Государственное регулирование естественных монополий в современной экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 17:37, курсовая работа

Описание работы

Существует огромное количество различных рыночных состояний, что позволяет говорить о несовершенстве рынков и рассматривать монополистическую составляющую в качестве причины этого несовершенства. Рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными. Монопольное положение является желанным для каждого производителя (предпринимателя), т.к. позволяет избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией. А

Содержание работы

Введение 3
I. Естественные монополии в РФ: общая характеристика, методы и инструменты регулирования 5
1. Природа естественных монополий и возможности их государственного регулирования 5
2. Естественные монополии в России и особенности формирования на примере «Газпром», «ЕЭС России» и МПС 16
3. Основные направления реформирования деятельности естественных монополий 19
II. Анализ современного состояния естественных монополий в России 23
1. Сравнительный анализ антимонопольного законодательства России и зарубежных стран 23
2. Анализ деятельности естественных монополий и их вклад в развитие экономики России 27
3. Анализ государственного регулирования естественных монополий в России 34
III. Приоритетные задачи государственной политики в сфере естественных монополий 36
2. Подходы к разработке социально-экономической стратегии России на период до 2020 г. по направлению «Реформа естественных монополий» 38
Заключение 41
Список Литературы 43

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 361.96 Кб (Скачать файл)

Предметом государственного регулирования являются отношения  между субъектом естественной монополии  и потребителем по поводу приобретения соответствующего товара – эти отношения  заведомо не сбалансированы, и сильная  сторона может навязать слабой свои условия. Российское законодательство (ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации) подразумевает наличие  двух альтернативных механизмов формирования цен: либо договорная цена, либо – цена, устанавливаемая (регулируемая) уполномоченными  государственными или муниципальными органами. При этом регулирование  применяется почти исключительно  к товарам (работам, услугам), производимым в условиях естественной монополии. Соответственно, в остальных случаях  для формирования справедливой цены должен эффективно работать механизм рыночной конкуренции.

Реформирование естественных монополий имеет смысл в том  случае, если достигается минимизация  сферы, подлежащей государственному регулированию, при том, что обеспечивается достаточный  уровень конкуренции на рынках, выделяемых из структур с естественной монополией рынках.

Выделение конкурентных видов  деятельности и упразднение государственного регулирования цен на них должно предваряться устранением барьеров входа на рынок, гарантирующим реальное развитие конкуренции - с тем, чтобы  не произошла замена регулируемой монополии  на нерегулируемую. Примером неудачного «реформирования» является выделение  обслуживания внутридомового газового оборудования многоквартирных домов  в качестве отдельной услуги (ранее  оно производилось в рамках газоснабжения  жилых домов, и затраты на него учитывались при формировании соответствующих регулируемых тарифов).

Развитию конкуренции  на этом рынке препятствует норма, закрепленная постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2007г. № 549: деятельность по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования имеет право  осуществлять только газораспределительная  организация – то есть монополия  сохраняется, а цена выведена из-под  регулирования. Практическим недостатком  государственного регулирования цен  часто является отсутствие подробного описания состава тарифицируемого  товара (услуги, работы). Это приводит к тому, что регулируемый хозяйствующий  субъект может ухудшать качество товара – например, если речь идет о  продукте, уменьшать его вес или  изменять рецептуру. Применительно  к услугам (работам) это проявляется  в том, что в качестве отдельной  услуги (с дополнительной оплатой  по договорной цене) выделяется то, что, по сути, является технологической  операцией в рамках регулируемого  вида деятельности. Поскольку государство  устанавливает цену, которая является условием возмездного договора, то необходимо однозначно определить и  объем встречных обязательств субъекта естественной монополии – на что  контрагент вправе рассчитывать, оплатив  установленную государством цену.

В связи с этим при государственном  регулировании цен на услуги естественных монополий необходимо четко фиксировать  качественные, технологические и  иные параметры товаров (работ, услуг), на которые устанавливаются цены. Это следует осуществлять, в том  числе путем издания подробных  правил оказания услуг и перечней технологических операций, входящих в состав услуги, чтобы хозяйствующий  субъект не мог неправомерно экономить  на качестве товара или на неполноте  услуги.

Важным понятием с этой точки зрения является понятие «единый  технологический комплекс субъекта естественной монополии», содержащееся в Федеральном законе от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (ст. 200). К данному комплексу, согласно закону, относится недвижимое и иное имущество, непосредственно используемое для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, и запасы расходуемого сырья и материалов, которые используются для исполнения договоров, связанных с деятельностью должника в качестве субъекта естественной монополии. Очевидно, что состав оборудования, включаемого в единый комплекс, должен корреспондировать с перечнем технологических операций, входящих в состав услуги субъекта естественной монополии.

Эти обстоятельства необходимо отразить при доработке законодательства о естественных монополиях.

 

  1. Подходы к разработке социально-экономической стратегии России на период до 2020 года по направлению «Реформа естественных монополий»

Важность реформирования естественных монополий очевидна, так  как, реформирование естественных монополий  может способствовать повышению  предпринимательской активности, улучшению  инвестиционного климата. Важность реформирования естественных монополий  связана с ростом издержек на вырабатываемую продукцию, который становятся обоснованием для повышения уровня тарифов  естественных монополий, непрозрачностью  информации, непрофильными активами, что снижает капитализацию таких  компаний и увеличивает затраты  на привлечение инвестиций. Нередко можно слышать заявления о том, что реформирование естественных монополий почти автоматически ведет к усилению конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности. На практике более половины отечественных компаний, в том числе и компании-монополии, постоянно занимаются реструктуризацией бизнеса или отдельных структурных подразделений. Побудившими причинами являются низкая эффективность, поиск сторонних инвесторов, невысокая цена акций. Результаты не всегда оправдывают ожидания реформаторов.

Основные задачи в сфере  реформирования естественных монополий


В сфере реформирования естественных монополий необходимо обеспечить решение  двух основных задач, рисунок 22:


 

 1 задача



2 задача


 


разделить естественно-монопольные  и потенциально конкурентные сектора


сократить масштаб монополизации инфраструктур


обеспечить равноправный и прозрачный доступ всех экономических субъектов к объектам естественных монополий



 

 

 

Рисунок 22 - Основные задачи в сфере реформирования естественных монополий

Предполагается принять  нормативные правовые акты, обеспечивающие недискриминационный, прозрачный и  максимально регламентированный доступ к инфраструктуре во всех секторах естественных монополий. Одновременно будет обеспечено создание механизмов, стимулирующих снижение издержек и  рост эффективности инвестиционной деятельности субъектов естественных монополий.

В развитии и обновлении инфраструктуры государство в существенной степени будет ориентироваться  на частный капитал. Будут обеспечены конкурентоспособные условия работы бизнеса в инфраструктурных проектах, прежде всего, за счет новой тарифной политики. Долгосрочные тарифы будут гарантировать инвесторам и кредиторам возвратность и рыночную доходность вложенных средств. Уровень тарифа будет увязан с качеством оказываемых услуг. Регулятор будет экономически стимулировать инфраструктурные компании к снижению издержек.

При реформировании естественных монополий надо учесть недавний опыт проведения реструктуризации в странах  Центральной и Восточной Европе: процессы реструктуризации имеют определенную последовательность. И проведение реструктуризации в российских компаниях стало  в большей степени напоминать процессы в этих странах. На начальной  стадии процессов реструктуризации исследовались конкурентоспособность, производственные возможности и  производительность труда. Для уменьшения себестоимости производимой продукции  увольнялся избыточный персонал. Последующая  стадия - это сохранение квалифицированных  кадров, привлечение иностранных  экспертов, а также повышение  управляемости производственными  процессами. Третья стадия реструктуризации связана с тем, что крупные  компании имеют капиталоемкие производства и требуют привлечение больших  денежных средств. Внутренний рынок  не мог обеспечить приток в нужном объеме, поэтому с целью привлечения  иностранных инвесторов российским компаниям пришлось избавляться  от непрофильных активов.

На первой стадии необходимы варианты реформирования по отдельным  компаниям-монополиям. В такой работе должны участвовать специалисты  компаний-монополий. Следует исключить  крайности в организации этого  непростого дела. Если относительно недавно  такие вопросы полностью замыкались на компании-монополии, то сейчас представители  таких компаний не введены в состав экспертных групп. На второй стадии подготовки раздела "Реформирование естественных монополий" следует учесть результаты других общих разделов. Например, при  реформировании монополий таких  как Газпром, Транснефть, РЖД и т.п. необходимо активное привлечение внешних средств. При форсированном росте экономики, предусмотренном правительственной концепцией долгосрочного развития РФ до 2020 года, следует учесть, что структурные проблемы экономики усугубятся, и в будущем потребуется гораздо больше средств для устранения их последствий. Это должно быть учтено при реформировании естественных монополий. Т.е. на второй стадии подготовки раздела надо учесть результаты разработки других разделов и дать рекомендации в смежные разделы.

Прежде чем реформировать  необходимо, удостовериться, что выгоды перекрывают издержки и риски. Поэтому  раздел должен содержать анализ рисков, связанных с реформированием  естественных монополий. Реформирование компаний-монополий, выделение структурных  подразделений, способных действовать  в условиях конкурентного рынка (добыча газа, ремонт скважин), должно сопровождаться упорядочиванием условий и правил бизнеса, с тем чтобы исключить  риск замены одной монополии на другую: государственной на частную.[12]

Разработку проектов преобразований естественных монополий и ранее  поручали руководству самих этих монополий. Реформу газового хозяйства  разрабатывал Газпром, железных дорог  – Министерство транспорта, электроэнергетики  – руководство РАО «ЕЭС». При  этом не учитывался конфликт интересов. Правила и условия реорганизации  государственной компании, распродажи ее активов не должны устанавливать  менеджеры монополий.

Следует помнить о сложности  дальнейшей реализации задачи по разделению компаний-монополий. Решение, которой  возможно при обеспечении прозрачности условий приватизации (продажи) активов, их разукрупнения и поэтапного дерегулирования  соответствующих секторов. Необходимо начинать с финансового оздоровления нынешних структурных подразделений  компаний-монополий, наведения порядка  в их финансовой отчетности, отсечения  структур, занятых в непрофильной деятельности и т.п. Определить возможность  реализации реформы с точки зрения изменения нормативной базы, оценить  возможные реакции на те или иные меры, как реформирование естественных монополий приведет к инновационному социально ориентированному типу экономического развития задача экспертной группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Заключение

Экономическая деятельность естественных монополий должна рассматриваться  в контексте глобализации мировой  экономики и ужесточения международной  конкуренции транснациональных  корпораций, т.к. именно они выступают  основными субъектами глобальной экономики, аккумулирующими большую часть  образующихся в ней доходов. Создание и успешное развитие транснациональных  корпораций требуют огромных усилий, времени, благоприятного климата поддержки, в том числе и на правительственном  уровне. Национальная экономика без  таких компаний обречена на пассивную  роль в общемировых экономических  отношениях. На сегодняшний день в  нашей стране действует единственная в полном смысле транснациональная  компания, обладающая неоспоримым весом  на европейском континенте - это  ОАО « Газпром».

По своим экономическим, техническим и организационным  характеристикам российские естественные монополии (РАО «ЕЭС России», ОАО  «Газпром», МПС) находятся на уровне лучших мировых стандартов, а по отдельным показателям их превосходят. Эти хозяйственные структуры  при разумном к ним отношении  могут не только вытянуть нашу экономику  из сегодняшнего прорыва, но и позволить  ей занять в XXI в. одно из ведущих мест в мире. Естественные монополии следует  рассматривать как наше национальное достояние, во многом не имеющее аналогов в мире.

Реформы естественных монополий  не должны сводиться к примитивному их дроблению, а по сути - к разрушению и деградации. Ведь благодаря функционированию естественных монополий российская экономика пока держится «на плаву».

Функционирование естественных монополий должно стать приоритетным направлением координирующей промышленной политики Министерства экономики РФ, которую надо строить на основе перспективных  прогнозных оценок потребностей в услугах  и продукции естественных монополий  на отечественном и мировом рынках.

Для развития экономики необходимо регулирование деятельности естественных монополий, но именно регулирование, а  не дробление. Естественные монополии могут не только органично вписаться в экономику региона, но и поднять его уровень до небывалых высот. Проблема регулирования естественных монополий всегда имела особое место. Сохранение баланса между интересами населения и монополистами - это очень непростая задача. Для этого необходимо определять тарифы наиболее эффективным и справедливым образом, учитывая интересы обеих сторон. Также необходимо стимулировать предприятия естественных монополий к уменьшению издержек производства, улучшению качества обслуживания. Для осуществления всех этих задач созданы органы регулирования естественных монополий. Прежде чем принять какое-либо решение об изменении регулирования, органы регулирования проводят тщательный анализ отрасли, учитывая все необходимые аспекты их деятельности.

Информация о работе Государственное регулирование естественных монополий в современной экономике России