Государственное регулирование естественных монополий в современной экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 17:37, курсовая работа

Описание работы

Существует огромное количество различных рыночных состояний, что позволяет говорить о несовершенстве рынков и рассматривать монополистическую составляющую в качестве причины этого несовершенства. Рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными. Монопольное положение является желанным для каждого производителя (предпринимателя), т.к. позволяет избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией. А

Содержание работы

Введение 3
I. Естественные монополии в РФ: общая характеристика, методы и инструменты регулирования 5
1. Природа естественных монополий и возможности их государственного регулирования 5
2. Естественные монополии в России и особенности формирования на примере «Газпром», «ЕЭС России» и МПС 16
3. Основные направления реформирования деятельности естественных монополий 19
II. Анализ современного состояния естественных монополий в России 23
1. Сравнительный анализ антимонопольного законодательства России и зарубежных стран 23
2. Анализ деятельности естественных монополий и их вклад в развитие экономики России 27
3. Анализ государственного регулирования естественных монополий в России 34
III. Приоритетные задачи государственной политики в сфере естественных монополий 36
2. Подходы к разработке социально-экономической стратегии России на период до 2020 г. по направлению «Реформа естественных монополий» 38
Заключение 41
Список Литературы 43

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 361.96 Кб (Скачать файл)

Российское антимонопольное  законодательство не является чем-то концептуально  единым. Есть ряд не вполне связанных  сюжетов, основанных на различных теоретических  посылках. Основных сюжета три, рисунок 11:

 

Теоретические посылки Российского  антимонопольного законодательства





регулирование деятельности естественных монополий


 

классическое антимонопольное законодательство



 

ряд актов, посвященных реформе  ЖКХ


 


 

Рисунок 11 - Теоретические  посылки Российского антимонопольного законодательства

 

Антимонопольное законодательство России разрабатывалось по аналогии с антимонопольным законодательством  США, между тем экономические  реалии двух этих стран различаются  в достаточно сильной степени. У систем антимонопольного законодательства России и США существуют и отличия, и эти отличия – не в пользу РФ. Так, законодательство РФ, в отличие от США, провоцирует излишнюю активность антимонопольного органа.

 

Таблица 1 - Различия между  антимонопольным законодательством  России и США

Антимонопольное законодательство РФ

Антимонопольное законодательство США

законодательные акты РФ направлены на разукрупнение уже сложившихся  предпринимательских монополий

законодательные акты США - на предотвращение чрезмерной концентрации предприятий 

американское законодательство выражало, в основном, интересы государства, раздраженного ростом влияния крупного бизнеса.

российское законодательство выражает интересы монополий-наследников  административно-командной системы, поскольку не допускает образование  новых монополий.


 

 

Модели регулирования, применяемые  за рубежом, имеют целью предотвратить  злоупотребление естественными  монополиями своим доминирующим положением. Наиболее реализуемыми моделями регулирования являются конкуренция  за монопольный рынок, регулирование  нормы прибыли и верхнего предела  тарифа.

Регулирование конкурентных отношений в США считается  в настоящее время одним из самых комплексных, жестких и  эффективных в мире. К нечеткости законодательных норм, которое усиливает сходство систем прямого антимонопольного регулирования РФ и США относится приводимые в законодательстве РФ формы недобросовестной конкуренции, такие как введение потребителей в заблуждение, некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов, незаконное использование интеллектуальной собственности и т. д. Но все эти формы недобросовестной конкуренции не являются предметом антимонопольного законодательства и должны быть запрещены совершенно другими законами.

Сходство антимонопольного регулирования России и США заключается  в том, что оно направлено в  принципе против крупного капитала. Но если представители крупного капитала США сумели нейтрализовать воздействие  данного регулирования за счет создания института доверительной собственности, представителям крупного капитала России ответить на такое воздействие нечем.

Сходство между антимонопольным  законодательством России и США  можно выделить и по другим, менее  принципиальным пунктам. Это сходство проявляется, например, в нагромождении статей, норм, ограничений и санкций.

Так, антимонопольный иск  по определению может быть предъявлен только очень крупным хозяйственным  субъектам. Но насильственное расформирование  такого предприятия чревато высвобождением большого числа работников и, быть может, разрушением самого товарного рынка, ради которого собственно и осуществляются все действия антимонопольного органа.

К нечеткости законодательных  норм, которое усиливает сходство систем прямого антимонопольного регулирования  РФ и США относится приводимые в законодательстве РФ формы недобросовестной конкуренции, такие как введение потребителей в заблуждение, некорректное сравнение хозяйствующим субъектом  производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих  субъектов, незаконное использование  интеллектуальной собственности. Но все  эти формы недобросовестной конкуренции  не являются предметом антимонопольного законодательства и должны быть запрещены  совершенно другими законами.

Наложенные Европейской  комиссией и министерством юстиции  США штрафы являются крупнейшими  за всю историю работы зарубежных антимонопольных органов.

Важно отметить, что американское благополучие строится на трех китах - Конституции США, Билле о правах человека и антитрестовском законодательстве, закрепляющем демократические основы ведения бизнеса и права человека на собственное дело.

В свою очередь антимонопольное  регулирование ЕС сосредоточивает  внимание преимущественно на рыночном поведении фирм; контроль над структурой рынка играет незначительную роль в  системе регулятивных механизмов. Основные формы и виды злоупотреблений: завышенное (заниженное) ценообразование, ценовые  скидки, дискриминация, отказ в поставке товаров, дискриминационные условия  доступа, вертикальные ограничения.

В ЕС в качестве главной  задачи конкурентной политики было определено «создание режима, обеспечивающего  условия, при которых конкуренция  на Общем рынке будет носить нормальный характер». Конкурентная политика в  ЕС существует не обособленно, а развивается  в рамках глобальной интеграционной тенденции, имеет сквозной характер, проникая во все сферы деятельности экономических агентов рынка. Ее функции представлены на рисунке 12:

Контроль за антиконкурентными  соглашениями и злоупотреблением доминирующим положением



 


Функции Европейской комиссии в регулирование деятельности естественных монополий


Регулирование государственной  помощи


Контроль над слиянием фирм




 


 

Либерализация экономических  секторов, относящихся к сфере  естественной монополии



 

 

Рисунок 12 - Основные функции  европейской комиссии

 

2. Анализ деятельности естественных монополий и их вклад в развитие экономики России

Естественные монополии  продолжают оставаться значимым сегментом  в экономике России. Их влияние  на экономику страны очень велико в связи с тем, что естественные монополии - это «затратообразующие» отрасли, поэтому уровень цен и тарифов на их продукцию (услуги) оказывает влияние на общий уровень цен и инфляции. Естественные монополии являются и бюджетообразующими. На долю крупнейших компаний (ОАО «Газпром», ОАО «РЖД») по оценкам института комплексных стратегических исследований (ИКСИ), приходится 13,5% ВВП, в федеральный бюджет только нефтегазовый комплекс направляет 45% всей его доходной части;

Основные отрасли естественных монополий играют роль главного структурного компонента экономики. К примеру, электроэнергетика, которая создает условия для  развития других отраслей экономии;

Практически весь объем продукции  и услуг естественных монополий (за исключением газовой отрасли, где доля экспорта в добыче - более 30 % потребляется на внутреннем рынке  и являются одним из основных факторов, определяющих издержки предприятий, естественные монополии относятся к наиболее устойчивым отраслям экономики; на долю естественных монополий приходится более трети общего объема инвестиций в экономику России.

 Положение в этой  сфере во многом предопределяет  инвестиционный климат в целом  по стране. В ближайшей перспективе  естественным монополиям придется  все больше средств привлекать  из внешних источников. Если сейчас  доля рыночных источников финансирования  капиталовложений не превышает  5-10%, то вскоре она может составить  30 и более процентов.

Вклад естественных монополий  в ВВП страны изображен на рисунке 14:

 

 

Рисунок 14 - Вклад естественных монополий в ВВП в экономику  страны

 

Занимая всего 4% рабочих  и служащих, эти четыре монополии  дают 13,5% ВВП, 20,6% инвестиций, 16,2 прибыли, 18,6% налоговых доходов консолидированного бюджета РФ. Особенно велика роль «Газпрома» вследствие его экспортного потенциала: добавленной стоимости он дает больше, чем РАО «ЕЭС» и МПС вместе взятые, занимая всего 300 тыс. работников, а прибыли и налогов - вдвое  больше чем они.

В то же время вклад системы  естественных монополий в рост ВВП  до недавнего момента (до периода резкого роста цен на энергоносители на мировом рынке, давшего импульс росту выручки по ТЭК) значительно отставал от общей динамики промышленности. Кроме того, наблюдаемый рост выручки системы естественных монополий за счет роста тарифов не ведет к повышению рентабельности компаний, а практически целиком уходит в рост затрат.

Правительство утвердило  предельный уровень тарифов на услуги естественных монополий в 2009-2011 годах. Согласно принятым решениям, тарифы на газ для населения за три года вырастут в 2, 28 раза (особенно резко  газ вырастет в цене в 2011 году - на 40%), на электроэнергию - на 95,3% (в 2008 году 16,7%, в 2009 году-26% против заранее запланированных 16%, в 2010 тарифы выросли на 22% (ранее 13-15%), в 2011 году электроэнергия подорожает на 18%), на теплоэнергию - 67,8%, на пассажирские железнодорожные перевозки - на 45,5%, на грузовые - на 5,9%. Таких темпов монополистов не было уже десять лет.

Предельный уровень тарифов  на услуги естественных монополий в 2011г. изображен на рисунке 15:

 

 

Рисунок 15 - Предельный уровень  тарифов на услуги естественных монополий  в 2011 г.

 

Еще одним важным фактором, определяющим высокую роль системы  естественных монополий в социально-политической жизни страны, является чрезвычайно  высокое влияние тарифов на благосостояние и масштабы бедности населения. В  условиях опережающего роста цен  на услуги ЖКХ, отсутствие эффективно действующего механизма помощи малообеспеченным слоям населения при оплате услуг  ЖКХ усугубляет их и без того тяжелое  положение и приводит к нежелательным  социальным последствиям.

Поступления в бюджет от экспорта газа и нефти позволили  сформировать колоссальный стабилизационный фонд, расплатиться с большей частью внешнего государственного долга, значительно  поднять экономические рейтинги России.

Особая роль естественных монополий в России вызывается и  целым набором специфических  факторов, присущих нашей стране (природно-климатический, географический, геополитический). Эти  факторы обуславливают острую необходимость  стягивания огромной территории России в единое экономическое пространство, обеспечения энергетического, транспортного, оборонного единства страны. Данную задачу во многом решают именно крупные хозяйственные  комплексы в сферах естественных монополий.

Оценивая значение естественных монополий - ОАО «Газпром»,ОАО «Российские  железные дороги» можно сказать, что они по своим экономическим, техническим и организационным характеристикам все еще находятся на уровне лучших мировых стандартов, а по отдельным показателям их превосходят.

Значение электроэнергетики в экономике России, так же как и её общественной жизни трудно переоценить - это основа всей современной жизни.

По важному показателю - выработке на одного жителя в 2005 году страна находилась приблизительно на одном уровне с такими энергоимпортирующими государствами как Германия и Дания, имеющими меньшие транспортные потери и затраты на отопление. Однако после спада в 90-х с 98 года потребление постоянно растёт, в частности в 2007 году выработка всеми станциями единой энергосистемы составила 997,3 млрд. кВт·ч (1 082 млрд. кВт·ч в 1990 году). Выработка электроэнергии с 1998-2009гг. изображена на рисунке 16:

 

 

Рисунок 16 - Выработка электроэнергии с 1998-2009 гг.

естественный монополия  россия

Владея большей частью энергетических мощностей, РАО «ЕЭС России» является собственником  всей сети линий электропередач страны. Среди станций, не входящих в РАО, значительную долю составляют АЭС, на которые приходится 13% общего производства электроэнергии в РФ.

Основную нагрузку по обеспечению  спроса на электроэнергию в ЕЭС России в 2010 г. несли тепловые электростанции (ТЭС) , что на 9,3% меньше, чем в 2009 г. Выработка ГЭС за 2010 г. увеличилась  на 6,6% по сравнению с 2009 г. АЭС в 2010 г. На 0,6% больше объема электроэнергии, выработанной в 2009 г.

Электростанции, являющиеся частью технологических комплексов промышленных предприятий и предназначенные  в основном для снабжения их электроэнергией (электростанции промышленных предприятий), за 2010 на 2,7% меньше, чем в 2009 г.).

Потребление электроэнергии в 2010 г. в целом по России снизилось, что на 4,6% меньше объема потребленной электроэнергии в 2009 г., данные в процентном соотношении представлены на рисунке 17:

 

 

Рисунок 17 - Производство электроэнергии в РФ за 2010 год

 

В настоящее время базовые  месторождения Западной Сибири, обеспечивающие основную часть текущей добычи, в  значительной мере уже выработаны (Медвежье на 75,6 процента, Уренгойское (сеноман) на 65,4 процента, Ямбургское (сеноман) на 54,1 процента).

«Газпром» - крупнейший кредитор российской экономики. Согласно отчетности «Газпрома», его ежемесячная валютная выручка составляет 600 млн. долл., 800 млн. руб. получает с внутренних потребителей «Межрегионгаз».

Доля ОАО «Газпрома» на европейском газовом рынке представлена на рисунке 18:

 

Рисунок 18 - Доля ОАО «Газпрома» на европейском газовом рынке 

 

За рубежом он располагает  огромными активами, в основном в  виде долей в компаниях, владеющих  газотранспортными и газораспределительными системами. «Газпром» включает 8 газодобывающих объединений и 13 региональных газотранспортных предприятий, а также внешнеэкономическое  предприятие «Газэкспорт»; его активы продемонстрированы на рисунке 19:

Информация о работе Государственное регулирование естественных монополий в современной экономике России