Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 22:10, курсовая работа
Целями данного исследования является определение перспектив развития российских фондовых бирж.
Для достижения поставленных целей мной определены следующие задачи исследования:
1. изучить понятие фондовой биржи и ее организации;
2.детально проанализировать динамику деятельности мировых фондовых бирж в условиях настоящей нестабильной экономической ситуации;
3.предложить возможные пути развития российской фондовой биржи с использованием зарубежного опыта.
4. выявить и систематизировать факторы, оказывающие влияние непосредственно на российские фондовые биржи;
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Фондовая биржа……………………………………………………….6
1.1. Понятие фондовой биржи, ее задачи и функции…………………………6
1.2. Участники биржевой торговли……………………………………………10
1.3. Биржевые сделки, их виды и характеристика……………………………12
1.4. Организация биржевой торговли ценными бумагами…………………...16
Глава 2. Проблемы и перспективы фондовой биржи России в контексте зарубежного опыта………………………………………………………………20
2.1. Сравнительная характеристика американских и европейских фондовых бирж………………………………………………………………………………21
2.2. Особенности функционирования азиатского фондового рынка………...27
2.3.Возможности развития российской фондовой биржи с использованием зарубежного опыта………………………………………………………………32
Заключение……………………………………………………………………….43
Список литературы………………………………………………………………45
2. Факторы, внутренние по отношению к российским фондовым биржам:
2.1. Борьба за клиентов. Как следствие:
2.2. Развитие
биржевого и внебиржевого
2.3. Возможности структурных изменений:
2.4.1 слияния, объединения и поглощения, как на национальном уровне, так и на зарубежном;
2.4.2 изменение
моделей построения бизнеса (
2.5. Отсутствие
четко сформированной
2.6. Укрупнение участников фондовых бирж.
Как итог слияние двух российских бирж может не привести к существенному изменению ситуации, так как и так ограниченная ликвидность уже распределена между ММВБ и РТС и в сумме может не измениться. Возможна лишь концентрация всей ликвидности на одной бирже. Значимость и полезность влияния этого фактора будет зависеть от содержания государственной политики и действий регулятора. В первую очередь они должны быть направлены на большую интеграцию в мировое пространство при сильном внутреннем рынке. Например, интеграция одной из российских бирж, например, РТС с зарубежной площадкой могла бы повысить ликвидность за счет внешних источников, но российский рынок к этому еще не готов.
Неготовность российских фондовых бирж к интеграции в мировое пространство в большей части зависит не только от них самих, но и от работы регулятора российского рынка ценных бумаг. В первую очередь задачами регулятора становятся - унификация правил работы на рынке и проведение мероприятий по подготовке эмитентов для выхода на рынок. Как следствие регулятор должен защитить эмитентов, а следовательно и инвесторов от высокой волатильности, проводить мероприятия по мониторингу чистоты сделок, а также проведение работ по борьбе с манипулированием и инсайдерской торговли на рынке ценных бумаг16.
При сохранении спекулятивного интереса важно параллельно развивать коллективные инвестиции. Для достижения данной цели ему потребуется выработать определенный набор методов и инструментов оперативного регулирования рынка. Тем самым рынок автоматически становится более привлекательным для иностранных эмитентов. И только потом или параллельно привлечение структурных факторов – внутренняя или внешняя интеграции.
Внешняя интеграция как уже описывалось это – возможность объединения российской торговой площадки с зарубежной, которая возможна лишь при сильном внутреннем рынке.
Внутренняя интеграция может представлять собой объединение в единую двух российских фондовых бирж – ММВБ и РТС. Как следствие в результате решения корпоративных споров объединение повлечет за собой дальнейшую консолидацию инфраструктуры - объединение расчетно- клиринговых центров и создание центрального депозитария.
В результате проведенного анализа факторов, оказывающих влияние на российские фондовые биржи можно сказать, что в зависимости от того, какие факторы будут вводиться в действие и в какой последовательности, и будут
На первоначальном
этапе следует усилить
Так же в связи с объективной потребностью в развитии функций саморегулирования, необходимо повышение эффективности взаимодействия саморегулируемых организаций и государственных органов. Нормы и правила, разрабатываемые саморегулируемыми организациями, нужны для дополнения и детализации норм государственного регулирования, причем следует стимулировать саморегулируемые организации к установлению наиболее востребованных требований к деятельности участников финансового рынка.17
Доработанная стратегия должна быть направлена на решение следующих важных проблем российского фондового рынка:
1) Содействие
росту ликвидности и ее
А) поддержки со стороны государства эмитентов (резидентов и нерезидентов) при выходе на рынок ценных бумаг.
В краткосрочный период благодаря усилиям регулятора должна быть упрощена процедура проведения IPO (в том числе упрощена процедура государственной регистрации выпусков ценных бумаг), упрощена система налогообложения эмитентов, а также доработана нормативно-правовая база, регулирующая фондовых рынок.
Параллельно должно происходить регулирование системы листинга на фондовых биржах.
В результате чего, подобные действия поспособствуют притоку новых эмитентов. Стоит отметить, что приток будет осуществлен не только за счет «сырьевых» компаний, но и за счет «несырьевых»19:
- кредитные организации;
- компании пищевой промышленности;
- компании оптовой и розничной торговли;
- компании высоких технологий.
Б) Также должна быть рассмотрена и осуществлена стратегия по привлечению на фондовый рынок иностранных эмитентов. Для достижения поставленной задачи необходимо привести существующие финансовые и корпоративные законодательства, законодательство координирующие налогообложение, а также биржевые правила и иные нормативные акты в соответствие с зарубежными нормами. Должна быть доработана нормативная база по возможности размещения на российском рынке через российские депозитарные расписки и через прямое размещение иностранных ценных бумаг.20
2) Содействие
выпуску новых финансовых
3) Поддержка
корпоративных инвесторов и
Государственное регулирование должно быть направлено по следующим направлениям:
· создание новых инвестиционных фондов, ориентированных на инвестирование в приоритетные сектора экономики – фондов прямых инвестиций;
· расширение перечня финансовых инструментов для инвестирования средств институтов коллективных инвестиций, включая иностранные ценные бумаги;
· введение системы управления рисками при совершении срочных сделок институтами коллективного инвестирования;
· совершенствование контроля за сохранностью средств коллективного инвестирования со стороны специализированного депозитария;
· Создание эффективной и доступной для любого заинтересованного лица системы раскрытия информации о ценных бумагах, эмитентах, участниках финансового рынка и иной информации, необходимой для инвесторов;
· Использования различных форм налогового стимулирования инвесторов в ценные бумаги, применяемых в большинстве стран мира;
· Создание высокого уровня защиты интересов инвесторов на внебиржевом организованном рынке за счет вовлечения его в зону эффективного регулирования.
4) Увеличение количества ценных бумаг в свободном обращении с 20- 30% до 40-50%. Налоговые послабления и либерализация процесса регистрации выпуска ценных бумаг позволят компаниям активнее выходить на рынок с дополнительными выпусками. Так же это позволяет увеличить спрос на ценные бумаги со стороны физических лиц. Это может быть интересно для корпораций и стимулировать увеличение общего числа обращающихся ценных бумаг, что в свою очередь увеличит ликвидность российского рынка.21
5) Важным
фактором повышения
· переход на круглосуточную торговлю;
· введение новых режимов торгов, привычных иностранным инвесторам
· расширение списка торгуемых инструментов (решает за счет привлечения новых эмитентов)
· Приток новых эмитентов на фондовые биржи приведет к увеличению количества котировальных списков и к открытию новых секторов торговли. Подобные шаги уже были предприняты. В частности, на Фондовой бирже ММВБ недавно был создан сектор инновационных и растущих компаний (ИРК).
· расчетно-клиринговая и депозитарная деятельности должны осуществляться в соответствие с зарубежными требованиями.
· построение
некоего программно-
В
соответствии с указанными
Указанные задачи могут быть решены
в ходе реализации комплекса среднесрочных
на период 2008-2012 годы и долгосрочных
на период до 2020 года мер, перечень которых
содержится в предлагаемом докладе.
Доклад подготовлен в соответствии
с планом заседаний Правительства
Российской Федерации на первое полугодие
2008 года и содержит предложения по
реализации приоритетных направлений
развития финансового рынка, предусмотренных
проектом Концепции социально-
В целом, по мнению ФСФР России решение изложенных в докладе задач позволило бы создать надежную базу долгосрочного роста российского финансового рынка и повышение его роли как в рамках национальной, так и мировой экономики. В результате могли бы быть достигнуты следующие целевые показатели, указанные в таблице:
Показатель \ год |
2007 |
2012 |
2020 |
Капитализация публичных компаний, трлн. рублей. |
32,3 |
84 |
237 |
Соотношение капитализации к ВВП, в % |
97,8 |
130 |
140 |
Биржевая торговля акциями, трлн. рублей |
31,4 |
78 |
210 |
Стоимость корпоративных облигаций в обращении, трлн. рублей |
1,2 |
6,6 |
19 |
Активы паевых инвестиционных фондов, трлн. рублей |
0,8 |
5,8 |
16 |
Годовой объем публичных размещений акций, по рыночной стоимости, в трлн. рублей. |
0,7 |
1,3 |
3 |
Количество розничных |
0,8 |
3 |
6 |
Доля иностранных ценных бумаг в обороте российских бирж, % |
0 |
4 |
12 |
Вывод по 2 главе.
Во второй главе были рассмотрены и проанализированы состояния на мировых фондовых биржах: американских, европейский и азиатских.
Определены перспективные направления развития российских фондовых бирж и выявили эффективные направления государственной поддержки с учетом возможностей государственной поддержки.