Государственное регулирование цен и доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 18:12, лекция

Описание работы

ЦЕЛЬ:
Ознакомить студентов с основными понятиями, используемыми в куре экономики отраслей АПК, методами изучения курса, основными задачами изучения экономики
ЗАДАЧИ: 1. Изучить предмет метод и структуру изучения курса
Ознакомиться с состояние агропромышленного комплекса в настоящее время
Изучить основные экономические законы
Усвоить общие подходы к определению экономической эффективности отрасли
Составить представление тенденциях развития взаимоотношений между организациями АПК и их деловыми партнерами

Файлы: 1 файл

2.doc

— 2.14 Мб (Скачать файл)

2.2 Сельское хозяйство - главная  отрасль агропромышленного комплекса

 

Сельское хозяйство  представляет собой вторую сферу агропромышленного комплекса и является основной составной частью АПК, в интересах которого организуются, функционируют и взаимодействуют другие сферы комплекса.

Объединение различных  отраслей материального производства и сферы услуг в один межотраслевой комплекс предполагает необходимость и возможность их взаимодействия и взаимозависимости. Так, объемы продукции первой сферы непосредственно зависят от спроса на нее, предъявляемого второй сферой - сельским хозяйством, и определяются платежеспособностью организаций второй сферы, а также спросом населения и организаций торговли на сельскохозяйственную продукцию. Таким образом, менеджмент предприятий первой сферы при выработке и принятии управленческих решений должен учитывать не только финансовое состояние собственных предприятий, но и платежеспособный спрос на их продукцию. В свою очередь, организации третьей сферы могут выполнять работы и оказывать услуги только в тех объемах, которые обусловлены объемами продукции, выпущенной (выращенной или переработанной) в организациях второй сферы.

Эти факторы делают сельское хозяйство не только основным, определяющим элементом АПК, но его связующим  звеном - даже незначительные изменения  в объемах и структуре производимой сельскохозяйственной продукции могут оказать весьма существенное значение на другие сферы АПК. При этом повышение объемов выпуска продукции приведет к улучшению финансового состояния сельскохозяйственных  предприятий, что в свою очередь, приведет к оживлению деятельности организаций первой сферы. Увеличение выпуска продукции обусловит рост спроса на транспортные, складские и торговые услуги, а значит, оживление произойдет и в третьей сфере АПК. Напротив, снижение физических объемов сельскохозяйственного производства может привести к сворачиванию производства в первой сфере и снижению уровня услуг - в третьей.

 

При организации сельскохозяйственного  производства в масштабах отрасли  и агропромышленного комплекса  следует руководствоваться общими принципами, используемыми при организации  производств:

принцип планомерности. Данный принцип является общим для всей современной многоукладной экономики России и сельского хозяйства, в частности. В масштабах комплекса применение данного принципа означает согласование планов развития различных сфер АПК;

принцип комплексности означает, что мероприятия по организации сельскохозяйственного производства должны разрабатываться и внедряться с не обособленно, а с учетом влияния всех факторов, в том числе и обусловленных проведением аналогичных организационных мероприятий, включая мероприятия, проведенные в других сферах АПК;

принцип оптимальности основывается на технических и технологических закономерностях и означает, что при разработке организационно-технических мероприятий, выходные показатели (производительность, мощность, высвобождение рабочей силы и т.п.) были оптимальными, то есть прочно увязывались с показателями тех элементов организационной структуры, на взаимодействие с которыми они рассчитаны. Внедрение новых технологий обработки земли без учета возможностей машиностроения обеспечить эти технологии необходимыми машинами и оборудованием, невозможно. Следовательно, начинать такую разработку следует с согласования возможный действий с потенциальными поставщиками;

принцип сбалансированности означает, что производственная мощность машин и механизмов, объединенных в одну технологическую цепь должна быть согласована таким образом, чтобы использоваться с максимальной эффективностью. В масштабах комплекса этот принцип означает необходимость разработки балансов производственных мощностей с использованием данных о возможности потенциальных поставщиков и их готовности  поставить технику с необходимыми техническими характеристиками и в необходимом количестве;

 

принцип интеграции может предполагать самые различные сферы и масштабы использования - от объединения в единый процесс научных разработок и их внедрения до комплексной переработки сельскохозяйственного сырья.

принцип ритмичности проявляется в чередовании процесса изготовления продукции через строго установленные промежутки времени. Ритмичным считается производство, в котором в равные промежутки времени выполняется примерно равный или равномерно увеличивающийся объем работ по всем стадиям и операциям производственного процесса. В сельском хозяйстве ритмичность обуславливается сезонностью производства. Практическое применение этого принципа означает: в первой сфере АПК -  планирование выпуска  оборудования с таким расчетом, чтобы оно могло быть приобретено до начала соответствующего сезона (или даже вида работ - посевных, уборочных); в третьей сфере - подготовку складских и торговых площадей, подвижного состава, тары и т.п. с расчетом на возможное поступление готовой продукции.

 

В целом умелое применение закономерностей и принципов, присущих сельскохозяйственному производству позволяет пропорционально и эффективно использовать все факторы производства - земельные, материальные, трудовые и финансовые ресурсы - во всех сферах агропромышленного комплекса.

 

По характеру и назначению конечного продукта, созданного в сельском хозяйстве, принято выделять продовольственный и непродовольственный комплексы. Ведущее место принадлежит продовольственному комплексу, так как именно от его состояния зависит продовольственная безопасность страны. Кроме того, конечный продукт данного комплекса характеризуется постоянным спросом с низкой, а то и нулевой эластичностью. Следовательно, при благоприятных условиях осуществление инвестиций в продовольственный комплекс может считаться наименее рискованным. Разумеется, речь об этом можно вести только тогда, когда в экономике страны преодолены негативные тенденции, мешающие динамичному и эффективному развитию сельского хозяйства.

В составе продовольственного комплекса выделяют несколько продуктовых  подкомплексов - в зависимости от специфики вырабатываемой готовой продукции, ее удельного веса в общем конечном продукте продовольственного комплекса, а также категорий конечных потребителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Производство продуктов в отдельных  продуктовых подкомплексах характеризуется  следующими данными:

 

Производство  важнейших видов продовольствия и товаров

 

 

Единица

1997г.

1998г.

1999г.

2000г.

  2000г. к 1999г.

 

измерения

       

  %

    +, -

Мясо и субпродукты 1 кат.

тыс.тонн

1510,3

1315,4

1113,1

1153,0

103,6

39,9

Колбасные изделия

тыс.тонн

1146,6

1113,0

947,6

1061,1

112,0

113,5

Мясные полуфабрикаты

тыс.тонн

225,5

219,2

198,1

202,1

102,0

4,0

Мясные консервы

 муб

293,4

315,9

499,8

436,7

87,4

-63,1

Масло животное

тыс.тонн

292,0

275,9

261,7

265,2

101,3

3,5

Цельномолочная  продукция

тыс.тонн

5197,0

5574,0

5662,0

6158,0

108,8

496,0

Сухое цельное  молоко

тыс.тонн

89,0

76,0

83,8

73,0

87,1

-10,8

Сыр жирный

тыс.тонн

174,0

185,0

185,2

212,8

114,9

27,6

Молочные консервы

муб

569,0

615,0

538,0

619,7

115,2

81,7

Масло растительное

тыс.тонн

687,4

782,5

881,4

1354,0

153,6

472,6

Маргаринования  продукция

тыс.тонн

222,3

238,7

379,4

455,2

120,0

75,8

Сахар-песок  всего

тыс.тонн

3777,7

4812,1

6807,6

6058,0

89,0

-749,6

в т.ч. из сахарной свеклы

тыс.тонн

1336,3

1274,0

1520,3

1561,7

102,7

41,4

         из сырца

тыс.тонн

2441,4

3538,1

5287,3

4496,3

85,0

-791,0

Плодоовощные  консервы

муб

895,8

938,0

1160,1

1455,4

125,5

295,3

Продукты из картофеля

тыс.тонн

5,6

5,5

5,7

7,9

138,6

2,2

Кондитерские  изделия

тыс.тонн

1370,0

1403,5

1508,5

1635,5

108,4

127,0

Мука

тыс.тонн

12179,8

12044,3

12686,8

11915,6

93,9

-771,2

Крупа

тыс.тонн

991,7

1089,3

898,8

918,8

102,2

20,0

Макаронные  изделия

тыс.тонн

453,3

554,4

706,5

690,8

97,8

-15,7

Хлеб и хлебобулочные  изд.

тыс.тонн

8832,4

8342,9

9049,7

9068,8

100,2

19,1

Чай расфасованный

тыс.тонн

24,4

14,9

8,5

6,1

71,8

-2,4

Безалкогольные  напитки

млн.дал

143,6

214,6

189,0

222,0

117,5

33,0

Минеральные воды

млн.бут.

821,1

1019,1

1488,0

1884,8

126,7

396,8

П и в о

млн.дал

261,0

335,2

446,0

549,5

123,2

103,5

Спирт сырец  из пищ.сырья

млн.дал

52,9

47,9

62,5

63,0

100,8

0,5

Водка и л/в  изделия

млн.дал

82,2

87,0

134,4

122,0

90,8

-12,4

Вино виноградное

млн.дал

14,7

12,6

18,3

23,8

130,1

5,5

Шампанское

млн.дал

10,0

9,2

7,3

6,7

91,8

-0,6

Папиросы и  сигареты

млрд.шт

176,1

210,7

283,1

341,4

120,6

58,3

Соль поваренная (добыча)

тыс.тонн

2059,0

2216,8

3183,7

3165,5

99,4

-18,2

Пищевые концентраты

тыс.тонн

26,2

46,6

36,2

34,0

93,9

-2,2

Дрожжи пекарские

тыс.тонн

153,3

166,4

212,3

217,6

102,5

5,3

Мыло  хозяйственное

тыс.тонн

76,6

49,5

73,4

84,9

115,7

11,5

Мыло туалетное

тыс.тонн

52,9

51,0

89,7

100,3

111,8

10,6

Сухие животные корма

тыс.тонн

192,2

197,6

174,4

168,2

96,4

-6,2


 

 

К понятию продовольственный  комплекс вплотную примыкает понятие  продовольственной безопасности.

продовольственная безопасность страны -  такое состояние экономики, при котором обеспечивается продовольственная независимость страны и гарантируется физическая и экономическая доступность продовольствия для всего населения в количестве, необходимом для активной и здоровой жизни;

Обеспечение продовольственной  безопасности - достигается посредством  разработки и осуществления экономических, организационных и иных мер, направленных на предупреждение продовольственных кризисов, удовлетворение потребностей населения в жизненно важных продуктах на уровне физиологических норм питания.

При этом  под физиологическими нормами питания понимаются  научно обоснованные и утвержденные в законодательном порядке нормы потребления пищевых веществ и энергии, при которых полностью удовлетворяется потребность практически всех здоровых людей в необходимых пищевых веществах и энергии. Жизненно важные продукты питания это продукты питания, являющиеся по структуре и объемам основой пищевого рациона населения.

Продовольственная независимость - условие обеспечения продовольственной  безопасности, при котором в случае прекращения поставок продуктов  питания из-за рубежа не возникает  продовольственный кризис.

Для обеспечения продовольственной  безопасности и продовольственной  независимости необходимо обеспечить  необходимый уровень производства продуктов питания - уровень производства жизненно важных продуктов питания  и пищевого сырья российскими товаропроизводителями, рассчитанный на основе среднедушевой потребности населения в основных пищевых веществах и энергии с учетом структуры распределения населения по возрасту, полу, условиям труда, климата, а также по этническим и другим особенностям пищевого рациона, при котором обеспечивается продовольственная безопасность страны.

 

Для того, чтобы продовольственная  безопасность страны могла быть фактически достигнута, необходимо, чтобы были обеспечены: 

физическая  доступность продуктов питания - бесперебойное поступление продуктов питания в места их потребления в объемах, достаточных для удовлетворения потребностей населения и

экономическая доступность продуктов питания - возможность приобретения населением продуктов питания в соответствии с физиологическими нормами питания при существующих структуре потребления, системе цен, уровне доходов, социальных пособий и

 льгот.

Продовольственная независимость  считается обеспеченной, если годовое  производство жизненно важных продуктов  питания в стране составляет не менее 80 процентов годовой потребности населения в таких видах продуктов питания в соответствии с физиологическими нормами питания.

На федеральном уровне продовольственная безопасность достигается  осуществлением комплекса мер, среди  которых:

проведение правительством единой государственной политики в области продовольственной безопасности;

  разработка и реализация федеральных целевых программ  обеспечения продовольственной безопасности;

  обеспечение соответствие качества производимых и реализуемых гражданам продуктов питания требованиям государственной системы стандартов;

сбор и анализ данных о снабжении населения жизненно важными продуктами питания, а также  подготовку прогнозных оценок развития ситуации в области продовольственной  безопасности.

 

На уровне региональный органов власти проводятся следующие  мероприятия:

реализуется единая  государственная  политика в области продовольственной  безопасности с учетом региональных условий;

формируются и реализуются  собственные целевые программы  по продовольственной безопасности по направлениям, не входящим в федеральную целевую программу;

координируется деятельность государственных органов и служб, обеспечивающих продовольственную  безопасность страны, функционирующих  на территориях субъектов Российской Федерации.

 

Информация в области  продовольственной безопасности должна включать в себя данные о:

состоянии производства продуктов питания, снабжении ими  и об их потреблении и динамике изменений такого состояния;

федеральном и региональных балансах необходимого и фактического уровней производства продовольствия;

состоянии и тенденциях развития внутреннего и внешнего рынков сельскохозяйственного сырья  и продовольствия;

выполнении федеральных  целевых программ и об осуществлении  мероприятий по обеспечению продовольственной безопасности;

государственных и отраслевых стандартах, нормах и нормативах в  области продовольственной безопасности.

 

Проще всего состояние  продовольственной безопасности можно  оценить исходя из процентного соотношения  объемов импортируемого продовольствия к общему объему продуктов, использованных на потребление за определенный промежуток времени.

Информация о работе Государственное регулирование цен и доходов