Государственное регулирование занятости населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:10, курсовая работа

Описание работы

Трудности, возникшие в процессе перераспределения социальных функций,
разграничения Федерации и ее субъектов, а также изменения соотношения
различных форм собственности, наглядно выявились в ходе муниципализации
социальных объектов приватизированных предприятий. Местные и областные
администрации были вынуждены в 1995-1996 г.г. принять на себя
дополнительные социальные функции. Федеральным центром была принята
программа муниципализации объектов социальной сферы, которая предполагала
выделение на эти цели региональных финансовых ресурсов, а в случае их
недостатка - помощь из федеральных источников.

Содержание работы

Введение 3
1. Политика занятости, ее социальная ориентация и основные задачи в
условиях многообразия форм собственности и перехода к рыночной экономике.
4
2. Безработица: явная и скрытая, причины и особенности ее появления.
10
3. Социально-экономические и организационно-правовые проблемы массового
высвобождения и организационного трудоустройства работников в условиях
НТП, структурных сдвигов в экономике, совершенствования размещения
производительных сил, рынка труда. 12
4. Государственная система занятости: структура, основные направления
развития на современном этапе. 18
5. Основные тенденции формирования, распределения и использования трудовых
ресурсов в регионах страны. Проблемы изучения и формирования рынка
рабочей силы. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование занятости населения.docx

— 94.23 Кб (Скачать файл)

Государственное регулирование занятости населения 

                 ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ СФЕРЫ  БЫТА И УСЛУГ

 

 

           Кафедра  : Государственного и муниципального  управления

 

 

 

                       К У Р С О В А Я     Р А Б О Т А

 

         На тему: Государственное регулирование  занятости населения

 

 

 

Выполнили:  Ковалева Т.В.     ЭД 4 - 1

 

 

 

Проверил:    СУЩЕВ  О.П.

 

 

 

                                   МОСКВА

1997 ГОД

 

Введение    3

 

1.  Политика  занятости,  ее  социальная  ориентация  и   основные  задачи  в

  условиях многообразия форм  собственности и перехода к  рыночной экономике.

  4

 

2. Безработица:  явная  и   скрытая,  причины  и  особенности   ее  появления.

  10

 

3.  Социально-экономические   и  организационно-правовые  проблемы  массового

  высвобождения и организационного  трудоустройства  работников  в  условиях

  НТП,  структурных  сдвигов   в  экономике,  совершенствования   размещения

  производительных сил, рынка  труда.    12

 

4.  Государственная  система   занятости:  структура,  основные  направления

  развития на современном  этапе.  18

 

5. Основные тенденции формирования, распределения и  использования   трудовых

  ресурсов  в регионах  страны.  Проблемы  изучения  и  формирования  рынка

  рабочей силы.  24

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  29

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ      30

 

 

 

Введение

 

 

Переход от централизованной системы  хозяйствования к рыночной  обусловливает

возникновение деформации  в сфере  социально-трудовых отношений и  обострение

проблем  занятости.   Только   государственное   регулирование    социально-

экономических  процессов,  в  том  числе  и   занятости   населения,   может

приблизить общество к реализации стратегических целей реформ.

 

Структурная перестройка экономики  России привела к высвобождению  работников

из материальной и нематериальной сфер  экономики,  и  тем  самым,  появлению

явной безработицы. Увеличивается  и  скрытая  безработица  (  за  счет  лиц,

самостоятельно  ищущих  работу,  находящихся  в  частично  оплачиваемых  или

полностью неоплачиваемых отпусках, работающих не по своему желанию  неполный

рабочий день или неделю и т. д.). в настоящее  время  потенциальный  уровень

безработицы с учетом ее скрытой  формы составляет от 17 до  20%  экономически

активного населения.

 

 

Несмотря на рост масштабов безработицы  вследствие как  действия  объективных

факторов,  так  и  недостаточной   гибкости   формирующегося   рынка   труда

потребности  в  рабочей  силе  отдельных  предприятий   не   удовлетворяются

полностью за счет местных трудовых ресурсов.

 

В  настоящее  время  существует  спрос  главным  образом  на  кадры  рабочих

специальностей.  В  конце   декабря   1996   года   около   80%   заявленной

предприятиями и организациями  в службы занятости  потребности  в  работниках

составляли   рабочие.   При   этом   они   требовались   предприятиям    как

производственной так и непроизводственной сферы.

 

Таким  образом,  можно  констатировать  несоответствие  между   потребностью

населения в трудоустройстве и  потребностью в кадрах по России в  целом  и  по

регионам. Оно касается  профессионального  состава,  запросов  и  притязаний

работников и характера предлагаемой работы. Такая  диспропорция,  в  большей

или меньшей степени проявляющаяся  во всех регионах,  отраслях  хозяйства,  в

любых условиях существует давно. Это  свидетельствует  о  том,  что  проблема

свободных  рабочих  мест  реальна  и  весьма   болезненно   сказывается   на

конкретных предприятиях. Однако, даже нарисованная картина не  может  скрыть

факты, отталкивающие работников от свободных рабочих  мест:  низкий  уровень

заработной  платы  и  несвоевременная  ее  выплата,  неудовлетворительные  (

практически на всех крупнейших предприятиях страны) условия труда,  а  также

отсутствие льгот и поощрений.

 

В связи со сложившейся проблемой  ситуация на рынке  труда,  на  мой  взгляд,

становится критической. Чтобы  как можно глубже разобраться  в  этой  не  мало

важной проблеме, постараемся раскрыть ее сущность в данной работе.

 

 

 

  Политика занятости, ее социальная  ориентация и основные задачи  в условиях

  многообразия форм собственности  и перехода к рыночной экономике.

 

 

С   началом   рыночных   преобразований   в   России   социальная   политика

рассматривалась в качестве элемента общей  экономической  стратегии  страны.

Предполагалось  сочетать  либеральный   подход,   постепенно   освобождающий

государство от роли распорядителя  экономических и  социальных  процессов,  с

использованием задела, который  был создан прежней системой.

 

Однако,  по  существу,  первостепенное  внимание   удалялось   экономическим

преобразованиям,  а  доминирующими  в  российской  социальной   политике   в

переходный период оказались  пожарные  меры   в  отношении  отдельных  слоев

населения (шахтеры, учителя,  военные,  инвалиды)  при  консервации  системы

социальной защиты на уровне денежно-компенсационных  механизмов. В  настоящее

время  становиться  ясно,  что  этот  выбор   был   обусловлен   не   только

ограниченностью материально-финансовых ресурсов и ставкой  на  использование

социальных резервов  населения  и  его  долготерпение,  но  и  просчетами  в

определении общей стратегии развития,  недооценкой  социальной  составляющей

реформ.

 

Такая недооценка  социального  фактора  имеет  ряд  негативных  последствий,

сказавшихся отразившихся на населении  России  -  это  падение  уровня  жизни

основной  массы   населения,   растущая   дифференциация   доходов,   резкое

сокращение доступных социальных благ, рост безработицы.

 

То, что ситуация в сфере занятости  носит  кризисный характер у  специалистов

не  вызывает  сомнений,  хотя  это  и  затушевывается   достаточно   низкими

показателями официальной безработицы. К концу мая 1996 г. она  составляла  в

России всего  3.7%  экономически  активного  населения.  Однако  сохраняются

огромная  скрытая  безработица    и   резкая   региональная   дифференциация

показателей состояния рынка труда (во много раз) при том, что в 47  регионах

Российской Федерации уровень  безработицы превышал средне российский.

 

Отчисления в региональные фонды  занятости из-за сокращения  (или  остановки)

промышленного производства на многих территориях недостаточны  для  покрытия

потребности даже в пособиях  по  безработице,  не  говоря  уже  об  активной

политике занятости.

 

К настоящему времени резервы социальных отраслей, выполнявших  свои  функции

часто по  инерции  без  выделения  необходимого  объема  средств,  оказались

практически исчерпаны.

 

Провозгласив  передачу  многих  социальных  функций  из  центра  в  регионы,

государство не обеспечила для этого  необходимой  законодательной  базы,  не

определило  достаточно  четко  источники   средств   для   их   практической

реализации.

 

Новая социально-политическая ситуация  поставила  во  главу  угла  вопрос  о

распределении обязанностей и полномочий между федеральными  и  региональными

властями,   а   также   между   государством,    с    одной    стороны,    и

неправительственными организациями  и частными лицами - с другой.

 

Трудности,  возникшие  в  процессе  перераспределения  социальных   функций,

разграничения Федерации  и  ее  субъектов,  а  также  изменения  соотношения

различных форм собственности,  наглядно  выявились  в  ходе  муниципализации

социальных  объектов  приватизированных  предприятий.  Местные  и  областные

администрации  были   вынуждены   в   1995-1996   г.г.   принять   на   себя

дополнительные  социальные  функции.  Федеральным   центром   была   принята

программа муниципализации объектов социальной  сферы,  которая  предполагала

выделение на эти цели  региональных  финансовых  ресурсов,  а  в  случае  их

недостатка - помощь из федеральных  источников.

 

Многие  эксперты  отмечают,  что  предусмотренных  расходов  и   федеральных

компенсаций для региональных и  местных  бюджетов  недостаточно;  частные  же

структуры не могут быстро «переварить» такой огромный сектор для  приложения

капитала.

 

  Приведенный  выше  анализ  ситуации  в  сфере  занятости   в   России    в

предшествующие  годы  показывает,  что  способность  складывающегося   рынка

труда к саморегулированию все  еще незначительна .

 

Таким образом, в настоящее время  в можно говорить о формировании  социальной

концепции, суть которой  заключается  в  преобладающей  роли  государства  в

социальном процессе и упрочении  взаимосвязей Федерации и его  субъектов.

 

Согласно  российскому  закону   о   занятости,   цель   политики   занятости

заключается  в  содействии  полной,  продуктивной   и   свободно   избранной

занятости   путем   обеспечения   профессиональной   подготовки,   повышения

квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан,  сдерживания  массовой

долгосрочной безработицы,  повышения  эффективности  государственной  службы

занятости и реализации других мер, направленных  на  обеспечение  социальной

защиты граждан на рынке труда.

 

В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в  российском

обществе  должен  стать  принцип  достижения   и   поддержания   эффективной

занятости,  допускающей  безработицу  в   социально   приемлемых   пределах.

Реализации  этого  принципа  может  способствовать   оптимальное   сочетание

экономической  эффективности  и  социальных   результатов,   которое   будет

различным  в   российских   регионах,   отличающихся   своим   экономическим

потенциалом, структурой хозяйства, ресурсообеспеченностью и т.д.

 

 

Формой  реализации  государственной  политики  занятости  на  всех   уровнях

управления  являются  федеральная,  территориальная  и  местные  (городские,

районные) программы. Федеральные  программы имеют, как правило,  региональный

аспект, но в региональных программах содействия занятости населения  даже  не

упоминаются федеральные и иные региональные  программы,  не  говоря  уже  об

отражении  показателей  движения  рабочих  мест.  В  настоящее  время  перед

разработчиками  программ  всех   уровней   остро   стоит   проблема   увязки

показателей движения рабочих мест и рабочей силы, используемых в  программах

с учетом параметров  важнейших  отраслевых,  межотраслевых,  региональных  и

межрегиональных программ.

 

Рассмотрим  одну  из  важнейших  в   области   решения   проблем   занятости

федеральную «Комплексную программу  мер  по  созданию  и  сохранению  рабочих

мест на  1996-2000  годы»(  в  дальнейшем  Программа),  утвержденную  Указом

Президента России N 768 от 23.05.96.

 

Основными целями Программы являются повышение уровня и  изменение  структуры

занятости населения Российской Федерации  на  основе  создания  экономически

эффективных рабочих мест в перспективных  отраслях экономики.

 

Основными задачами программы являются;

обеспечение правовых, экономических  и организационных условий  для  создания

и  сохранения  рабочих  мест.  Развития  кадрового  потенциала  в  различных

отраслях экономики и регионах России

регулирование  складывающегося  национального  рынка   труда   и   повышение

конкурентоспособности отечественной  рабочей силы

формирование эффективной структуры  занятости населения

повышение качества создаваемых рабочих  мест

развитие профессиональной и территориальной  мобильной рабочей силы

создание  благоприятных  условий  для  повышения  уровня   жизни   за   счет

стимулирования   трудовой   активности   населения,    усиления    роли    и

ответственности участников социально-трудовых отношений  в  сфере  занятости

населения

предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы

развитие системы общественных работ.

 

Реализовать Программу предполагается в два этапа.

 

Работы  по  первому  этапу  осуществляются  в  1996-1997  годах  и  включают

следующие меры:

1. Определение потребности в  создании рабочих мест  - определение  на  основе

  демографического прогноза  общей потребности  в  рабочих   местах  до  2000

  года, эти данные послужат  базой для  составления   генеральной  схемы  для

  создания рабочих мест в  региональном и отраслевом  разрезах  .  В  рамках

  генеральной схемы определяются  следующие параметры : общая (региональная,

  отраслевая) потребность в рабочих   местах;   сложившаяся  и   региональная

  структура занятости населения  (региональный, отраслевой, профессионально-

  квалификационный,   половозрастной   аспекты);    основные    направления

  содействия занятости населения,  исходя  из  общеэкономических   тенденций

Информация о работе Государственное регулирование занятости населения