Формы сотрудничества мелкого и крупного бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 14:21, курсовая работа

Описание работы

Взаимоотношение крупной и малой форм бизнеса определяется экономистами «неоднозначно». Одни из них, приверженцы моноподхода, склонны к явной поляризации и разделению этих двух форм, а другие считают более целесообразной разумную интеграцию.
Обоим видам предпринимательства присущи как достоинства, так и ограничения. К преимуществам малого бизнеса относят его гибкость, маневренность, возможность быстрого перепрофилирования производства в связи с изменяющейся конъюнктурой рынка, способность обеспечить конкурентный характер производства и т.п.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы организации системы взаимодействия крупного и малого бизнеса
1.1. Зарубежный опыт организации сотрудничества между крупными и малыми предприятиями в контексте российских проблем
1.2. Формы и механизмы хозяйственного взаимодействия крупного и малого бизнеса в мировой практике
1.2.1. Субподряд: взаимодействие в реальном секторе
1.2.2. Лизинг: финансовый механизм поддержки кооперации крупного и малого бизнеса в реальном секторе
1.2.3. Франчайзинг: создание сбытовой сети крупными предприятиями
1.2.4. Венчурный бизнес: взаимодействие финансового капитала и малого стартового предпринимательства
2. Взаимодействие малого и крупного предпринимательства на крупных предприятиях
2.1. Масштабы децентрализации и опыт взаимодействия с дочерними и ассоциированными предприятиями у руководства головных крупных предприятий
2.2. Проблемы взаимодействия крупных предприятий с созданными на их базе МП
2.3. Оценка роли МП в системе внешних кооперационных связей крупных предприятий
2.4. Основные формы взаимоотношений малого и крупного бизнеса, выявлением наиболее оптимального пути развития взаимодействия
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 102.80 Кб (Скачать файл)

Таким образом, получение  кредитных ресурсов для развития малого бизнеса затруднено, что снижает  возможности повышения конкурентоспособности национальной экономики в целом.

По нашему мнению, перспективной  формой взаимоотношения субъектов малого бизнеса и крупных предприятий является система франчайзинга, так как именно схема франчайзинга открывает доступ малым предприятиям к финансам, торговым площадям, профессиональному консалтингу, информационной поддержке и т.д.

Франчайзинг пригоден, в первую очередь, для отраслей, характеризующихся большой долей услуг с персональным обслуживанием.

Основными видами деятельности, которые применимы для развития франчайзинговых отношений в России, являются: общественное питание; автотранспортные услуги; услуги для дома; бытовое обслуживание; обслуживание бизнеса (трудоустройство, почтовые услуги, охранные услуги, услуги по хранению и т.д.); розничная торговля; строительные услуги; развлечения, путешествия, спорт.

Исследование  показало, что интересы субъектов  малого бизнеса и крупных фирм, проявляющиеся в системе франчайзинга, определяют особенности их экономических (франчайзинговых) отношений.

Те партнеры, которым удаются гармоничные  отношения во франчайзинге, становятся, как правило, успешными предпринимателями. Это обуславливается тем, что  крупное предприятие, во-первых, получает постоянный доход в виде платежей за франшизу; во-вторых, расширяет свою фирменную сеть за счет малых фирм – франчайзи, благодаря чему растет популярность данной товарной марки.

Малое предприятие, в свою очередь, получает бесценный  опыт, которым делится франчайзор, профессиональные консультации, что значительно облегчает становление бизнеса на начальном этапе. При этом малое предприятие может вступать и в другие виды взаимодействия с крупными предприятиями.

Так, на наш взгляд, актуальным при использовании франчайзинговых схем является обращение к системе микрокредитования, при помощи которой можно решить финансовые проблемы на стадии формирования франчайзинговых отношений (первые платежи за франшизу).

В связи с этим актуализируется государственная поддержка франчайзинга в регионах России, способная обеспечить эффективное развитие этого вида взаимодействия малого и крупного бизнеса, что, в результате, положительно скажется на развитии  малого   бизнеса   региона   в   целом.

Одним из инструментов поддержки малого бизнеса, и одновременно способом обеспечения взаимодействия малого и крупного бизнеса, является микрофинансирование.

В настоящее время в самом  общем виде в системе микрофинансирования  можно выделить пять типов учреждений:

1. Учреждения микрокредитования (УМК). Это специальные микрофинансовые институты, занимающиеся исключительно предоставлением кредитов.

2. Кредитные союзы.  Это организации с коллективным  членством, создаваемые с целью оказания финансовых услуг своим членам, которые полностью или в основном финансируются за счет долевого участия или сбережений своих членов.

3. Сельскохозяйственные/сельские  кредитные кооперативы. Это, как  и кредитные союзы, организации  с коллективным членством, работающие  преимущественно с фермерами и предприятиями сельскохозяйственного профиля, находящимися в сельской местности.

4. Государственные  фонды (региональные фонды) поддержки  малого предпринимательства, функционирующие  под эгидой региональных администраций, и полностью или в основном финансируемые из регионального бюджета.

5. Коммерческие  банки – специализированные учреждения, уполномоченные выдавать денежные средства под определенные проценты.

Еще одним востребованным инструментом является бизнес-инкубирование, результатом применения которого должно стать стимулирование создания новых предприятий и новых рабочих мест, снижение издержек для субъектов малого предпринимательства на администрирование и создание бизнеса.

В Удмуртии в рамках областной целевой программы «Развитие и поддержка малого предпринимательства в Удмуртской Республике» на 2009-2014 гг. на реализацию данного проекта заложено 2600 тыс. руб.

Следующим перспективным  инструментом можно назвать создание, так называемых, кредитных бюро или  специализированных организаций, осуществляющих деятельность по накоплению информации, характеризующей платежную дисциплину субъекта по исполнению договорных обязательств.

Такая информация, накопленная за определенный период времени, называется кредитной историей. Кредитные бюро помогают снизить риски в области кредитования, предоставляя ряд услуг, основные из которых – кредитные отчеты, т.е. исторические записи о том, как потребитель (заемщик) оплачивает свои счета.

Создаваемые кредитные бюро будут жизнеспособными и эффективными, если сумеют войти в предполагаемую систему кредитных бюро. Эта система, согласно закону «О кредитных историях», должна быть представлена как частными независимыми кредитными бюро, так и Центральным бюро кредитных историй.

Центральное Бюро кредитных  историй планируется создать  как учреждение Центрального Банка России. Таким образом, российская система кредитных бюро, скорее всего, будет состоять из множества организаций по всей стране с единым центральным каталогом. В центральном каталоге можно будет узнать, где (в каком региональном кредитном бюро) хранится информация о том или ином заемщике.

Как показало проведенное  исследование, малые предприятия  отличаются организационной простотой, что позволяет предпринимателю избежать многочисленных проблем транзакционного характера, которые возникают на крупных предприятиях.

С другой стороны, такая простота граничит с состоянием ресурсно-факторного дефицита, что показывает высокую  степень зависимости малых предприятий  от динамики внешней среды и конкурентных импульсов извне, различных институциональных изменений и рыночных событий. Несущественные для крупного бизнеса рыночные колебания становятся для малого предпринимательства серьезной проблемой, которая вынуждает малое предприятие уходить в другую отрасль и рыночную «нишу», а иногда и ликвидировать бизнес.

В свою очередь, крупным организациям необходима та мобильность и маневренность, которая присуща малому бизнесу. В настоящее время представители как крупного, так и малого бизнеса понимают, что нуждаются друг в друге, и что их объединяет ряд общих экономических интересов, прежде всего,  повышение собственной конкурентоспособности и создание в стране эффективной рыночной экономики с высоким уровнем потребительского спроса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Производственная  кооперация крупных и малых предприятий  в промышленно развитых странах  обеспечивается прежде всего наличием развитой системы хозяйственного права, а также разветвленной инфраструктуры.

Благодаря использованию  субконтрактов, лизинга и франчайзинга в экономике ПРС достигнуты относительно высокая техническая оснащенность преобладающей части МСП, быстрота совершения деловых операций и сведение к минимуму связанных с ними издержек. С помощью венчурного финансирования обеспечиваются непрерывность и интенсивность процесса обновления производства.

Самостоятельным фактором, который играет очень важную роль в развитии малого бизнеса, является «открытость» предпринимательской культуры ПРС. Поддержание соответствующего климата деловых отношений стимулирует активность и повышает эффективность использования «человеческого фактора» на всех уровнях производственной системы.

Развитию и  укреплению деловой кооперации между  крупными и малыми предприятиями  содействует и политика государства  по поддержанию малого бизнеса, особенно на региональном уровне. Важнейшие формы государственного стимулирования в данной области – участие в создании необходимой инфраструктуры (инкубаторы, технопарки и т.д.), предоставление налоговых льгот и преимуществ финансовым институтам, обеспечивающим «стыковку» крупного и малого бизнеса (венчурные фонды, лизинговые компании).

Современные формы  и виды хозяйственной деятельности по степенно воспринимаются и развивающимися странами, хотя существенно искажаются здесь под влиянием качественно иной деловой среды. Проблемы, возникающие в этой связи – огромные масштабы теневой экономики, технологический разрыв, трудности создания современного сектора МП, – носят долгосрочный и структурный характер.

В большинстве  трансформационных государств кооперационные связи между крупными и малыми предприятиями возникают в ходе приватизации и реструктуризации крупных комбинатов – вследствие выделения отдельных вспомогательных производств в юридически самостоятельные, но в технологическом, сбытовом, финансовом отношениях тесно связанные с материнскими предприятиями малые фирмы. Однако имеются трудности с включением в кооперационные сети более широкого круга независимых МП, что объясняется их слабостью, а потому и недостатком интереса к ним со стороны ведущих компаний.

В переходной экономике  России, в силу ряда специфических  особенностей, «разрыв» между крупными и малыми предприятиями, особенно в реальном секторе, существенно выше, чем в развитых странах Запада и ряде государств ЦВЕ. Негативные тенденции последнего времени в экономике такой динамично развивающейся страны, как Южная Корея, свидетельствуют, что на определенном этапе такой «разрыв» становится критическим фактором, приводящим к серьезным сбоям общеэкономического плана.

Факторами, способствующими  успешной кооперации крупных и малых  предприятий являются:

1) высокий уровень специализации, продиктованный жесткой конкуренцией в каждом сегменте рынка;

2) стремление к минимизации трансакционных издержек за счет выстраивания гибких технологических и сбытовых цепочек;

3) стремление к усилению инновационного начала в деятельности фирм;

4) наличие отработанных, совместимых с хозяйственным правом эффективных финансово-кредитных технологий поддержки рискового предпринимательства.

В российских условиях приватизация, в отличие от стран  ЦВЕ, привела к тому, что создаваемые  вокруг крупных предприятий МП в  значительной степени используются лишь для маневрирования «теневым» финансовым капиталом, не являясь производственными партнерами материнских предприятий. В сочетании с низким уровнем деловой среды это сближает Россию с некоторыми развивающимися странами.

В то же время  в российских условиях имеется ряд  предпосылок, которые могли бы быть использованы для усиления кооперационных связей между крупными и малыми предприятиями. К их числу относятся:

1) низкая степень загрузки основных фондов (по данным на июль 2009 г., не выше 38-40%) и использования производственных площадей на крупных предприятиях;

2) высокая скрытая безработица, в том числе – на уровне среднего звена специалистов и квалифицированных рабочих;

3) наличие в большинстве крупных городов крупных вузовских образовательных центров, располагающих определенным инновационным потенциалом;

4) относительно низкий уровень конкуренции по многим видам продукции и услуг на локальных рынках, что позволяет за счет синергетического эффекта от сотрудничества крупных предприятий и малых фирм выйти на слабо конкурентный рынок с товарами и услугами, освоение которых зачастую не требует значительных первоначальных вложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

1. Ващенко В.П., Ермаков В.П., Каганов В.Ш. Взаимодействие малого и крупного бизнеса. Информационно-аналитический сборник

2. Гибб А., Ляпунов С. Создание малых предприятий на базе крупных в странах переходного типа// Проблемы теории и практики управления. 2010. №1.

3. Горемыкин В.А.. Лизинг. - М.: ИНФРА - М, 2007.

4. Губин А.О. Особенности взаимодействия малого и крупного предпринимательства в российской экономике. // Экономика и предпринимательство. - 2008. - № 2 (3). – С. 41-46.

5. Егорова Н.Е. Формы и экономические механизмы взаимодействия малых и крупных предприятий. – М.: ЦЭМИ РАН, 2011.

6. Земляков Д.Н. Франчайзинг. Интегрированные формы бизнеса. – М.: Юнити-Дана, 2009.

7. Игнатьев В. Природа, сущность и развитие контрактных и субподрядных отношений в сравнительном законодательстве.

8. Лебедева Е., Недотко П. США: венчурный капитал и мелкий исследовательский бизнес. // Мировая экономика и международные отношения. 2008. №5.

9. Мацнев О. Венчурное предпринимательство: мировой опыт и отечественная практика. // Вопросы экономики. - 2010. - №5.

10. Моделирование деятельности предприятия, функционирующего в экономическом симбиозе с крупным промышленным объектом // Экономика и математические методы. 2009. Т. 35. № 2.

11. Никонова О.Е. Взаимодействие малого и крупного предпринимательства: системный подход.

12. Стэнворт Д., Брайан С. Франчайзинг в малом бизнесе. – М.: «Аудит: Юнити», 2008.

1 Егорова Н.Е. Формы и экономические механизмы взаимодействия малых и крупных предприятий. – М.: ЦЭМИ РАН, 2011.

2 Мацнев О. Венчурное предпринимательство: мировой опыт и отечественная практика. // Вопросы экономики. - 2010. - №5.

Информация о работе Формы сотрудничества мелкого и крупного бизнеса