3. Пути снижения безработицы
в РФ
3.1 Экономические
последствия безработицы: оценка
потерь
безработица кризис занятость
Рассмотрим основные социально-экономические
последствия безработицы, относительно
человека и государства.
Для наглядности сведем в таблицу
проявления безработицы как для человека
(микроуровень), так и для государства
(макроуровень).
Таблица 3 - Основные социально-экономические
последствия безработицы.
|
МИКРОУРОВЕНЬ |
МАКРОУРОВЕНЬ |
|
Чувство неуверенности
в будущем. |
Сокращение излишней
численности
рабочей силы. |
|
Потеря самоуважения
в связи с потерей работы. |
Рост объемов скрытой
безработицы. |
|
Усиление депрессивных
состояний. |
Совершенствование
профессиональной структуры рабочей силы. |
|
Распад семей безработных |
Сокращение престижа
квалифицированного труда. |
|
Рост девиантного
поведения |
Увеличение мобильности
рабочей силы. |
|
Падение материального
достатка семей безработных граждан |
Усиление социальной
напряженности в обществе |
|
Потеря квалификации
безработными. |
Дифференциация доходов
среди населения. Массовая бедность. |
|
|
Затраты на помощь
безработным |
|
|
Снижение налоговых
поступлений. |
|
|
Падение валового
национального продукта |
|
|
|
|
Таким образом, можно видеть,
что безработица составляет серьезную
личную и общественную проблему. Человек,
оказавшийся безработным, страдает материально,
теряет квалификацию, имеет психологические
проблемы. Длительная безработица часто
ведет к глубокой личной депрессии, чувству
неполноценности, и, в конечном счете,
к деградации личности человека. На уровне
государства проблемы безработицы проявляются,
прежде всего, в снижении ВВП. Кроме того,
безработица вызывает социальную напряженность
в обществе, может усложнить криминогенную
ситуацию в стране, способствовать росту
преступности и тем самым снижению степени
безопасности граждан.
Экономические потери от безработицы
можно рассчитать следующим образом:
П =Ч СВ, где:
П-потери от циклической безработицы;
Ч-число лиц с частичной занятостью
и лиц в вынужденных отпусках;
С-средняя продолжительность
циклической безработицы;
В-средняя месячная выработка
одного работника, занятого в национальной
экономике (либо в конкретной отрасли).
Аналогичным образом можно
оценить экономические потери от структурной
безработицы:
П=ЧСВ, где:
П-потери от структурной безработицы;
Ч-число лиц, высвобожденных
вследствие структурных изменений;
С-средняя продолжительность
структурной безработицы;
В-средняя выработка одного
работника, занятого в национальной экономике
(либо в конкретной отрасли).
Наиболее сложной представляется
оценка потерь, вызванных фрикционной
безработицей:
П=ЧСВК+АР, где:
П-потери от фрикционной безработицы;
Ч- число лиц, высвобожденных
вследствие фрикционной безработицы;
С- средняя продолжительность
фрикционной безработицы;
В - средняя выработка одного
работника, занятого в национальной экономике
(либо в конкретной отрасли);
К - коэффициент снижения выработки;
АР - административные расходы
по увольнению, подбору, найму работников.
В совокупности потери от безработицы
всех видов включают в себя расходы на
содержание службы занятости, выплату
пособий по безработице и оказание материальной
помощи.
SП= П+ П+ П+Р, где:
SП - совокупные экономические
потери;
Р-расходы Федеральной службы
занятости за исключением затрат на создание
новых рабочих мест, переподготовку и
переобучение работников, содействие
предпринимательству.
Реальная величина экономических
потерь обусловлена темпами снижения
объёмов производства и соответствующем
ему уровнем безработицы:
У= 100%, где:
У-уровень безработицы в процентном
отношении;
Ч-численность экономически
активного населения.
Многие специалисты считают
фрикционную и структурную безработицу
неизбежной, и в сумме составляющей естественный
уровень безработицы:
У= ((Ч+ Ч) Ч)100%
Величина потерь при естественном
уровне безработицы, безусловно должна
быть меньше совокупных потерь от безработицы
в период экономического кризиса:
SП SП, где:
SП-совокупные экономические
потери при естественном уровне безработицы.
Динамика потерь при нормальном
функционировании национальной
экономики полностью зависима
от величины безработицы и от того насколько
эффективна деятельность Федеральной
службы занятости, какую отдачу приносят
затраты по преодолению безработицы и
содействию трудоустройству.
За решение проблемы безработицы
ответственность несут сам работники,
предприниматели, государство. Рынок труда
- основной регулятор занятости.
Вместе с тем решение проблемы
достижения полной занятости требует
активного участия государства.
3.2 Факторы преодоления
длительной безработицы
В связи с увеличением срока
длительности безработицы, принимающей
застойные формы, в стране необходимо
принимать специальные меры по преодолению
длительной безработицы. Для этого целесообразно
будет сделать следующее:
- принимать программы по социальной
и профессиональной реабилитации длительно
неработающих граждан;
- приобщить безработных к системе
общественных работ;
- создавать условия для развития
и расширения занятости в негосударственных
секторах экономики, в том числе финансировать
и кредитовать безработных граждан, изъявляющих
желание заниматься предпринимательской
деятельностью;
- создавать новые рабочие места
в сельской местности, развивать сельское
хозяйство;
- обеспечивать условия для повышения
качества рабочих мест;
- особое внимание следует уделить
регулированию трудовых отношений;
- организовать социальное партнёрство
профсоюзов, предпринимателей и государства
- оказывать содействие трудоустройству
молодёжи, женщин и лиц с ограниченными
способностями (инвалидов);
- создавать рабочие места в
перспективных отраслях экономики.
3.3 Российская система
защиты от безработицы
Анализ ситуации в сфере занятости
в Российской Федерации показывает, что
способность складывающегося рынка труда
к саморегулированию все еще незначительна,
поэтому остается необходимость в использовании
элементов государственного регулирования.
Современная политика российского
государства в области занятости населения
регулируется Законом Российской Федерации
«О занятости населения в Российской Федерации».
По сути, он является законом оказания
содействия незанятому населению, ищущему
работу и зарегистрированному в органах
государственной службы занятости. Большую
роль здесь имеет государственная служба
занятости - ГСЗ.
Государственная политика на
российском рынке труда, характеризуется
в основном преобладанием пассивных мер,
таких как сдерживание массовой безработицы,
регистрация безработных, выплата пособий
по безработице, содействие трудоустройству
безработных.
Главным направлением активной
государственной политики в социально-трудовой
сфере должно является формирование эффективной
системы создания и сохранения рабочих
мест, сохранения кадрового потенциала
в сочетании с опережающими мерами по
предотвращению роста безработицы:
- обеспечение правовых, экономических
и организационных условий для создания
и сохранения рабочих мест, развития кадрового
потенциала в различных отраслях экономики
и регионах Российской Федерации;
- регулирование складывающегося
национального рынка труда и повышение
конкурентоспособности отечественной
рабочей силы;
- разработка трудового законодательства,
с учётом потребностей всех
участников трудовых отношений.
Жёсткие административные меры, в случае
его нарушения;
- формирование эффективной
структуры занятости населения: повышение
качества создаваемых рабочих мест; развитие
профессиональной и территориальной мобильности
рабочей силы; создание благоприятных
условий для повышения уровня жизни за
счет стимулирования трудовой активности
населения, усиления роли и ответственности
участников социально-трудовых отношений
в сфере занятости населения;
- предотвращение роста
неполной занятости и массовой
безработицы, развитие системы общественных
работ;
- дополнительные меры
по трудоустройству лиц с ограниченными
возможностями;
- инвестирование и кредитование
предприятий и организаций, осуществляющих
по договорам профессиональную
подготовку и переподготовку безработных
граждан с последующим их обязательным
трудоустройством;
- усиление государственного
регулирования миграционных процессов;
- социальная защита безработных,
финансирование активных мер
борьбы с безработицей;
В целом, российская политика
содействия занятости и защиты от безработицы
основана на богатом опыте развитых стран.
Однако, этот опыт абсолютно неэффективен
применительно к российским условиям.
Заключение
В России всегда недостаточно
внимания уделялось и уделяется рационализации
соотношения между экономически активным
и неактивным населением, повышению общественной
производительности труда, территориальной
особенности формирования трудовых ресурсов,
поощрению развития финансово-промышленных
групп, борьбе с организованной экономической
преступностью в сфере предпринимательства,
регулированию трудовой миграции из страны,
приближению минимальных доходов населения
к стоимости прожиточного минимума, росту
числа населения, живущих за чертой бедности.
Решение проблемы снижения
уровня безработицы до минимального и
обеспечения высокого уровня занятости
трудоспособного населения страны, необходимо
искать на путях роста заработной платы
и повышения жизненного уровня населения.
Кроме того, должна быть повышена
производительность труда до такого уровня,
который позволит обеспечить увеличение
заработной платы работников во всех сферах
экономики и рост прибыли предприятий
и фирм в размерах достаточных для осуществления
накопления капитала, увеличения объёмов
производства и, следовательно, расширения
спроса на рабочую силу, обеспечения высокого
уровня занятости населения и минимизации
безработицы.
В целом переход к активной
политике занятости в сочетании с макроэкономической
стабилизацией и ростом производительности
труда остаются важнейшими приоритетами
в борьбе с безработицей в России. Большое
значение в борьбе с безработицей имеет
уровень развития предпринимательства
в стране как альтернатива традиционной
занятости на государственных предприятиях.
Список использованных
источников
1. Факторы преодоления
длительной безработицы. Фофанова Н.А //
Человек и труд. - 2003.- №5. - с. 29-30.
2. Российская система
защиты от безработицы в контексте
мирового опыта; динамика факторов
эффективности профессионального
обучения и переподготовки безработных.
Четвертина Т.Ю. // Вопросы экономики. - 2002.-
№11. - С. 59-76.
3. Формирование рынка
труда и занятость населения.
Михайлов О.Г. // Российский экономический
журнал. - 2004.- №3.-С. 4-11.
4. Российская модель занятости:
причинно-следственный анализ. Соколова Т.В. //
Человек и труд. - 2003.- №5. - С. 52-55.
5. Экономические последствия
безработицы: оценка потерь. Бреев Б.А,
Костенко Т.С, Нанавян А.И // Общество и экономика. -
2002.- №5. - С. 98-112.
6. Рынок труда: Учебное
пособие / Под ред. проф. Шлендера П.Э. - М.:
Вузовский учебник, 2004
7. Политэкономия (Экономическая
теория):Учебник для вузов /Под ред.
Валового Д.В. Издание 3-е. - М.: ООО «Журнал
«Управление персоналом», 2005
8. Безработица. Плакся В.И.: Учебник.
- М.: ИНФА, 2005.
9. Трудовой кодекс Российской
Федерации.
10. Интернет.
Содержание
Введение
1. Теоретические основы зарождения
безработицы
1.1 Условия возникновения безработицы
1.2 Масштабы и структура безработицы
1.3 Взаимосвязь безработицы и
инфляции
2. Влияние безработицы на экономику
России
2.1 Структура безработицы в России
2.2 Социально-экономические последствия
безработицы
3. Рекомендации по совершенствованию
мер по борьбе с безработицей
3.1 Политика и меры сдерживания
безработицы
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В настоящее время проблемы занятости
и безработицы, миграции рабочей силы
являются одними из самых актуальных проблем
в мире. Безработица является одной из
главных социальных проблем рыночного
общества. Незанятость - сложная и серьезная
проблема для экономически развитых стран.
После кризиса 2008 года наблюдался спад
в экономике, в производстве, что повлекло
за собой массовое сокращение штатов,
и, следовательно, массовую безработицу.
Она ведет к обострению социальных проблем
и общественной напряженности, вызывает
рост преступности. Кроме того, при неполном
использовании трудовых ресурсов экономика
не может быстро развиваться. Таким образом,
показатель безработицы преступности.
Кроме того, при неполном использовании
трудовых ресурсов экономика является
и показателем для оценки общего состояния
экономики. Экономические последствия
безработицы на индивидуальном уровне
заключаются в потере дохода или части
дохода (т.е. снижении текущего дохода),
а также в потере квалификации (что особенно
плохо для людей новейших профессий) и
поэтому уменьшении шансов найти высокооплачиваемую,
престижную работу в будущем (т.е. возможном
снижении уровня будущих доходов). Экономические
последствия безработицы на уровне общества
в целом состоят в недопроизводстве валового
национального продукта, отставании фактического
ВВП от потенциального ВВП. Поскольку
безработица представляет собой серьезную
макроэкономическую проблему, выступает
показателем макроэкономической нестабильности,
государство предпринимает меры для борьбы
с ней. Для разных типов безработицы, поскольку
они обусловлены разными причинами, используются
разные меры.