Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 15:56, курсовая работа
Важность налоговой политики как составной части фискальной политики трудно переоценить. Огромное значение имеет она и для экономики Республики Беларусь, так как в условиях до конца не преодоленного экономического кризиса налоги играют чрезвычайно важную роль в формировании Государственного бюджета, а, следовательно создают социальную стабильность нашей страны.
Цель исследования: изучение механизма функционирования налоговой политики.
После преобразования получим:
Y*(1-MPC) = -MPC*T+a+I+G.
Выразим отсюда значение объема национального производства:
Y = *T + (a+I+G)
Выражение, стоящее перед налогами Т в уравнении (2.4), и есть мультипликатор аккордных налогов mT, о котором речь пойдет позже в данной главе. Выражение, стоящее перед государственными расходами G, рассматривается как мультипликатор госрасходов mG:
Далее все зависит от того, какую из величин (Т или G) будем подвергать изменению.
В данном случае (см. рис.2.1) изменились расходы на величину изменение других величин равно 0: Тогда изменение величины объема национального производства будет равно:
*0+ (0+0+ или = * (2.6)
Выражение (2.6) показывает, что прирост госрасходов порождает прирост ВВП в мультипликаторном размере.
Социальные выплаты (трансферты) TR – это безвозмездные социальные платежи, которые осуществляются без соответствующего предоставления их получателям каких-либо товаров и услуг. Выплата TR населению преследует целью выравнивание доходов граждан, социальную защиту малоимущих и многодетных, инвалидов и временно безработных [8, c.231].
Как правило, рост социальных трансфертов в период экономического спада и их сокращение в период экономического подъема рассматривается как инструменты соответственно стимулирующей и сдерживающей фискальной политике (неокейнсианский подход).
Социальные трансферты
Е Y=E
AD2 = MPC*(Y+TR2)+a+I+G
450
0 Y1 Y2 Y
Рис 2.2 Стимулирующая фискальная политика социальных трансфертов.
Мультипликатор социальных
Располагаемый доход,
Мультипликатор социальных
mTR = .
чистые налоги(Т) H
T,G A D Z
Млн. B государственные закупки (G)
долларов
0 C E F ВВП(Y), доходы (D)
Рис. 2.3 Формирование дефицита, избытка и сбалансированности государственного бюджета [8].
Сбалансированный бюджет представляет собой бюджет, в котором расходы равны доходам ( точка D на рис. 4.8), т.е. дефицит бюджета равен 0. Мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице. Докажем это с помощью преобразования уравнения дефицита госбюджета.
Известно, что изменение бюджетного дефицита =В2-В1 равно изменению уровня госрасходов =G2-G1 за минусом суммы налоговых поступлений = Т2-Т1, которое имело место в результате изменения уровня доходов. В случае сбалансированного бюджета будет соблюдаться правило
В2-В1 = (G2-G1)- T2-T1=0
Рост ВВП, равный Y, вызывается ростом госрасходов , при этом имеет место эффект мультипликации:
В то же время снижения объема ВВП вызывается ростом величины самих налогов, и здесь также присутствует эффект мультипликации:
Поскольку левая часть уравнения (4.20) - следствие прироста , мультипликатор сбалансированного бюджета равен единицы.
При сбалансированном бюджете сумма всех сбережений S и чистых налогов Т равна сумме правительственных закупок G и инвестиций I:
Эффективность фискальной политики, ее изменение. Для определения эффективности фискальной политики используются различные показатели.
Уровень (норма)
Практическая значимость оценки налогового потенциала, перспектив роста уровня налогообложения состоит в том, что она является одним из показателей возможности увеличения объема мобилизуемых внутренних финансовых ресурсов, критерием для определения платежеспособности государства [5, c.399]
Кроме того, для определения уровня налоговой нагрузки на микро- и макроуровне используются следующие показатели:
- предельная налоговая ставка (отношение
абсолютных изменений суммы
- эластичность совокупных налоговых поступлений по доходу (коэффициент эластичности, показывающий степень оживления доходов);
- налоговый мультипликатор и индекс концентрации, отражающие степень контроля государства;
- уровень централизации
Средством достижения целей
Выводы: фискальная политика – это система мер государственного
воздействия на экономические процессы, осуществляемых с помощью налогово – бюджетных (фискальных) рычагов.
Целями государственной
Дискреционная фискальная
Дискреционная политика основана на сознательном вмешательстве в налоговую систему и изменения объема государственных расходов с целью воздействия на экономический рост, безработицу и инфляцию.
Недискриционная (
Автоматические (встроенные) стабилизаторы
– это такие механизмы,
3.НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Налоговая политика Республики
Беларусь как часть фискальной
политики осуществляется таким
образом, чтобы поступление
Налоговое законодательство
- налоговый кодекс государства принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения;
- декреты, Указы Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения;
- постановления Правительства
- нормативные правовые акты
Налоговый кодекс – это
Основной целью бюджетно-налоговой политики является обеспечение финансовой и социальной стабильности. Эта политика будет направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки экономики, снижение налоговой нагрузки и повышение жизненного уровня населения.
Для укрепления бюджетно-налоговой
политики потребуется более тесная
увязка с макроэкономическими
Таблица 3.1 Величина и структура налоговой нагрузки на экономику Республики Беларусь