Фондовая биржа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 22:10, курсовая работа

Описание работы

Целями данного исследования является определение перспектив развития российских фондовых бирж.
Для достижения поставленных целей мной определены следующие задачи исследования:
1. изучить понятие фондовой биржи и ее организации;
2.детально проанализировать динамику деятельности мировых фондовых бирж в условиях настоящей нестабильной экономической ситуации;
3.предложить возможные пути развития российской фондовой биржи с использованием зарубежного опыта.
4. выявить и систематизировать факторы, оказывающие влияние непосредственно на российские фондовые биржи;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Фондовая биржа……………………………………………………….6
1.1. Понятие фондовой биржи, ее задачи и функции…………………………6
1.2. Участники биржевой торговли……………………………………………10
1.3. Биржевые сделки, их виды и характеристика……………………………12
1.4. Организация биржевой торговли ценными бумагами…………………...16
Глава 2. Проблемы и перспективы фондовой биржи России в контексте зарубежного опыта………………………………………………………………20
2.1. Сравнительная характеристика американских и европейских фондовых бирж………………………………………………………………………………21
2.2. Особенности функционирования азиатского фондового рынка………...27
2.3.Возможности развития российской фондовой биржи с использованием зарубежного опыта………………………………………………………………32
Заключение……………………………………………………………………….43
Список литературы………………………………………………………………45

Файлы: 1 файл

курсовая юганова.docx

— 116.40 Кб (Скачать файл)

2. Факторы,  внутренние по отношению к  российским фондовым биржам:

2.1. Борьба  за клиентов. Как следствие:

2.2. Развитие  биржевого и внебиржевого рынков;

2.3. Возможности структурных изменений:

2.4.1 слияния,  объединения и поглощения, как  на национальном уровне, так и на зарубежном;

2.4.2 изменение  моделей построения бизнеса (универсализация торговых площадок или специализация; построение вертикальной или горизонтальной интегрированной структуры).

2.5. Отсутствие  четко сформированной стратегии  развития

2.6. Укрупнение  участников фондовых бирж.

Как итог слияние двух российских бирж может  не привести к существенному изменению ситуации, так как и так ограниченная ликвидность уже распределена между ММВБ и РТС и в сумме может не измениться. Возможна лишь концентрация всей ликвидности на одной бирже. Значимость и полезность влияния этого фактора будет зависеть от содержания государственной политики и действий регулятора. В первую очередь они должны быть направлены на большую интеграцию в мировое пространство при сильном внутреннем рынке. Например, интеграция одной из российских бирж, например, РТС с зарубежной площадкой могла бы повысить ликвидность за счет внешних источников, но российский рынок к этому еще не готов.

Неготовность  российских фондовых бирж к интеграции в мировое пространство в большей части зависит не только от них самих, но и от работы регулятора российского рынка ценных бумаг. В первую очередь задачами регулятора становятся - унификация правил работы на рынке и проведение мероприятий по подготовке эмитентов для выхода на рынок. Как следствие регулятор должен защитить эмитентов, а следовательно и инвесторов от высокой волатильности, проводить мероприятия по мониторингу чистоты сделок, а также проведение работ по борьбе с манипулированием и инсайдерской торговли на рынке ценных бумаг16.

При сохранении спекулятивного интереса важно параллельно развивать коллективные инвестиции. Для достижения данной цели ему потребуется выработать определенный набор методов и инструментов оперативного регулирования рынка. Тем самым рынок автоматически становится более привлекательным для иностранных эмитентов. И только потом или параллельно привлечение структурных факторов – внутренняя или внешняя интеграции.

Внешняя интеграция как уже описывалось  это – возможность объединения российской торговой площадки с зарубежной, которая возможна лишь при сильном внутреннем рынке.

Внутренняя  интеграция может представлять собой  объединение в единую двух российских фондовых бирж – ММВБ и РТС. Как следствие в результате решения корпоративных споров объединение повлечет за собой дальнейшую консолидацию инфраструктуры - объединение расчетно- клиринговых центров и создание центрального депозитария.

В результате проведенного анализа факторов, оказывающих  влияние на российские фондовые биржи можно сказать, что в зависимости от того, какие факторы будут вводиться в действие и в какой последовательности, и будут

На первоначальном этапе следует усилить совместную и согласованную работы двух крупнейших ведомств по регулированию рынка – ФСФР и Банка России.

Так же в связи с объективной потребностью в развитии функций саморегулирования, необходимо повышение эффективности взаимодействия саморегулируемых организаций и государственных органов. Нормы и правила, разрабатываемые саморегулируемыми организациями, нужны для дополнения и детализации норм государственного регулирования, причем следует стимулировать саморегулируемые организации к установлению наиболее востребованных требований к деятельности участников финансового рынка.17

Доработанная  стратегия должна быть направлена на решение следующих важных проблем российского фондового рынка:

1) Содействие  росту ликвидности и ее концентрации  на одном финансовом институте. Это может быть достигнуто путем проведения следующих мероприятий18:

    А) поддержки со стороны государства эмитентов (резидентов и нерезидентов) при выходе на рынок ценных бумаг.

В краткосрочный  период благодаря усилиям регулятора должна быть упрощена процедура проведения IPO (в том числе упрощена процедура государственной регистрации выпусков ценных бумаг), упрощена система налогообложения эмитентов, а также доработана нормативно-правовая база, регулирующая фондовых рынок.

Параллельно должно происходить регулирование  системы листинга на фондовых биржах.

В результате чего, подобные действия поспособствуют притоку новых эмитентов. Стоит отметить, что приток будет осуществлен не только за счет «сырьевых» компаний, но и за счет «несырьевых»19:

- кредитные  организации;

- компании  пищевой промышленности;

- компании  оптовой и розничной торговли;

- компании  высоких технологий.

Б) Также должна быть рассмотрена и осуществлена стратегия по привлечению на фондовый рынок иностранных эмитентов. Для достижения поставленной задачи необходимо привести существующие финансовые и корпоративные законодательства, законодательство координирующие налогообложение, а также биржевые правила и иные нормативные акты в соответствие с зарубежными нормами. Должна быть доработана нормативная база по возможности размещения на российском рынке через российские депозитарные расписки и через прямое размещение иностранных ценных бумаг.20

2) Содействие  выпуску новых финансовых инструментов, интересных для инвесторов.

3) Поддержка  корпоративных инвесторов и параллельное  сохранение зарубежных спекулятивных инвестиций на фондовом рынке.

Государственное регулирование должно быть направлено по следующим направлениям:

· создание новых инвестиционных фондов, ориентированных  на инвестирование в приоритетные сектора экономики – фондов прямых инвестиций;

· расширение перечня финансовых инструментов для инвестирования средств институтов коллективных инвестиций, включая иностранные ценные бумаги;

· введение системы управления рисками при  совершении срочных сделок институтами коллективного инвестирования;

· совершенствование  контроля за сохранностью средств коллективного инвестирования со стороны специализированного депозитария;

· Создание эффективной и доступной для  любого заинтересованного лица системы раскрытия информации о ценных бумагах, эмитентах, участниках финансового рынка и иной информации, необходимой для инвесторов;

· Использования  различных форм налогового стимулирования инвесторов в ценные бумаги, применяемых в большинстве стран мира;

· Создание высокого уровня защиты интересов инвесторов на внебиржевом организованном рынке за счет вовлечения его в зону эффективного регулирования.

4) Увеличение  количества ценных бумаг в  свободном обращении с 20- 30% до 40-50%. Налоговые послабления и либерализация процесса регистрации выпуска ценных бумаг позволят компаниям активнее выходить на рынок с дополнительными выпусками. Так же это позволяет увеличить спрос на ценные бумаги со стороны физических лиц. Это может быть интересно для корпораций и стимулировать увеличение общего числа обращающихся ценных бумаг, что в свою очередь увеличит ликвидность российского рынка.21

5) Важным  фактором повышения конкурентоспособности  российского финансового рынка является создание его позитивного имиджа в глазах отечественных и зарубежных инвесторов. Благодаря созданию благоприятной конъюнктуры фондового рынка следует построить систему информации о рынке, дающую возможность увеличить уровень информативности населения, тем самым создать объективную картину реальных возможностей, которые предоставляются инвесторам и эмитентам. Параллельно государственному регулированию рынка ценных бумаг и поддержки проблемных сегментов рынка, фондовые биржи должны также осуществлять внутреннюю модернизацию и подготовку к последующей консолидации. Основными направлениями совершенствования должны стать:

· переход  на круглосуточную торговлю;

· введение новых режимов торгов, привычных  иностранным инвесторам

· расширение списка торгуемых инструментов (решает за счет привлечения новых эмитентов)

· Приток новых эмитентов на фондовые биржи  приведет к увеличению количества котировальных списков и к открытию новых секторов торговли.  Подобные шаги уже были предприняты. В частности, на Фондовой бирже ММВБ недавно был создан сектор инновационных и растущих компаний (ИРК).

· расчетно-клиринговая  и депозитарная деятельности должны осуществляться в соответствие с зарубежными требованиями.

· построение некоего программно-технического «моста»  между ММВБ и РТС.

  В  соответствии с указанными элементами  конкурентоспособности финансового  рынка ФСФР России предлагает  двенадцать приоритетных задач,  решение которых нацелено на  долгосрочное развитие российского  финансового рынка и формирование  в России одного из мировых  финансовых центров:

  • консолидация и повышение капитализации российской финансовой инфраструктуры;
  • формирование благоприятного налогового климата для участников рынка ценных бумаг;
  • снижение административных барьеров и упрощение процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг;
  • создание широких возможностей для секьюритизации активов и эмиссии новых финансовых инструментов;
  • расширение спектра производных финансовых инструментов и развитие срочного рынка;
  • внедрение механизмов, обеспечивающих широкое участие розничных инвесторов на финансовом рынке и защиту их инвестиций;
  • развитие коллективных инвестиций;
  • обеспечение эффективной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг;
  • развитие и совершенствование корпоративного управления;
  • предупреждение и пресечение недобросовестной деятельности на финансовом рынке;
  • совершенствование регулирования на финансовом рынке;
  • формирование и продвижение положительного имиджа российского финансового рынка.

Указанные задачи могут быть решены в ходе реализации комплекса среднесрочных  на период 2008-2012 годы и долгосрочных на период до 2020 года мер, перечень которых  содержится в предлагаемом докладе. Доклад подготовлен в соответствии с планом заседаний Правительства  Российской Федерации на первое полугодие 2008 года и содержит предложения по реализации приоритетных направлений  развития финансового рынка, предусмотренных  проектом Концепции социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.

В целом, по мнению ФСФР России решение  изложенных в докладе задач позволило  бы создать надежную базу долгосрочного  роста российского финансового  рынка и повышение его роли как в рамках национальной, так  и мировой экономики. В результате могли бы быть достигнуты следующие целевые показатели, указанные в таблице:

Показатель \ год

2007

2012

2020

Капитализация публичных компаний, трлн. рублей.

32,3

84

237

Соотношение капитализации к ВВП, в %

97,8

130

140

Биржевая торговля акциями, трлн. рублей

31,4

78

210

Стоимость корпоративных облигаций  в обращении, трлн. рублей

1,2

6,6

19

Активы паевых инвестиционных фондов, трлн. рублей

0,8

5,8

16

Годовой объем публичных размещений акций, по рыночной стоимости, в трлн. рублей.

0,7

1,3

3

Количество розничных инвесторов на рынке ценных бумаг, млн. человек

0,8

3

6

Доля иностранных ценных бумаг  в обороте российских бирж, %

0

4

12


 

Вывод по 2 главе.

 

Во второй главе были рассмотрены и проанализированы состояния на мировых фондовых биржах: американских, европейский и азиатских.

Определены перспективные направления развития российских фондовых бирж и выявили эффективные направления государственной поддержки с учетом возможностей государственной поддержки.

Информация о работе Фондовая биржа