Государственные методы борьбы с безработицей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 21:16, курсовая работа

Описание работы

Безработица сегодня является одной из центральных проблем во всем мире. И обостряется она в тех странах, где происходит переходный период к иной системе экономики. В настоящее время такой переходный период к рыночным отношениям осуществляется в России. С этим связаны большие трудности и возникновение многих социально-экономических проблем, которые влекут за собой болезненные процессы, обуславливающие возникновение безработицы. В свою очередь проблема безработицы неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью и оказывает сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы ведет за собой потерю дохода, а, следовательно, снижение жизненного уровня, т.к. заработная плата для большинства людей – единственный источник доходов, но также это и психологический стресс.

Содержание работы

Введение...............................2.
1. Понятие безработицы ее типы и специфика..............3.
2.Основные черты переходной экономики в России.............6.
3.Социально экономические проблемы безработицы.............10.
3.1.Социальные проблемы безработицы.................12.
3.2.Экономические проблемы безработицы.................16.
4.Отличительные черты и особенности развития занятости и формирования рынка
труда в РФ на современном этапе..................19.
5.Государственные методы борьбы с безработицей. .............28.
Заключение............................32.
Список используемой литературы....................35.

Файлы: 1 файл

курсовая по безработице (3).docx

— 191.68 Кб (Скачать файл)

Таблица 1-Анализ безработицы в стране за 2003-2008 гг.

 

ДАННЫЕ ПО СТРАНЕ:

2003

2004

2005

2006

2007

2008

 

ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ (тыс. чел.)

144168

143474

142754

142221

142009

142538

 

ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОЕ НАСЕЛЕНИЕ (тыс. чел.)

72391

72950

73432

74167

75159

75737

 

ЧИСЛЕННОСТЬ БЕЗРАБОТНЫХ (тыс. чел.)

5959

5675

5263

5312

4588

6050

 

ЧИСЛЕННОСТЬ БЕЗРАБОТНЫХ,

ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ В СЛУЖБЕ ЗАНЯТОСТИ (тыс. чел.)

1638,9

1920,3

1830,1

1742,0

1553,0

2035,0

 

УРОВЕНЬ ОБЩЕЙ БЕЗРАБОТИЦЫ (%)

11,7

10,1

9,4

9,0

7,9

7,7

 

УРОВЕНЬ, ЗАРЕГИСТРИРОВАННОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ (%)

3,0

3,4

3,2

3,2

2,7

3,6

 

СРЕДНЕМЕСЯЧНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА

(руб.)

5498,5

6739,5

8554,9

10633,9

13593,4

16453,5

 

ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ В СРЕДНЕМ НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ (руб. в месяц)

2342

2856

3046

3421

3859

4005

 
               

 

 

Итак, как видно из таблицы, рынок рабочей силы испытывает постоянные колебания. Численность экономически активного населения в период с 2003 по 2007 гг. постепенно увеличивается на 3346 тыс. чел., наблюдается снижение количества безработных граждан, и, следовательно, уровень безработицы приобретает тенденцию к снижению с 11,7% до 7,7%. Однако в конце 2008-начале 2009 гг., в связи со сложившейся общемировой ситуацией, кадровая ситуация в стране приняла следующий оборот. По итогам декабря 2008 года уровень безработицы в стране составлял 7,7%. В конце 2008 года наблюдался «умеренный рост» безработицы, который обуславливался сокращением занятости в строительстве, торговле, сфере услуг и финансовом секторе. С начала года имеют место массовые сокращения во всех сферах деятельности. На конец января 2009 года, численность безработных составляла 6,1 млн. человек, что составляет 8,1% от всего трудоспособного населения страны. По скромным прогнозам, к концу года число безработных может увеличиться до 7 млн. человек.

Что касается Курганской области, проанализировав данные таблицы №2 можно сделать следующие выводы: Общая численность населения постоянно сокращается. Численность экономически активного населения за период с 2003-по 2008 гг. снизилась с 200 тыс. человек до 183,2 тыс. человек, преимущественно в результате большой миграции молодёжи и квалифицированных кадров в другие регионы, а также за счёт снижения рождаемости и увеличения смертности. Число безработных граждан периодически меняется. Уровень безработицы в отдельные годы резко понижается, или, наоборот повышается на 1,5-2%.

Таблица 2-Динамика безработицы в Курганской области

 

ДАННЫЕ ПО КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ:

2003

2004

2005

2006

2007

2008

 

ЧИСЛЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ (тыс. чел.)

339,3

334,3

330,0

326,0

326,0

321,4

 

ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОЕ НАСЕЛЕНИЕ (тыс. чел.)

200,0

195,9

190,7

185,5

186,0

183,2

 

ЧИСЛЕННОСТЬ БЕЗРАБОТНЫХ (тыс. чел.)

16,8

8,0

11,3

9,3

10,5

16,8

 

ЧИСЛЕННОСТЬ БЕЗРАБОТНЫХ,

ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ В СЛУЖБЕ ЗАНЯТОСТИ (тыс. чел.)

3,6

3,4

3,1

2,9

2,5

3,4

 

УРОВЕНЬ ОБЩЕЙ БЕЗРАБОТИЦЫ (%)

8,4

4,1

6,0

5,0

5,6

5,9

 

УРОВЕНЬ, ЗАРЕГИСТРИРОВАННОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ (%)

1,8

1,8

1,4

1,6

1,4

1,5

 

СРЕДНЕМЕСЯЧНАЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА

(руб.)

4690

5896

6833

8725

10365

12183

 

ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ В СРЕДНЕМ НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ (руб. в месяц)

2081

2500

2897

3252

3377

3570

 
               

 

На начало 2009 года количество граждан, зарегистрированных в качестве безработных, увеличилось на 18%, по сравнению с 2008 годом. Потребность в работниках, заявленная работодателями в органы службы занятости, сократилась за январь 2009 года на 48% - с 3366 до 1615 вакансий. Общее количество работников, предполагаемых к высвобождению по состоянию на 10 февраля, около 3 тысяч человек, что составляет 5,8% от числа работающих. Большинство из них - работники промышленных предприятий.

Пик безработицы в области будет отмечен в марте - апреле. В летние месяцы ожидается снижение уровня безработицы, связанное с организацией в этот период общественных работ (дорожно-ремонтных, полевых, по благоустройству территорий и др.).В целом же, по Курганской области предполагается, что в 2009 году среднегодовая численность безработных граждан не превысит 16,5 тыс. человек, а уровень регистрируемой безработицы не выйдет за пределы 4% по отношению к численности экономически активного населения.

2.2 Занятость молодежи  и женщин: проблемы, выходящие на  первый план. Проблема обеспечения занятости женщин в России является наиболее острой

Её решение требует совместных усилий органов государственной власти, женских общественных организаций, службы занятости, а также значительных финансовых вложений.

По данным 2008 года, в общей численности безработных по стране, мужчины составляют 3146 тыс. человек, женщины 2904 тыс. человек.

Сегодня, в ситуации крайней нестабильности, именно женщины составляют большинство «новых российских бедных», именно они в наибольшей степени подвергаются дискриминации в сфере занятости и на рынке труда и чаще, чем другие категории занятых, теряют свой социальный статус в сфере занятости.

Вот как выглядит среднестатистический портрет безработной женщины: старше сорока, служащая с высшим или средним специальным образованием, уволена в связи с высвобождением или по собственному желанию. У каждой третьей - несовершеннолетние дети. Каждая пятая была инженером или техником. Каждая шестая - в предпенсионном возрасте. Необходимость зарабатывать на жизнь, как основной приоритет поиска работы, у женщин выражен сильнее, чем у мужчин; существенно возросли претензии безработных женщин к размеру заработной платы; женщины начали отказываться от работы из-за отсутствия правовых и социальных гарантий, особенно в частном предпринимательстве. К старым нерешенным проблемам, таким, как низкий уровень квалификации и заработной платы, добавились новые - ухудшение структуры свободных рабочих мест и вакантных должностей.

Для снижения остроты проблемы занятости женщин определены приоритетные направления работы:

* повышение конкурентоспособности  женщин на рынке труда через  переобучение;

* формирование банка вакансий  для женщин;

* создание дополнительных  рабочих мест;

* создание условий для  занятости на временных и общественных  работах;

* реализация программ  социальной адаптации.

Ещё один чётко определённый устойчивый сегмент рынка труда, характеризующийся стабильным ростом предложения рабочей силы - незанятая молодёжь.

Молодёжный рынок труда имеет свою специфику:

Во-первых, он характеризуется неустойчивостью спроса и предложения, обусловленной изменчивостью ориентацией молодёжи, её социально-профессиональной неопределённостью. Положение усугубляется обострением социальных проблем молодёжи, связанных с коренным изменением социокультурных и политических условий развития личности, что влечёт за собой возрастающие трудности самоопределения молодых людей, в том числе и в профессиональном плане.

Во-вторых, для молодёжного рынка труда специфична низкая конкурентоспособность по сравнению с другими возрастными группами. Молодёжь подвергается наибольшему риску потерять работу или не трудоустроиться. Возможности трудоустройства новой рабочей силы, вступающей на рынок труда впервые, сокращаются. Ограничение спроса на рынке труда снижает возможности трудоустройства выпускников учебных заведений.

В-третьих, молодёжная занятость имеет явные и скрытые размеры. Продолжает увеличиваться группа молодёжи, которая нигде не работает и не учится.

В-четвёртых, молодёжный рынок труда характеризуется большой вариантностью. Существующая в настоящее время в России система профессионального образования не способна в полной мере удовлетворять потребности экономики в квалифицированных профессиональных кадрах. Она не имеет устойчивой связи с рынком труда и не оказывает управляющего воздействия на устранение дисбаланса спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.

Сегодня полученное однажды образование уже не обеспечивает конкурентоспособности граждан на рынке труда на всю оставшуюся жизнь. В особенности, в трудном положении оказываются выпускники, не имеющие опыта, поскольку работодатели заинтересованы в найме сформировавшихся специалистов, в результате чего многие обладатели дипломов приобретают статус безработного, либо трудятся не по специальности. Например, по данным 2008 года из всей численности выпускников признаны безработными: 15,7% лица с высшим образованием; 19,5% со средним профессиональным образованием; 21,3% с начальным профессиональным; 38,9% с полным общим; 2,7% с основным общим и 1,9% не имеют образования.

Ежегодно из числа выпускников каждый четвёртый становится потенциальным кандидатом на переобучение, получение второй профессии.

Кроме того, часть молодых людей увольняется из-за неудовлетворенности профессией, характером труда уже в первый год работы после окончания учебного заведения.

В-пятых, на молодёжном рынке труда создалась чрезвычайно сложная ситуация с женской занятостью: традиционно среди выпускников учебных заведений, особенно вузов, женщины составляют значительную долю, при этом работодатели отдают явное предпочтение при приёме на работу мужчинам.

Проблема занятости молодёжи является далеко не новой. Традиционным решением данной проблемы является функционирование государственной молодёжной политики, однако современное её состояние не является удовлетворительным.

2.3 Профессиональное  обучение, переподготовка безработных

Одним из направлений активной политики государства по борьбе с безработицей является развитие программ профессиональной подготовки и переподготовки безработных. В некоторых регионах разработаны и начинают приводиться в действие программы по социальному партнёрству, которое предусматривает заключение договоров с работодателями о гарантии трудоустройства лиц успешно окончивших обучение или курсы по переподготовке, и благополучно прошедших стажировку на предприятии. Государственные органы в свою очередь, обязуются оплачивать часть заработка работника во время его обучения и приобретения необходимых навыков на предприятии. Центры занятости населения организуют различные курсы по подготовке кадров, которые финансируются засчёт государства. Данная система имеет ряд недостатков: федеральные органы занятости пока ещё не имеют развитой учебно-курсовой сети, эффективных методик обучения, квалифицированных преподавателей, надёжной информации о качественных и количественных характеристиках спроса на рабочую силу на рынке труда. Расширение масштаба профессиональной подготовки и переподготовки позволяет сократить на некоторое время предложение рабочей силы на рынке труда и обеспечивает подготовку к работе в новых рыночных условиях.

Большим минусом является то, что подготовка происходит только с учётом спроса на определенные специальности в настоящий момент времени и не берётся во внимание их дальнейшая востребованность и конкурентоспособность на рынке труда. В экономически развитых регионах страны сейчас практикуется обучение основам предпринимательства и некоммерческого хозяйствования в перспективных областях экономической деятельности. Вовлекаются в эту сферу прежде всего те, кто длительное время ищет работу. Для этого в некоторых областях организованы специализированные бизнес-центры.

Около 40% безработных, направленных на получение дополнительной специальности - выпускники учебных заведений.

2.4 Социальная  реабилитация безработных с высшим  образованием

В экономически развитых странах чем выше уровень образования человека, тем больше шансов получить желаемую и высокооплачиваемую работу. В России же люди с высшим образованием имеют незначительные шансы получить работу. Как свидетельствует статистика, подавляющее число лиц, ищущих работу-это люди с высшим образованием. Только по Курганской области ежегодно около 38% безработных имеют высшее образование. Большая часть ищет применение своим знаниям и способностям в других регионах, либо заграницей. Те, кто долгое время не могут найти работу, регистрируются в центрах занятости, как безработные. Для них ведётся поиск подходящей работы. Причём, из 36% безработных в России с высшим образованием, только 21% трудоустраиваются по специальности. Остальные заняты в сферах деятельности не соответствующих их квалификации и образованию, на общественных работах (преимущественно женщины и молодёжь), либо направлены на переобучение и повышение квалификации.

Информация о работе Государственные методы борьбы с безработицей