Государственное регулирование занятости населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:10, курсовая работа

Описание работы

Трудности, возникшие в процессе перераспределения социальных функций,
разграничения Федерации и ее субъектов, а также изменения соотношения
различных форм собственности, наглядно выявились в ходе муниципализации
социальных объектов приватизированных предприятий. Местные и областные
администрации были вынуждены в 1995-1996 г.г. принять на себя
дополнительные социальные функции. Федеральным центром была принята
программа муниципализации объектов социальной сферы, которая предполагала
выделение на эти цели региональных финансовых ресурсов, а в случае их
недостатка - помощь из федеральных источников.

Содержание работы

Введение 3
1. Политика занятости, ее социальная ориентация и основные задачи в
условиях многообразия форм собственности и перехода к рыночной экономике.
4
2. Безработица: явная и скрытая, причины и особенности ее появления.
10
3. Социально-экономические и организационно-правовые проблемы массового
высвобождения и организационного трудоустройства работников в условиях
НТП, структурных сдвигов в экономике, совершенствования размещения
производительных сил, рынка труда. 12
4. Государственная система занятости: структура, основные направления
развития на современном этапе. 18
5. Основные тенденции формирования, распределения и использования трудовых
ресурсов в регионах страны. Проблемы изучения и формирования рынка
рабочей силы. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование занятости населения.docx

— 94.23 Кб (Скачать файл)

 

Скрытая - характерна в основном для  стран с глубокими деформациями  рыночных

механизмов.  Например,  отсутствие  стимулов  к   труду   ведет   к   низкой

производительности,  когда  работу  одного  человека  выполняют  двое.   Это

свидетельствует,  что  одно  рабочее  место  лишнее,   а   уровень   скрытой

безработицы достигает  50%.  Скрытую  безработицу  пополняют  люди,  которые

трудятся неполный рабочий день или неделю, а также те, кто  отчаялись  найти

рабочие  места  и,  утратив   права   на   получение   пособий,   отказались

регистрироваться на биржах труда.

 

Безработица измеряется двумя основными  показателями:

уровень  безработицы  исчисляется  как  доля  официально  зарегистрированных

полностью безработных  в  численности  самодеятельного  населения,  то  есть

людей , живущих на доходы от своего труда. Этот показатель не  дает  полного

представления о ситуациях, складывающихся в сфере  занятости.  Так,  человек

может  быть  фактически  безработным:  работать  один   час   в   день,   не

регистрироваться на  бирже  труда,  но  официально  он  не  будет  числиться

безработным;

продолжительность безработицы дает более верную оценку занятости. Она  может

свидетельствовать о быстром  распространение  технологических  нововведений,

вызывающих динамичные изменения  в структуре спроса  на  рабочую  силу  и  ее

интенсивную миграцию, высокой мобильности  рынка рабочей силы,  существовании

эффективных систем информации о вакансиях  и  переквалификации  работников  и

др., поэтому эта комбинация выглядит предпочтительнее.

 

В  социально  -  трудовой   политике   первоначально   превалировали   меры,

направленные   на   выработку   и   реализацию    механизмов,    облегчавших

институциональные  перемены  в  собственности   и   структурные   сдвиги   в

экономике. Важнейшими из них были поддержание доходов на минимальном  уровне

и гарантии занятости в условиях спада производства и  роста  безработицы.  В

русле демократизации общества было модернизировано законодательство о  труде

и занятости путем приведения его  в соответствии с  международно  признанными

правилами:    сокращена    рабочая     неделя,     увеличена     минимальная

продолжительность  отпусков,  расширены  гарантии   занятости   безработных,

началось реформирование социального  страхования. Регулирование  социально  -

страховых отношений способствовало их  нормализации  во  время  приватизации

экономики, установлению перемирия  между нынешними работниками  и их  будущими

хозяевами.

 

Поддержание доходов на минимальном  уровне  стало  целью  социальной  защиты

населения, пострадавшего от правительства  «  реформаторов».  Государство  на

время отказалось  от  прямой  регламентации  в  оплате  труда  (  кроме  его

минимума), перейдя к косвенному регулированию через налоги. Понемногу  росло

реальное  наполнение  средней  заработной  платы,   отставая,   однако,   от

динамики потребительских цен  на товары и услуги.

 

В  связи   с   рыночными   изменениями   наметился   переход   от   жестоких

социалистических  к  более  гибким  видам  найма   (   срочным   контрактам,

неформализованным  соглашениям  и  т.п.).  При  этом  почти  сошла  на   нет

традиционная  роль  органов  труда  как  госнадзирателя  за   использованием

рабочего  времени,  дисциплины,  производительностью,  условиями  и   оплаты

труда.

 

Вместе с  тем  увеличивалась  вынужденная  безработица,  порожденная  новыми

условиями функционирования предприятий  и формами  найма.  Высвобожденные  по

экономическим    мотивам     составили     более     половины     официально

зарегистрированных   безработных.   Именно   для   них,    квалифицированных

работников  со  стажем  и  производственным  опытом,  были  особенно   нужны

реальные  гарантии  занятости,   альтернативные   косметическим   мерам   по

трудоустройству социально незащищенных маргиналов.

 

Неуклонный  рост   структурной   безработицы   предопределял   необходимость

преобразования  фондов   занятости   в   полноценную   систему   социального

страхования. Безработица из негативного  явления  превращалась  в  постоянно

действующий фактор развития рынка  труда и обострения конкуренции  за  рабочие

места. Надо было считаться с  ее  объективным  характером,  обусловленностью

процессами  реформирования  экономики,  искать   новые   формы   эффективной

занятости.

 

Однако безработица оказалась  тем «орешком»,  о  который  сломали  «рыночные»

зубы не одна команда реформаторов в России. Следуя правительственному  курсу

социальной защиты, служба  занятости  трансформировалась  в  организацию  по

борьбе с безработицей. Были  продолжены  раздачи  гарантий  ее  клиентам  по

растущему числу специально проводимых мероприятий. Причем  упор  делался  на

выигрышные в глазах общественности проекты в пользу социально  незащищенных.

И наоборот,  в  программах  содействия  занятости  сознательно   принижалось

значение   трудового    посредничества,    задач    повышения    мобильности

высвобождаемой рабочей силы и  ее  конкурентоспособности  на  открытом  рынке

труда.

 

Курс на обеспечение возможно полной занятости и  предотвращение  безработицы

не решал важнейшую задачу реформ  -  повышение  эффективности  производства.

Когда  экономический   кризис   усилился,   обновленное   к   тому   времени

правительство увидело выход из него в  достижении  финансовой  стабилизации,

фактически в ускоренном развитии финансово -  промышленного  капитала  путем

мобилизации ресурсов накопления.

 

В условиях катастрофической нехватки инвестиций, что вполне естественно  для

системного кризиса,  активного  вывоза  из  страны  капиталов  и  сокращения

возможностей   инфляционного   кредитования     промышленности    источником

стабилизации экономики становились  доходы  населения.  На  смену  социальным

приоритетам и  монетаристским  моделям   пришли  узкопрагматические   задачи

перераспределения  национального  дохода  в  пользу  крупнейших   монополий,

возникших в результате «народной» приватизации.

 

Обеспечение  занятости  и  массовая  безработица  находятся  под   контролем

государства. Оказывается легче  приостановить  высвобождении  работающих  без

оплаты, чем наладить работу предприятий  в нормальном  режиме,  то  есть  без

долгов по зарплате,  но  и  без  излишнего  персонала.  Недостаток  трудовой

мотивации и доходов по основному  месту  работы  замещается  государственными

компенсациями: социальными гарантиями на производстве, выплатами и  льготами

неимущим по месту жительства. То что рабочие  недополучили  как  трудящиеся,

им пытаются вернуть как социально  незащищенным.

 

Наряду  с  этим  расширяется  «   исход   »   ранее   многочисленного   слоя

квалифицированных работников с простаивающих  предприятий,  бесперспективных

производств. Вместе с распадом  наукоемких  отраслей  промышленности  растет

депрофессионализация     высококлассных    специалистов.    Они    вынуждены

перебиваться случайными заработками, искать относительно доходные занятия  в

ущерб своей квалификации и социально -  профессиональному  статусу.  Что  же

надо  делать,  чтобы  привести  в  движение   эту   топчущуюся   на   месте,

неурегулированную,  а  потому  шаткую,  грозящую  повернуть  вспять  систему

отношений труда и капитала?

 

Суть  новой  социально  -  трудовой  политики  можно  свести  к  следующему:

окончательный переход от полной занятости, заждавшейся  на  низкоэффективном

труде   и   социальных   гарантиях   неработающим,   к   рыночной   системе,

предполагающей  полную  свободу  труда  и   выбора   занятий,   экономически

обоснованную резервную армию  труда и безработицу. Особенно  важной  является

социальная  либералиция  наемного  труда  прежде  всего  через   радикальную

реформу  трудового  законодательства  в  полном  соответствии   требованиями

рыночной экономики. Надо коренным образом изменить «дух  законов»  о  труде,

бес всяких оговорок признать рабочую  силу  товаром,  собственником  которого

является свободный  от  внеэкономического  принуждения  и  административного

диктата индивид. Как хозяин уникального  товара он имеет права  на  приоритет

на  рынке  труда,  его  цена  формируется  в  зависимости  от   способности,

образования, квалификации, опыта.

 

Для  обеспечения  свободы  труда  необходимо  окончательно   избавиться   от

рудиментов тоталитарной эпохи (прописки, спецучета кадров,  административных

ограничений приема и  произвольных  увольнений  наемных  работников).  Затем

желательно отказаться от  так  называемой  социальной  защиты  трудящихся  и

ввести  в  действие   регуляторы   свободного   рынка   труда.   Среди   них

принципиально  важны  справедливая  оплата,  надежная  охрана  и   достойные

условия  труда,  механизмы  социального  страхования  экономических   рисков

потери трудоспособности, независимые  институты непредвзятого  урегулирования

трудовых конфликтов. Причем необходимо выделить особенности  наемного  труда

в аграрном секторе, малом предпринимательстве.

 

Давно  пора  заменить  архаичные  и  неэффективные  формы   законодательного

регулирование  труда,  например,  единый   для   всех   размер   минимальной

заработной платы и ее индексации, которые из инструментов социальной  защиты

на практике, в ситуации бюджетного дефицита, превращаются в  государственные

нормы фиксированного порога бедности трудящихся. Взамен  следует  установить

минимум оплаты за единицу отработанного  времени (час) и  заложить  в  основу

тарифных систем.

 

Предстоит  признать  приоритет  социального  партнерства   по   закону   над

государственным  управлением  трудом  в  его   бюрократическом   исполнении.

Поэтому необходимо ограничить  роль  государства  в  обеспечении  занятости,

включая отказ от  глобальных  федеральных  программ,  попыток  унифицировать

нормы и нормативы социальной и  экономической «защищенности» от  безработицы.

Для  этого  необходимо  создать  независимую  от  правительства  и   местной

администрации систему активного  содействия безработным на  основе  страховых

взносов. Следует рассматривать  безработицу как  неотъемлемый  элемент  рынка

труда, а под  обеспечением  занятости  понимать  трудоустройство  вынужденно

безработных и трудовую активизацию  добровольно  незанятых  с  использованием

преимущественно экономических стимулов привлечение к труду.

 

Государственные гарантии незанятому населению должно  заменить  обязательное

страхование  структурной  и  профессиональной  безработицы.  Нужно  очистить

экономически   обусловленную    безработицу    от    социальных    наслоений

популистского  толка:  передать  безработных,  лишь   эмитирующих   трудовую

активность, но зачастую неспособных  к  профессиональному  труду,  в  органы

социальной опеки для последующей  трудовой реабилитации  путем  приобщения  к

посильным для них занятиям.

 

Однако, в последнее время  предпринимаются  попытки  «спрятать»  официальную

растущую безработицу, приукрасить  результаты деятельности  служб  занятости.

Направляемые на общественные и  временные  работы  безработные  в  результате

бюрократического кульбита уже  не считаются таковыми. Затем  настает  очередь

посылаемых на переобучение и переподготовку, опоздавших на  перерегистрацию.

Далее следует черед других «нарушителей»  новых  правил,  вводимых,  кстати,

«заднем» числом. Если пойти по этому пути, то вскоре борьба  с  безработицей

закономерно перерастет в войну  с безработными.

 

По мере углубления реформ  число  безработных  должно  возрастать  в  прямой

пропорции с повышением  эффективности  производства  и  реальной  оплаты  за

труд.  Более  того,  необходимо  форсировать   структурную   безработицу   в

соответствии с реализацией  программ реструктуризации производства,  создавая

на ее базе мобильный резерв  рабочей  силы,  используемый  для  интенсивного

развития  экономики.  Прежде  всего   следует   стремиться   к   поддержанию

взаимосвязи занятости, зарплаты и  инвестиций в оптимальном соотношении,  что

является условием социально - экономической  сбалансированности.  Только  так

может быть обеспечена  надежная  экономическая  основа  для  создания  новых

рабочих мест, расширяющих сферу  эффективной занятости, что, в свою  очередь,

приведет к «рассасыванию» безработицы, понижению ее уровня при  стабилизации

развития.  Именно  тогда   становится   возможным   создание   в   обозримой

перспективе динамичной, адаптированной к глубинным  рыночным  трансформациям

в экономике социально - трудовой сферы.

 

 

 

3.  Социально-экономические   и  организационно-правовые  проблемы  массового

высвобождения и  организационного  трудоустройства   работников  в  условиях

Информация о работе Государственное регулирование занятости населения