Государственное регулирование естественных монополий в современной экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 17:37, курсовая работа

Описание работы

Существует огромное количество различных рыночных состояний, что позволяет говорить о несовершенстве рынков и рассматривать монополистическую составляющую в качестве причины этого несовершенства. Рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными. Монопольное положение является желанным для каждого производителя (предпринимателя), т.к. позволяет избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией. А

Содержание работы

Введение 3
I. Естественные монополии в РФ: общая характеристика, методы и инструменты регулирования 5
1. Природа естественных монополий и возможности их государственного регулирования 5
2. Естественные монополии в России и особенности формирования на примере «Газпром», «ЕЭС России» и МПС 16
3. Основные направления реформирования деятельности естественных монополий 19
II. Анализ современного состояния естественных монополий в России 23
1. Сравнительный анализ антимонопольного законодательства России и зарубежных стран 23
2. Анализ деятельности естественных монополий и их вклад в развитие экономики России 27
3. Анализ государственного регулирования естественных монополий в России 34
III. Приоритетные задачи государственной политики в сфере естественных монополий 36
2. Подходы к разработке социально-экономической стратегии России на период до 2020 г. по направлению «Реформа естественных монополий» 38
Заключение 41
Список Литературы 43

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 361.96 Кб (Скачать файл)

В рамках монетарной политики центральный банк выполняет две  основные функции, рисунок 7:

Функции центрального банка  при монетарной политики




 

обеспечение национальной экономики  полноценной валютной системой, являющейся важнейшим элементом инфраструктуры рынка


воздействие на кредитную  деятельность деловых банков (в интересах  макроэкономической политики)



 


 

 

Рисунок 7 - Функции центрального банка в рамках монетарной политики

В России основная функция  Банка России - разработка и проведение единой государственной денежно-кредитной  политики, направленной на защиту и  обеспечение устойчивости рубля.

Согласно принятым в странах  с развитой рыночной экономикой законам, деятельность ЦБ должна быть нацелена на выполнение задач экономической  политики правительства. В то же время данный кредитный центр может иметь различный статус по отношению к правительству. В ряде случаев ЦБ полностью подотчетен, иногда имеет небольшую самостоятельность, а порой занимает достаточно независимое положение.

Оперируя в сфере денежно-кредитного обращения, ЦБ использует различные  инструменты. Большинство из них  имеют косвенный характер воздействия. Инструменты монетарной политики - инструменты, с помощью которых  центральный банк может увеличивать  или сокращать денежное предложение  в стране.

 

Основными инструментами  монетарной политики являются следующие, рисунок 8:

 

Инструменты монетарной политики




регулирование учетной ставки


операции на открытом рынке



 

изменение уровня резервных требований



 

 

 Рисунок 8 – Основные  инструменты монетарной политики

На основании закона ЦБ учетная политика имеет право  манипулировать ставкой процента, по которому он выдает кредиты деловым  банкам. Происходит своего рода регулирование  «цены кредита». Получая данные ресурсы, деловые банки предоставляют  их (по более высокому проценту) другим субъектам экономики. Мировой опыт показывает, что ставки коммерческих банков превышают ставку ЦБ, как  правило, на 0,5-2%. В условиях России инфляционные явления в 1990-х гг. обусловливали  формирование совершенно иных пропорций. Если предлагаемая ставка рефинансирования ЦБ могла составлять примерно 100%, то последующий уровень ставки у  коммерческих банков достигал 150-180%.

С помощью ставки процента ЦБ оказывает косвенное воздействие  на соотношение спроса и предложения  на рынке капитала. «Дорогой» кредит ограничивает спрос на заемные ресурсы  со стороны предпринимательского сектора. В итоге сокращаются их инвестиции. Деловая активность в стране снижается.

Регулирование с помощью  политики учетной ставки имеет определенные границы. Действенность этой операции может снижаться, если активность банков-заказчиков невелика. Это может происходить  в тех случаях, когда деловые  банки сами обладают солидными резервами  и относительно редко обращаются за дополнительными кредитными ресурсами  в ЦБ.

Политика обязательных минимальных  резервов представляет собой резервирование части активов деловых банков в ЦБ. Согласно закону, все банки  обязаны держать примерно 20% своих  активов в распоряжении ЦБ. Данные средства размещены в форме бессрочных вкладов. Доля, причитающаяся для  хранения в ЦБ, называется «нормой  резерва». Данная операция ЦБ представляет собой механизм воздействия на объем  денежной массы в обращении. Характеризуя этот метод, следует сказать: по сравнению  с другими вариантами регулирования  он считается «грубым». В нем меньше выражена рыночная ориентация (например, в сравнении с операциями на открытом рынке).

Итак, наибольший эффект в  процессе регулирования дает:

а) использование широкого спектра методов,

б) применение их в целесообразной последовательности (от более мягких - к более жестким) в зависимости  от реакции деловых банков.

В России в настоящее время  используются в основном две операции:

1) политика рефинансирования;

2) политика обязательных  минимальных резервов.

Добровольные соглашения. Центральный банк стремится порой  к заключению деловых соглашений с коммерческими банками. Этот метод  позволяет принимать операционные решения, действуя быстро и без особого  бюрократизма.

Резюмируя обзор монетарной политики, можно сделать следующие  выводы:

а) в процессе своей реализации кредитная политика имеет целый  ряд эффективных сторон. В то же время имеются и очевидные  сбои;

б) монетарные методы воздействия  на экономику (равно как и финансовые) имеют двойственную природу. С одной  стороны, они являются механизмом реализации экономической политики государства. С другой стороны, - это самостоятельное  направление макроэкономического регулирования.

 

 

 

 

 

2. Естественные монополии в России и особенности формирования на примере «Газпром», «ЕЭС России» и МПС

Естественная монополия  означает такое состояние товарного  рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее  в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими  товарами, в связи с чем спрос  на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени  зависит от изменения цены на данный товар, чем спрос на другие виды товаров. В силу своего огромного значения для экономики в целом в  России привлекают внимание три главные  естественные монополии, которые продемонстрированы на рисунке 9:

 

      Естественные монополии в России


 



МПС


«ЕЭС России»


«Газпром»



 

 

Рисунок 9 - Главные естественные монополии России

 

На деле они не вполне естественные монополии, поскольку  рождены из советских ведомств, а  МПС и сейчас еще таковым является, и включают, поэтому множество  бизнесов (предприятий), которые могли  бы нормально действовать на рынке  в конкурентной среде. Кроме того, имеется еще ряд национальных монополий близкого класса, таких  как «Транснефть», а также Сбербанк, но они не так часто привлекают интерес. И еще локальные монополии  составляют важную часть государственного сектора и всей российской экономики. Хотя формально « Газпром» - акционерное  общество, в котором доля государства  всего 38%, тем не менее реально  его следует включать в госсектор. О роли этих организаций в экономике  свидетельствуют данные таблицы.

Начавшийся в 1992 г. переход  России к рыночной экономике, процессы акционирования и приватизации выдвинули  на первый план вопросы, касающиеся формирования системы государственного (экономического) регулирования отраслей промышленности, включающих виды хозяйственной деятельности с признаками естественных монополий, где возможности для развития конкуренции объективно ограничены. К таким отраслям в первую очередь относятся электроэнергетика, газовая промышленность и железнодорожный транспорт.

Отсутствие законодательной  и нормативной базы, опыта и  традиций экономического регулирования  в России, большие размеры и  слабая «прозрачность» отраслевых хозяйственных  структур в этих отраслях объективно затрудняли быстрое создание соответствующей  системы государственного регулирования.

В итоге результаты пятилетних усилий по реформированию электроэнергетики, газовой промышленности и железнодорожного транспорта, полученные к началу 1997 г., были достаточно скромными с точки  зрения полной адаптации отраслей и  отдельных предприятий к работе в условиях рыночной экономики, развития конкуренции и установления эффективного государственного контроля в естественно-монопольных  сферах деятельности.

Более того, за эти годы произошло  заметное снижение экономической эффективности  функционирования этих отраслей, ухудшились технологические и экономические  показатели работы при относительном  росте тарифов и цен на электроэнергию, газ и железнодорожные перевозки  по сравнению с общим уровнем  цен в экономике. Из-за недостатка или низкой эффективности использования  инвестиций резко сократились приросты производственных мощностей. [4,153]

В значительной мере медленное  продвижение реформ в отраслях естественных монополий было связано с неблагоприятной  политической и экономической обстановкой  в стране, отсутствием в обществе организованных экономических интересов, поддерживающих изменения, отсутствие опыта работы в условиях рыночных отношений и др.

Для сохранения государственного контроля над отраслью государство  закрепило за собой контрольный  пакет обыкновенных акций РАО (51%) сроком на 3 года (в 1996 г. этот срок был  продлен еще на 3 года). В число  представителей государства в совете директоров РАО «ЕЭС России» входил Президент РАО «ЕЭС России», а  почти все представители субъектов  РФ и акционеров в этом органе управления являлись одновременно генеральными директорами  АО-энерго. В результате государство, являющееся самым крупным владельцем акций РАО «ЕЭС России», практически  полностью потеряло возможности  осуществлять внутренний акционерный  контроль за работой аппарата управления этого акционерного общества. Реструктуризация газовой промышленности России, в  отличие от электроэнергетики, не привела  к серьезным структурным преобразованиям. В 1989 году Министерство газовой промышленности СССР преобразовано в Государственный  газовый концерн «Газпром». 5 ноября 1992 года был подписан указ Президента РФ «О преобразовании ГГК «Газпром»  в Российское акционерное общество «Газпром». РАО «Газпром» поддерживало и способствовало развитию многих отечественных  промышленных предприятий. Он гарантировал заказы на поставку материально-технических  ресурсов, а также вкладывал огромные средства на создание нового оборудования и техники. Сотрудничество с предприятиями  «Газпром» ведёт, учитывая, прежде всего, социальные и экономические интересы общества конкретного региона в  целом. РАО «Газпром» заключило  соглашения о сотрудничестве с 31 регионом и субъектами Российской Федерации. 5 ноября 1992 года государственный концерн  «Газпром» преобразован в РАО  «Газпром».

На долю ОАО «Газпрома» приходится около 25% поступлений в  федеральный бюджет. «Газпром» является одним из крупнейших кредиторов в  России. Ему принадлежит около 30% европейского газового рынка. Он включает в себя 8 газодобывающих объединений  и 13 региональных газотранспортных предприятий. «Газпром» - это пример естественной монополии в России, он является крупнейшим экспортёром. Создание конкурентного рынка газа в России в настоящее время практически невозможно. Это может произойти лишь в том случае, если все месторождения на севере Западной Сибири будут исчерпаны. Тогда менее выгодные месторождения станут более востребованными.

Глубинные причины критической  ситуации железнодорожного транспорта, сложившейся в отрасли к 1997 г., изначально были объективно заложены внутри самой системы железнодорожного транспорта. В первую очередь это  относится к системе управления и финансово-экономическим принципам  организации производственно-хозяйственной  деятельности. Государственное управление железнодорожным транспортом осуществляет МПС России, причем управление перевозочным процессом относится к исключительной компетенции министерства.

В то время как большинство  предприятий страны находились в  жестких тисках конкуренции и  состоянии экономического кризиса, внутриотраслевая конкуренция в  системе МПС почти отсутствовала, а межвидовая конкуренция со стороны  других видов транспорта была развита  крайне слабо. Механизм автоматической индексации тарифов и отсутствие жесткого внешнего контроля над издержками железных дорог привели не только к завышению тарифов, но и стали  основной причиной финансового благополучия отрасли. Рентабельность грузовых перевозок  возросла с 26% в 1992 г. до 52% в 1995 г., общая  рентабельность с учетом убыточности  пассажирских перевозок - с 2,7 до 19,4% соответственно.

В 1994 г. право ценового регулирования  железных дорог было официально закреплено за министерством экономики. Механизм принятия решения предусматривал согласование вопроса с министерством финансов и МПС. Но регулирование тарифов, по сути, осуществляли 4-5 сотрудников  департамента цен Минэкономики.

В 1995 г. был принят федеральный  закон «О естественных монополиях». Функция государственного контроля над ценами и инвестициями в сфере  электроэнергетики, газовой промышленности, на транспорте и в области связи, была возложена на специальные регулирующие органы, независимые от субъектов  естественных монополий. Президент  и правительство дважды принимали  решение о создании федеральной  службы по регулированию естественных монополий на транспорте (в 1995 и 1996 гг.), однако поставленная цель была достигнута лишь в 1997 г.[6,3-5]

 

 

 

3. Основные направления реформирования деятельности естественных монополий

 

В 2010 году одобрена концепция создания ОАО «Федеральная пассажирская компания» - дочернего общества ОАО «РЖД», осуществляющего перевозки пассажиров и багажа в дальнем следовании. Создание данной компании позволит повысить качество и прозрачность определения социального объема пассажирских перевозок, а также поэтапно перейти к полностью конкурентной модели пассажирских перевозок как на экономически привлекательных маршрутах, так и на маршрутах, являющихся на сегодняшний день убыточными.

Информация о работе Государственное регулирование естественных монополий в современной экономике России