Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:10, курсовая работа
Трудности, возникшие в процессе перераспределения социальных функций,
разграничения Федерации и ее субъектов, а также изменения соотношения
различных форм собственности, наглядно выявились в ходе муниципализации
социальных объектов приватизированных предприятий. Местные и областные
администрации были вынуждены в 1995-1996 г.г. принять на себя
дополнительные социальные функции. Федеральным центром была принята
программа муниципализации объектов социальной сферы, которая предполагала
выделение на эти цели региональных финансовых ресурсов, а в случае их
недостатка - помощь из федеральных источников.
Введение 3
1. Политика занятости, ее социальная ориентация и основные задачи в
условиях многообразия форм собственности и перехода к рыночной экономике.
4
2. Безработица: явная и скрытая, причины и особенности ее появления.
10
3. Социально-экономические и организационно-правовые проблемы массового
высвобождения и организационного трудоустройства работников в условиях
НТП, структурных сдвигов в экономике, совершенствования размещения
производительных сил, рынка труда. 12
4. Государственная система занятости: структура, основные направления
развития на современном этапе. 18
5. Основные тенденции формирования, распределения и использования трудовых
ресурсов в регионах страны. Проблемы изучения и формирования рынка
рабочей силы. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
трудоустройства;
1. информировать обращающихся работников и работодателей о возможности
получения работы и обеспечения рабочей силы;
1. оказывать гражданам помощь в подборе подходящей работы, а работодателям
- в подборе необходимых работников;
1. организовывать
квалификации граждан в учебных заведениях службы занятости и других
учебных заведениях;
1. оказывать услуги в профессиональной ориентации и трудоустройстве,
высвобождаемым работником и другим категориям населения;
1. регистрировать безработных и оказывать им помощь в пределах своей
компетенции;
1. разрабатывать республиканские и региональные программы занятости;
1. подготавливать предложения об использовании труда иностранных
работников, привлекаемых
на основе
1. оплачивать стоимость
трудоустройство требует
получение новой профессии,
стипендия за период учебы;
1. выдавать, в соответствии с законом, пособие по безработице,
устанавливать к ним надбавки с учетом иждивенцев и других
обстоятельств;
1. публиковать статистические
данные о состоянии рынка
Все услуги федеральной государственной службы, связанные с обеспечением
занятости граждан, предоставляются бесплатно. Финансирование мероприятий,
связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости,
происходит за счет средств ГФЗН, которые являются государственной
федеральной собственностью и находятся в оперативном управлении и
распоряжении Госкомстата РФ, а
также его территориальных
Фонды занятости в городах и районах создаются за счет:
1. обязательных страховых
1. обязательных страховых
1. ассигнований из городских и районных бюджетов;
1. доходов от инвестирования и выдача кредитов непосредственно товара
производителя на договорных началах под гарантии сохранения, создания
дополнительных или новых рабочих мест;
1. доходов от инвестирования и кредитования предприятий и организаций,
осуществляющих по договорам
профессиональную подготовку и
безработных с последующим
их обязательным
1. доходов от финансирования
и кредитования безработных
желание осуществлять
1. доходов от дотаций, субсидий
от вышестоящих фондов
1. добровольных взносов и прочих поступлений.
Кроме того, служба занятости имеют право хранить средства ГФЗН на
депозитных счетах ЦБ РФ и приобретать краткосрочные государственные ценные
бумаги. Доходы от такой деятельности, поступающие в фонд занятости,
освобождаются от налогообложения и направляются на цели социальной защиты
населения
Средства фонда занятости
1. оплату расходов по профессиональной ориентации, профессиональной
подготовки и переподготовки безработных, включая выплату им стипендий;
1. организацию общественных
1. выплату пособий по
1. возмещение затрат пенсионному
пенсий безработным;
1. мероприятия по созданию и сохранению рабочих мест;
1. расходы по анализу рынка труда, разработке программ занятости,
информационного обеспечения,
деятельности и на содержание органов занятости.
Федеральная служба занятости, имея централизованное финансирование,
оказывает услуги бесплатно как гражданам, так и работодателям,
пропагандируя их сведения о вакансиях.
Особенности занятости и функционирования рынка труда в промышленном регионе
обусловлены спецификой формирования экономически активного населения,
сложившимся уровнем и структурой занятости, инвестиционной активностью и
привлекательностью территории, характером поддержки предприятий
федеральными и региональными органами власти и управления. Эта поддержка
должна носить выборочный характер и определяться приоритетами структурной
перестройки экономики на федеральном и региональном уровнях,
обеспечиваемыми средствами из соответствующих бюджетов. Меры по преодолению
временных финансовых затруднений предприятий должны стать стержнем
региональных программ и финансироваться за счет средств фонда занятости
населения с целью сохранения или увеличения рабочих мест на том или ином
предприятии, особенно если оно является градообразующим.
Реализуемая политика занятости становится активной тогда, когда средства
Государственного фонда
мере ( с необходимым переходящим остатком ), а в структуре расходов
преобладают финансирование затрат на сохранение рабочих мест и создание
дополнительных, предоставление субсидий для организации собственного дела,
покрытие затрат на профессиональное обучение, переподготовку и
профориентацию.
Федеральная и региональные службы занятости населения, аккумулируя в фондах
занятости большую часть страховых платежей, должны с учетом сложившихся и
прогнозируемых показателей занятости и безработицы определять кризисные
территории - республики, края, области и автономии, а в каждом из них -
города и районы. Для этого применяется специальная методика, в основу
которой положен метод группировок в отличие от зарубежных аналогов,
базирующихся на арифметическом подходе.
Первый критерий зарубежных методик - это уровень безработицы. Второй
критерий - напряженность на региональном рынке труда, характеризуемая
показателем числа безработных на одно вакантное место, превышающим средний
по стране уровень.
Наряду с этими критериями предлагается использовать и другие показатели:
11. доля среди безработных лиц, уволенных в ходе групповых сокращений ( по
нашей статистике - доля высвобожденных работников в общей численности
зарегистрированных
12. уровень хронической
в общей численности
Федеральная служба занятости России использует арифметический подход и
группирует регионы по уровню безработицы в соответствии со следующими
критериями: 1) ниже среднего уровня по стране; 2) в пределах двукратного
превышения среднего уровня; 3) более двукратного превышения. По расчетам
Федеральной службы занятости РФ, ко второй группе ( от 2 до 4% на конец
1996 года) относились 32 региона, а к третьей ( от 4,3% в Санкт-
Петербургской до 8,4% в Ивановской области) - 16.
Сегодня становятся актуальными вопросы эффективности всей системы
государственной службы занятости и необходимости оценки деятельности ФСЗ и
ее территориальных органов. Правомерность постановки этих вопросов вызвана
еще и тем, что доля трудоустроенных службой занятости в общей численности
незанятых граждан, обратившихся по вопросу трудоустройства, в переходный
период оказалась ниже, чем до начала реформ: в 1992г - 29,5%, в 1993 г -
39,0%, в 1994 г - 30,2%, в 1996 г - 24,7% по сравнению с 48,9% в 1990 г.
Всесторонняя оценка эффективности функционирования государственной службы
занятости может быть дана на основе использования системы взаимосвязанных
показателей, характеризующих конечные результаты ее работы. Соответствующая
методика должна основываться на следующих принципиальных положениях:
13. охват всех направлений службы занятости, по которым достигнутые
результаты отражаются в конкретных показателях;
14. ограниченность количества
их дублирование;
15. «сквозной» характер оценочных
сравнительного анализа и оценки деятельности местных (городских,
районных), региональных ( на уровне субъекта РФ ) центров занятости и
Федеральной службы занятости России в целом;
16. единый подход к расчету показателей, однозначность их толкования;
17. полная объективность
18. использование действующих
По мнению экспертов, критериями эффективности работы органов службы
занятости следует считать повышение их роли в организации рынков труда -
общероссийского, регионального, местного - и степень удовлетворения спроса
со стороны как не занятых трудовой деятельностью граждан, так и
работодателей.
В Институте экономики РАН
только анализ и оценку деятельности органов службы занятости населения, но
и механизм состязательности между ними на основе принципов материального
стимулирования.
Система показателей оценки службы занятости, предложенная в упомянутой
методике, включает следующие относительные показатели:
удельный вес численности
центра занятости: в общей численности принятых на работу в городе или
районе; в общей численности не занятых трудовой деятельностью граждан,
обратившихся в центр по вопросу трудоустройства;
удельный вес безработных, трудоустроенных по направлению центра занятости и
оформленных на досрочную пенсию, в общей численности снятых с учета
безработных;
удельный вес безработных, не работающих в течение более чем восьми месяцев;
уровень предотвращенной безработицы, рассчитываемый как отношение
количества сохраненных и
населению.
Кроме основных показателей, предлагаются и дополнительные: полнота сборов
страховых взносов, своевременность представления в вышестоящий орган
отчетов и других материалов информационного характера, отсутствие
обоснованных жалоб.
Оценка деятельности региональных служб занятости по показателю « уровень
безработицы» и ряду других применяемых на практике частных показателей
( содействие в трудоустройстве граждан, в том числе временном
трудоустройстве, помощь в организации самозанятости и др. ) может создать
ложное представление об эффективности механизмов регулирование рынка труда.
Например, деятельность столичного Департамента труда и занятости население
в 1995 - 1996 годах по предложенным показателям оценивается
неудовлетворительно, хотя была замечена тенденция к снижению уровня
безработицы. В Москве сложился уникальный, по сути, саморегулирующийся
рынок труда. Следует отметить весомую роль в организации и регулировании
регионального рынка труда службами занятости Удмуртской и Чувашской
республик, Костромской, Ивановской, Владимирской, Кировской областей (см.
таблицу ). И наоборот, при гораздо меньшей напряженности на рынке труда
роль территориальных органов в его организации и регулировании была
незначительной ( 2 группа субъектов РФ ).
|Показатели эффективности
|Федеральной службы занятости
|Субъек |Основные показатели |Справочно ( на конец |
|ты РФ | |года ) |
| |1 |2 |3 |4 |
| |1995г|1996г|1995г|1996г|
|Российска|6,8 |9,7 |41,2 |43,9 |1,0 |2,0 |3,1 |5,8 |
|я | | | | | | | | |
|Федерация| | | | | | | | |
|1 группа | | | | | | | | |
|(с | | | | | | | | |
|наилучшим| | | | | | | | |
|и | | | | | | | | |
|показател| | | | | | | | |
|ями) | | | | | | | | |
|Костромс-|20,5 |27,9 |63,5 |55,7 |3,7 |5,6 |7,5 |18,4 |
|кая | | | | | | | | |
|Ивановс-к|17,5 |23,1 |43,1 |33,4 |5,1 |8,4 |27,0 |110,5|
|ая | | | | | | | | |
|Удмуртс-к|15,4 |22,6 |50,8 |53,6 |2,7 |4,6 |11,7 |21,4 |
|ая | | | | | | | | |
|Чувашская|15,7 |21,5 |60,3 |49,2 |2,9 |4,7 |30,5 |38,6 |
|Владимирс|11,9 |19,8 |50,7 |50,0 |3,0 |5,7 |9,5 |18,1 |
Информация о работе Государственное регулирование занятости населения