Формы сотрудничества мелкого и крупного бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 14:21, курсовая работа

Описание работы

Взаимоотношение крупной и малой форм бизнеса определяется экономистами «неоднозначно». Одни из них, приверженцы моноподхода, склонны к явной поляризации и разделению этих двух форм, а другие считают более целесообразной разумную интеграцию.
Обоим видам предпринимательства присущи как достоинства, так и ограничения. К преимуществам малого бизнеса относят его гибкость, маневренность, возможность быстрого перепрофилирования производства в связи с изменяющейся конъюнктурой рынка, способность обеспечить конкурентный характер производства и т.п.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы организации системы взаимодействия крупного и малого бизнеса
1.1. Зарубежный опыт организации сотрудничества между крупными и малыми предприятиями в контексте российских проблем
1.2. Формы и механизмы хозяйственного взаимодействия крупного и малого бизнеса в мировой практике
1.2.1. Субподряд: взаимодействие в реальном секторе
1.2.2. Лизинг: финансовый механизм поддержки кооперации крупного и малого бизнеса в реальном секторе
1.2.3. Франчайзинг: создание сбытовой сети крупными предприятиями
1.2.4. Венчурный бизнес: взаимодействие финансового капитала и малого стартового предпринимательства
2. Взаимодействие малого и крупного предпринимательства на крупных предприятиях
2.1. Масштабы децентрализации и опыт взаимодействия с дочерними и ассоциированными предприятиями у руководства головных крупных предприятий
2.2. Проблемы взаимодействия крупных предприятий с созданными на их базе МП
2.3. Оценка роли МП в системе внешних кооперационных связей крупных предприятий
2.4. Основные формы взаимоотношений малого и крупного бизнеса, выявлением наиболее оптимального пути развития взаимодействия
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 102.80 Кб (Скачать файл)

Для крупных промышленных компаний ценность венчурного бизнеса  заключается в том, что он позволяет  экономить время, расходуемое на НИОКР и на перестройку производственных программ.

Их основной интерес заключается  в отслеживании и отборе наиболее перспективных идей и разработок в сфере малого и среднего бизнеса  для последующего обновления и диверсификации собственного производства, а также для предупреждения возможных «сюрпризов» со стороны конкурентов.

Поэтому, наряду с учреждением  собственных венчурных фондов, крупные компании участвуют в формировании финансовых партнерств с ограниченной ответственностью и осуществляют прямые инвестиции в перспективные проекты малых фирм.

На всех этапах развития новых фирм венчурные фонды оказывают  им помощь в виде управленческих консультаций, непосредственного участия в  организации и в процессе управления.

Некоторые фонды активно  подключаются к управлению новыми фирмами еще на стадии разработки продукции. Нередки случаи, когда они сами активно ищут перспективные идеи, варианты технологии, собирают команды предпринимателей, менеджеров, технологов, ученых, обеспечивают их начальным капиталом и затем осуществляют постоянную финансовую и управленческую поддержку развития компании.

Одной из наиболее ярко выраженных тенденций развития венчурного бизнеса  в США и Великобритании в 80-х - начале 90-х годов стало их участие в финансировании приватизации государственной собственности.14

Оно выразилось как в оказании поддержки индивидуальным предпринимателям, покупающим небольшие предприятия государственного сектора, так и в предоставлении средств сотрудникам государственных предприятий, выкупающим отдельные подразделения, лаборатории с целью создания самостоятельных фирм.

В настоящее время в  США существует около 100 венчурных  фондов, специализирующихся в этой области, причем более половины из них  создано за последние несколько  лет. Многие из старых фондов также  переориентировались на данный вид операции.

Такая переориентация достаточно выгодна, так как отпадает необходимость в проведении экспертизы осуществимости проекта, снижается степень риска и неопределенности при осуществлении инвестиций. Для лиц, не имеющих собственных оригинальных предпринимательских идей, реальным путем организации своего бизнеса стала покупка небольшой фирмы или лаборатории, бывшей в государственной собственности.

Основными преимуществами такого рода консорциумов, кроме возможности аккумуляции большего объема средств, является разделение, а значит, и снижение риска, а также предоставляемая венчурным фондам возможность держать под наблюдением большее число новых компаний с тем, чтобы иметь больший выбор при принятии решения о финансировании последующих этапов их развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МАЛОГО И КРУПНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА КРУПНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

 

Для анализа проблем взаимодействия крупных и малых предприятий  последние были условно разделены  на несколько групп:

  • «дочерние» и «ассоциированные» малые предприятия – в уставном капитале которых головное крупное предприятие имеет, соответственно, более 50% («дочернее») или меньшую долю собственности («ассоциированное»);
  • арендные малые предприятия, связанные с головным крупным предприятием лишь договором аренды его производственных и или иных площадей;
  • «внешние» малые предприятия, связанные с крупным предприятием производственно-кооперационными или иными хозяйственными связями.

Основная масса крупных  предприятий имеет взаимодействие со всеми названными группами малых  предприятий, хотя относительная значимость этих связей и характер возникающих  при этом проблем существенно  различаются.

Природа этих различий позволяет  внести элементы типизации в подходы к крупным предприятиям: предприятия «высоких технологий» инновационной направленности; перерабатывающие предприятия-гиганты, преимущественно монопрофильные; многопрофильные предприятия легкой промышленности; вновь возникшие многопрофильные частные предприятия.

2.1. Масштабы децентрализации  и опыт взаимодействия с дочерними  и ассоциированными предприятиями  у руководства головных крупных  предприятий

 

Руководители всех крупных  предприятий имеют определенный опыт (как позитивный, так и негативный) формирования кооперационных связей с  МП, полностью или частично созданными в результате децентрализации головного предприятия. Следует отметить, что в ряде случаев даже при небольшом числе образованных на базе головного предприятия МП последние могут оказывать весомое воздействие на результаты его деятельности:

– решающий вклад (более 50%) МП вносят в основное производство, снабжение, оптовую и розничную торговлю;

– существенный (25%) – в рекламу и маркетинг;

– незначительный (менее 5%) – во вспомогательное производство, НИОКР и содержание социальной инфраструктуры.

Однако имеют место  и откровенно негативные примеры  воздействия данной категории МП на материнские крупные предприятия.

Например, на стартовом этапе  некоторых предприятий, ими (или  же при их участии) в целях расширения зон хозяйственной деятельности и «освоения новых территорий» создается некоторое число МП, численность занятых на которых доходит до 100 чел. постоянного персонала.

Впоследствии по ряду причин остается существовать всего несколько  МП, из них реально работают только одно-два, сохраняющие, хотя и в постоянно сужающемся объеме, сотрудничество с материнским предприятием. При этом практически все созданные МП постепенно утрачивали хозяйственные взаимосвязи с материнским предприятием.

Значительная часть «собственных»  МП создаются как «кормушки» для руководства материнской компании, либо для ухода от налогов, и очень редко такие предприятия бывают действительно нужны для дела.

В таких случаях трудно ожидать, что между крупными и  малыми дочерними предприятиями могут сложиться связи производственно-технологического характера.

К «сепаратизму» стремятся  те подразделения головного предприятия, где дела идут намного лучше, чем  в остальных подразделениях. Руководство  прибыльных подразделений не хочет  находиться в зависимости от головного  предприятия, в частности, всячески стремится освободиться от платежей по его долгам, высоких накладных расходов и затрат на содержание социальной сферы.

Степень акционерного контроля над созданными МП варьируется в  весьма широких пределах – от практически полного подчинения, когда головное предприятие удерживает в своих руках до 100% акций МП, до полной самостоятельности последних.

В этой связи напрашивается  вывод о том, что создания дочерних и ассоциированных МП требует более «жесткой» привязки малых предприятий к головному крупному предприятию, предполагающей, в частности, безусловное право головного предприятия на контроль финансово-хозяйственной деятельности МП, смену (обновление) его руководства. Однако это не укладывается с повышением гибкости и эффективности работы МП.

Главной общей целью децентрализации  является повышение гибкости и эффективности  работы предприятия в условиях рыночной экономики. Вместе с тем имеются и более конкретные мотивы:

  • перераспределение прибыли с целью ухода от налогообложения;
  • необходимость избавиться от неэффективных подразделений;
  • стремление выяснить эффективность отдельных подразделений;
  • создать «центры роста» на выделившихся МП, избавив их от накопившихся проблем головного предприятия: задолженность, груз социальной инфраструктуры, высокие накладные расходы;
  • снизить риск новых инвестиций и достичь экономии капиталовложений за счёт привлечения предпринимательского капитала на принципах долевого участия;
  • повысить престиж головного предприятия.

Положительными сторонами  создания при головном предприятии  МП является:

  • повышение гибкости в приспособлении к рыночным условиям;
  • повышение трудовой дисциплины и рост производительности труда;
  • более эффективное использование основных средств;
  • уменьшение потерь от хищений имущества предприятий;
  • снижение себестоимости продукции.

2.2. Проблемы взаимодействия крупных предприятий с созданными на их базе МП

 

Малые предприятия, созданные  на базе крупных фирм и интегрированные в их структуру, занимают весьма противоречивое положение. С одной стороны, формально они свободны самостоятельно распоряжаться своими средствами, а с другой – фактически они более или менее жёстко привязаны к производственной программе головного предприятия, что ограничивает свободу их поведения на рынке.

С этой точки зрения их положение  хуже, чем у полностью самостоятельных и независимых МП, так как они не могут столь же гибко и оперативно реагировать на изменения окружающей среды.

С другой стороны крупные  предприятия, создавая на своей базе МП с целью повысить гибкость своей  структуры, одновременно вынуждены  ограничивать инициативу этих МП, тем самым лишая их подвижности, для чего они были созданы.

Степень остроты отмеченного  противоречия может варьировать  в широких пределах в зависимости от сферы и структуры производственной деятельности базового предприятия. При упрощенной структуре внутренних технологических связей (кооперация МП с головным предприятием в совместном использовании его цехов, лабораторий, труда ИТР и специалистов, инфраструктуры и единой системы оптовых закупок сырья) заминки на одном из предприятий не станет помехой в деятельности других, а гибкость в поведении каждого из них напрямую служит повышению рыночной адаптации всего объединения в целом.

Следует подчеркнуть, что  решение проблем, связанных с  неопределённостью внешней среды, не сводится к гарантированному госзаказу. Оно значительно шире. Разумеется, отсутствие внятной научно-технологической и инновационной политики государства заметно сказывается на возможностях стратегического планирования развития крупных предприятий, а через это косвенным образом влияет и на их возможность выстраивать концепцию производственно-технологического кооперирования, в том числе и с МП.

С учётом выше изложенного  можно утверждать, что в наукоёмких отраслях индустрии положительный эффект от создания МП при крупных предприятиях может быть реализован лишь при условии:

а) макроэкономической стабилизации;

б) расширения государственного регулирования стратегических отраслей промышленности;

в) кардинальной перестройки  стиля мышления и образа действия менеджмента крупных предприятий в этих стратегических отраслях.

МП, имеющие устойчивые производственно-технологические  связи с бывшими флагманами ВПК, должны либо развиваться опережающими темпами и искать путей самостоятельного выхода на внутренний и мировой рынок наукоемкой продукции и инновации, что крайне сложно и проблематично, либо специализироваться на обслуживании потребностей таких крупных предприятий, инвариантных к перспективам развития и изменения их производственно-технологического профиля (вспомогательные производства, складское хозяйство, социальные потребности и т.п.).

2.3. Оценка роли МП в системе внешних кооперационных связей крупных предприятий

 

Круг внешних связей крупных  предприятий, охватывающий, как правило, сотни МП в качестве его поставщиков или покупателей, значительно шире одного – двух десятков МП, созданных на его собственной базе. Конечно, относительная значимость каждого из этих малых предприятий для данного крупного предприятия весьма различна.

При оценке роли «свободных»  кооперационных или иных хозяйственных связей крупных предприятий с малыми следует учесть, что структура большинства крупных отечественных предприятий промышленности длительное время формировалась по замкнутому циклу производства, с максимальным уровнем самообеспечения.

В этой связи доля «внешних»  хозяйствующих субъектов в их конечной продукции, как правило, остаётся сравнительно небольшой. При этом значительная часть внешних закупок приходится на сырьё и энергоносители, которые поставляются ещё более крупными предприятиями, часто относящимися к категории естественных монополистов.

Таким образом, вклад внешних  МП в конечную продукцию крупных  российских предприятий пока ещё  невелик.

Соответственно строится и отношение к ним со стороны  руководителей крупных предприятий, которых в первую очередь заботят  завышенные тарифы на продукцию предприятий-монополистов, а связям с МП уделяется сравнительно небольшое внимание.

Руководство крупных предприятий  с точки зрения своих интересов  видит во «внешних» МП нечто второстепенное и малонадежное.

Информация о работе Формы сотрудничества мелкого и крупного бизнеса