Государственное регулирование естественных монополий в современной экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 17:37, курсовая работа

Описание работы

Существует огромное количество различных рыночных состояний, что позволяет говорить о несовершенстве рынков и рассматривать монополистическую составляющую в качестве причины этого несовершенства. Рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными. Монопольное положение является желанным для каждого производителя (предпринимателя), т.к. позволяет избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией. А

Содержание работы

Введение 3
I. Естественные монополии в РФ: общая характеристика, методы и инструменты регулирования 5
1. Природа естественных монополий и возможности их государственного регулирования 5
2. Естественные монополии в России и особенности формирования на примере «Газпром», «ЕЭС России» и МПС 16
3. Основные направления реформирования деятельности естественных монополий 19
II. Анализ современного состояния естественных монополий в России 23
1. Сравнительный анализ антимонопольного законодательства России и зарубежных стран 23
2. Анализ деятельности естественных монополий и их вклад в развитие экономики России 27
3. Анализ государственного регулирования естественных монополий в России 34
III. Приоритетные задачи государственной политики в сфере естественных монополий 36
2. Подходы к разработке социально-экономической стратегии России на период до 2020 г. по направлению «Реформа естественных монополий» 38
Заключение 41
Список Литературы 43

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 361.96 Кб (Скачать файл)

Также в 2009 году проводилась планомерная работа, направленная на завершение процесса формирования конкурентного рынка пассажирских железнодорожных перевозок в пригородном сообщении. В рамках данной работы проводились мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой базы в указанной сфере, а также по завершению процесса создания совместно с субъектами Российской Федерации пригородных пассажирских компаний.

Кроме того, в 2009 году заинтересованными органами исполнительной власти Российской Федерации совместно с ОАО «РЖД» реализовывался комплекс мер, направленных на завершение в 2010 году процедуры создания дочернего общества ОАО «РЖД» ОАО «Вторая грузовая компания», с передачей в уставный капитал создаваемой компании остающегося в структуре ОАО «РЖД» вагонного парка. При этом в процессе создания ОАО «ВГК» предполагается привлечь частных инвесторов к участию в формировании уставного капитала компании.

В 2009 году Министерством велась работа по внесению изменений в действующее законодательство о железнодорожном транспорте. Актуальность внесения указанных изменений обусловлена необходимостью создания предпосылок для организации в рамках отрасли новой структуры отношений, для которых будут созданы более полноценные и совершенные нормативные условия, необходимые для дальнейшего развития конкуренции в сфере железнодорожных перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа.

В настоящее время Министерством согласуются новые редакции Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и Федерального закона от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».

Также следует отметить, что в рамках программы развития конкуренции в Российской Федерации на 2009 - 2012 годы Минэкономразвития России в 2009 году велась работа по разработке Концепции создания специализированного информационно-торгового центра («биржи») железнодорожных вагонов (далее - «биржа» вагонов).

Необходимость создания «биржи»  вагонов обусловлена, с одной стороны, растущим количеством частного парка, с другой - отсутствием единой согласованной технологии управления парком ОАО «РЖД» и парком частных собственников, что привело к снижению эффективности работы грузового вагона.

Следует отметить, что «биржа» вагонов будет способствовать созданию максимально прозрачного рынка транспортных услуг, обеспечению обмена незадействованными мощностями между ОАО «РЖД» и частными операторами, ускорению процесса перевозки за счет экономии времени на поиск ближайших порожних вагонов, выстраиванию наиболее оптимальных логистических маршрутов за счет сокращения порожнего пробега и простоев вагонов, развитию рыночных механизмов взаимодействия между владельцами подвижного состава.

В 2009 году в электроэнергетике завершен этап институциональных преобразований. Созданные в результате реформирования электроэнергетической отрасли компании функционируют в рамках переходной модели розничного и оптового рынка электрической энергии (мощности). Завершение формирования целевой структуры отрасли электроэнергетики связано с совершенствованием нормативной базы.

Доля электроэнергии, отпускаемой  по свободным (нерегулируемым) ценам, повысится с 30 % от всей отпущенной электроэнергии в 2009 году до 53 % в 2010 году и до 76 % в 2011 и 2012 годах. Предполагается, что к 2011 году произойдет полная либерализация рынка электроэнергии, за исключением отпуска электроэнергии населению и в неценовых зонах и изолированных энергосистем.

Основные вопросы, которые  предстоит решить в ближайшие годы в сфере электроэнергетики для завершения формирования целевой структуры отрасли, представлены на рисунке 13:

 

 


Необходимые меры в электроэнергетике для завершения формирования целевой структуры отрасли



 

введение долгосрочного  рынка мощности



устранение ограничений  по входу на рынок новых участников





 

увеличение конкуренции  на розничном рынке электрической энергии


Перейти к целевой модели розничного и оптового рынка электрической энергии


 


 


 

Совершенствовать  методы тарифного регулирования и, в частности, внедрение метода доходности инвестированного капитала


ликвидировать перекрестное субсидирование в электроэнергетике между территориями и группами потребителей



 

 

 

 


 

 

Рисунок 10 - Необходимые меры в электроэнергетике на среднесрочную  перспективу

 

В 2011 году планируется продолжить разработку и принятие нормативных правовых актов, гарантирующих недискриминационный и максимально регламентированный порядок доступа к объектам транспортной инфраструктуры и электрическим сетям. Предстоит принять правила розничных рынков электроэнергии, нормативные правовые акты по внедрению долгосрочного рынка электроэнергетических мощностей.

В области железнодорожного транспорта в 2011 году особое внимание будет направлено на решение следующих вопросов:

а) целесообразность и эффективность отделения инфраструктуры от грузовых перевозок;

б) целесообразность введения «услуг локомотивной тяги» и выделения локомотивной составляющей в тарифах на грузовые перевозки;

в) выбор оптимальной модели конкуренции грузовых перевозчиков (конкуренция на маршруте/конкуренция за маршрут);

г) формирование эффективно функционирующей модели рынка оперирования грузовыми вагонами при создании ОАО «Вторая грузовая компания», предусматривающей дальнейшую демонополизацию данного вида деятельности, а также учитывающую необходимость выполнения социально значимых видов перевозок в условиях отсутствия инвентарного парка;

д) определение направлений  и первоочередных задач реформирования тарифной системы;

е) формирование системы  государственной поддержки развития и модернизации инфраструктуры на основе принципа государственного заказа при параллельном введении параметров качества инфраструктуры и принятие решений по малодеятельным линиям.

В 2011 году планируется осуществить комплекс работ по переходу к модели тарифного регулирования методом доходности инвестированного капитала. Новое тарифное регулирование должно создавать стимулы для постоянного снижения операционных расходов.

Основными задачами на 2011 год является стимулирование использования энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий в сфере деятельности субъектов естественных монополий

С целью реализации норм указанной статьи в 2011 году в Минэкономразвития России будет осуществляться разработка правил установления требований к программам по энергосбережению и повышению энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.

Для повышения эффективности деятельности субъектов естественных монополий планом мероприятий по реализации Основных направлений государственной тарифно-ценовой политики в инфраструктурном секторе на период 2010 - 2011 годов (далее - план) предусмотрено внесение изменений в Федеральный закон «О естественных монополиях» в части установления основ порядка формирования, согласования и контроля исполнения инвестиционных программ субъектов естественных монополий. Для повышения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий планом также предусмотрены разработка стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий, а также разработка предложений по созданию единого информационного ресурса (портала), связанного с размещением и использованием информации, предусмотренной к опубликованию в рамках Стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий и организациями коммунального комплекса.

В 2010 году деятельность Министерства была направлена на повышение публичности, прозрачности и прогнозируемости на долгосрочный период инвестиционных программ ключевых инфраструктурных монополий. Результатом этого является сокращение доли средств, направляемых на покупку финансовых и непрофильных активов, расширена сфера деятельности Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» с учетом субъектов естественных монополий. Инвестиционные программы субъектов естественных монополий должны быть согласованы и синхронизированы с государственными долгосрочными целевыми программами и планами градостроительного развития.

Основные задачи на 2011 год – разработка нормативных правовых актов, необходимых для реформирования субъектов естественных монополий.

В соответствии с Планом мероприятий по реализации Основных направлений государственной тарифно-ценовой политики в инфраструктурном секторе в 2010 году предусматривается подготовить следующие проекты:

а) Внесение изменений в Федеральный закон «О естественных монополиях», касающихся в том числе:

1) уточнения понятия субъекта  естественной монополии;

2) определения статуса  реестра субъектов естественных  монополий;

3) разграничения полномочий  органов регулирования естественных  монополий;

б) Разработка механизма  компенсации выпадающих доходов  энергосбытовых организаций, связанных  с реализацией электрической энергии социально значимым категориям потребителей, включая применение нормы субсидируемого потребления электрической энергии, и поэтапной ликвидации перекрестного субсидирования;

в) Внесение изменений в Федеральный закон «О естественных монополиях» в части установления основ порядка формирования, согласования и контроля исполнения инвестиционных программ субъектов естественных монополий;

г) Внесение изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» в части установления особенностей регулирования тарифов при заключении концессионных соглашений;

д) Внесение изменений в Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса в части:

1) обеспечения возможности  регулирования тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала и других методов регулирования при установлении тарифов на долгосрочный период;

2) установления особенностей  регулирования тарифов при соглашений;

  1. Анализ современного состояния естественных монополий в России

  1. Сравнительный анализ антимонопольного законодательства России и зарубежных стран

 

Российская  Федерация унаследовала от советской  командно-административной системы  управления множество предприятий-гигантов или даже целые отросли, которые  с переходом к рыночной экономике  были преобразованы в естественные монополии: в их числе железнодорожный  транспорт, нефти и газо-добывающие предприятия, телеграфное, телефонное и почтовое сообщения, электроэнергетика.

В Российской Федерации система регулирования  монополий только формируется и  предусматривает лишь комплексное  воздействие на объемы производства, процессы ценообразования и качество продукции в заранее определенной области, либо функциональное воздействие  на отдельные стороны хозяйственной  деятельности.

Совокупность нормативных  актов Российской Федерации, направленной на защиту конкуренции, выглядит следующим  образом. Первоначально основными элементами этой системы были Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. № 948 (с изменениями от 24 июня, 15 июля 1992 г., 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г., 2 января 2000 г., 30 декабря 2001 г., 21 марта, 9 октября 2002 г., 7 марта 2005 г., 2 февраля 2006 г.) и Федеральный закон от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (с изменениями и дополнениями от 30 декабря 2001 г., 2 февраля 2006 г.). Затем второй из перечисленных законов был отменен полностью, а первый – в большинстве своих статей, и основным законодательным актом антимонопольного регулирования в настоящее время является Федеральный закон от 26 июля 2006 г. «О защите конкуренции».

Данный закон был направлен  на снижение степени монополизации  рынка. Он запретил соглашения между  конкурирующими фирмами, занимающими  в совокупности доминирующее положение  на рынке, если их результатом может  быть существенное ограничение конкуренции. В том числе, запрещаются соглашения и согласованные действия, направленные на установление и поддержание цен, раздел рынков сбыта, ограничение доступа  на рынок других фирм, отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями. Признаются также  недействительными соглашения фирм, доминирующих на рынке, со своими поставщиками, если эти соглашения ведут к существенному  ограничению конкуренции. Закон  предоставил право Антимонопольному комитету Российской Федерации принимать  решения о принудительном разделении предприятий, входящих в состав предпринимательских  монополий. [9,70-71]

Информация о работе Государственное регулирование естественных монополий в современной экономике России