Формы сотрудничества мелкого и крупного бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 14:21, курсовая работа

Описание работы

Взаимоотношение крупной и малой форм бизнеса определяется экономистами «неоднозначно». Одни из них, приверженцы моноподхода, склонны к явной поляризации и разделению этих двух форм, а другие считают более целесообразной разумную интеграцию.
Обоим видам предпринимательства присущи как достоинства, так и ограничения. К преимуществам малого бизнеса относят его гибкость, маневренность, возможность быстрого перепрофилирования производства в связи с изменяющейся конъюнктурой рынка, способность обеспечить конкурентный характер производства и т.п.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы организации системы взаимодействия крупного и малого бизнеса
1.1. Зарубежный опыт организации сотрудничества между крупными и малыми предприятиями в контексте российских проблем
1.2. Формы и механизмы хозяйственного взаимодействия крупного и малого бизнеса в мировой практике
1.2.1. Субподряд: взаимодействие в реальном секторе
1.2.2. Лизинг: финансовый механизм поддержки кооперации крупного и малого бизнеса в реальном секторе
1.2.3. Франчайзинг: создание сбытовой сети крупными предприятиями
1.2.4. Венчурный бизнес: взаимодействие финансового капитала и малого стартового предпринимательства
2. Взаимодействие малого и крупного предпринимательства на крупных предприятиях
2.1. Масштабы децентрализации и опыт взаимодействия с дочерними и ассоциированными предприятиями у руководства головных крупных предприятий
2.2. Проблемы взаимодействия крупных предприятий с созданными на их базе МП
2.3. Оценка роли МП в системе внешних кооперационных связей крупных предприятий
2.4. Основные формы взаимоотношений малого и крупного бизнеса, выявлением наиболее оптимального пути развития взаимодействия
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 102.80 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Ижевский государственный технический университет»

Кафедра «Экономическая теория»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

по дисциплине «Экономическая теория»

на тему «Формы сотрудничества мелкого и крупного бизнеса»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:        студент гр. Б03-522-1з

                                                                                           Воронина К.А.

 

Научный руководитель:      к.п.н., доцент

                                                                                       Ярошенко М.В.

                                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

Ижевск – 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

3

1. Теоретические основы  организации системы взаимодействия  крупного и малого бизнеса

 

5

1.1. Зарубежный опыт организации  сотрудничества между крупными  и малыми предприятиями в контексте  российских проблем

 

5

1.2. Формы и механизмы  хозяйственного взаимодействия  крупного и малого бизнеса  в мировой практике

 

9

1.2.1. Субподряд: взаимодействие  в реальном секторе

9

1.2.2. Лизинг: финансовый механизм  поддержки кооперации крупного  и малого бизнеса в реальном  секторе

 

12

1.2.3. Франчайзинг: создание  сбытовой сети крупными предприятиями

13

1.2.4. Венчурный бизнес: взаимодействие  финансового капитала и малого стартового предпринимательства

 

16

2. Взаимодействие малого  и крупного предпринимательства на крупных предприятиях

2.1. Масштабы децентрализации  и опыт взаимодействия с дочерними  и ассоциированными предприятиями  у руководства головных крупных  предприятий

2.2. Проблемы взаимодействия крупных предприятий с созданными на их базе МП

2.3. Оценка роли МП в системе внешних кооперационных связей крупных предприятий

2.4. Основные формы взаимоотношений малого и крупного бизнеса, выявлением наиболее оптимального пути развития взаимодействия

 

19

 

 

19

 

22

 

23

 

25

Заключение

Литература

37

40


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современная рыночная экономика  отличается развитыми производственными связями между крупным и малым бизнесом, которые можно охарактеризовать как кооперацию в условиях конкуренции.

Роль малого бизнеса в  системе этих отношений стала  возрастать начиная с 70-х годов в ходе массового технического перевооружения производства и сферы услуг (компьютерная революция).

Малые предприятия вошли  неотъемлемой частью в производственную структуру крупных корпораций, которые  использовали их рыночную гибкость, динамизм и инновационные возможности как важный фактор повышения общей культуры хозяйствования и эффективности общественного производства.

Взаимоотношение крупной и малой форм бизнеса определяется экономистами «неоднозначно». Одни из них, приверженцы моноподхода, склонны к явной поляризации и разделению этих двух форм, а другие считают более целесообразной разумную интеграцию.

Обоим видам предпринимательства  присущи как достоинства, так  и ограничения. К преимуществам  малого бизнеса относят его гибкость, маневренность, возможность быстрого перепрофилирования производства в связи с изменяющейся конъюнктурой рынка, способность обеспечить конкурентный характер производства и т.п.

Его основным ограничением является высокий коммерческий риск. К главным достоинствам крупного предпринимательства можно отнести  масштабы производственно-коммерческой деятельности, возможность проведения научных исследований, требующих значительных финансовых средств и др.

Однако крупные предприятия  оказываются не в состоянии быстро внедрить новые научные достижения и перестроить производство, чрезмерная концентрация капитала может привести к монополизации экономики.

Создание благоприятных условий  для российского малого предпринимательства видится именно в усилении его интеграции с крупным на основе равноправных партнерских отношений. Поиск и реализация совершенных механизмов взаимодействия этой диады – одна их приоритетных задач, которые предстоит решать отечественной экономической науке и практике.

Целью работы является определение основной формы взаимодействия малого и крупного бизнеса как важнейшего фактора экономического развития предпринимательства. Для достижения поставленной цели были сформулированы и решены следующие задачи:

1) выявить преимущества и недостатки крупного и малого бизнеса;

2) определить основные формы взаимодействия крупных компаний с малыми предприятиями;

3) исследовать зарубежный опыт взаимодействия крупного и малого бизнеса;

4) проанализировать состояние системы взаимодействия структур бизнеса в России.

Объект исследования –  механизм взаимодействия малых и  крупных предприятий и формы  его реализации в современных  условиях.

Предмет исследования –  экономические отношения, складывающиеся между предприятиями малого и  крупного бизнеса в процессе их взаимодействия.

Теоретико-методологическую основу работы составили труды отечественных и зарубежных ученых, занимающиеся теоретическими и практическими вопросами: управления, планирования, организации производства, экономического роста, экономической эффективности, хозяйственного механизма.

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КРУПНОГО И МАЛОГО БИЗНЕСА

1.1. Зарубежный  опыт организации сотрудничества  между крупными и

малыми предприятиями  в контексте российских проблем

 

Развитие малого бизнеса  и его кооперационных связей с  крупными предприятиями не является принципиально новым элементом  в организационной структуре промышленного производства стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ).

Взаимоотношения между крупными промышленными комплексами и  малыми предприятиями существовали еще в 70-80-е гг., т.е. до известных  политических изменений, и носили преимущественно  технологический характер.

Яркий пример – кооперационные связи, существовавшие между малыми и крупными предприятиями в составе комбинатов, производственных объединений бывшей ГДР.

Малые предприятия обеспечивали производство узлов и деталей, комплектующих изделий, специфичной и мелкосерийной продукции, ремонт и обслуживание оборудования и др.

Широко известны эксперименты, проводившиеся на металлообрабатывающих комбинатах, в рамках которых создавалась довольно разветвленная сеть малых предприятий по ремонту оборудования, производству опытных образцов, некоторых видов средств рационализации, оказанию услуг промышленного характера предприятиям и организациям непромышленной сферы.1

Положительный результат  кооперационного сотрудничества заключался в формировании отлаженной системы  помощи малым предприятиям со стороны крупных в повышении технического уровня производства, рационализации, улучшении условий труда, налаживании новых производств, подготовке кадров. Расходы крупного предприятия по поддержке малых засчитывались в объем валовой или товарной продукции.

Практический опыт по становлению  малого бизнеса в странах ЦВЕ  в условиях трансформации различен, но общим для всех стран выступало  следующее обстоятельство: подавляющая часть малых предприятий образовывалась на почве кооперационных связей с крупными предприятиями.

Самый распространенный способ процесса образования малого предприятия – выделение из крупного предприятия или интегрированного промышленного комплекса, т.е. децентрализация, проводимая либо по инициативе головного предприятия, либо трудового коллектива одного из подразделений.

Обязательными условиями  децентрализации выступали два  обстоятельства: во-первых, благополучное финансовое состояние обеих сторон, во-вторых, предполагаемое отделение не должно наносить ущерба хозяйственным связям между поставщиками и потребителями.

Децентрализация, особенно распространенная в Венгрии, Болгарии, Польше, Румынии, Чехословакии, везде  проходила по стандартной схеме:2

1) разработка малым предприятием (до отделения) программы самостоятельного финансирования;

2) рассмотрение вопроса об отделении на специальной комиссии крупного предприятия;

3) заключение и оформление договора об отделении, в котором обязательно отражались условия наделения фондами МП, порядок и условия выплаты возмещения, а также обязательства по сохранению кооперационных связей.

Децентрализацией были охвачены в основном подразделения, выпускающие ТНП, ассортимент «1000 мелочей», продовольственные товары, а также практически все вспомогательные подразделения головного предприятия, прямо или косвенно обслуживающие основное производство: транспортные и ремонтные цеха; объекты социальной сферы (магазины, парикмахерские, детские учреждения, поликлиники, гостиницы и т.д.), обслуживающие персонал на территории предприятия; спортивные сооружения, дома отдыха, жилищный фонд и службы его эксплуатации и т.д.

Очевидно, что, кооперационные связи между малыми и крупным  предприятиями, сохранение которых выступало одним главных условий децентрализации, впоследствии оказываются весьма условными.

При втором способе образования  малых предприятий - отделении от крупного в форме создания дочерних предприятий – предполагалось, что малые предприятия остаются связанными с материнской компанией кооперационными обязательствами, но управляются автономно.

Договор, помимо стандартных  условий (наделение фондами МП, порядок и условия выплаты возмещения, сохранения кооперационных связей), включал обязанности МП по отчислению части прибыли в пользу головного предприятия.

Большое распространение  образование дочерних фирм получило в Болгарии, «новых восточных землях» ФРГ (бывшая ГДР), Чехии и Словакии.3

В отличие от децентрализованных предприятий, МП данного типа характеризуются в большинстве своем производственным профилем, особым экономическим положением (могут иметь права юридического лица, либо права подразделения), меньшей степенью самостоятельности, но гораздо более сильными производственно-хозяйственными связями с крупным предприятием.

В настоящее время государственная  политика стран ЦВЕ в отношении  малого предпринимательства, его взаимоотношений  с крупным, строится исходя из приоритета обеспечения общеэкономических условий их деятельности, а не использования прямых инструментов поддержки, что до настоящего времени было оправдано.

Хозяйственные связи стабильны  и не требуют внешнего вмешательства. Роль государства как посредника между крупным и малым бизнесом ограничивается главным образом принятием ряда законодательных документов стартового назначения для новых предприятий (об образовании малых предприятий на базе крупных, перераспределении оборудования с крупного путем продажи, сдачи в аренду, совместного использования и др.), а также отдельными попытками реализации некоторых элементов традиционных западноевропейской и японской моделей кооперации малого и крупного бизнеса.

Определенные трудности  с налаживанием кооперации возникли в «новых землях» ФРГ, где децентрализация и приватизация крупных предприятий проводились при участии ведущих западногерманских компаний.

Со временем обнаружилось, что производственные программы  этих новых предприятий, разрабатываемые их головными офисами, в большей мере ориентированы на сотрудничество с западногерманскими партнерами, продукция которых отвечает требуемым стандартам качества, чем с независимыми МП в восточных землях.

Это характерно, в частности, для автомобильной промышленности, использующей «модульную» специализацию производства.

Введение современных  систем управления качеством (контракты  с нулевым браком) на заводах «Фольксваген» в Цвикау и «Опель» в Айзенахе поставило местные МСП в невыгодное положение, так как переход на эти стандарты требуют реорганизации структуры производства и усложняет ценовую конкуренцию.

Независимые МП, стремящиеся  к кооперации с крупными заказчиками, вынуждены самостоятельно развивать  контроль качества, опираясь главным  образом на консультации частных  фирм.

Южная Корея – одна из быстро развивающихся стран, ее ВВП за последнее десятилетие увеличился вдвое.

Большая часть национального  производства сосредоточена в руках  крупных конгломератов, причем малый  и средний бизнес, в отличие  от Японии, очень слабо включен в их структуру. Государство до недавнего времени тоже не уделяло особого внимания малому предпринимательству.

 

1.2. Формы и механизмы  хозяйственного взаимодействия  крупного и малого бизнеса  в мировой практике

1.2.1. Субподряд: взаимодействие в реальном секторе

Информация о работе Формы сотрудничества мелкого и крупного бизнеса