Государственное регулирование естественных монополий в современной экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 17:37, курсовая работа

Описание работы

Существует огромное количество различных рыночных состояний, что позволяет говорить о несовершенстве рынков и рассматривать монополистическую составляющую в качестве причины этого несовершенства. Рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными. Монопольное положение является желанным для каждого производителя (предпринимателя), т.к. позволяет избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией. А

Содержание работы

Введение 3
I. Естественные монополии в РФ: общая характеристика, методы и инструменты регулирования 5
1. Природа естественных монополий и возможности их государственного регулирования 5
2. Естественные монополии в России и особенности формирования на примере «Газпром», «ЕЭС России» и МПС 16
3. Основные направления реформирования деятельности естественных монополий 19
II. Анализ современного состояния естественных монополий в России 23
1. Сравнительный анализ антимонопольного законодательства России и зарубежных стран 23
2. Анализ деятельности естественных монополий и их вклад в развитие экономики России 27
3. Анализ государственного регулирования естественных монополий в России 34
III. Приоритетные задачи государственной политики в сфере естественных монополий 36
2. Подходы к разработке социально-экономической стратегии России на период до 2020 г. по направлению «Реформа естественных монополий» 38
Заключение 41
Список Литературы 43

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 361.96 Кб (Скачать файл)

 

Рисунок 19 - Активы «Газэкспорта»  на российском рынке в 2010 году

 

28 апреля 2011 г. ОАО «Газпром» представило прошедшую аудит консолидированную финансовую отчетность за 2010 год, подготовленную в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.

 

Таблица 2 - Аудит данные консолидированного отчета о совокупном доходе по МСФО за 2010 и 2009 гг. Все суммы в таблице представлены в миллионах российских рублей

Наименование показателей

За год, закончившийся

2010г.

2009 г.

Выручка от продаж

3 597 054

2 991 001

Чистый доход по торговым операциям без фактической поставки

6 256

4 171

Резерв под обесценение активов и прочие резервы

(48 711)

(45 428)

Прибыль от продаж

1 113 822

856 912

Прибыль до налогообложения

1 273 703

979 435

Прибыль за год

997 993

793 793

Прочий совокупный доход  за год, за вычетом налога

13 597

50 906

Совокупный доход за год

1 011 590

844 699

Совокупный доход за год, относящийся к:

   

акционерам ОАО «Газпром»

981 280

835 182

доле меньшинства

30 310

9 517


 

За 2010 год чистая выручка от продажи газа увеличилась на 267 702 млн руб., или на 14% по сравнению с аналогичным периодом 2009 г., и составила 2 186 205 млн руб. Данное изменение вызвано ростом реализованных объемов в страны бывшего Советского Союза, ростом тарифов на газ в Российской Федерации, установленных Федеральной службой по тарифам, а также увеличением средних расчетных цен при продаже газа в страны бывшего Советского Союза.

Чистая выручка за 2010 год от продажи газа в Европу и другие страны снизилась на 6 228 млн руб., или на 1% по сравнению с аналогичным периодом 2009 г., и составила 1 099 225 млн руб. Это объясняется, главным образом, снижением средних расчетных цен, выраженных в рублях (включая акциз и таможенные пошлины), на 3%. Чистая выручка от продажи газа в страны бывшего Советского Союза увеличилась на 140 208 млн руб., или на 45%, по сравнению с аналогичным периодом 2009 г., и составила 450 137 млн руб. Рост продаж по данному сегменту объясняется увеличением объемов продаж газа в натуральном выражении на 24%, или на 13,5 млрд куб. м, что было усилено ростом на 10% средних расчетных цен, выраженных в рублях (включая таможенные пошлины, за вычетом НДС). Показатели чистой выручки от продажи газа за 2009 и 2010 года представлены на рисунке 20:

 

Рисунок 20 - Показатели чистой выручки от продажи газа в РФ

 

Это объясняется, главным  образом, увеличением средней цены продажи газа на внутреннем рынке, устанавливаемой Федеральной службой по тарифам, что было усилено увеличением реализованных объемов газа на 1%, или на 3,8 млрд. куб. м.

За 2010 год чистая выручка от продажи сырой нефти и газового конденсата увеличилась на 19 671 млн. руб., или на 11%, по сравнению с аналогичным периодом 2009 г., и составила 196 074 млн. руб. Рост выручки от продажи сырой нефти, в основном, связан с деятельностью Группы «Газпром нефть. Рост выручки от продажи газового конденсата связан с увеличением средних расчетных цен и ростом реализованных объемов.

За 2010 год чистая выручка от продажи услуг по транспортировке газа увеличилась на 27 068 млн. руб., или на 41%, по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. и составила 92 631 млн. руб. Рост выручки от продажи услуг по транспортировке газа, в основном, связан с увеличением объемов транспортируемого газа для независимых поставщиков.

Основными статьями, рост которых  повлек увеличение общей суммы операционных расходов, являются: «Расходы на оплату труда» (рост на 86 869 млн. руб.), «Курсовые разницы от операционной деятельности» (изменение на 57 099 млн. руб.), «Налоги, кроме налога на прибыль» (рост на 45 230 млн. руб.) «Транзит газа, нефти и продуктов нефтегазопереработки» (рост на 39 815 млн. руб.).

Будущее России непосредственно  зависит от состояния и развития транспортной системы.

Отставание транспортной инфраструктуры уже приводит к тому, что тормозится развитие экономики  и не удовлетворяются потребности  населения в необходимой подвижности. Это государственная проблема высшей категории важности.

Основная продукция отрасли (перевозки) создается, как правило, несколькими предприятиями - железными  дорогами, то есть на уровне всей отрасли. Отсюда необходимость централизованного  формирования и распределения доходов  от перевозок, аккумулирования финансовых ресурсов для развития железнодорожной  сети, приобретения и ремонта железнодорожного состава, внедрения достижении научно-технического прогресса. В настоящее время, в  среднем, грузовой вагон находится  в состоянии простоя около 80 процентов  своего времени. Очевидно, и надо начинать решение проблемы с повышения скорости «транспортного конвейера», с сокращения всех видов простоев вагонов (по технологическим и управленческим причинам). Иначе никогда не будет хватать вагонов, а при их дополнительном поступлении может наступить «паралич» движения на сети по причине ограничений ее пропускных возможностей. Показатели производительности российских железных дорог за 2010г. продемонстрированы на рисунке 21:

 

 

 

 

 

Рисунок 21 - Показатели производительности российских железных дорог за 2010 г.

 

В России показатели производительности российских железных дорог, оцениваемых  по количеству тонно-километров, приходящихся на одного занятого на перевозках в 2,5 - 3 раза выше, чем в Англии, Франции, Германии и Китае. При этом время  оборота вагонов в нашей стране в 2-3 раза меньше, чем в США, несмотря на большие расстояния перевозок. В  Западной Европе железные дороги нерентабельны: убытки достигают 50% и компенсируются государственными дотациями. В России же убытки пассажирского транспорта покрываются за счет работы грузового, а железные дороги в целом работают с прибылью (при том, что средний  железнодорожный тариф в России в 8-10 раз ниже, чем в западных странах).

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Анализ государственного регулирования естественных монополий в России

В экономической  системе существуют случаи, когда  монополия становится более эффективной, чем конкуренция. Такой случай получил  название естественной монополии, т.е. когда одна фирма может осуществлять выпуск товара, достаточный для обеспечения всего рынка, с более низкими издержками, чем смогли бы две или более фирм. Эта концепция содержит противоречие, разрешение которого является задачей государственной социально-экономической политики. Действительно, с одной стороны, признается существование таких товаров, производство которых наиболее эффективно в условиях монопольного рынка, а, с другой стороны, - в отсутствии конкуренции единственный производитель может злоупотреблять своим положением на рынке с целью максимизации своей прибыли. В этой ситуации государство должно таким образом регулировать деятельность естественной монополии, чтобы, не позволяя монополисту диктовать свои условия потребителям, дать ему при этом возможность успешно функционировать и развиваться. В процессе разгосударствления, приватизации и демонополизации России не только достаточно конкретно определился круг естественных монополий, но и был разработан проект Федерального закона «О естественных монополиях», который не принимался Государственной Думой в течение трех лет. Но в 1994-1995 гг. цены на продукцию и услуги российских естественных монополий росли более быстрыми темпами, чем в других отраслях экономики. Сложившаяся на рынке асимметрия цен, непредсказуемость поведения и действий субъектов естественных монополий активизировали усилия по принятию закона, регулирующего их деятельность, и 19 июля 1995 г. Государственная Дума приняла Федеральный закон № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон «О естественных монополиях»).

Закон содержит ряд норм, определяющих основные направления регулирования естественных монополий, в том числе устанавливает  понятия «естественная монополия, «субъект естественной монополии», «сферы деятельности», на которые распространяется закон, методы регулирования естественных монополий, а также методы управления их деятельностью.

Проанализировав Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 25.12.2008) «О естественных монополиях», можно прийти к выводу, что не все его положения соответствуют существующему состоянию дел и в целом закон нуждается в серьезной корректировке. В настоящее время полномочия государства в отношении регулирования деятельности естественных монополий распределены между двумя федеральными органами исполнительной власти - Федеральной антимонопольной службой и Федеральной службой по тарифам.[10,102]

Исходя  из общих условий построения нормы  закона, можно сделать вывод, что, во-первых, Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 25.12.2008) «О естественных монополиях» не предусматривает  применение иных методов регулирования, кроме перечисленных, и, во-вторых, даже эти методы не являются обязательными  к применению и могут использоваться по усмотрению соответствующих органов  регулирования.

Как следует из названия ФСТ России и  Положения о ней, этот орган наделен  полномочиями по применению к субъектам  естественных монополий только одного из трех методов регулирования- ценового. В свою очередь, ФАС России наделена полномочиями по использованию второго  и третьего метода - антимонопольных.

За  время, прошедшее с момента принятия Закона «О естественных монополиях», федеральные  органы исполнительной власти претерпели не одну реорганизацию, в сам Закон  неоднократно вносились изменения. Между тем, положение дел с  государственным регулированием деятельности естественных монополий по-прежнему нельзя признать удовлетворительным.

По  нашему мнению, выход из сложившейся  ситуации видится в необходимости  четкого законодательного решения  вопросов о том, что такое естественная монополия и кто является субъектом  естественной монополии, деятельность которой подлежит государственному регулированию.

Эти вопросы особенно актуальны в  свете того, что российские естественные монополии в настоящее время  находятся в процессе реформирования, в ходе которого происходит выделение  из них некоторых видов деятельности.

Закрепленное  в законодательстве понятие «естественная  монополия» основано не на экономическом  анализе, а исключительно на соображениях «целесообразности», что, конечно, недопустимо. Выделение именно тех отраслей, которые  перечислены в Федеральном законе от 17.08.1995 № 147-ФЗ (ред. от 25.12.2008) «О естественных монополиях», никак не обосновано, и  в этот список часто вносятся изменения. А произвольность включения или  исключения тех или иных отраслей из списка естественно-монопольных  говорит о плохом понимании законодателем (и государством в целом) направления  реформ соответствующих отраслей экономики.

Таким образом, закон принят вопреки нормальной логике юриспруденции. Вместо того, чтобы  сначала определить объект, а уже  под него подвести нормативно-правовую базу, был написан закон под  императивно выбранные сферы  экономической деятельности. Другими  словами, если убрать из закона определение естественной монополии, как объекта регулирования, то его юридическая суть не изменится.

Выделяя из какой-либо отрасли отдельные  сферы деятельности и называя  их естественно-монопольными, Федеральный  закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ (ред. от 25.12.2008) «О естественных монополиях» «забывает» обо всей совокупности отношений, которые  существуют в этой отрасли в целом. При этом в законодательстве наметилась именно эта тенденция - попытка считать  естественной монополией только ядро соответствующей отрасли. Отсюда - и  попытка «искусственно» ограничить сферу государственного регулирования  отрасли целиком.

Например, в электроэнергетике, согласно Закону «О естественных монополиях», естественно-монопольными видами деятельности признаются только услуги по передаче электрической энергии, услуги по передаче тепловой энергии  и услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике.

При этом практически весь массив нормативно-правовых актов в области электроэнергетики  нацелен не на регулирование этих видов деятельности, а на регулирование взаимоотношений между различными сферами электроэнергетики: производством, передачей электроэнергии, оперативно-диспетчерскими услугами, оптовой и розничной торговлей электроэнергией и мощностью. [11,121]

 

  1. Приоритетные задачи государственной политики в сфере естественных монополий

    1. Общие направления государственного регулирования естественных монополий

 

Экономическое развитие страны требует надежного функционирования естественных монополий, прежде всего  в электроэнергетике, газовой и  железнодорожной отраслях при минимизации  стоимости их услуг. Реструктуризация естественных монополий является основой  снижения издержек и самих монополий, и потребителей их услуг, привлечения  в указанные отрасли инвестиций для компенсации выбывающих мощностей  и увеличения предложения их услуг  в период возрастающего спроса на них.

Реформирование естественных монополий не сможет привести к их полному исчезновению, поэтому наряду с реформированием, направленным на расширение сферы действия конкурентных механизмов, необходимо совершенствовать и государственное регулирование  естественных монополий.

Информация о работе Государственное регулирование естественных монополий в современной экономике России