Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 17:37, курсовая работа
Существует огромное количество различных рыночных состояний, что позволяет говорить о несовершенстве рынков и рассматривать монополистическую составляющую в качестве причины этого несовершенства. Рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными. Монопольное положение является желанным для каждого производителя (предпринимателя), т.к. позволяет избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией. А
Введение 3
I. Естественные монополии в РФ: общая характеристика, методы и инструменты регулирования 5
1. Природа естественных монополий и возможности их государственного регулирования 5
2. Естественные монополии в России и особенности формирования на примере «Газпром», «ЕЭС России» и МПС 16
3. Основные направления реформирования деятельности естественных монополий 19
II. Анализ современного состояния естественных монополий в России 23
1. Сравнительный анализ антимонопольного законодательства России и зарубежных стран 23
2. Анализ деятельности естественных монополий и их вклад в развитие экономики России 27
3. Анализ государственного регулирования естественных монополий в России 34
III. Приоритетные задачи государственной политики в сфере естественных монополий 36
2. Подходы к разработке социально-экономической стратегии России на период до 2020 г. по направлению «Реформа естественных монополий» 38
Заключение 41
Список Литературы 43
Также в 2009 году проводилась планомерная работа, направленная на завершение процесса формирования конкурентного рынка пассажирских железнодорожных перевозок в пригородном сообщении. В рамках данной работы проводились мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой базы в указанной сфере, а также по завершению процесса создания совместно с субъектами Российской Федерации пригородных пассажирских компаний.
Кроме того, в 2009 году заинтересованными органами исполнительной власти Российской Федерации совместно с ОАО «РЖД» реализовывался комплекс мер, направленных на завершение в 2010 году процедуры создания дочернего общества ОАО «РЖД» ОАО «Вторая грузовая компания», с передачей в уставный капитал создаваемой компании остающегося в структуре ОАО «РЖД» вагонного парка. При этом в процессе создания ОАО «ВГК» предполагается привлечь частных инвесторов к участию в формировании уставного капитала компании.
В 2009 году Министерством велась работа по внесению изменений в действующее законодательство о железнодорожном транспорте. Актуальность внесения указанных изменений обусловлена необходимостью создания предпосылок для организации в рамках отрасли новой структуры отношений, для которых будут созданы более полноценные и совершенные нормативные условия, необходимые для дальнейшего развития конкуренции в сфере железнодорожных перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа.
В настоящее время Министерством согласуются новые редакции Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и Федерального закона от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».
Также следует отметить, что в рамках программы развития конкуренции в Российской Федерации на 2009 - 2012 годы Минэкономразвития России в 2009 году велась работа по разработке Концепции создания специализированного информационно-торгового центра («биржи») железнодорожных вагонов (далее - «биржа» вагонов).
Необходимость создания «биржи» вагонов обусловлена, с одной стороны, растущим количеством частного парка, с другой - отсутствием единой согласованной технологии управления парком ОАО «РЖД» и парком частных собственников, что привело к снижению эффективности работы грузового вагона.
Следует отметить, что «биржа» вагонов будет способствовать созданию максимально прозрачного рынка транспортных услуг, обеспечению обмена незадействованными мощностями между ОАО «РЖД» и частными операторами, ускорению процесса перевозки за счет экономии времени на поиск ближайших порожних вагонов, выстраиванию наиболее оптимальных логистических маршрутов за счет сокращения порожнего пробега и простоев вагонов, развитию рыночных механизмов взаимодействия между владельцами подвижного состава.
В 2009 году в электроэнергетике завершен этап институциональных преобразований. Созданные в результате реформирования электроэнергетической отрасли компании функционируют в рамках переходной модели розничного и оптового рынка электрической энергии (мощности). Завершение формирования целевой структуры отрасли электроэнергетики связано с совершенствованием нормативной базы.
Доля электроэнергии, отпускаемой по свободным (нерегулируемым) ценам, повысится с 30 % от всей отпущенной электроэнергии в 2009 году до 53 % в 2010 году и до 76 % в 2011 и 2012 годах. Предполагается, что к 2011 году произойдет полная либерализация рынка электроэнергии, за исключением отпуска электроэнергии населению и в неценовых зонах и изолированных энергосистем.
Основные вопросы, которые предстоит решить в ближайшие годы в сфере электроэнергетики для завершения формирования целевой структуры отрасли, представлены на рисунке 13:
Необходимые меры в электроэнергетике для завершения формирования целевой структуры отрасли
введение долгосрочного рынка мощности
устранение ограничений по входу на рынок новых участников
увеличение конкуренции на розничном рынке электрической энергии
Перейти к целевой модели розничного и оптового рынка электрической энергии
Совершенствовать методы тарифного регулирования и, в частности, внедрение метода доходности инвестированного капитала
ликвидировать перекрестное субсидирование в электроэнергетике между территориями и группами потребителей
Рисунок 10 - Необходимые меры в электроэнергетике на среднесрочную перспективу
В 2011 году планируется продолжить разработку и принятие нормативных правовых актов, гарантирующих недискриминационный и максимально регламентированный порядок доступа к объектам транспортной инфраструктуры и электрическим сетям. Предстоит принять правила розничных рынков электроэнергии, нормативные правовые акты по внедрению долгосрочного рынка электроэнергетических мощностей.
В области железнодорожного транспорта в 2011 году особое внимание будет направлено на решение следующих вопросов:
а) целесообразность и эффективность отделения инфраструктуры от грузовых перевозок;
б) целесообразность введения «услуг локомотивной тяги» и выделения локомотивной составляющей в тарифах на грузовые перевозки;
в) выбор оптимальной модели
конкуренции грузовых перевозчиков
(конкуренция на маршруте/
г) формирование эффективно функционирующей модели рынка оперирования грузовыми вагонами при создании ОАО «Вторая грузовая компания», предусматривающей дальнейшую демонополизацию данного вида деятельности, а также учитывающую необходимость выполнения социально значимых видов перевозок в условиях отсутствия инвентарного парка;
д) определение направлений и первоочередных задач реформирования тарифной системы;
е) формирование системы
государственной поддержки
В 2011 году планируется осуществить комплекс работ по переходу к модели тарифного регулирования методом доходности инвестированного капитала. Новое тарифное регулирование должно создавать стимулы для постоянного снижения операционных расходов.
Основными задачами на 2011 год является стимулирование использования энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий в сфере деятельности субъектов естественных монополий
С целью реализации норм указанной статьи в 2011 году в Минэкономразвития России будет осуществляться разработка правил установления требований к программам по энергосбережению и повышению энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.
Для повышения эффективности деятельности субъектов естественных монополий планом мероприятий по реализации Основных направлений государственной тарифно-ценовой политики в инфраструктурном секторе на период 2010 - 2011 годов (далее - план) предусмотрено внесение изменений в Федеральный закон «О естественных монополиях» в части установления основ порядка формирования, согласования и контроля исполнения инвестиционных программ субъектов естественных монополий. Для повышения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий планом также предусмотрены разработка стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий, а также разработка предложений по созданию единого информационного ресурса (портала), связанного с размещением и использованием информации, предусмотренной к опубликованию в рамках Стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий и организациями коммунального комплекса.
В 2010 году деятельность Министерства была направлена на повышение публичности, прозрачности и прогнозируемости на долгосрочный период инвестиционных программ ключевых инфраструктурных монополий. Результатом этого является сокращение доли средств, направляемых на покупку финансовых и непрофильных активов, расширена сфера деятельности Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» с учетом субъектов естественных монополий. Инвестиционные программы субъектов естественных монополий должны быть согласованы и синхронизированы с государственными долгосрочными целевыми программами и планами градостроительного развития.
Основные задачи на 2011 год – разработка нормативных правовых актов, необходимых для реформирования субъектов естественных монополий.
В соответствии с Планом мероприятий по реализации Основных направлений государственной тарифно-ценовой политики в инфраструктурном секторе в 2010 году предусматривается подготовить следующие проекты:
а) Внесение изменений в Федеральный закон «О естественных монополиях», касающихся в том числе:
1) уточнения понятия субъекта естественной монополии;
2) определения статуса
реестра субъектов
3) разграничения полномочий
органов регулирования
б) Разработка механизма компенсации выпадающих доходов энергосбытовых организаций, связанных с реализацией электрической энергии социально значимым категориям потребителей, включая применение нормы субсидируемого потребления электрической энергии, и поэтапной ликвидации перекрестного субсидирования;
в) Внесение изменений в Федеральный закон «О естественных монополиях» в части установления основ порядка формирования, согласования и контроля исполнения инвестиционных программ субъектов естественных монополий;
г) Внесение изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» в части установления особенностей регулирования тарифов при заключении концессионных соглашений;
д) Внесение изменений в Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса в части:
1) обеспечения возможности
регулирования тарифов с
2) установления особенностей регулирования тарифов при соглашений;
Российская Федерация унаследовала от советской командно-административной системы управления множество предприятий-гигантов или даже целые отросли, которые с переходом к рыночной экономике были преобразованы в естественные монополии: в их числе железнодорожный транспорт, нефти и газо-добывающие предприятия, телеграфное, телефонное и почтовое сообщения, электроэнергетика.
В Российской
Федерации система
Совокупность нормативных актов Российской Федерации, направленной на защиту конкуренции, выглядит следующим образом. Первоначально основными элементами этой системы были Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. № 948 (с изменениями от 24 июня, 15 июля 1992 г., 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г., 2 января 2000 г., 30 декабря 2001 г., 21 марта, 9 октября 2002 г., 7 марта 2005 г., 2 февраля 2006 г.) и Федеральный закон от 23 июня 1999 г. № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (с изменениями и дополнениями от 30 декабря 2001 г., 2 февраля 2006 г.). Затем второй из перечисленных законов был отменен полностью, а первый – в большинстве своих статей, и основным законодательным актом антимонопольного регулирования в настоящее время является Федеральный закон от 26 июля 2006 г. «О защите конкуренции».
Данный закон был направлен
на снижение степени монополизации
рынка. Он запретил соглашения между
конкурирующими фирмами, занимающими
в совокупности доминирующее положение
на рынке, если их результатом может
быть существенное ограничение конкуренции.
В том числе, запрещаются соглашения
и согласованные действия, направленные
на установление и поддержание цен,
раздел рынков сбыта, ограничение доступа
на рынок других фирм, отказ от заключения
договоров с определенными