Государственное регулирование занятости населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:10, курсовая работа

Описание работы

Трудности, возникшие в процессе перераспределения социальных функций,
разграничения Федерации и ее субъектов, а также изменения соотношения
различных форм собственности, наглядно выявились в ходе муниципализации
социальных объектов приватизированных предприятий. Местные и областные
администрации были вынуждены в 1995-1996 г.г. принять на себя
дополнительные социальные функции. Федеральным центром была принята
программа муниципализации объектов социальной сферы, которая предполагала
выделение на эти цели региональных финансовых ресурсов, а в случае их
недостатка - помощь из федеральных источников.

Содержание работы

Введение 3
1. Политика занятости, ее социальная ориентация и основные задачи в
условиях многообразия форм собственности и перехода к рыночной экономике.
4
2. Безработица: явная и скрытая, причины и особенности ее появления.
10
3. Социально-экономические и организационно-правовые проблемы массового
высвобождения и организационного трудоустройства работников в условиях
НТП, структурных сдвигов в экономике, совершенствования размещения
производительных сил, рынка труда. 12
4. Государственная система занятости: структура, основные направления
развития на современном этапе. 18
5. Основные тенденции формирования, распределения и использования трудовых
ресурсов в регионах страны. Проблемы изучения и формирования рынка
рабочей силы. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30

Файлы: 1 файл

Государственное регулирование занятости населения.docx

— 94.23 Кб (Скачать файл)

  развития России и необходимости  изменения структуры занятости.

 

1. Выявление отраслевых и региональных  приоритетов в развитии  и   сохранении

  перспективных рабочих мест - при  выполнении  этой  меры  принимается  во

  внимание   необходимость   соответствия  мер  по  созданию  рабочих  мест

  направлениям структурной перестройки  экономики; учета стоимости   создания

  и сохранения рабочего места;  учета состояния региональных  рынков  труда;

  приоритетного  финансирования  с  использованием  различных   источников;

  отбора проектов на конкурсной  основе; развития социальной  инфраструктуры

  в сельских местностях; поддержания  занятости в  населенных  пунктах,  где

  свернута производственная  деятельность предприятий,  составляющих  основу

  их экономики, территориально  удаленных от иных мест приложения  их труда и

  учета других условий, оказывающих  значительное влияние на решение  проблем

  занятости.

 

1. Проведение социальной экспертизы  разрабатываемых  федеральных   целевых  и

  инвестиционных  программ  -   данная   мера   утверждает   обязательность

  прохождения федеральных и  региональных программ социальной  экспертизы.

 

1. Разработка нормативной правовой  базы,  ориентированной  на  формирование

  общих условий для создания  и сохранения  рабочих  мест  -  предполагается

  разработка  пакета  нормативно  правовой  документации  направленной   на

  стимулирование развития  рабочих   мест,  в  частности  предусматривающей:

  повышение   инвестиционной   активности   работодателей,   стимулирование

  накопления   и   целевого   использования   амортизационных   отчислений,

  формирование  системы  инвестиционных  и  лизинговых  компаний  в   целях

  развития  малого  и  среднего  бизнеса,  защиту  отдельных   отраслей   от

  внешнеэкономической конкуренции  на период их технического  переоснащения,

  развитие системы государственного  содействия профессиональной  подготовки

  и переподготовке кадров  учитывая необходимость повышения  качества рабочей

  силы  и  специфику   потребностей  региональных  рынков  труда,   усиление

  правовой  защиты  наемных   работников,   особенно   занятых   на   малых

  предприятиях, регулирование неполной  занятости  ,  квотирование  рабочих

  мест   для   российских   работников   на    иностранных    предприятиях,

  осуществляющих выполнение  заказов  на  территории  РФ,  за  счет  средств

  российских предприятий, введение  ограничений на использование  иностранной

  рабочей силы на управленческих  должностях различного уровня  в структурных

  подразделениях иностранных  компаний и компаний  с  иностранным   участием,

  расположенных на территории  России и др.

 

1.  Создание  механизма,   обеспечивающего   развитие   профессиональной   и

  территориальной  мобильности   рабочей  силы  -  основу  этого   механизма

  составит система договоров  между регионами об использовании  незанятого  в

  одном регионе  населения   на  имеющихся  вакантных   должностях  в  другом

  регионе, предусматривающая  размещение этого населения в  данных регионах и

  предоставление работы прежде  всего  на  государственных   и  муниципальных

  предприятиях.

 

1.  Повышение   эффективности   использования   имеющихся   производственных

  мощностей  -  данная  мера  предусматривается  для   облегчения   доступа

  субъектов малого и среднего  бизнеса к средствам производства, в  связи  с

  этим  предполагается  провести  ревизию  неиспользуемых  производственных

  мощностей, передача при   необходимости  посредством   арендных  отношениях

  этих неиспользуемых мощностей  предпринимателям, желающим организовать  на

  этих  мощностях  производственные  места,  экономическое   стимулирование

  предпринимателей  более   эффективно   использовать   имеющиеся   у   них

  производственные    ресурсы,     развитие     системы     государственных

  консультационных  предприятий,  проводящие  исследования  по   маркетингу

  продукции, новых технологий, квалифицированной рабочей силы  и т.д.

 

1.  Формирование  системы   организации  временных  рабочих   мест   на   базе

  общественных работ  -   мера  по  повышению  статуса   общественных  работ

  предусматривает,   определения    организаций,    которые    на    основе

  аккумулирования различных  источников  финансирования  должны  формировать

  систему организации временных  рабочих мест на  базе  общественных  работ,

  стимулирование перевода работников  занятых  на  общественных  работах  на

  постоянные рабочие места,  организацию конкурса   среди   предпринимателей,

  желающих осуществить модернизацию  предприятий.

 

1. Разработка механизма развития  социального партнерства в области   создания

  и сохранения рабочих мест - суть развития такого партнерства   заключается

  в привлечении работодателей   к решению проблемы развития  внутрифирменной

  мобильности   рабочих   кадров,    ответственность    работодателей    за

  трудоустройство  сокращаемых   работников,  а  также  создание  нормативно

  правовых актов, определяющих  роль и  место  объединений   работодателей  и

  профсоюзов в подготовке  предложений по решению указанных  проблем.

 

1.   Целевая   поддержка   создания   и   сохранения   рабочих   мест    для

  неконкурентоспособных граждан  - эта мера  предусматривает   стимулирование

  работодателей за счет средств  Государственного фонда занятости   населения

  РФ к созданию новых и  сохранению  действующих  рабочих   мест,  содействие

  занятости инвалидов  и   поддержку  их  предпринимательской   деятельности,

  квотирование  рабочих  мест,  создание  и   развитие   производств,   где

  применяются различные режимы  занятости женщин и др.

 

 

Работы  по  второму  этапу  осуществляются  в  1998-2000  годах  и  включают

следующие меры:

 

1.  Разработка  и  реализация  пакета  целевых  программ,  направленных   на

  создание  рабочих  мест  в  отраслях  экономики  и   регионах   Российской

  Федерации - эти программы   помогут  стабилизировать   рынок  рабочей  силы

  России и с помощью федерального, региональных и отраслевых банков  данных

  рабочих мест, создаваемых в   рамках  данной  задачи  Программы,  позволят

  принимать  решения  программного  характера  по  обеспечению   незанятого

  населения рабочими местами.

 

1. Создание условий для повышения  качества рабочих  мест  -  в  рамках  этой

  меры программы предполагается  создать  федеральную  программу   содействия

  повышения  квалификации  кадров  в  экономике  РФ  и  изменить  налоговое

  законодательства в  целях   побуждения  к  стимулированию  предприятий  по

  модернизации рабочих мест  с точки зрения  требования  научно-технического

  прогресса, условий труда  и  экологической  безопасности  производства,  а

  также  развития  инновационной   деятельности  предприятий,  учреждений  и

  организаций, банков и других  кредитных организаций.

 

1. Стимулирование формирования  эффективной структуры занятости   населения  -

  последней  мерой  предусматривающейся   в  программе  является  разработка

  перспективной схемы изменений  структуры  занятости  населения   исходя  из

  общеэкономических  тенденций,  опыта  международного  разделения   труда,

  требований научно-технического  прогресса и спроса со стороны  населения, а

  также обеспечения экономической  безопасности страны.

 

 

Стабилизация и последующий  рост производства должны стать отправным  пунктом

реализации стратегии занятости  для  достижения  и  поддержания  эффективной

занятости  при  социально   допустимом   уровне   безработицы.   По   мнению

исследователей, последний надо определять по двум критериям:

1.  финансовому,  в  соответствии   с   которым   средства   внебюджетного

    государственного фонда  занятости вместе с  целевыми  ассигнованиями  из

    бюджетной системы (федерального  и  региональных  уровней)  обеспечивают

    финансирование программ  содействие занятости.

2. социальному, в соответствии  с  которым  общество  устанавливает   порог

    естественного уровня  безработицы,  превышение  которого  должно  стать

    целью государственной  политики занятости,  реализуемой   федеральными  и

    региональными органами  управления.

 

Наличие определенного числа граждан, ищущих  работу  и  официально  признаны

безработными, следует рассматривать  как  неизбежный  результат  особенности

движения  рабочей  силы  рабочих  мест.   Минимизация   социального   уровня

безработицы   зависят   от    действенности    организационно-экономического

механизма  регулирования  рынка  труда  -   внутрифирменного   и   открытого

   ( внешнего, а  также   его  составных  звеньев  -  рынка  рабочих  мест  ,

формирующего спрос на рабочую  силу,  и  рынка  рабочей  силы,  формирующего

спрос на рабочие места .

 

Таким образом, можно  констатировать,  что  важнейшим  элементом  социальной

политики,  в  условиях  формирования   рыночных   отношений   должно   стать

управление занятостью, которое  состоит в органическом  сочетании  механизмов

саморегуляции и государственного регулирования, обеспечивающего условия  для

развития трудовых ресурсов и их экономической активности.

 

2.  Безработица: явная и скрытая,  причины и особенности ее появления.

 

 

Современная безработица в России  -  специфическая  и  в  определенной  мере

уникальное явление, порожденное  переходной  экономикой  страны,  в  которой

происходит процесс становления  рыночных  отношений.  Вместе  с  тем  феномен

безработицы, независимо от того, о  какой  стране  и  о  каком  историческом

периоде идет речь, имеет общие  черты  и  закономерности,  актуальные  и  для

России.

 

К  нашей  сегодняшней  действительности  могут  быть   приложены   концепция

естественного   уровня   безработицы,   анализ   типов    безработицы,    ее

экономических   и   социальных    последствий,    определение    показателей

безработицы,  исследование  факторов,  влияющих  на  динамику   безработицы,

включая взаимосвязь безработицы  и инфляции.

 

Критериями разграничения типов  безработицы, как правило,  служат причина  ее

возникновения и ее продолжительность  (устойчивость).  Обычно  называют  три

основных  типа  безработицы:   фрикционная,   структурная   и   циклическая.

Упоминается также скрытая, сезонная и т.д.

 

 Фрикционная - безработица, вызванная  постоянными изменениями  в   размещение

ресурсов общества между видами и сферами производства товаров  и  услуг.  Эти

изменения меняют требования к квалификации, знаниям, навыкам.  В  результате

наниматель не находит нужного  ему работника, а работник -  нанимателя,  хотя

работник сохраняет  достаточную  квалификацию,  но  для  выполнения  уже  не

требующихся обществу работ.  Сегодня  фрикционную  безработицу  считают  той

ценой,  которую  общество  должно  платить  за   поддержание   эффективности

экономики,  за  постоянное  обновление  производства  в   угоду   меняющимся

запросам граждан. Главным признаком  такой безработицы является ее  небольшая

продолжительность. И  потому  фрикционная  безработица  -  явление,  которое

устранить  не  только  невозможно,  но  и  нецелесообразно.  Более   сложной

является оценка структурной безработицы.

 

Структурная - безработица, вызываемая крупными  структурными  изменениями  в

экономики,   когда   общество   избавляется   от   устаревших   предприятий,

подотраслей, иногда даже целых отраслей, что  влечет  исчезновение  большого

числа рабочих мест для тех, кто  там  работал  раньше.  Избежать  структурной

безработицы  невозможно.  Она  сопровождается  ожесточенным   сопротивлением

профсоюзов, пытающихся сохранить  рабочие места, удлинить сроки  коллективных

договоров и т.  д.  Подобные  действия  профсоюзов  усиливают  инерционность

рынка труда, но не решают проблему. Социальная защита людей пострадавших  от

структурной    безработицы,    максимально     возможное     снижение     ее

продолжительности  обычно  находятся  в  центре   государственной   политике

занятости.

 

Циклическая, как следствие спада  производства в переходный период  достигает

своей  максимальной  величины.  Поэтому   в   совокупности   общей   уровень

безработицы может превысить ее естественный уровень (состояние рынка  труда,

при котором на  нем  существует  примерный  баланс  между  числом  свободных

рабочих мест и числом квалифицированных  работников, ищущих работу).

Информация о работе Государственное регулирование занятости населения