех доходов бюджета получают от одного имущественного дохода (40%), а в Гааге этот налог приносит 53% собственных доходов города.
За счет прочих налоговых доходов, сборов, пошли сформировано 3,9% ВВП, их потупления уменьшились на 30,7%. Структура данной группы приведена на рисунке 3.3
Преобладающую часть в структуре прочих платежей – почти 92%- занимают доходы от внешэкономической деятельности. Их поступление сократилось на 34,4%, а удльный вес в ВВП снизился с 5,8 до 3.5%. Отрицательная динамика связана с изменением в 2010 году условий поставки нефти сырой, а так же установлением «нулевой»ставки на вывозимые с территории Республики Беларусь з пределы государства.
В настоящее время в
собственности определенной части
населения сосредоточено
Таким образом, основными направлениями дальнейшей реформы налоговой системы должны стать:
- улучшение налоговой
структуры за счет повышения
доли и значения прямого
- оптимизация соотношения
республиканских и местных
Следует продолжить работу по приведению действующего налогового законодательства в соответствие с требованиями Всемирной торговой организации, упорядочению ставок таможенных пошлин в условиях подготовки Республики Беларусь в эту организацию.
Таким образом, успешная реализация
данных направлений приблизит
Выводы: налоговая политика Республики Беларусь как часть фискальной политики осуществляется таким образом, чтобы поступление денежных средств за счет уплаты налогов обеспечивало финансирование государственного бюджета. Налоговое регулирование основано на налоговом законодательстве.
Налоговый кодекс – это
На территории Республики
В 2010 году величина налоговой нагрузки на экономику (без учета взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты составила 27,5% к ВВП и по сравнению с 2009 годом сократилась на 2,6%.
Показатели уровня налоговых
доходов бюджета в 2011 году целиком
собрались с прогнозными
Вместе с тем в первом
В этих условиях налоговая
политика предусматривала
Налоговая система представляет собой совокупность налогов, форм и способов их изъятия, а также налоговых органов.
Налоговая политика – комплекс
мер, проводимых государством
с целью регулирования
Налоговая политика может преследовать различные цели в зависимости от того, какую модель экономической системы (социально или индустриально ориентированную) избрала данная национальная экономика.
Основными
направлениями налоговой
значимых отраслей производства;