Государственное регулирование естественных монополий в современной экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 17:37, курсовая работа

Описание работы

Существует огромное количество различных рыночных состояний, что позволяет говорить о несовершенстве рынков и рассматривать монополистическую составляющую в качестве причины этого несовершенства. Рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными. Монопольное положение является желанным для каждого производителя (предпринимателя), т.к. позволяет избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией. А

Содержание работы

Введение 3
I. Естественные монополии в РФ: общая характеристика, методы и инструменты регулирования 5
1. Природа естественных монополий и возможности их государственного регулирования 5
2. Естественные монополии в России и особенности формирования на примере «Газпром», «ЕЭС России» и МПС 16
3. Основные направления реформирования деятельности естественных монополий 19
II. Анализ современного состояния естественных монополий в России 23
1. Сравнительный анализ антимонопольного законодательства России и зарубежных стран 23
2. Анализ деятельности естественных монополий и их вклад в развитие экономики России 27
3. Анализ государственного регулирования естественных монополий в России 34
III. Приоритетные задачи государственной политики в сфере естественных монополий 36
2. Подходы к разработке социально-экономической стратегии России на период до 2020 г. по направлению «Реформа естественных монополий» 38
Заключение 41
Список Литературы 43

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 361.96 Кб (Скачать файл)

а) краткосрочные программы, разрабатываемые на срок от одного года до трех лет;

б) среднесрочные программы, рассчитанные на 3-5 лет;

в) долгосрочные программы, которые составляются на срок от 5 лет  и более.

По объектам государственного программирования подразделяются следующие  программы, рисунок 4:

 

По объектам государственного программирования подразделяются следующие программы:



 


 

региональные программы


общегосударственные программы




 

отраслевые программы


целевые программы




чрезвычайные программы



 

 

Рисунок 4 – Объекты государственного программирования

Общегосударственные программы  содержат основные и значимые для  общества в целом ориентиры экономического и социального развития. Эти программы  направлены на регулирование деятельности государственного сектора и частных фирм.

Региональные программы  охватывают деятельность отдельных  частей экономики. В некоторых странах  для социально-экономического развития регионов используют региональное планирование.

Целевые программы предусматривают  развитие конкретных направлений, например, научных исследований, а также  поддержку отдельных групп населения.

Отраслевые программы  направлены на развитие отдельных отраслей.

Чрезвычайные программы  разрабатываются в тех случаях, когда экономика находится в  кризисном состоянии вследствие экономических кризисов, экологических  катастроф, ведения военных действий.

Государственные программы  носят рекомендательный, а не директивный  характер, как в командной экономике. Частный сектор их выполнять не обязан. Однако для их реализации государство  оказывает сильную поддержку  за счет экономических и социальных ресурсов всего общества. Как уже отмечалось выше, наряду с экономическими методами государственного регулирования используются также и административные методы.

Административным методам  регулирования экономики изображены на рисунке 5:

 

Административные методы регулирования экономики




запрещение


разрешение


принуждение



 

 

Рисунок 5 – Административные методы регулирования экономики

Запрещение - это запрет какой-либо деятельности, признание общественно  вредным само производство каких-либо товаров и услуг либо его технологий. Например, в целях обеспечения  безопасности или по другим причинам государство может запретить  следование через его территорию персоны нон грата и грузов других государств.

Разрешение - это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления. Государство  дает разрешение на ведение многих видов экономической деятельности, экспорт и импорт ряда товаров.

Принуждение основано на применении мер наказания за нарушение установленных  норм. Например, при несвоевременной  уплате налогов взимаются штрафы.

Административные методы регулирования используются часто  при решении вопросов охраны окружающей среды, обеспечения национальной безопасности страны и т.д. Их используют при разработке стандартов, нормативов, а также  при осуществлении контроля за их соблюдением.

Экономические и административные методы находятся в определенной взаимосвязи. Так как любой экономический  регулятор применяется, или изменяется после принятия соответствующих  государственных решений, а также  контролируется государственной службой, то можно сказать, что он уже несет  в себе элемент администрирования. В то же время административные методы должны быть экономически обоснованы.

Реализация целей экономической  политики предполагает использование  определенных инструментов, совокупность которых образует механизм государственного регулирования. Ведущими элементами данного  механизма (как это исторически  сложилось) выступают финансовая (фискальная) и денежно-кредитная политика. В  качестве общих принципов использования  экономических инструментов можно  отметить следующие аспекты:

а) Эффект регулирования  предполагает минимальное нарушение  рыночных основ экономики.

б) Регулирующие меры должны осуществляться в условиях оптимального сочетания применяемых мер (следует  исходить из того, что противоречия могут заключаться не только между  различными целями экономической политики, но и между используемыми средствами).

в) Стремление к достижению максимального эффекта в процессе использования регулирующего механизма  предполагает четкое знание его структуры. Как известно, принято выделять в  системе государственного регулирования  две формы: экономическую и административную (т.е. институционально-правовую).

г) К экономическим инструментам относят те действия государства, которые  имеют не столько предписывающий, сколько воздействующий характер. Речь идет о методах влияния, например, на аспекты рыночного процесса (совокупный спрос, совокупное предложение, степень  централизации капитала, социальные, структурные и региональные элементы экономики).

д) Совокупность административных рычагов охватывает те регулирующие действия, которые связаны, в первую очередь, с обеспечением правового  поля. Задача принимаемых мер при  этом - создание наиболее разумных для  частного сектора правовых рамочных условий. Степень активности применения административных мер может быть различной в зависимости от области  экономики. Наиболее настойчиво они  проявляются сейчас в области  социальной защиты малообеспеченных слоев  населения, а также в сфере  охраны окружающей среды.

е) Существует и другая классификация  регулирующих мер. Их можно разделять  на прямые и косвенные методы, воздействия  на экономику.

Методы прямого воздействия  предполагают такое регулирование  со стороны государства, при котором  поведение субъектов экономики  основано не столько на самостоятельном  экономическом выборе, сколько - на предписаниях государства. В качестве примера назовем влияние ни налогового законодательства. В каждой стране законом предписана обязанность  юридических и физических лиц  на безвозмездную передачу части  получаемых доходов в распоряжение государства. Частному бизнесу определен  также порядок расчета амортизационных  отчислений (в зависимости от методики расчета издержек может меняться размер налогооблагаемой величины прибыли). Прямой метод воздействия оказывают и таможенные процедуры правительства.

Методы косвенного воздействия  проявляются в том, что государство  не влияет прямо на принимаемые субъектами решения. Оно создает лишь предпосылки  к тому, чтобы при самостоятельном  выборе экономических решений субъекты тяготели к тем вариантам, которые  соответствуют целям экономической  политики. Примерами данных действий можно назвать регулирование  центральным банком величины учетной  ставки, а также - модуляцию налоговых  ставок.

Оба метода воздействия на экономику не разделены, безусловно, жесткой линией. В каждом из используемых инструментов имеются элементы обоих  методов, однако во многом дело зависит  от их соотношения. Например, в рамках проведения финансовой политики в большем  объеме наблюдается проявление прямых методов регулирования, в то время  как при использовании денежно-кредитной  политики на первый план выходят косвенные  элементы. Одним из внешних проявлений этого является то обстоятельство, что министерство финансов (ответственное  за реализацию финансовой политики) всегда выступает структурным элементом  правительственного аппарата. В отличие  от этого, центральный банк имеет, согласно конституции многих стран, относительно самостоятельный статус.

С точки зрения более конкретного, прагматического подхода разумно  обозначить два ведущих инструмента, используемых правительством для регулирования, рисунок 6:

Ведущие инструменты регулирования  экономики




воздействие с акцентом на использование государственных  финансов (финансовая политика)


воздействие с акцентом на использование кредитно-денежных аспектов (монетарная, денежно-кредитная политика)



 

 

 

Рисунок 6 – Ведущие инструменты  регулирования экономики 

Указанные варианты классификации, безусловно, связаны между собой.

Использование финансовых инструментов для реализации определенных макроэкономических целей обусловило формирование такого явления, как финансовая (фискальная) политика. В мировой экономической  литературе оба данных термина используются нередко как синонимы. Однако в  смысловом наполнении двух указанных  терминов следует видеть различие. Термин «фискальная политика»  имеет более узкое значение. Он подчеркивает, в первую очередь, значимость аккумуляции ресурсов в государственном бюджете и использование этого процесса в целях регулирования конъюнктуры.


Понятие «финансовая политика»  отражает более широкое содержание. Смысловая нацеленность данного  термина больше ориентируется не только на сбор ресурсов, но и на их использование. При этом подчеркивается целый ряд направлений финансирования, которые превратились, по сути, в  самостоятельные области экономической  политики государства.

Процесс финансового регулирования  основан на использовании системы  аккумуляции средств и их расходования. В каждом случае - своя специфика. Сильная  сторона политики изъятия средств - эффективность воздействия на конъюнктурные  колебания. Политика же финансовых затрат позволяет поддерживать общее развитие страны. Основу финансовых доходов составляют налоги. По экономическому содержанию налоги - обязательные платежи физических и юридических лиц, осуществляемые без получения встречной услуги.

В целом налоговая система  представляет собой противоречивое явление. С одной стороны, ее задача состоит в обеспечении изъятия  у субъектов экономики достаточно солидных финансовых ресурсов, с другой - не допустить снижения деловой  активности этих субъектов. Решение  данного парадокса осуществляется за счет разумных компромиссов. Их действие основано на использовании налоговой  системой ряда принципов.

а) Налогообложение следует  построить так, чтобы затраты  государства на его реализацию были настолько низки, насколько это  возможно (ориентация на так называемый принцип дешевизны обложения);

б) Взимание налогов должно осуществляться так, чтобы затраты  налогоплательщика, связанные с  процедурой выплаты, были максимально  низки (принцип дешевизны уплаты налогов);

в) Уплата налогов должна быть как можно менее ощутимым бременем для налогоплательщика, с  тем, чтобы не ущемлять его экономическую  активность (принцип ограничения  бремени налогов).

В качестве самостоятельного принципа можно назвать и положение  о необходимости нахождения оптимальных  ставок налогообложения. Данное правило, ориентированное на стимулирование деловой активности предпринимателей, было выдвинуто американским экономистом  А. Лаффером. Реализуя это правило  в условиях России, уместно сослаться  на мнение российского экономиста Е.Г. Ясина. По его словам, оптимальная  для условий России налоговая  нагрузка не должна превышать 30-32%.

Обращаясь к конкретным методам  налогового регулирования, следует обозначить два аспекта. Во-первых, речь идет о системе нормативного изменения ставок налогообложения. Данный метод весьма действенен, хотя используется не очень часто.

Во-вторых, заметную роль играет использование системы прогрессивных  ставок. Именно этот аспект создает  условия автоматического регулирующего  воздействия налоговой системы. Благодаря прогрессии, а также  умело разработанной системе  соотношения облагаемых сумм и используемых ставок, налоговая система приобретает  свойство эластичности. Это означает, что налогообложение приобретает  адаптационные (по отношению к колебаниям конъюнктуры) свойства.

Монетарная политика представляет собой совокупность мероприятий  центрального банка (ЦБ) в области  денежного обращения и кредита  по воздействию на макроэкономический процесс. Цель данной формы регулирования - достижение равновесного и устойчивого  развития экономики.

Особенностью монетарных методов является то, что с их помощью государство стремится  воздействовать преимущественно на совокупное предложение. Наиболее активный элемент при этом - влияние (через  кредит) на мотивы, связанные с инвестированием. Для сравнения отметим: наиболее активная сторона финансового регулирования - воздействие (через прямые и косвенные  субсидии) преимущественно на совокупный спрос.

Субъектами данного механизма  регулирования выступают центральный  банк и деловые (коммерческие) банки.

Информация о работе Государственное регулирование естественных монополий в современной экономике России