Государственные методы борьбы с безработицей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 21:16, курсовая работа

Описание работы

Безработица сегодня является одной из центральных проблем во всем мире. И обостряется она в тех странах, где происходит переходный период к иной системе экономики. В настоящее время такой переходный период к рыночным отношениям осуществляется в России. С этим связаны большие трудности и возникновение многих социально-экономических проблем, которые влекут за собой болезненные процессы, обуславливающие возникновение безработицы. В свою очередь проблема безработицы неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью и оказывает сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы ведет за собой потерю дохода, а, следовательно, снижение жизненного уровня, т.к. заработная плата для большинства людей – единственный источник доходов, но также это и психологический стресс.

Содержание работы

Введение...............................2.
1. Понятие безработицы ее типы и специфика..............3.
2.Основные черты переходной экономики в России.............6.
3.Социально экономические проблемы безработицы.............10.
3.1.Социальные проблемы безработицы.................12.
3.2.Экономические проблемы безработицы.................16.
4.Отличительные черты и особенности развития занятости и формирования рынка
труда в РФ на современном этапе..................19.
5.Государственные методы борьбы с безработицей. .............28.
Заключение............................32.
Список используемой литературы....................35.

Файлы: 1 файл

курсовая по безработице (3).docx

— 191.68 Кб (Скачать файл)

б - параметр, характеризующий темп изменения зарплаты в зависимости от уровня безработицы.

Однако в настоящее время современная интерпретация кривой Филипса обоснована на ее различии в краткосрочном и долгосрочном периоде. Объяснение кривой Филлипса в долгосрочном периоде исходит из концепции естественной безработицы. Исследователи пришли к выводу, что при долгосрочном периоде кривой Филлипса не существует, так как взаимосвязь безработицы и инфляции представлена вертикальной линией. Это обусловлено тем, что безработица возвращается к своему естественному уровню, который совместим с любым уровнем инфляции.

Таким образом, в современной интерпретации кривая Филлипса показывает зависимость уровня инфляции от трех факторов:

1) ожидаемой инфляции;

2) отклонения нормы безработицы  от естественного уровня;

3)шоковых изменений предложения.

Следует отметить, что инфляция оказывает на экономику противоречивое воздействие. Умеренный рост цен способен стимулировать производство, поскольку зарплата, как правило, отстает от роста цен. Производители и потребители стремятся закупать товары, чтобы предвосхитить потери. Но более весомы негативные последствия инфляции. Возникнув, инфляция воспроизводит себя во все увеличивающихся масштабах. Этому способствует спираль “цены - заработная плата”. Рост цен ведет к росту зарплаты. В свою очередь рост зарплаты увеличивает издержки производства и может стать причиной дальнейшего роста цен. Кредиты обесцениваются. В условиях стремительного роста цен банки назначают такие высокие ставки процента, что выгоднее не развивать производство, а заниматься спекуляцией. Нормальные экономические отношения разрушаются. Деньги теряют свою покупательную способность. [21], [14], [8, c. 453-454]

Проанализировав взаимодействие инфляции и безработицы, мы пришли к выводу, что стимулировать производство следует не инфляционными факторами: покрытием дефицита бюджета за счет выпуска центрального государственного банка; приватизацией предприятий за плату и направлением средств на инвестирование.

 

2. Влияние безработицы на экономику  России

2.1 Структура безработицы в России

На наш взгляд, на современном этапе развития России, одной из главных и наиболее острых социально-экономических проблем является проблема безработицы.

Можно с уверенностью сказать, что кризис 2008 года существенно повлиял на состояние безработицы в России. По результатам опроса исследовательской компании HeadHunter, участие в котором приняли 222 российские компании, вследствии экономического кризиса сокращение персонала наблюдается у 62% опрошенных компаний. Также были выявлены наиболее популярные меры по сокращению затрат на сотрудника:

33% - увольнение части сотрудников;

22% - сокращение заработной платы;

16% - принуждение к неоплачиваемому  отпуску;

15% - сокращение социального пакета;

14% - неполная рабочая неделя.

Рынок труда в России не сбалансирован. Одни регионы имеют более значительное число безработных, чем другие.

Рисунок 1

 

Так, например, можно выделить 4 группы регионов, дифференцированных по уровню безработицы:

1) Группа регионов с высоким  уровнем безработицы: Ингушетия, Северная  Осетия, Карачаево Черкессия, Хабаровский край, Амурская область, Камчатская область вместе с Корякским АО. Следует отметить, что острота проблемы безработицы в Ингушетии и Северной Осетии связана с высокой концентрацией в этих регионов беженцев и вынужденных мигрантов.

2) Группа регионов с высоким  уровнем безработицы, но относительно  медленными темпами его роста. К этой группе относится преимущественно  северная половина европейской  части страны. Необходимо отметить, что в этих регионах широко  распространена скрытая форма  безработицы, то есть неполная  занятость.

3) Эта группа регионов со средними  показателями безработицы. Уровень  безработицы здесь выше среднероссийского, но темпы роста безработицы ниже, чем в среднем по России.

4) В регионах четвертой группы  проблема безработицы выражена  наименее ярко. К этой группе  относят северные регионы, в которых  развита добывающая промышленность: Ханты Мансийский АО, Ямало Ненецкий АО, Якутия, Магаданская область, Чукотский АО. Но также интересно то, что этой группе принадлежат Москва, Санкт-Петербург и Калининградская область. [17]

Также уровень безработицы среди мужчин и женщин отличен. По данным Росстата до кризиса 2008 года показатели уровня безработицы у мужчин и женщин отличались незначительно, в среднем разница составляла 0.2-0.4%. В феврале 2009 года, когда был отмечен самый высокий уровень безработицы за период кризиса, этот разрыв достиг 1.6%. В январе 2011 года уровень безработицы среди мужчин составил 8.4%, среди женщин - 7.1%.

Рисунок 2

Кризис также повлиял на соотношение безработных городских и сельских жителей. В среднем за 2010г. около 3,6 млн. безработных, или 63,8% их общей численности, проживали в городской местности, и 2,0 млн. человек (36,2%) - в сельской местности. На наш взгляд доминирование безработных среди городского населения объясняется тем, что сельским жителям проще переходить к производству товаров и услуг в домашних условиях. Также урбанизация выравнивает сельскую и городскую безработицу.

Уровень безработицы в России различен и среди разных возрастных групп.

Рисунок 3

Так, по данным Росстата за 2010 год самый высокий уровень занятости отмечается среди населения в возрасте 40-44 лет. Уровень безработицы среди молодежи намного выше. В возрастной группе 15-19 лет уровень безработицы составил в среднем за 2010г. 31,9% (в том числе среди юношей - 28,6%, среди девушек - 37,1%), среди молодежи в возрасте 20-24 лет - 15,1% (среди юношей - 15,1%, среди девушек -- 15,1%). [16], [17]

Рисунок 4

Как мы видим, статистика показывает, что уровень безработицы различен для разных социальных групп. Группа риска - молодежь. На наш взгляд это связано с тем, что выпускники учебных заведений, не имея опыта работы и достаточной квалификации, не могут найти работу, и пополняют число безработных.

Что касается географии безработицы в России, мы заметили, что наиболее остро эта проблема выражена, во-первых, в регионах с большим приростом населения, где на рынок труда каждый год выходит большое количество молодежи, при том, что количество рабочих мест, в связи с экономическим кризисом снизилось. И во-вторых, регионы, где преобладает наиболее кризисные отрасли производства. В данном случае это легкая промышленность и военно-промышленный комплекс.

2.2 Социально-экономические последствия  безработицы

Существуют разные взгляды на плюсы и минусы безработицы. Экономисты, выступающие со стороны интересов частного предпринимателя, считают, что безработица благоприятно влияет на экономику страны. Свою позицию они обосновывают тем, что, во-первых, безработица - это резерв рабочей силы, который можно задействовать для расширения производства, во-вторых, она ограничивает требования профсоюзов по увеличению заработной платы, и в третьих, безработица поддерживает страх потери работы, и, следовательно, заставляет работника повышать качество своего труда, и не нарушать трудовой порядок.

Представители другого направления, рассматривающие безработицу исходя из интересов большинства населения, доказывают, что безработица несет большие экономические, социальные и моральные потери для современного общества в целом. С их точки зрения безработица выступает как недоиспользование экономического потенциала государства. [8, с.453]

Последствия безработицы оцениваются, как и с экономической точки зрения, например, в виде суммы социальных выплат, так и с социальной (неэкономической) точки зрения. По Матвеевой неэкономические последствия безработицы - это социальные, политические и психологические последствия потери работы. К таким последствиям безработицы можно отнести:

-обострение криминогенной обстановки (невозможность длительное время найти работу приводит человека к стрессовому состоянию, потеря стабильного источника дохода может подтолкнуть человека к преступлению);

- потерь, которое несет общество  в связи с расходами на образование, профессиональную подготовку людям, которые в результате не в  состоянии их применить, а, следовательно, окупить.

-повышение социальной напряженности  общества, что может привести  вплоть до революции;

-повышение социальной ценности  рабочего места.

К экономическим последствия относят:

-недопроизводство валового внутреннего  продукта, отклонение фактического  ВВП от потенциального;

- затраты денежных средств на  выплату социальных пособий безработным;

- снижение налоговых поступлений. [6, c.252-255], [8, c.453]

Мы видим, что отрицательных последствий на экономику больше, чем положительных. Безработица мешает развиваться экономике государства с учетом его потенциальных возможностей, так как при большом количестве не используемых трудовых ресурсов теряется потенциал производства товаров и услуг.

 

3. Рекомендации по совершенствованию  мер по борьбе с безработицей

3.1 Политика и меры сдерживания  безработицы

Государство, как основной институт общества, безусловно, должно проводить серьезную политику по борьбе с безработицей. Главным направлением государственной политики в социально-трудовой сфере является формирование эффективной системы создания и сохранения рабочих мест, сохранения кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы.

Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда:

-программы по стимулированию  роста занятости и увеличению  числа рабочих мест в государственном  секторе;

-программы, направленные на подготовку  и переподготовку рабочей силы;

-программы содействия найму  рабочей силы;

-правительство принимает программы  по социальному страхованию безработицы, т. е. выделяет средства на пособия  по безработице.

Различные экономисты предлагали свои варианты для уменьшения уровня безработицы.

Например, кейнсианцы считали, что саморегулирующаяся экономика не может преодолеть безработицу. Уровень занятости зависит от так называемого "эффективного спроса" (упрощенно - уровня потребления и инвестиций).[2]

Дж.-М. Кейнс писал: "Хроническая тенденция к неполной занятости, характерная для современного общества, имеет свои корни в недопотреблении...". [4]

Недопотребление выражается в том, что по мере повышения доходов у потребителя у него в силу психологических факторов "склонность к сбережению" превышает "побуждение к инвестициям", что влечет спад производства и безработицу.

Таким образом, кейнсианцы, показав неизбежность кризиса саморегулирующейся экономики, указывали на необходимость государственного экономического воздействия для достижения полной занятости.

Прежде всего, следует повысить эффективный спрос, снижая ссудный процент и увеличивая инвестиции.Монетаристы выступили против кейнсианских методов. В 1967 году М. Фридмен высказал мысль о существовании "естественного уровня безработицы", который жестко определен условиями рынка труда и не может быть изменен мерами государственной политики. Если правительство старается поддержать занятость выше ее "естественного уровня" с помощью традиционных бюджетных и кредитных методов увеличения спроса, то эти меры будут иметь кратковременный эффект и приведут лишь к росту цен.

Среди аргументов монетаристов по поводу несостоятельности кейнсианской политики ставился акцент на непредсказуемость результатов государственного вмешательства из-за больших задержек в проявлении эффекта этих мер.

Монетаристские методы регулирования занятости достаточно радикальны. Они обвиняют рабочих в том, что последние воздерживаются от работы и получают компенсацию в виде пособий. Отсюда рекомендации отменить эти пособия, чтобы заставить людей работать. Монетаристы предлагают отказаться от стимулирования экономического роста путем увеличения спроса. Однако политика ограничения спроса может вызвать резкое ухудшение жизненного уровня населения, что скажется на социальной обстановке.[2]

Теперь рассмотрим, какие же реальные шаги может применять государство для уменьшения уровня безработицы.

Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные методы.

Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:

1) улучшения информационного обеспечения  рынка труда. Во всех странах  эту функцию выполняют организации  по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей  информацию о существующих вакансиях  и сообщают ее безработным;

2) устранения факторов, снижающих  мобильность рабочей силы. Для  этого необходимо, прежде всего:

а) создание развитого рынка жилья;

б) увеличение масштабов жилищного строительства;

в) отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой. [7]

Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработных, молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей.

Наиболее трудно бороться с циклической безработицей, для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:

1) создание условий для роста  спроса на товары. Так как спрос  на рынке труда - производный и  зависит от ситуации на рынках  товаров и услуг, то занятость  возрастет, а безработица упадет  в там случае, если товарные  рынки предъявят больший спрос  и для его удовлетворения надо  будет нанять дополнительных  работников.

Информация о работе Государственные методы борьбы с безработицей