Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 14:21, курсовая работа
Взаимоотношение крупной и малой форм бизнеса определяется экономистами «неоднозначно». Одни из них, приверженцы моноподхода, склонны к явной поляризации и разделению этих двух форм, а другие считают более целесообразной разумную интеграцию.
Обоим видам предпринимательства присущи как достоинства, так и ограничения. К преимуществам малого бизнеса относят его гибкость, маневренность, возможность быстрого перепрофилирования производства в связи с изменяющейся конъюнктурой рынка, способность обеспечить конкурентный характер производства и т.п.
Введение
1. Теоретические основы организации системы взаимодействия крупного и малого бизнеса
1.1. Зарубежный опыт организации сотрудничества между крупными и малыми предприятиями в контексте российских проблем
1.2. Формы и механизмы хозяйственного взаимодействия крупного и малого бизнеса в мировой практике
1.2.1. Субподряд: взаимодействие в реальном секторе
1.2.2. Лизинг: финансовый механизм поддержки кооперации крупного и малого бизнеса в реальном секторе
1.2.3. Франчайзинг: создание сбытовой сети крупными предприятиями
1.2.4. Венчурный бизнес: взаимодействие финансового капитала и малого стартового предпринимательства
2. Взаимодействие малого и крупного предпринимательства на крупных предприятиях
2.1. Масштабы децентрализации и опыт взаимодействия с дочерними и ассоциированными предприятиями у руководства головных крупных предприятий
2.2. Проблемы взаимодействия крупных предприятий с созданными на их базе МП
2.3. Оценка роли МП в системе внешних кооперационных связей крупных предприятий
2.4. Основные формы взаимоотношений малого и крупного бизнеса, выявлением наиболее оптимального пути развития взаимодействия
Заключение
Литература
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ижевский государственный технический университет»
Кафедра «Экономическая теория»
Курсовая работа
по дисциплине «Экономическая теория»
на тему «Формы сотрудничества мелкого и крупного бизнеса»
Выполнил: студент гр. Б03-522-1з
Научный руководитель: к.п.н., доцент
Ижевск – 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
3 |
1. Теоретические основы
организации системы |
5 |
1.1. Зарубежный опыт организации
сотрудничества между крупными
и малыми предприятиями в |
5 |
1.2. Формы и механизмы хозяйственного взаимодействия крупного и малого бизнеса в мировой практике |
9 |
1.2.1. Субподряд: взаимодействие в реальном секторе |
9 |
1.2.2. Лизинг: финансовый механизм поддержки кооперации крупного и малого бизнеса в реальном секторе |
12 |
1.2.3. Франчайзинг: создание
сбытовой сети крупными |
13 |
1.2.4. Венчурный бизнес: взаимодействие финансового капитала и малого стартового предпринимательства |
16 |
2. Взаимодействие малого и крупного предпринимательства на крупных предприятиях 2.1. Масштабы децентрализации
и опыт взаимодействия с 2.2. Проблемы взаимодействия крупных предприятий с созданными на их базе МП 2.3. Оценка роли МП в системе внешних кооперационных связей крупных предприятий 2.4. Основные формы взаимоотношений малого и крупного бизнеса, выявлением наиболее оптимального пути развития взаимодействия |
19
19
22
23
25 |
Заключение Литература |
37 40 |
ВВЕДЕНИЕ
Современная рыночная экономика отличается развитыми производственными связями между крупным и малым бизнесом, которые можно охарактеризовать как кооперацию в условиях конкуренции.
Роль малого бизнеса в системе этих отношений стала возрастать начиная с 70-х годов в ходе массового технического перевооружения производства и сферы услуг (компьютерная революция).
Малые предприятия вошли неотъемлемой частью в производственную структуру крупных корпораций, которые использовали их рыночную гибкость, динамизм и инновационные возможности как важный фактор повышения общей культуры хозяйствования и эффективности общественного производства.
Взаимоотношение крупной и малой форм бизнеса определяется экономистами «неоднозначно». Одни из них, приверженцы моноподхода, склонны к явной поляризации и разделению этих двух форм, а другие считают более целесообразной разумную интеграцию.
Обоим видам предпринимательства присущи как достоинства, так и ограничения. К преимуществам малого бизнеса относят его гибкость, маневренность, возможность быстрого перепрофилирования производства в связи с изменяющейся конъюнктурой рынка, способность обеспечить конкурентный характер производства и т.п.
Его основным ограничением
является высокий коммерческий риск.
К главным достоинствам крупного
предпринимательства можно
Однако крупные предприятия оказываются не в состоянии быстро внедрить новые научные достижения и перестроить производство, чрезмерная концентрация капитала может привести к монополизации экономики.
Создание благоприятных
Целью работы является определение основной формы взаимодействия малого и крупного бизнеса как важнейшего фактора экономического развития предпринимательства. Для достижения поставленной цели были сформулированы и решены следующие задачи:
1) выявить преимущества и недостатки крупного и малого бизнеса;
2) определить основные формы взаимодействия крупных компаний с малыми предприятиями;
3) исследовать зарубежный опыт взаимодействия крупного и малого бизнеса;
4) проанализировать состояние системы взаимодействия структур бизнеса в России.
Объект исследования – механизм взаимодействия малых и крупных предприятий и формы его реализации в современных условиях.
Предмет исследования – экономические отношения, складывающиеся между предприятиями малого и крупного бизнеса в процессе их взаимодействия.
Теоретико-методологическую основу работы составили труды отечественных и зарубежных ученых, занимающиеся теоретическими и практическими вопросами: управления, планирования, организации производства, экономического роста, экономической эффективности, хозяйственного механизма.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КРУПНОГО И МАЛОГО БИЗНЕСА
1.1. Зарубежный
опыт организации
малыми предприятиями в контексте российских проблем
Развитие малого бизнеса и его кооперационных связей с крупными предприятиями не является принципиально новым элементом в организационной структуре промышленного производства стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ).
Взаимоотношения между крупными промышленными комплексами и малыми предприятиями существовали еще в 70-80-е гг., т.е. до известных политических изменений, и носили преимущественно технологический характер.
Яркий пример – кооперационные связи, существовавшие между малыми и крупными предприятиями в составе комбинатов, производственных объединений бывшей ГДР.
Малые предприятия обеспечивали производство узлов и деталей, комплектующих изделий, специфичной и мелкосерийной продукции, ремонт и обслуживание оборудования и др.
Широко известны эксперименты, проводившиеся на металлообрабатывающих комбинатах, в рамках которых создавалась довольно разветвленная сеть малых предприятий по ремонту оборудования, производству опытных образцов, некоторых видов средств рационализации, оказанию услуг промышленного характера предприятиям и организациям непромышленной сферы.1
Положительный результат кооперационного сотрудничества заключался в формировании отлаженной системы помощи малым предприятиям со стороны крупных в повышении технического уровня производства, рационализации, улучшении условий труда, налаживании новых производств, подготовке кадров. Расходы крупного предприятия по поддержке малых засчитывались в объем валовой или товарной продукции.
Практический опыт по становлению малого бизнеса в странах ЦВЕ в условиях трансформации различен, но общим для всех стран выступало следующее обстоятельство: подавляющая часть малых предприятий образовывалась на почве кооперационных связей с крупными предприятиями.
Самый распространенный способ процесса образования малого предприятия – выделение из крупного предприятия или интегрированного промышленного комплекса, т.е. децентрализация, проводимая либо по инициативе головного предприятия, либо трудового коллектива одного из подразделений.
Обязательными условиями децентрализации выступали два обстоятельства: во-первых, благополучное финансовое состояние обеих сторон, во-вторых, предполагаемое отделение не должно наносить ущерба хозяйственным связям между поставщиками и потребителями.
Децентрализация, особенно распространенная в Венгрии, Болгарии, Польше, Румынии, Чехословакии, везде проходила по стандартной схеме:2
1) разработка малым предприятием (до отделения) программы самостоятельного финансирования;
2) рассмотрение вопроса об отделении на специальной комиссии крупного предприятия;
3) заключение и оформление договора об отделении, в котором обязательно отражались условия наделения фондами МП, порядок и условия выплаты возмещения, а также обязательства по сохранению кооперационных связей.
Децентрализацией были охвачены в основном подразделения, выпускающие ТНП, ассортимент «1000 мелочей», продовольственные товары, а также практически все вспомогательные подразделения головного предприятия, прямо или косвенно обслуживающие основное производство: транспортные и ремонтные цеха; объекты социальной сферы (магазины, парикмахерские, детские учреждения, поликлиники, гостиницы и т.д.), обслуживающие персонал на территории предприятия; спортивные сооружения, дома отдыха, жилищный фонд и службы его эксплуатации и т.д.
Очевидно, что, кооперационные связи между малыми и крупным предприятиями, сохранение которых выступало одним главных условий децентрализации, впоследствии оказываются весьма условными.
При втором способе образования малых предприятий - отделении от крупного в форме создания дочерних предприятий – предполагалось, что малые предприятия остаются связанными с материнской компанией кооперационными обязательствами, но управляются автономно.
Договор, помимо стандартных условий (наделение фондами МП, порядок и условия выплаты возмещения, сохранения кооперационных связей), включал обязанности МП по отчислению части прибыли в пользу головного предприятия.
Большое распространение образование дочерних фирм получило в Болгарии, «новых восточных землях» ФРГ (бывшая ГДР), Чехии и Словакии.3
В отличие от децентрализованных предприятий, МП данного типа характеризуются в большинстве своем производственным профилем, особым экономическим положением (могут иметь права юридического лица, либо права подразделения), меньшей степенью самостоятельности, но гораздо более сильными производственно-хозяйственными связями с крупным предприятием.
В настоящее время
Хозяйственные связи стабильны и не требуют внешнего вмешательства. Роль государства как посредника между крупным и малым бизнесом ограничивается главным образом принятием ряда законодательных документов стартового назначения для новых предприятий (об образовании малых предприятий на базе крупных, перераспределении оборудования с крупного путем продажи, сдачи в аренду, совместного использования и др.), а также отдельными попытками реализации некоторых элементов традиционных западноевропейской и японской моделей кооперации малого и крупного бизнеса.
Определенные трудности с налаживанием кооперации возникли в «новых землях» ФРГ, где децентрализация и приватизация крупных предприятий проводились при участии ведущих западногерманских компаний.
Со временем обнаружилось, что производственные программы этих новых предприятий, разрабатываемые их головными офисами, в большей мере ориентированы на сотрудничество с западногерманскими партнерами, продукция которых отвечает требуемым стандартам качества, чем с независимыми МП в восточных землях.
Это характерно, в частности,
для автомобильной
Введение современных систем управления качеством (контракты с нулевым браком) на заводах «Фольксваген» в Цвикау и «Опель» в Айзенахе поставило местные МСП в невыгодное положение, так как переход на эти стандарты требуют реорганизации структуры производства и усложняет ценовую конкуренцию.
Независимые МП, стремящиеся к кооперации с крупными заказчиками, вынуждены самостоятельно развивать контроль качества, опираясь главным образом на консультации частных фирм.
Южная Корея – одна из быстро развивающихся стран, ее ВВП за последнее десятилетие увеличился вдвое.
Большая часть национального производства сосредоточена в руках крупных конгломератов, причем малый и средний бизнес, в отличие от Японии, очень слабо включен в их структуру. Государство до недавнего времени тоже не уделяло особого внимания малому предпринимательству.
1.2. Формы и механизмы хозяйственного взаимодействия крупного и малого бизнеса в мировой практике
1.2.1. Субподряд: взаимодействие в реальном секторе
Информация о работе Формы сотрудничества мелкого и крупного бизнеса