Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 21:16, курсовая работа
Описание работы
Безработица сегодня является одной из центральных проблем во всем мире. И обостряется она в тех странах, где происходит переходный период к иной системе экономики. В настоящее время такой переходный период к рыночным отношениям осуществляется в России. С этим связаны большие трудности и возникновение многих социально-экономических проблем, которые влекут за собой болезненные процессы, обуславливающие возникновение безработицы. В свою очередь проблема безработицы неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью и оказывает сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы ведет за собой потерю дохода, а, следовательно, снижение жизненного уровня, т.к. заработная плата для большинства людей – единственный источник доходов, но также это и психологический стресс.
Содержание работы
Введение...............................2. 1. Понятие безработицы ее типы и специфика..............3. 2.Основные черты переходной экономики в России.............6. 3.Социально экономические проблемы безработицы.............10. 3.1.Социальные проблемы безработицы.................12. 3.2.Экономические проблемы безработицы.................16. 4.Отличительные черты и особенности развития занятости и формирования рынка труда в РФ на современном этапе..................19. 5.Государственные методы борьбы с безработицей. .............28. Заключение............................32. Список используемой литературы....................35.
Использование рабочей силы
по секторам экономики (в %)
Сектор экономики
1998
1999
2001
2002
Занято в экономике
всего
100,0
100,0
100,0
100,0
Государственный
сектор
82,6
68,9
41,0
30,0
Негосударствен -ный
сектор
17,4
31,1
59,0
70,0
Процессы реструктуризации
отраслевой занятости: абсолютное и относительное
сокращение численности работающих в
промышленности и строительстве, науке
и научном обслуживании; рост удельного
веса занятых в таких отраслях, как торговля,
общественное питание, материально техническое
обслуживание, сбыт и заготовки, жилищно-коммунальное
хозяйство, здравоохранение, социальное
обеспечение населения, кредитование,
финансы, страхование и др.;
Таблица 5
Секторы экономики, в которых
произошло сокращение работников с 1995
по 2002 г.г.
Секторы
Кол-во сокращенных
безработных
Промышленность
7млн. чел
Сельское и лесное хозяйство
1 млн. чел.
Транспорт и связь
400 тыс. чел.
Строительство
23 млн. чел.
Культура и искусство, наука
900 тыс. чел.
Всего с 1995 по 2002 г количество
занятых сократилось с 74 до 65 млн. чел.
Налицо несоответствие профессиональной
структуре спроса на рабочую силу потребностями
населения. Предприятиям требуются в основном
рабочие профессии, тогда как среди обратившихся
в Службу занятости около трети составляют
специалисты и служащие. К тому же большая
часть вакансий – это самые низкооплачиваемые
рабочие места, зачастую с тяжелыми и вредными
условиями труда. Самым большим дефицитом
российской экономики стали высококвалифицированные
рабочие кадры. А без них конкурентоспособную
экономику не построить. По некоторым
выборочным оценкам, в российской промышленности
остались сейчас лишь 5% рабочих высшей
квалификации, а в США их 43, в ФРГ – 56, Франции
- 38%. Причины этого хорошо известны – кто-то
в силу сложившихся обстоятельств потерял
былое мастерство, кто-то ушел в теневые
структуры, кто-то эмигрировал. Молодежь
же, как правило, не хочет осваивать престижные
рабочие профессии, для некоторых все
более привлекательной становится потребительская
модель жизни.
Глубокое изменение структуры
занятости в промышленности выражается
в ускоренном росте численности промышленно-производственного
персонала в электроэнергетике, газовой,
нефтедобывающей отраслях, и сокращение
занятости в обрабатывающих отраслях
и прежде всего в легкой промышленности
и машиностроении; возникновении рынков
детского труда, рабочих мест для лиц пожилого
(послепенсионного) возраста как следствие
снижения жизненного
уровня; расширении занятости
в сфере личных услуг (охрана, личный транспорт
и извоз, обслуживание на дому и др.); легализация
безработицы и быстрое ее распространение
на территории России в связи с сокращением
спроса на рабочую силу (табл. 6);
Таблица 6
Динамика численности безработных
и уровня официально зарегистрированной
безработицы в России
Годы
1993
1994
1995
1996
1997
1998
1999
2000
Численность безработных
тыс. чел., в%
61,4
577,7
835,5
1635,7
2326,9
2506,0
2274,0
1866,0
Уровень безработицы
тыс. чел., в%
0,08
0,76
1,11
2,21
3,15
3,4
3,1
2,6
Уровень безработицы в 1993-2000
г. изменялся: с 0,08% экономически активного
населения до 2,6 %. С середины 1998 г. наблюдается
устойчивое снижение официальной безработицы.
В условиях обострения финансового кризиса
в России увеличилась численность официально
зарегистрированных безработных до 1,93
млн. чел., что составляет 2,7%. Наблюдается
усиление процессов текучести, высвобождения
рабочей силы, трудовой миграции, изменение
ее направлений и форм. Происходит активное
развитие неформального сектора и рост
занятости в теневой экономике. С начала
90-х годов в российской экономике сложился
неформальный сектор, который оказывает
заметное влияние на социально-экономическую
ситуацию в целом, уровень жизни населения,
состояние рынка труда.
Вполне очевидно, что инициатором
создания этого сегмента рынка были работодатели,
которые либо прямо навязывали работнику
систему скрытой оплаты, либо вытесняли
его в сферу неофициальных приработков
невыносимыми условиями труда. В страну
хлынул поток дешевой малоквалифицированной
рабочей силы из стран ближнего зарубежья,
что очень устраивало как некоторых хозяйственников,
так и многие местные органы власти. Эта
ситуация в экономике практически не изменилась.
В ее сохранении по-прежнему заинтересован
большой круг лиц. А теневая занятость
и скрытые формы оплаты труда стали восприниматься
как нечто само собой разумеющееся. Сказать,
что это совершенно новое для российской
экономики, нельзя. Поскольку, отдельные
формы неформальной занятости существовали
и в советские времена. Это - портные, няни,
репетиторы и т.п. Однако, в процессе перехода
к рыночным отношениям состав, масштабы
и характер такой занятости, ее роль в
экономике резко изменились. За несколько
лет она достигла значительный масштабов,
к ее услугам прибегает в той или иной
мере большинство населения.
По самым общим расчетам, на
долю неформального сектора приходится
около 3/4 всех неучтенных доходов населения,
а неформально занято примерно 30% взрослого
населения, или около 30 млн. человек (в
возрасте 15-69 лет). "Неконкурентная"
молодежь. На начало 2000 г. в России насчитывалось
около 33 млн. человек в возрасте от 14 до
29 лет. Из них экономически активными считались
17,5 млн. человек. В общественном производстве
были заняты 14,2 млн., не работали и не учились
более 3 млн. юношей и девушек. Проблема
занятости особенно остро стоит перед
выпускниками школ, колледжей, вузов, молодежью,
демобилизованной из рядов Вооруженных
Сил. Численность официальных безработных
юношей и девушек в возрасте 16-29лет составила
403,9 тыс. человек. Доля безработной молодежи
в общей численности незанятых граждан
не снижается и составляет более 32%. Возросла
и средняя продолжительность молодежной
безработицы, которая превысила 6 месяцев.
Острота ситуации с молодежью
обусловлена многими факторами. В частности,
сохраняется профессионально - квалификационное
несоответствие спроса и предложения
рабочей силы. В последние годы в органах
службы занятости в среднем регистрировались
в качестве безработных 150-160тыс. выпускников
образовательных учреждений всех уровней.
С момента возникновения в России безработицы
характерной ее чертой является преобладание
женщин среди безработных, официально
зарегистрированных в органах службы
занятости. В то же время численность женщин
среди официально зарегистрированных
безработных в 1,5 раза меньше, чем среди
общей численности безработных. Проблема
женской безработицы прежде всего связана
с предоставлением женщинам неравных
возможностей при приеме на работу и увольнении.
В России около 53 % населения составляют
женщины, это более 78 млн. чел. В экономике
занято около 31 млн. женщин /47% общей численности
занятых/.
Таблица 7
Структура безработных по уровню
образования, в %
Всего
Высш. проф. обр.
Неполн.высш.
проф. обр.
Средн. проф. обр.
Начальн.
образ-е
Среднее
общее
Всего
1993
100
10,0
3,5
27,3
-
38,1
1995
100
9,2
2,2
28,6
-
41,8
1997
100
9,0
2,3
27,7
8,7
32,8
1999
100
10,3
2,4
28,1
10,2
31,7
2001
100
10,8
2,7
27,0
11,1
31,2
Мужчины
1993
100
7,7
3,9
22,8
-
41,2
1995
100
8,0
2,5
23,4
-
44,3
1997
100
7,7
2,4
23,0
9,4
34,5
1999
100
9,5
2,4
24,0
1,1
32,2
2001
100
9,0
2,6
22,6
12,1
33,5
Женщины
1993
100
12,5
3,1
32,3
-
34,7
1995
100
10,5
1,9
34,7
-
38,9
1997
100
10,6
2,1
33,2
7,8
30,7
1999
100
11,2
2,5
32,9
9,1
31,0
2001
100
12,7
2,8
31,9
9,9
28,8
В наиболее сложном положении
на рынке труда оказываются женщины, имеющие
малолетних детей, выпускницы учебных
заведений, не имеющие опыта работы, женщины
предпенсионного возраста, а также женщины,
имеющие профессии, по которым при приеме
на работу преимущество отдается мужчинам.
И, наконец, особенностью настоящего
периода является то, что Российская Федерация
встала на путь реформирования всей системы
социальных гарантий. Создание российского
эффективного цивилизованного рынка труда
означает прежде всего ликвидацию всех
этих негативных явлений, возвращение
трудоспособных в легальную экономику.
Очень вероятно, что осуществление намеченных
правительством мер в сфере трудовых отношений,
а также модернизация и структурная перестройка
приведут к всплеску регистрируемой безработицы.
Появятся реальные свободные руки. Поэтому
нужны такие экономические условия, чтобы
они были востребованы, нашли себе применение.
5. Государственные
методы борьбы с безработицей
Сегодня многие предприятия
столкнулись с основательно подзабытой
проблемой – дефицитом рабочих кадров.
«Новый» дефицит существенно отличается
от «старого». Полтора десятилетия назад
формальной нехватки рабочей силы в стране
насчитывался многочисленный контингент
квалифицированных промышленных рабочих.
Сегодня же найти за воротами предприятия
готовых квалифицированных рабочих стало
трудно. Многие из них перешли в торговлю,
бытовое обслуживание, сферу бизнеса и
отнюдь не рвутся оттуда в заводскую среду.
Другие утратили квалификацию или, что
еще хуже, потеряли себя, выпали из общества.
И хотя в стране по-прежнему мало официально
зарегистрированных безработных, далеко
не все они могут и хотят занимать вакансии
квалифицированных промышленных рабочих.
В условиях экономического роста основной
проблемой становится
структурный дисбаланс рынка
труда, при котором соискатели рабочих
мест не обладают профессиональными качествами,
необходимыми работодателям. Общество
в этой ситуации вполне может болеть одновременно
двумя, казалось бы несовместимыми недугами
– дефицитом кадров и безработицей.
В создавшейся ситуации многое
зависит от того, как поведут себя
профессиональные училища,
колледжи, ВУЗы, другие учреждения профессионального
образования. Но далеко не факт, что они
легко найдут общий язык с предприятиями.
Связи между предприятиями и учреждениями
профессионального образования изрядно
ослабленные вначале реформы, сейчас понемногу
восстанавливаются, но по-прежнему не
имеют достаточно прочной институциональной
основы. Пытаться сегодня реанимировать
существовавшую в советский период систему
государственного управления трудовыми
ресурсами – дело безнадежное и вредное,
но государству не пристало и становиться
в позу стороннего наблюдателя, безучастного
к тому, что происходит в сфере занятости.
Стратегия государства в сфере занятости
абсолютно необходима, вопрос в том, какой
быть этой стратегии.
Многообразие типов безработицы
делает задачу ее сокращения чрезвычайно
сложной. Поскольку единого способа борьбы
с безработицей не существует, любой стране
для решения этой проблемы приходится
использовать различные методы. Используя
опыт ряда иностранных государств, выделим
некоторые пути решения проблемы безработицы.
Уровень фрикционной безработицы
может быть снижен за счет:
- улучшения информационного
обеспечения рынка труда. Во всех странах
эту функцию выполняют организации по
трудоустройству (биржи труда). Они собирают
у работодателей информацию о существующих
вакансиях и сообщают ее безработным;
- устранения факторов, снижающих
мобильность рабочей силы.
Для этого необходимо, прежде
всего:
- создание развитого рынка
жилья;
- увеличение масштабов жилищного
строительства;
- отмена административных преград
для переезда из одного
населенного пункта в другой;
Сокращению структурной безработицы
более всего способствуют программы профессионального
переобучения и переквалификации. Такого
рода программы должны привести к тому,
чтобы рабочая сила наилучшим образам
соответствовала имеющимся рабочим местам.
Эта задача достигается программой профессиональной
подготовки, информацией о рабочих местах.
Программы профессиональной подготовки
обеспечивают как подготовку на рабочих
местах, так и в специальных учебных заведениях
для безработной молодежи, а также для
рабочих старших возрастов, чья профессия
оказалась устаревшей. В ряде городов
такая переподготовка осуществляется
через городскую службу занятости и Центр
социальной поддержки.
Наиболее трудно бороться с
циклической безработицей. Для решения
этой задачи наиболее эффективными являются
такие меры как создание условий для роста
спроса на товары. Так как спрос на рынке
труда — производный и зависит от ситуации
на рынках товаров и услуг, то занятость
возрастет, а безработица упадет в том
случае, если товарные рынки предъявят
больший спрос и для его удовлетворения
надо будет нанять дополнительных работников.
Способами увеличения спроса
являются:
- стимулирование роста экспорта.
Это может привести к росту объемов
производства и, соответственно,
— занятости на них.
- поддержка и поощрение инвестиций
в реконструкцию предприятия с целью
повышения конкурентоспособности
продукции.
Создание условий для сокращения
предложения труда. Очевидно, что чем меньше
людей претендуют на рабочие места, тем
легче найти работу даже при том же числе
свободных рабочих мест. Сократить число
претендентов на эти места и, более того
высвободить дополнительные вакансии
для безработных вполне реально. Некоторое
облегчение может принести, например,
предоставление возможности досрочного
выхода на пенсию работникам, еще не достигшим
пенсионного возрасти. В России, например,
при упразднении органов управления союзного
уровня работавшим в их штатах мужчинам
позволяли уйти на пенсию в 57–58 лет, а
женщинам — в 53–54 года. Без этого пожилым
служащим пришлось бы искать работу. А
поскольку шансов на трудоустройство
в этом возрасте у них было немного, они
увеличили бы армию безработных. Досрочная
пенсия позволила предотвратить такое
развитие событий. Вместе с тем этот способ
может использоваться только в очень ограниченных
масштабах, так как он влечет существенное
увеличение пенсионных выплат.