Фискальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 15:56, курсовая работа

Описание работы

Важность налоговой политики как составной части фискальной политики трудно переоценить. Огромное значение имеет она и для экономики Республики Беларусь, так как в условиях до конца не преодоленного экономического кризиса налоги играют чрезвычайно важную роль в формировании Государственного бюджета, а, следовательно создают социальную стабильность нашей страны.
Цель исследования: изучение механизма функционирования налоговой политики.

Файлы: 1 файл

набрать работу 5555.docx

— 120.34 Кб (Скачать файл)

                  и AD22=а+0,8Y(1-0,20)+I=a+0,640Y+I           (1.2)

         Таким образом, в уравнении (1.1) изменяется значение коэффициента при Y, который и характеризует предельную склонность к потреблению.

        Однако  рассмотренный выше пример влияния  налогов на динамику ВВП касается  только пропорциональных налогов.

        Дадим  формализованное представление  влияния пропорциональных налогов  на динамику объема национального  производства.

       Представим  налоговые поступления в выражении  как функцию от объема национального  производства Т=Y*t при условии, что это пропорциональные налоги:

                        Y=MPC*Y-MPC*t*Y+a+I+G.                          (1.3)

        Соберем вместе слагаемые функции, не зависящие от Y, в правой части:

                        Y-MPC*Y+MPC*t*Y=a+I+G.                          (1.4)

        После преобразования получим:                 

                        Y*[1-MPC*(1-t)]=a+I+G.                                 (1.5)

        Выразим отсюда значение объема национального производства:

                        Y= *(a+I+G).                                     (1.6)

       Из выражения  (1.7) видно, почему изменение налоговой  ставки t изменяет угол наклона функции совокупного спрос Y. Выражение, стоящее перед автономным потреблением и инвестициями в формуле (1.6), и есть мультипликатор пропорциональных налогов mT (называемый в некоторых учебных пособиях налогово-бюджетным мультипликатором, мультипликатор госрасходов):

                        MT = .                                         (1.7)

        Действительно, он может рассматриваться как мультипликатор госрасходов, поскольку в правой части уравнения (1.5) стоит значение госрасходов. При изменении госрасходов с G1 до G2 изменение объема  национального производства будет рассчитываться по формуле (1.7) с учетом мультипликативного эффекта и при неизменности всех других составляющих выражения (4.13) т.е. =0

                        *.                                          (1.8)

         Снижение ставки налогов в выражении (1.8) приводит к уменьшению значения его знаменателя и, следовательно, к росту значения мультипликатора. Это означает, что снижение налоговой ставки усиливает мультипликативный эффект от роста инвестиций в выражении (1.12) [10].

          Влияние косвенных налогов на динамику национального производства. Для концептуального изучения влияния косвенных налоговых сборов на динамику ВВП используют несколько другой мультипликатор. Он показывает, насколько изменяется величина ВВП при изменении величины налоговых поступлений Т на 1 единицу. Следует отметить, что с его помощью иллюстрируется действие на ВВП фиксированы и аккордных налогов, природа которых близка к косвенным видам налогов, не зависящих по своей сути от размера доходов.

           Из рисунка 1.8 следует, что увеличение величины налоговых сборов аккордного типа с Т1 до Т2 приводит к снижению уровня располагаемого дохода на эту величину и , следовательно, к снижению совокупного спроса с AD1 до AD2. В результате равновесный объем национального производства снижается (с Y1 до Y2) [8,c.120].

         Выведенный раннее мультипликатор аккордных налогов как множитель перед Т есть мультипликатор, показывающий, насколько изменяется величина Y при изменении аккордных налогов на


        Е                          Y=E


                                                       AD1= MPC*(Y-T1)+a+I


                                                      


                                                       AD2= MPC*(Y-N2)+a+I


 

                     450


         0              Y2         Y1                         Y

           Рис. 1.3 Влияние изменения ставки аккордного налога на ВВП в кейнсианской модели [8].

 

1 денежную единицу. Характерен знак «-» в числителе формулы мультипликатора, показывающий, что межу динамикой ВВП и уровнем налоговых сборов аккордного типа существует обратно пропорциональная зависимость:

                                     = *=mT *                                (1.9)

 

       Стабилизационное воздействие на налог и государственных расходов на экономическое развитие обусловлено тем, что они обладают мультипликационным эффектом и оказывают прямое влияние на совокупный спрос, объем национального производства, занятость населения. Так, в период спада правительства, стимулируя государственные расходы, вызывают мультипликационный рост потребительских расходов и множительный эффект инвестиций.

         Таким образом, в кейнсианской  теории основных показателем  фискальной политики является  изменение бюджетной позиции,  то есть  величины дефицита  или излишка федерального бюджета.

         Неоклассическая модель налогового  регулирования основывается на   теории «экономики предложения», представители которой обосновали  вывод, что одним из условий,  обеспечивающих рост сбережений  и расширений инвестиционной  деятельности, выступает низкий уровень налогов. Для этого они использовали бюджетную концепцию А. Лаффера, где главной переменной величиной является предельные ставки налогов. Так, если предельные ставки достигают достаточно высокого уровня, то сокращаются стимулы для предпринимательской инициативы и расширения производства, падают прибыли, усиливается процесс уклонения от уплаты налогов, а следовательно, снижаются и общие налоговые поступления. Уменьшение предельных налоговых ставок вызывает противоположный эффект.

            Анализ последствий снижения  налогов для государственных  финансов осуществляется на основе  кривой Лаффера. Считая, что налоговые  поступления являются продуктом  налоговой ставки и налоговой  базы Лаффер проследил графическую  взаимосвязь между ними (рис.1.4) и  пришел к выводу, что эффект  воздействия изменения норм обложения на бюджетные поступления зависит от величины эластичности выпуска продукции по налоговой ставке. Когда ее величина достигает – 1, налоговые поступления начинают сокращаться. Таким образом, по мере роста норм обложения от 0 до 100% поступления в государственный бюджет будут расти от 0 до некоторого максимального уровня, а затем вновь снижаться до 0 в связи с тем, что более высокие налоговые ставки сдерживают экономическую активность и сокращают налоговую базу.

           Кривая Лаффера не устанавливала  количественных критериев, они  были разработаны позднее. Определено, что все налоговые изъятия  из прибыли не должны превышать  ее половины, так как в противном случае


Налоговые

 поступления      


               


 

                     0                          t           налоговая ставка


                                  Рис. 1.4 Кривая Лаффера

 

нарушается действие производственно  – стимулирующей функции налога, и он начинает оказывать дестабилизирующее  влияние на экономическую деятельность. Оптимальным считается налоговое  изъятие 1/3 прибыли, или 30-40% ее величины [8,c. 122].

        Таким образом, неокейнсианцы строят   механизм налогового регулирования на основе изменений уровня налогов (их снижения как средства проведения антициклической политики, повышения в годы оживления с целью сдерживания деловой активности), а неоклассически – на основе широкомасштабного и целенаправленного снижения общего уровня налогов для поддержания высокого уровня сбережений и инвестиций, а также расширения общих налоговых поступлений.

        

 

 

 

E                           Y=E         AD1=a+0,640Y+I1


                               A1                  AD2=a+0,576Y+I1         



                                                 AD2=a+0,640Y+I2



                      A3


               A2


0            Y2   Y3            Y1                 Y    

      Рис. 1.5 Действие автоматических стабилизаторов (пропорционального налога) на ВВП [8].

      Кривая совокупного спроса, сместившаяся вниз вначале до уровня AD2, затем поднимается (развернется под более крутым углом) вверх до уровня AD3, так что общее сокращение ВВП будет не таким значительным (рис.1.5).

       Различают такие  типы политики, как стимулирующая  и сдерживающая.


                                                                           Yf

        ВВП


         (Y)


                                                                             Yфакт


                                                                       стимулирующая


                                                                          политика

                 0                                                            время t


 

Рис. 1.6 Влияние стимулирующей  налоговой политики на стабилизацию темпов роста национального богатства  [8].

        Стимулирующая налоговая политика (рис. 1.6) применяется, как правило, в фазе экономического спада национального производства. Целью данной политики является «вытягивание» экономики из кризисной ямы. Такая политика заключается в поддержании низкорентабельных и убыточных производств, стимулировании роста инвестиций, расширении платежеспособного спроса субъект комплексов национальной экономики. Для реализации этих целей применяется фискальных стимулирующих рычагов (фискальные инъекции в экономику): снижение налоговых ставок, рост государственных субсидий и дотаций субъектам экономики, социальных выплат, пособий, государственных инвестиций, госзакупок. В результате стимулируется расширение инвестиционного и потребительского спроса, расширяется объем национального производства:

                            фискальные инъекции >AD   > Y


          Сдерживающая налоговая политика применяется для торможения (сдерживания) темпов экономического роста. Такая политика целесообразна на стадии экономического подъема и стоит в сокращении располагаемого дохода у субъектов экономики путем повышения налогов, свертывания системы дотаций и субсидий, сокращении социальных выплат, государственных инвестиций и закупок. В результате свертывания располагаемого дохода сокращается совокупный  спрос и падает объем национального производства (рис. 1.7):


                 фискальные изъятия > Yd   >AD    > Y

   

 

 

ВВП                                                    Yf


 (Y)     сдерживающие


              фискальные рычаги



                                                                   Yфакт

 


       0                                                           время (t)         

          Рис. 1.7 Влияние сдерживающей налоговой политики на стабилизацию темпов роста ВВП         

           Оба типа налоговой политики  применяются попеременно, характеризуя  в комплексе стабилизационную  фискальную политику антициклического  типа. В результате их применения  сглаживается динамика национального  производства с минимальными  потерями для экономики, стабилизируются  темпы экономического роста.

           Такие типы налоговой политики  давно применяются в макроэкономическом  моделировании, в частности в  модели делового цикла Хикса  – Самуэльсона. Смысл этой  модели состоит в выравнивании «волн» циклических колебаний экономики с помощью регулирования величины государственных расходов путем варьирования налоговой ставкой пропорционального налога и изменения величины госрасходов (неокейнсианский подход).

            Согласно кейнсианской концепции налоговая политика является основным инструментом макроэкономического регулирования, так как по мере роста государственных расходов растет совокупный спрос и национальный доход. Прирост последнего обеспечивает рост сбережений, который является дополнительным источником финансирования государственных расходов. При этом фискальная политика особо эффективна в период экономического спада как стимулирующая политика [12, c. 22].

         Пусть экономика находится в состоянии депрессии (экономического спада). Такое состояние характеризуется следующим:

Информация о работе Фискальная политика