Государственные методы борьбы с безработицей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 21:16, курсовая работа

Описание работы

Безработица сегодня является одной из центральных проблем во всем мире. И обостряется она в тех странах, где происходит переходный период к иной системе экономики. В настоящее время такой переходный период к рыночным отношениям осуществляется в России. С этим связаны большие трудности и возникновение многих социально-экономических проблем, которые влекут за собой болезненные процессы, обуславливающие возникновение безработицы. В свою очередь проблема безработицы неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью и оказывает сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы ведет за собой потерю дохода, а, следовательно, снижение жизненного уровня, т.к. заработная плата для большинства людей – единственный источник доходов, но также это и психологический стресс.

Содержание работы

Введение...............................2.
1. Понятие безработицы ее типы и специфика..............3.
2.Основные черты переходной экономики в России.............6.
3.Социально экономические проблемы безработицы.............10.
3.1.Социальные проблемы безработицы.................12.
3.2.Экономические проблемы безработицы.................16.
4.Отличительные черты и особенности развития занятости и формирования рынка
труда в РФ на современном этапе..................19.
5.Государственные методы борьбы с безработицей. .............28.
Заключение............................32.
Список используемой литературы....................35.

Файлы: 1 файл

курсовая по безработице (3).docx

— 191.68 Кб (Скачать файл)

Цель данной курсовой работы – изучение и анализ проблемы безработицы и пути ее преодоления.

По итогам обследования населения по проблемам занятости, численность экономически активного населения в среднем за 2012 год составила 75,6 млн. человек или более 53% от общей численности населения страны. В экономике страны в 2012 году было занято 71,3 млн. человек, что на 0,6 млн. человек больше, чем в 2011 году.

В среднем за 2012 год численность безработных, определяемых по методологии МОТ, составила,  по данным обследования населения по проблемам занятости, 4,3 млн. человек или 5,7% экономически активного населения, что на 0,7 млн. человек меньше, чем в 2011 году. В декабре 2012 г. уровень безработицы составил 5,3 процента. Данный уровень безработицы является рекордно низким за период с 1999 года. Снижению численности безработных способствовали восстановление спроса на труд в результате улучшения экономической ситуации в стране, а также реализация Правительством Российской Федерации мер по поддержке  рынка труда.

В 2012 году из федерального бюджета на софинансирование региональных программ, направленных на снижение напряженности на рынке труда, были перечислены субсидии на 1,5 млрд. рублей.

При этом 540,5 млн. рублей было направлено на реализацию мероприятия по содействию трудоустройству незанятых инвалидов, на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места, а также родителей, воспитывающих детей-инвалидов и многодетных родителей.

По состоянию на 1 декабря 2012 г. в указанном мероприятии приняли участие 12,8 тыс. человек, что составило  88% от запланированной численности участников мероприятия. Расходы консолидированного бюджета на его реализацию составили 518,3 млн. рублей или 87% от общего объема запланированных средств.

Наиболее активно это мероприятие реализуется в Республике Дагестан, где за отчетный период трудоустроены 382 человека (100% от запланированной численности); Кировской области – 138 человек (100%); Республике Мордовия – 110 человек (100%); Республике Бурятия – 152 человека (101%); Тюменской области – 184 человека (104%), Орловской области – 115 человек (100%); Чувашской Республике – 138 человек (100%); Калининградской области – 109 человек (100 процентов).

Кроме того,  в субъекты Российской Федерации с напряженной ситуацией на рынке труда было направлено 959,5 млн. рублей  на реализацию дополнительных мероприятий (республики Северного Кавказа, республики Адыгея, Алтай, Бурятия, Калмыкия, Марий Эл и Тыва, Алтайский и Забайкальский края, Курганская область), в которых  приняли участие 22,6 тыс. человек или 107% от запланированной численности участников. В том числе:

– прошли опережающее профессиональное обучение и стажировку 5,1 тыс. работников организаций или 136% от запланированной численности участников мероприятия;

– прошли стажировку, в том числе в других субъектах Российской Федерации, 6,2 тыс. выпускников учреждений профессионального образования или 121% от запланированной численности участников мероприятия;

– прошли профессиональное обучение и аттестацию с целью получения документа, удостоверяющего профессиональную квалификацию, 1,9 тыс. граждан, ищущих работу, или 111% от запланированной численности участников мероприятия;

– были трудоустроены в других субъектах Российской Федерации 2 тыс. безработных и ищущих работу граждан, проживающих в субъектах Российской Федерации с напряженной ситуацией на рынке труда, или 104% от запланированной численности участников мероприятия;

– трудоустроены на дополнительные рабочие места, созданные гражданами из числа безработных, открывших собственное дело в рамках региональных программ по снижению напряженности на рынке труда, 7,4 тыс. безработных граждан или 86% от запланированной численности участников мероприятия.

Расходы консолидированного бюджета на реализацию указанных мероприятий составили 856,7 млн. рублей или 84% от общего объема запланированных средств.

Наиболее активно дополнительные мероприятия реализуются в Курганской области, где за отчетный период участие в них приняли 2,4 тыс. человек или 154% от запланированной численности участников мероприятия; в Республике Тыва – 0,8 тыс. человек (162%); Забайкальском крае – 2,2 тыс. человек (130%); Республике Бурятия – 1,7 тыс. человек (129 процентов).

В результате, численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости субъектов Российской Федерации с напряженной ситуацией на рынке труда, с начала текущего года уменьшилась на 42,3 тыс. человек (или 13%) – с 367,7 тыс. человек на 1 января 2012 г. до 325,4 тыс. человек на 1 декабря 2012 года.

В целом по Российской Федерации в органах службы занятости населения в среднем за 2012 год было зарегистрировано на 20% меньше безработных граждан, чем в 2011 году.

 

В связи с оздоровлением экономики и ростом производства численность занятых в экономике увеличится с 68,9 млн. человек в 2011 году до 69,1 млн. человек в 2013 году. Однако, в 2014 году в результате демографических ограничений численность занятых в экономике снизится и не превысит 68,9 млн. человек. При сохранении наметившихся положительных тенденций в экономической ситуации и повышении спроса на рабочую силу прогнозируется снижение численности безработных граждан (по методологии МОТ) до 4,8 млн. человек (6,6% экономически активного населения) в 2012 году. В 2013  году общая безработица достигнет уровня 2007 года - 6,3% экономически активного населения, а в 2014 году может снизиться до 5,8% экономически активного населения.

Положительная динамика общей и регистрируемой безработицы в 2011 году, а также антикризисные мероприятия Правительства Российской Федерации, предусматривающие усиление социальной поддержки безработных граждан, меры активной политики занятости, включая помощь гражданам в сохранении своего рабочего места, переобучении и переезде для замещения рабочего места позволят сократить регистрируемую безработицу, и в среднем за 2011 год она не превысит 1,6 млн. человек. Исходя из прогнозируемой общей численности безработных и соотношения численности зарегистрированных безработных к общей численности безработных, сложившегося в 2005 - 2010 гг. (33%), а также с учетом увеличения этого соотношения к 2014 году (до 35%) по мере роста обращаемости безработных в службу занятости при повышении качества предоставляемых услуг среднегодовая численность зарегистрированных безработных снизится в 2014 году до 1,45 млн. человек.

Модернизация российской экономики, переход ее на инновационный путь развития, формирование благоприятного инвестиционного климата Российской Федерации предполагают дальнейшее развитие стимулирующих механизмов регулирования трудовой миграции, направленных на привлечение в Российскую Федерацию высококвалифицированных иностранных специалистов (далее - ВКС).

19 мая 2010 года принят Федеральный  закон № 86-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленный на упрощение привлечения в Российскую Федерацию ВКС, создание комфортных условий для их пребывания и осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации, а также на легализацию трудовых мигрантов, прибывающих в Российскую Федерацию в безвизовом порядке и осуществляющих трудовую деятельность по найму у физических лиц, путем внедрения патентов на осуществление такой деятельности.

С момента вступления в силу указанного закона число обратившихся за разрешением на привлечение ВКС устойчиво возрастает. В целях дальнейшей либерализации правового регулирования получения разрешения на работу и пребывания на территории Российской Федерации ВКС и членов их семей были приняты федеральные законы от 23 декабря 2010 г. №385-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и от 20 марта 2011 г. № 42-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

С учетом принятых законодательных актов в 2011 - 2014 гг. ожидается дальнейшее увеличение количества привлекаемых высококвалифицированных иностранных работников в экономику Российской Федерации.

Кроме того, в 2011 - 2014 гг. ожидается увеличение количества иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в России по патентам.

В связи с окончанием действия в 2012 году антикризисных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, предусматривающих в качестве одного из условий предоставление субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию субъектом Российской Федерации мероприятий по замещению иностранной рабочей силы российскими трудовыми ресурсами, а также в связи с дальнейшим развитием российской экономики будет преобладать тенденция по увеличению количества привлекаемых в Российскую Федерацию трудовых мигрантов.

В прогнозный период миграционная политика будет определяться Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации, разрабатываемой в настоящее время. Среди основных направлений миграционной политики Концепцией намечено расширение возможностей переселения в Российскую Федерацию на постоянное место жительства, совершенствование формирования механизма оценки потребности в иностранной рабочей силе, упрощение порядка въезда, выезда и пребывания иностранных граждан, участвующих в инвестировании и предпринимательской деятельности, содействие территориальной мобильности российских граждан, расширение образовательной миграции в Российскую Федерацию, поддержка академической мобильности.

Продолжится реализация Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. С января 2011 года реализация Государственной программы осуществляется в 32 субъектах Российской Федерации.

В 2012 - 2014 гг. реальные доходы населения будут ежегодно увеличиваться на 5 - 5,3 процента.

Рост доходов населения будет обеспечиваться ростом заработной платы, в первую очередь бюджетников, пенсий. Еще одним фактором, определяющим рост доходов населения, станет реформа денежного довольствия военнослужащих, которая предусматривает его существенное увеличение с 2012 года. Это обеспечит дополнительный рост реальных доходов в 2012 - 2013 гг. на 1 процентный пункт. В 2014 году влияние реформы на рост реальных доходов населения будет нивелировано.

В прогнозный период структура доходов населения будет достаточно стабильной. Заработная плата продолжает оставаться основным источником доходов населения. Меры, направленные на улучшение уровня материального обеспечения пенсионеров, семей с детьми обеспечивают стабильно высокую долю социальных трансфертов в структуре доходов. В результате кризиса несколько снизилась доля доходов от собственности. С 2012 года существенно увеличится доля прочих доходов, что связано с реализацией реформы денежного довольствия военнослужащих (по методологии Баланса денежных доходов и расходов населения указанные доходы входят в состав прочих доходов населения).

Реальная заработная плата будет ускоряться с 3,6% в 2011 году до 5,1 - 6,3% в 2012 - 2014 годах. При этом благоприятная мировая конъюнктура и обострение ситуации на рынке труда обеспечат опережающий производительность труда рост заработной платы в частном секторе экономики в 2012 - 2014 годах, хотя ее динамика будет в большей степени соответствовать производительности труда, чем в докризисных период.

В результате сокращения к 2013 году 20% предельной численности федеральных государственных гражданских служащих 50% высвободившихся в результате данного сокращения бюджетных ассигнований, предусмотренных на оплату их труда и на начисления на выплаты по оплате труда, будут направлены на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих. http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12090489/

 

С конца февраля 2012 года число вакантных рабочих мест в органах службы занятости населения превышает численность зарегистрированных безработных. По состоянию на конец декабря 2012  г. в банке данных органов службы занятости было 1,3 млн.  вакантных рабочих мест.

Следует отметить, что коэффициент напряженности в расчете на 100 заявленных вакансий сократился со 120,7 человека в конце декабря 2011 г. до 91,3 человека в конце декабря 2012 года.

В январе-декабре 2012 г. продолжилась реализация положений Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», предусматривающих упрощение привлечения в Российскую Федерацию высококвалифицированных специалистов (ВКС), создание комфортных условий для их пребывания и осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации, а также легализацию трудовых мигрантов, прибывающих в Российскую Федерацию в безвизовом режиме, и осуществляющих трудовую деятельность по найму у физических лиц, путем внедрения патентов на осуществление такой деятельности.

В 2012 году было оформлено 11,8 тыс. разрешений на работу ВКС, что на 9,1% больше, чем в 2011 году. Для осуществления высококвалифицированными специалистами трудовой деятельности в рамках реализации проекта «Сколково» оформлено 97 разрешений на работу.

За январь-декабрь 2012 г. на 51,7% по сравнению с показателем прошлого года  выросло количество оформленных патентов и составило 1,229 млн. патентов (за январь-декабрь 2011 г. – 0,81 млн. патентов). Сумма платежей за приобретение патентов в 2012 году составила 6,32 млрд. рублей, что на 84% больше, чем в 2011 году (3,43 млрд. рублей).http://www.budgetrf.ru/Publications/mert_new/2013/MERT_NEW20130207830/image052.gif

 

               

 

 

Распределение численности населения по экономической активности

(по материалам  выборочного обследования населения 

по проблемам занятости)

за февраль - апрель 2013 г.

                                                                                                         

Показатель

 

Человек

Все население  (15-72 года)

646357

Экономически активное население

457887

в том числе:

 

       занятые

436681

      безработные

21206

Экономически неактивное население

188470

Уровень общей безработицы, в %

4,6

Уровень занятости, в %

67,6

Уровень экономической активности, в %

70,8

Численность зарегистрированных безработных*

4515

Уровень официальной безработицы*

1,0

Информация о работе Государственные методы борьбы с безработицей