Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 15:56, курсовая работа
Важность налоговой политики как составной части фискальной политики трудно переоценить. Огромное значение имеет она и для экономики Республики Беларусь, так как в условиях до конца не преодоленного экономического кризиса налоги играют чрезвычайно важную роль в формировании Государственного бюджета, а, следовательно создают социальную стабильность нашей страны.
Цель исследования: изучение механизма функционирования налоговой политики.
и AD2=Е2=а+0,8Y(1-0,20)+I=a+0,
Таким образом, в уравнении (1.1) изменяется значение коэффициента при Y, который и характеризует предельную склонность к потреблению.
Однако
рассмотренный выше пример
Дадим
формализованное представление
влияния пропорциональных
Представим
налоговые поступления в
Y=MPC*Y-MPC*t*Y+a+I+G.
Соберем вместе слагаемые функции, не зависящие от Y, в правой части:
Y-MPC*Y+MPC*t*Y=a+I+G.
После преобразования получим:
Y*[1-MPC*(1-t)]=a+I+G.
Выразим отсюда значение объема национального производства:
Y= *(a+I+G).
Из выражения
(1.7) видно, почему изменение
MT = .
Действительно, он может рассматриваться как мультипликатор госрасходов, поскольку в правой части уравнения (1.5) стоит значение госрасходов. При изменении госрасходов с G1 до G2 изменение объема национального производства будет рассчитываться по формуле (1.7) с учетом мультипликативного эффекта и при неизменности всех других составляющих выражения (4.13) т.е. =0
*.
Снижение ставки налогов в выражении (1.8) приводит к уменьшению значения его знаменателя и, следовательно, к росту значения мультипликатора. Это означает, что снижение налоговой ставки усиливает мультипликативный эффект от роста инвестиций в выражении (1.12) [10].
Влияние косвенных налогов на динамику национального производства. Для концептуального изучения влияния косвенных налоговых сборов на динамику ВВП используют несколько другой мультипликатор. Он показывает, насколько изменяется величина ВВП при изменении величины налоговых поступлений Т на 1 единицу. Следует отметить, что с его помощью иллюстрируется действие на ВВП фиксированы и аккордных налогов, природа которых близка к косвенным видам налогов, не зависящих по своей сути от размера доходов.
Из рисунка 1.8 следует, что увеличение величины налоговых сборов аккордного типа с Т1 до Т2 приводит к снижению уровня располагаемого дохода на эту величину и , следовательно, к снижению совокупного спроса с AD1 до AD2. В результате равновесный объем национального производства снижается (с Y1 до Y2) [8,c.120].
Выведенный раннее мультипликатор аккордных налогов как множитель перед Т есть мультипликатор, показывающий, насколько изменяется величина Y при изменении аккордных налогов на
Е Y=E
450
0 Y2 Y1 Y
Рис. 1.3 Влияние изменения ставки аккордного налога на ВВП в кейнсианской модели [8].
1 денежную единицу. Характерен знак «-» в числителе формулы мультипликатора, показывающий, что межу динамикой ВВП и уровнем налоговых сборов аккордного типа существует обратно пропорциональная зависимость:
Стабилизационное воздействие на налог и государственных расходов на экономическое развитие обусловлено тем, что они обладают мультипликационным эффектом и оказывают прямое влияние на совокупный спрос, объем национального производства, занятость населения. Так, в период спада правительства, стимулируя государственные расходы, вызывают мультипликационный рост потребительских расходов и множительный эффект инвестиций.
Таким образом, в кейнсианской
теории основных показателем
фискальной политики является
изменение бюджетной позиции,
то есть величины дефицита
или излишка федерального
Неоклассическая модель
Анализ последствий снижения
налогов для государственных
финансов осуществляется на
Кривая Лаффера не
Налоговые
поступления
0 t налоговая ставка
нарушается действие производственно
– стимулирующей функции
Таким образом, неокейнсианцы строят механизм налогового регулирования на основе изменений уровня налогов (их снижения как средства проведения антициклической политики, повышения в годы оживления с целью сдерживания деловой активности), а неоклассически – на основе широкомасштабного и целенаправленного снижения общего уровня налогов для поддержания высокого уровня сбережений и инвестиций, а также расширения общих налоговых поступлений.
E Y=E AD1=a+0,640Y+I1
A1 AD2=a+0,576Y+I1
A3
A2
0 Y2 Y3 Y1 Y
Рис. 1.5 Действие автоматических стабилизаторов (пропорционального налога) на ВВП [8].
Кривая совокупного спроса, сместившаяся вниз вначале до уровня AD2, затем поднимается (развернется под более крутым углом) вверх до уровня AD3, так что общее сокращение ВВП будет не таким значительным (рис.1.5).
Различают такие типы политики, как стимулирующая и сдерживающая.
ВВП
(Y)
0
Рис. 1.6 Влияние стимулирующей налоговой политики на стабилизацию темпов роста национального богатства [8].
Стимулирующая налоговая политика (рис. 1.6) применяется, как правило, в фазе экономического спада национального производства. Целью данной политики является «вытягивание» экономики из кризисной ямы. Такая политика заключается в поддержании низкорентабельных и убыточных производств, стимулировании роста инвестиций, расширении платежеспособного спроса субъект комплексов национальной экономики. Для реализации этих целей применяется фискальных стимулирующих рычагов (фискальные инъекции в экономику): снижение налоговых ставок, рост государственных субсидий и дотаций субъектам экономики, социальных выплат, пособий, государственных инвестиций, госзакупок. В результате стимулируется расширение инвестиционного и потребительского спроса, расширяется объем национального производства:
фискальные инъекции >AD > Y
Сдерживающая налоговая политика применяется для торможения (сдерживания) темпов экономического роста. Такая политика целесообразна на стадии экономического подъема и стоит в сокращении располагаемого дохода у субъектов экономики путем повышения налогов, свертывания системы дотаций и субсидий, сокращении социальных выплат, государственных инвестиций и закупок. В результате свертывания располагаемого дохода сокращается совокупный спрос и падает объем национального производства (рис. 1.7):
фискальные изъятия > Yd >AD > Y
ВВП
(Y) сдерживающие
фискальные рычаги
0
Рис. 1.7 Влияние сдерживающей налоговой политики на стабилизацию темпов роста ВВП
Оба типа налоговой политики
применяются попеременно,
Такие типы налоговой политики
давно применяются в
Согласно кейнсианской концепции налоговая политика является основным инструментом макроэкономического регулирования, так как по мере роста государственных расходов растет совокупный спрос и национальный доход. Прирост последнего обеспечивает рост сбережений, который является дополнительным источником финансирования государственных расходов. При этом фискальная политика особо эффективна в период экономического спада как стимулирующая политика [12, c. 22].
Пусть экономика находится в состоянии депрессии (экономического спада). Такое состояние характеризуется следующим: