Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:10, курсовая работа
Трудности, возникшие в процессе перераспределения социальных функций,
разграничения Федерации и ее субъектов, а также изменения соотношения
различных форм собственности, наглядно выявились в ходе муниципализации
социальных объектов приватизированных предприятий. Местные и областные
администрации были вынуждены в 1995-1996 г.г. принять на себя
дополнительные социальные функции. Федеральным центром была принята
программа муниципализации объектов социальной сферы, которая предполагала
выделение на эти цели региональных финансовых ресурсов, а в случае их
недостатка - помощь из федеральных источников.
Введение 3
1. Политика занятости, ее социальная ориентация и основные задачи в
условиях многообразия форм собственности и перехода к рыночной экономике.
4
2. Безработица: явная и скрытая, причины и особенности ее появления.
10
3. Социально-экономические и организационно-правовые проблемы массового
высвобождения и организационного трудоустройства работников в условиях
НТП, структурных сдвигов в экономике, совершенствования размещения
производительных сил, рынка труда. 12
4. Государственная система занятости: структура, основные направления
развития на современном этапе. 18
5. Основные тенденции формирования, распределения и использования трудовых
ресурсов в регионах страны. Проблемы изучения и формирования рынка
рабочей силы. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
Скрытая - характерна в основном для
стран с глубокими
механизмов. Например, отсутствие стимулов к труду ведет к низкой
производительности, когда работу одного человека выполняют двое. Это
свидетельствует, что одно рабочее место лишнее, а уровень скрытой
безработицы достигает 50%. Скрытую безработицу пополняют люди, которые
трудятся неполный рабочий день или неделю, а также те, кто отчаялись найти
рабочие места и, утратив права на получение пособий, отказались
регистрироваться на биржах труда.
Безработица измеряется двумя основными показателями:
уровень безработицы исчисляется как доля официально зарегистрированных
полностью безработных в численности самодеятельного населения, то есть
людей , живущих на доходы от своего труда. Этот показатель не дает полного
представления о ситуациях, складывающихся в сфере занятости. Так, человек
может быть фактически безработным: работать один час в день, не
регистрироваться на бирже труда, но официально он не будет числиться
безработным;
продолжительность безработицы дает более верную оценку занятости. Она может
свидетельствовать о быстром распространение технологических нововведений,
вызывающих динамичные изменения в структуре спроса на рабочую силу и ее
интенсивную миграцию, высокой мобильности рынка рабочей силы, существовании
эффективных систем информации о вакансиях и переквалификации работников и
др., поэтому эта комбинация выглядит предпочтительнее.
В социально - трудовой политике первоначально превалировали меры,
направленные на выработку и реализацию механизмов, облегчавших
институциональные перемены в собственности и структурные сдвиги в
экономике. Важнейшими из них были поддержание доходов на минимальном уровне
и гарантии занятости в условиях спада производства и роста безработицы. В
русле демократизации общества было
модернизировано
и занятости путем приведения его в соответствии с международно признанными
правилами: сокращена рабочая неделя, увеличена минимальная
продолжительность отпусков, расширены гарантии занятости безработных,
началось реформирование социального страхования. Регулирование социально -
страховых отношений способствовало их нормализации во время приватизации
экономики, установлению перемирия между нынешними работниками и их будущими
хозяевами.
Поддержание доходов на минимальном уровне стало целью социальной защиты
населения, пострадавшего от правительства « реформаторов». Государство на
время отказалось от прямой регламентации в оплате труда ( кроме его
минимума), перейдя к косвенному регулированию через налоги. Понемногу росло
реальное наполнение средней заработной платы, отставая, однако, от
динамики потребительских цен на товары и услуги.
В связи с рыночными изменениями наметился переход от жестоких
социалистических к более гибким видам найма ( срочным контрактам,
неформализованным соглашениям и т.п.). При этом почти сошла на нет
традиционная роль органов труда как госнадзирателя за использованием
рабочего времени, дисциплины, производительностью, условиями и оплаты
труда.
Вместе с тем увеличивалась вынужденная безработица, порожденная новыми
условиями функционирования предприятий и формами найма. Высвобожденные по
экономическим мотивам составили более половины официально
зарегистрированных безработных. Именно для них, квалифицированных
работников со стажем и производственным опытом, были особенно нужны
реальные гарантии занятости, альтернативные косметическим мерам по
трудоустройству социально незащищенных маргиналов.
Неуклонный рост структурной безработицы предопределял необходимость
преобразования фондов занятости в полноценную систему социального
страхования. Безработица из негативного явления превращалась в постоянно
действующий фактор развития рынка труда и обострения конкуренции за рабочие
места. Надо было считаться с ее объективным характером, обусловленностью
процессами реформирования экономики, искать новые формы эффективной
занятости.
Однако безработица оказалась тем «орешком», о который сломали «рыночные»
зубы не одна команда реформаторов в России. Следуя правительственному курсу
социальной защиты, служба занятости трансформировалась в организацию по
борьбе с безработицей. Были продолжены раздачи гарантий ее клиентам по
растущему числу специально проводимых мероприятий. Причем упор делался на
выигрышные в глазах общественности проекты в пользу социально незащищенных.
И наоборот, в программах содействия занятости сознательно принижалось
значение трудового посредничества, задач повышения мобильности
высвобождаемой рабочей силы и ее конкурентоспособности на открытом рынке
труда.
Курс на обеспечение возможно полной занятости и предотвращение безработицы
не решал важнейшую задачу реформ - повышение эффективности производства.
Когда экономический кризис усилился, обновленное к тому времени
правительство увидело выход из него в достижении финансовой стабилизации,
фактически в ускоренном развитии финансово - промышленного капитала путем
мобилизации ресурсов накопления.
В условиях катастрофической нехватки инвестиций, что вполне естественно для
системного кризиса, активного вывоза из страны капиталов и сокращения
возможностей инфляционного кредитования промышленности источником
стабилизации экономики
приоритетам и монетаристским моделям пришли узкопрагматические задачи
перераспределения национального дохода в пользу крупнейших монополий,
возникших в результате «народной» приватизации.
Обеспечение занятости и массовая безработица находятся под контролем
государства. Оказывается легче приостановить высвобождении работающих без
оплаты, чем наладить работу предприятий в нормальном режиме, то есть без
долгов по зарплате, но и без излишнего персонала. Недостаток трудовой
мотивации и доходов по основному месту работы замещается государственными
компенсациями: социальными гарантиями на производстве, выплатами и льготами
неимущим по месту жительства. То что рабочие недополучили как трудящиеся,
им пытаются вернуть как социально незащищенным.
Наряду с этим расширяется « исход » ранее многочисленного слоя
квалифицированных работников с простаивающих предприятий, бесперспективных
производств. Вместе с распадом наукоемких отраслей промышленности растет
депрофессионализация высококлассных специалистов. Они вынуждены
перебиваться случайными заработками, искать относительно доходные занятия в
ущерб своей квалификации и социально - профессиональному статусу. Что же
надо делать, чтобы привести в движение эту топчущуюся на месте,
неурегулированную, а потому шаткую, грозящую повернуть вспять систему
отношений труда и капитала?
Суть новой социально - трудовой политики можно свести к следующему:
окончательный переход от полной занятости, заждавшейся на низкоэффективном
труде и социальных гарантиях неработающим, к рыночной системе,
предполагающей полную свободу труда и выбора занятий, экономически
обоснованную резервную армию труда и безработицу. Особенно важной является
социальная либералиция наемного труда прежде всего через радикальную
реформу трудового законодательства в полном соответствии требованиями
рыночной экономики. Надо коренным образом изменить «дух законов» о труде,
бес всяких оговорок признать рабочую силу товаром, собственником которого
является свободный от внеэкономического принуждения и административного
диктата индивид. Как хозяин уникального товара он имеет права на приоритет
на рынке труда, его цена формируется в зависимости от способности,
образования, квалификации, опыта.
Для обеспечения свободы труда необходимо окончательно избавиться от
рудиментов тоталитарной эпохи (прописки, спецучета кадров, административных
ограничений приема и произвольных увольнений наемных работников). Затем
желательно отказаться от так называемой социальной защиты трудящихся и
ввести в действие регуляторы свободного рынка труда. Среди них
принципиально важны справедливая оплата, надежная охрана и достойные
условия труда, механизмы социального страхования экономических рисков
потери трудоспособности, независимые институты непредвзятого урегулирования
трудовых конфликтов. Причем необходимо выделить особенности наемного труда
в аграрном секторе, малом предпринимательстве.
Давно пора заменить архаичные и неэффективные формы законодательного
регулирование труда, например, единый для всех размер минимальной
заработной платы и ее индексации, которые из инструментов социальной защиты
на практике, в ситуации бюджетного дефицита, превращаются в государственные
нормы фиксированного порога бедности трудящихся. Взамен следует установить
минимум оплаты за единицу отработанного времени (час) и заложить в основу
тарифных систем.
Предстоит признать приоритет социального партнерства по закону над
государственным управлением трудом в его бюрократическом исполнении.
Поэтому необходимо ограничить роль государства в обеспечении занятости,
включая отказ от глобальных федеральных программ, попыток унифицировать
нормы и нормативы социальной и экономической «защищенности» от безработицы.
Для этого необходимо создать независимую от правительства и местной
администрации систему активного содействия безработным на основе страховых
взносов. Следует рассматривать безработицу как неотъемлемый элемент рынка
труда, а под обеспечением занятости понимать трудоустройство вынужденно
безработных и трудовую активизацию добровольно незанятых с использованием
преимущественно экономических стимулов привлечение к труду.
Государственные гарантии незанятому населению должно заменить обязательное
страхование структурной и профессиональной безработицы. Нужно очистить
экономически обусловленную безработицу от социальных наслоений
популистского толка: передать безработных, лишь эмитирующих трудовую
активность, но зачастую неспособных к профессиональному труду, в органы
социальной опеки для
посильным для них занятиям.
Однако, в последнее время предпринимаются попытки «спрятать» официальную
растущую безработицу, приукрасить результаты деятельности служб занятости.
Направляемые на общественные и временные работы безработные в результате
бюрократического кульбита уже не считаются таковыми. Затем настает очередь
посылаемых на переобучение и переподготовку, опоздавших на перерегистрацию.
Далее следует черед других «нарушителей» новых правил, вводимых, кстати,
«заднем» числом. Если пойти по этому пути, то вскоре борьба с безработицей
закономерно перерастет в войну с безработными.
По мере углубления реформ число безработных должно возрастать в прямой
пропорции с повышением эффективности производства и реальной оплаты за
труд. Более того, необходимо форсировать структурную безработицу в
соответствии с реализацией программ реструктуризации производства, создавая
на ее базе мобильный резерв рабочей силы, используемый для интенсивного
развития экономики. Прежде всего следует стремиться к поддержанию
взаимосвязи занятости, зарплаты и инвестиций в оптимальном соотношении, что
является условием социально - экономической сбалансированности. Только так
может быть обеспечена надежная экономическая основа для создания новых
рабочих мест, расширяющих сферу эффективной занятости, что, в свою очередь,
приведет к «рассасыванию» безработицы, понижению ее уровня при стабилизации
развития. Именно тогда становится возможным создание в обозримой
перспективе динамичной, адаптированной к глубинным рыночным трансформациям
в экономике социально - трудовой сферы.
3. Социально-экономические и организационно-правовые проблемы массового
высвобождения и организационного трудоустройства работников в условиях
Информация о работе Государственное регулирование занятости населения