Формы сотрудничества мелкого и крупного бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 14:21, курсовая работа

Описание работы

Взаимоотношение крупной и малой форм бизнеса определяется экономистами «неоднозначно». Одни из них, приверженцы моноподхода, склонны к явной поляризации и разделению этих двух форм, а другие считают более целесообразной разумную интеграцию.
Обоим видам предпринимательства присущи как достоинства, так и ограничения. К преимуществам малого бизнеса относят его гибкость, маневренность, возможность быстрого перепрофилирования производства в связи с изменяющейся конъюнктурой рынка, способность обеспечить конкурентный характер производства и т.п.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы организации системы взаимодействия крупного и малого бизнеса
1.1. Зарубежный опыт организации сотрудничества между крупными и малыми предприятиями в контексте российских проблем
1.2. Формы и механизмы хозяйственного взаимодействия крупного и малого бизнеса в мировой практике
1.2.1. Субподряд: взаимодействие в реальном секторе
1.2.2. Лизинг: финансовый механизм поддержки кооперации крупного и малого бизнеса в реальном секторе
1.2.3. Франчайзинг: создание сбытовой сети крупными предприятиями
1.2.4. Венчурный бизнес: взаимодействие финансового капитала и малого стартового предпринимательства
2. Взаимодействие малого и крупного предпринимательства на крупных предприятиях
2.1. Масштабы децентрализации и опыт взаимодействия с дочерними и ассоциированными предприятиями у руководства головных крупных предприятий
2.2. Проблемы взаимодействия крупных предприятий с созданными на их базе МП
2.3. Оценка роли МП в системе внешних кооперационных связей крупных предприятий
2.4. Основные формы взаимоотношений малого и крупного бизнеса, выявлением наиболее оптимального пути развития взаимодействия
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 102.80 Кб (Скачать файл)

С ними предпочитают иметь  дело только тогда, когда они сразу  платят «живые деньги». Но расплачиваться «живыми деньгами» малые предприятия могут крайне редко.

Сырье и материалы крупные предприятия получают, в основном, от своих традиционных крупных партнеров и поэтому их потребность в малых предприятиях-поставщиках также объективно оказывается низкой. Тем более что и в роли поставщиков МП очень часто показывают себя ненадежными партнерами.

 

 

2.4. Основные формы взаимоотношений малого и крупного бизнеса, выявлением наиболее оптимального пути развития взаимодействия

 

Одной из задач взаимоотношений малого и крупного бизнеса является анализ возможных институциональных форм взаимодействия малого и крупного бизнеса. Необходимо отметить, что независимо от того, в какой форме будет осуществляться взаимодействие субъектов малого и крупного бизнеса, в его основе будут лежать договорные отношения.

В процессе своей деятельности предприятия малых форм собственности  сталкиваются с рядом противоречий, большую часть которых целесообразно  разрешить, используя институциональные  формы взаимодействия малого и крупного бизнеса.


 

Рис. 2.4.1. Схема разукрупнения  крупных предприятий

Можно выделить следующие основные группы противоречий, которые в той или иной степени  оказывают воздействие на функционирование малого предпринимательства: противоречия сущностные, противоречия функциональные; противоречия, связанные с отношениями собственности; противоречия, носящие временный и постоянный характер; противоречия, связанные с переходным состоянием.

В свою очередь, противоречия могут быть как внешними, так и внутренними. Предполагается также существование определенной субординации, проявляющейся в необходимости разрешения не всех противоречий одновременно, а наиболее важных (первостепенных) в данный конкретный момент развития.

Процесс исследования противоречий предполагает не только выявление наиболее острых противоречий и их систематизацию, но также и выяснение их источников, движущих сил, направлений, тенденций, определение форм разрешения. Такими формами могут быть институциональные формы взаимодействия малого и крупного бизнеса.

Опираясь на теория японского ученого Х.Итами, который подробно рассмотрел явление синергизма, отделив использование общих нематериальных активов от материальных был сделан вывод о том, что необходимо разделять комплементарный эффект и собственно синергизм.

Кроме этих двух видов эффекта взаимодействия различных  форм бизнеса - эффекта синергизма и комплементарного эффекта, на наш взгляд, существует еще эффект специализации, который возникает при использовании узкоспециализированных материальных или нематериальных активов.

В результате анализа было установлено, что в современной  экономике основными формами  интеграции крупного и малого бизнеса  являются:  субконтрактация – в производстве; франчайзинг - в производстве и сбыте; венчурное финансирование - в инновациях; лизинг - в финансировании;  аутсорсинг; новый вид взаимодействия – промышленные кластеры.

Субконтрактация как разновидность делового партнерства предполагает такую кооперацию малых и даже мельчайших предприятий (в том числе мини-фирм, семейного подряда, паломничества и т.д.), при которой крупное предприятие на основе договора (неоклассического контракта) размещает заказ, определяет спецификацию изделий, предоставляет сырье или полуфабрикат для дальнейшей переработки и т.д., а исполнители (малые фирмы) осуществляют частичную или завершающую обработку предоставленного материала.

При этом крупное предприятие может заключить контракт либо на производство готового изделия без собственного участия в его производстве (коммерческий вариант), либо на участие малых фирм в отдельных стадиях технологического процесса (производственный вариант).

Популярность  субконтрактации обусловлена следующим: более низкими издержками производства у субподрядчика; временным недостатком производственных мощностей на крупной фирме при перегруженном портфеле ее заказов; наличием так называемых маргинальных партий изделий (либо объем заказа недостаточно велик для большой фирмы, либо необходимо производство сугубо специализированных видов изделий); потребностью в проникновении на рынок с малыми партиями товара без затрат на создание сбытовых систем; обеспечением адаптации к «пиковым» ситуациям на рынке и т.д.

При большой загруженности  малого предприятия заказами со стороны  крупного контрактора, необходимо использование качественного оборудования, которое является достаточно дорогостоящим для малых предприятий. 

На наш взгляд, малым  предприятиям целесообразно при  заключении субконтрактных договоров параллельно заключать лизинговые договора, что позволит получать необходимое оборудование для производственных целей.

В результате чего сократится срок исполнения заказов, повысится  качество производимой продукции, и как следствие, субконтрактные отношения перейдут в разряд долгосрочных (отношенческих контрактов).

Франчайзинг объединяет в себе преимущества крупного производства (экономия на управленческих расходах, рекламе, затратах на внедрение новых технологий и видов продукции, обучении персонала) и малого предпринимательства (высокая «проникающая» способность, возможность локальных контактов и знание местных условий). Франчайзинг - явление во многом специфическое. Особенность этой формы предпринимательства заключается в том, что предприятия, работающие по договору франчайзинга, несмотря на юридическую самостоятельность, являются частью единой системы.

Таким образом, франчайзинг, по сути, с одной стороны, помогает избежать многих сложностей, связанных с функционированием независимого малого бизнеса, а с другой стороны, порождает проблемы, свойственные любой корпоративной структуре.

Венчурное финансирование подразумевает все вложения в  рискованные, с точки зрения финансовых результатов, проекты, прежде всего  в области высоких технологий. Подобными операциями занимаются как специализированные независимые компании, так и дочерние фирмы крупных корпораций, мелкие инвестиционные предприятия и даже общества с ограниченной ответственностью.

В России решено создать  ОАО «Российская венчурная компания» («РВК») со стопроцентным государственным  участием, которое будет заниматься инвестированием в создание 8 - 12 венчурных фондов по всей стране. Они, в свою очередь, профинансируют от 100 до 200 российских «стартапов» (малых инновационных высокотехнологичных компаний).

Капитал ОАО «РВК» составит 15 млрд. руб. и будет инвестирован в венчурные фонды под частным  управлением. По замыслу авторов  проекта результатом деятельности «Российской венчурной компании»  должно стать создание в течение  нескольких лет собственной индустрии  венчурного финансирования в России.

Лизинг имеет  большие перспективы при организации  малых предприятий на базе активов  крупных производств, так как  отпадает необходимость в значительных разовых инвестициях. Кроме того, при лизинге часто используется товарная форма арендных платежей вместо денежной (поставки продукции, производимой на арендуемом оборудовании).

Эти обстоятельства чаще всего и выступают в качестве определяющего фактора при участии  малых предприятий в реструктуризации крупных.

Формально «аутсорсинг» – это передача стороннему подрядчику некоторых бизнес-функций или частей бизнес-процесса предприятия.

Специалисты аутсорсинговых компаний при выполнении функций по заказу сторонних организаций используют такое определение: аутсорсинг – это организационное решение, которое заключается в распределении функций бизнес-системы в соответствии с принципом: «оставляю себе только то, что могу делать лучше других, передаю внешнему исполнителю то, что он делает лучше других».

Аутсорсинг является организационным  решением, оптимизирующим конфигурацию бизнес-системы, исходя из этих трех параметров. Аутсорсинг – это заимствование на стороне. Причем заимствуются всегда вторичные функции относительно главной функции.

На основе анализа был  сделан вывод о том, что в современной  экономике аутсорсинг это способ выделения отдельных структур крупного предприятия в самостоятельные бизнес единицы с целью повышения мобильности крупного предприятия.

Данное выделение происходит, как правило, путем делегирования  полномочий по управлению данным подразделением. Зачастую, такой аутсорсинг строится на родственных связях, при этом и крупное предприятие, и вновь созданное малое предприятие имеют один и тот же источник финансирования.

В результате, при передаче малому предприятию второстепенных функций, крупное предприятие не теряет контроля над происходящим, при этом, получая все преимущества, которые есть у малых предприятий. По нашему мнению, такой вид аутсорсинга необходимо выделять в отдельную группу «семейного» аутсорсинга, который также можно назвать «монофинансовым» аутсорсингом.

Можно сказать, что «семейный» аутсорсинг – это передача компанией части бизнес-функций внешней организации, которая является самостоятельной бизнес-единицей, но при этом у обеих компаний один и тот же инвестор и/или руководство компании аутсорсера связано родственными связями с владельцами передающей компании.

К основным преимуществам  такого аутсорсинга, по сравнению с  классическим аутсорсингом, можно отнести следующие: сводится к минимуму риск утечки информации и появления нового конкурента, использующего опыт и знания компании, при передаче на аутсорсинг сразу нескольких важных функций; нет опасности снижения качества выпускаемой продукции из-за недобросовестности аусорсера; сохраняется логистическая стыковка между внутренними системами предприятия и системами аутсорсинговой фирмы; сохраняется контроль за всеми ресурсами предприятия и др.

В среде малого предпринимательства  лидирующая роль по формированию системы производственно-кооперационных и иных взаимодействий с представителями крупного бизнеса, несомненно, принадлежит представителям малого промышленного бизнеса, которые могут образовывать кластер предприятий.

В современной  промышленной политике кластер – это группа географически соседствующих и интеграционно взаимодействующих компаний и связанных с ними организаций, функционирующих в определенной отраслевой (многоотраслевой) сфере и взаимодополняющих друг друга.

Другими словами, кластер в общеэкономическом смысле представляет собой группу географически локализованных взаимосвязанных компаний, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных услуг, предприятий инфраструктуры, научно-исследовательских центров, вузов и других организаций, взаимодополняющих друг друга в достижении определенного хозяйственного эффекта и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и, следовательно, кластера в целом.

Таким образом, одним  из отличительных признаков промышленного  кластера в общей модели производственно-кооперационных и иных взаимодействий субъектов хозяйствования является принцип территориальной локализации.

В своей деятельности субъекты малого бизнеса вступают в  противоречивые экономические отношения с субъектами крупного бизнеса.  Противоречивость этих взаимоотношений заключается в том, что практически всегда, малое предприятие, вступая во взаимоотношение с крупным предприятием, рискует попасть в зависимость от своего партнера.

Независимо от того, будь то банк, лизинговая компания или франчайзор,  малому предприятию необходимо взвешивать все плюсы и минусы этого партнерства.

Так, например, беря кредит в банке, малое предприятие  получает необходимые ему финансовые средства, но, с другой стороны, должно выплачивать высокие проценты по этому кредиту. Следовательно, если полученные в банке деньги будут использованы неэффективно, то и партнерство с банком можно назвать отрицательным.

В результате исследования был сделан вывод о том, что  во всех случаях необходимо анализировать  трансакционные издержки. Если эти издержки выше, чем ожидаемый результат от взаимодействия, то необходимо либо полностью отказаться от этой формы партнерства, либо комбинировать данную форму с какой-либо другой, с целью снижения трансакционных издержек.

Ни одно явление  современной общественно-экономической  жизни нельзя характеризовать однозначно как положительное или отрицательное. Взаимоотношения малого и крупного бизнеса – не исключение.

Именно существование  преимуществ и недостатков для обеих сторон дает возможность развивать и совершенствовать его. От совокупности и превалирования отдельно взятых характеристик в каждом конкретном случае будет зависеть положительное или отрицательное решение о вступлении во взаимоотношения. А современное формирование новых тенденций и направлений его развития только способствует положительному решению данного вопроса.

В современной  экономике самым острым вопросом для малого предпринимательства остается вопрос о дополнительных финансовых средствах, без которых невозможно полноценное развитие. Поэтому, имеет смысл рассмотреть проблему отношений субъектов малого бизнеса с коммерческими банками и франчайзинг как альтернативный способ получения финансовой помощи.

В процессе исследования обосновано, что  кредитование банками  субъектов малого бизнеса связано  с большими рисками, чем кредитование ими крупных предприятий, следовательно, этот финансовый риск является закономерным. В силу этого, помимо требования высокого обеспечения ссуды, банки устанавливают ещё и относительно высокую процентную ставку по кредитам. В связи с этим кредитование, как правило, носит краткосрочный характер (рис. 2.4.2.).

Информация о работе Формы сотрудничества мелкого и крупного бизнеса