Фискальная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 15:56, курсовая работа

Описание работы

Важность налоговой политики как составной части фискальной политики трудно переоценить. Огромное значение имеет она и для экономики Республики Беларусь, так как в условиях до конца не преодоленного экономического кризиса налоги играют чрезвычайно важную роль в формировании Государственного бюджета, а, следовательно создают социальную стабильность нашей страны.
Цель исследования: изучение механизма функционирования налоговой политики.

Файлы: 1 файл

набрать работу 5555.docx

— 120.34 Кб (Скачать файл)

             После преобразования получим:

                          Y*(1-MPC) = -MPC*T+a+I+G.                          (2.3)

             Выразим отсюда значение объема национального производства:

                           Y = *T + (a+I+G)                         (2.4)

             Выражение, стоящее перед налогами Т в уравнении (2.4), и есть мультипликатор аккордных налогов mT, о котором речь пойдет позже в данной главе. Выражение, стоящее перед государственными расходами G, рассматривается как мультипликатор госрасходов mG:

                                     mG = .                                       (2.5)

         Далее все зависит от того, какую из величин (Т или G) будем подвергать изменению.

          В данном случае (см. рис.2.1) изменились  расходы на величину  изменение других величин равно 0: Тогда изменение величины объема национального производства будет равно:

          *0+ (0+0+ или = *    (2.6)

        Выражение (2.6) показывает, что прирост госрасходов порождает прирост ВВП в мультипликаторном размере.

        Социальные  выплаты (трансферты) TR – это безвозмездные социальные платежи, которые осуществляются без соответствующего предоставления их получателям каких-либо товаров и услуг. Выплата TR населению преследует целью выравнивание доходов граждан, социальную защиту малоимущих и многодетных, инвалидов и временно безработных [8, c.231].

          Как правило, рост социальных трансфертов в период экономического спада и их сокращение в период экономического подъема рассматривается как инструменты соответственно стимулирующей и сдерживающей фискальной политике (неокейнсианский подход).

          Социальные трансферты способствуют  увеличению располагаемого дохода  в экономике, следовательно, росту  совокупного спроса (рис. 2.2). В результате  кривая совокупных расходов передвигается  вверх из положения AD1 до AD2, а равновесный ВВП смещается вправо, увеличиваясь с Y1 до Y2.

 

 

Е                            Y=E


                                                AD2 = MPC*(Y+TR2)+a+I+G



                                                    AD1= MPC*(Y+TR1)+a+I+G                                                     



             450


0                 Y1           Y2                   Y

        Рис 2.2 Стимулирующая фискальная политика социальных трансфертов.

         Мультипликатор социальных трансфертов.  Из рис. 2.2 следует, что прирост  ВВП происходит в намного большей  степени, чем прирост социальных  трансфертов. Как и в случае  с госзакупками, имеет место мультипликативный  эффект.

          Располагаемый доход, увеличиваясь  из-за роста социальных выплат  в одной сфере, влечет за  собой расширение располагаемого  дохода в смежных сферах экономики.  Мультипликативный эффект от  роста социальных трансфертов  аналогичен снижению аккордного налога, так как он тоже ведет  росту располагаемого дохода.

           Мультипликатор социальных трансфертов  рассчитывается аналогично мультипликатору  аккордных налогов (см. первую  часть управления 2.4), за исключением  отрицательного знака, так как  уровень социальных трансфертов  и уровень ВВП связаны прямо,  а не обратно пропорциональной  зависимостью:

                              mTR = .                                                         (2.7)           


                            чистые налоги(Т)  H


T,G                    A               D                  Z


Млн.             B       государственные закупки (G)


долларов                                                                                                


                   0      C                 E         F         ВВП(Y), доходы (D)  


       Рис. 2.3 Формирование дефицита, избытка и сбалансированности государственного бюджета  [8].

       Сбалансированный бюджет представляет собой бюджет, в котором расходы равны доходам ( точка D на рис. 4.8), т.е. дефицит бюджета равен 0. Мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице. Докажем это с помощью преобразования уравнения дефицита госбюджета.

           Известно, что изменение бюджетного  дефицита  =В21 равно изменению уровня госрасходов =G2-G1 за минусом суммы налоговых поступлений = Т21, которое имело место в результате изменения уровня доходов. В случае сбалансированного бюджета будет соблюдаться правило

                                       В21 = (G2-G1)- T2-T1=0                             (2.8)

           Рост ВВП, равный Y, вызывается ростом госрасходов , при этом имеет место эффект мультипликации:

                                        = mG*                                               (2.9)

          В то же время снижения объема ВВП вызывается ростом величины самих налогов, и здесь также присутствует эффект мультипликации:

                                       = mT*                                                 (2.10)

          Поскольку левая часть уравнения (4.20) - следствие прироста , мультипликатор сбалансированного бюджета равен единицы.

          При сбалансированном бюджете  сумма всех сбережений S и чистых налогов Т равна сумме правительственных закупок G и инвестиций I:

                                  S+T =G+I                                                         (2.11)

          Эффективность фискальной политики, ее изменение. Для определения эффективности фискальной политики используются различные показатели.

           Уровень (норма) налогообложения  выступает общим количественным  показателем деятельности государства  в сфере налогообложения. Он  исчисляется как отношение суммы  налоговых поступлений к величине  ВВП или национального дохода. Данный показатель не является  нормативным и различается в  зависимости от специфики государства.  Но при его увязке с уровнем  душевого дохода норму налогообложения  можно использовать для оценки  меры жестокости налоговой политики. Так, по результатам корреляционно-  регрессивного анализа данных  по 82 странам в государствах с  уровнем дохода на душу населения  менее 1000 долларов США «теоретический»  уровень налогового давления  должен составлять не более  30% к ВВП.

         Практическая значимость  оценки налогового потенциала, перспектив роста уровня налогообложения состоит в том, что она является одним из показателей возможности увеличения объема мобилизуемых внутренних финансовых ресурсов, критерием для определения платежеспособности государства [5, c.399]

           Кроме того, для определения уровня налоговой нагрузки на микро- и макроуровне используются следующие показатели:

          - предельная налоговая ставка (отношение  абсолютных изменений суммы доходов,  поступивших в бюджет, и абсолютного  изменения ВВП);

         - эластичность совокупных налоговых поступлений по доходу (коэффициент эластичности, показывающий степень оживления доходов);

         - налоговый мультипликатор и  индекс концентрации, отражающие  степень контроля государства;

         - уровень централизации финансовых  ресурсов.

          Средством достижения целей фискальной  политики является бюджетно-налоговый  механизм, который включает совокупность  различных организационно-правовых  форм и методов, используемых  государством для реализации  стабилизационной политики, а также  институциональное оформление.

       Выводы: фискальная политика – это система мер государственного

воздействия на экономические  процессы, осуществляемых с помощью  налогово – бюджетных (фискальных) рычагов.

          Целями государственной фискальной  политики могут быть: обеспечение  выравнивания уровня доходов  граждан, поддержание социально  значимых отраслей дотациями  и инвестициями, стимулирование  малого бизнеса, чистого экспорта, стабилизация экономики, ограничение  доступа импорта на внутренний  рынок и др.      

            Дискреционная фискальная политика  представляет собой политику  государства, которая избирательно  применяется в конкретной экономической  ситуации, на краткосрочных временных  интервалах и направлена на  устранение определенных форм  макроэкономического равновесия.

             Дискреционная политика основана на сознательном вмешательстве в налоговую систему и изменения объема государственных расходов с целью воздействия на экономический рост, безработицу и инфляцию.

            Недискриционная (автоматическая) фискальная  политика основана на действии  встроенных стабилизаторов обеспечивающих  естественное приспособление экономики  к фазам деловой конъюнктуры:  прогрессивная система налогообложения,  система социальных пособий и  др.

            Автоматические (встроенные) стабилизаторы  – это такие механизмы, действие  которых уменьшает реакцию ВВП на изменение совокупного спроса. Они включают любые меры, которые способствуют увеличению госбюджета в периоды спада и его уменьшению в периоды инфляции без необходимости принятия каких-либо специальных шагов со стороны политиков.

 

 

 

 

 

 

 

          

 

 

 

 

 

 

 

 

          3.НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

           Налоговая политика Республики  Беларусь как часть фискальной  политики осуществляется таким  образом, чтобы поступление денежных  средств за счет уплаты налогов  обеспечивало финансирование государственного  бюджета. Налоговое регулирование  основано на налоговом законодательстве.

            Налоговое законодательство Республики  Беларусь включает в себя:

           - налоговый кодекс государства  принятые в соответствии с  ним законы, регулирующие вопросы  налогообложения;

           - декреты, Указы Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения;

           - постановления Правительства Республики  Беларусь, регулирующие вопросы  налогообложения и принимаемые  на основании и во исполнение  Налогового Кодекса, налоговых  законов и актов Президента  Республики Беларусь;

            - нормативные правовые акты республиканских  органов государственного управления, органов местного управления  и самоуправления, регулирующие  вопросы налогообложения и издаваемые  в случаях и пределах, предусмотренных  Налоговым Кодексом, а также принятыми  в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения,  актами Президента Республики  Беларусь и Постановлением Правительства  Республики Беларусь.

            Налоговый кодекс – это основной  документ, регламентирующий в комплексе  все направления налоговых отношений  в государстве. Принят Палатой  представителей и одобрен Советом  Республики Национального собрания  Республики Беларусь в декабре  2012г. Налоговый кодекса Республики Беларусь устанавливает систему налогов, сборов (пошлин), взимаемых в бюджет Республики Беларусь, основные принципы налогообложения в Республике Беларусь, регулирует властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налогов, сборов (пошлин) и отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также устанавливает права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством.

  Основной целью бюджетно-налоговой политики является обеспечение финансовой и социальной стабильности. Эта политика будет направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки экономики, снижение налоговой нагрузки и повышение жизненного уровня населения.

Для укрепления бюджетно-налоговой  политики потребуется более тесная увязка с макроэкономическими тенденциями  и формирование бюджетов всех уровней  в рамках среднесрочного планирования.

Таблица 3.1 Величина и структура  налоговой нагрузки на экономику Республики Беларусь

Информация о работе Фискальная политика