Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 21:35, курсовая работа
На основе цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:
изучить теоретические основы вопроса о государственном долге;
описать ситуацию на внутреннем и внешнем рынке государственного долга Республики Беларусь;
рассмотреть проблемы государственного долга в Республики Беларусь
Объект данной курсовой работы - государственный долг.
Предмет – особенности госдолга в Республике Беларусь.
Введение…………………………………………………………………………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА………………………………5
1.1 Понятие и сущность государственного долга………………………………….5
1.2 Виды государственного долга, причины
возникновения и последствия………………………………………………..8
1.3 Способы и методы управления государственным долгом…………………..13
2. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………..22
2.1Анализ внешнего долга Республики Беларусь……………………………….22
2.2 Анализ внутреннего долга Республики Беларусь……………………………31
2.3 Проблемы государственного долга Республики Беларусь
на современном этапе и пути их решения…………………………………42
Заключение……………………………………………………………………..48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………
содержание
Введение…………………………………………………………
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА………………………………5
1.1 Понятие и сущность
государственного долга……………………
1.2 Виды государственного долга, причины
возникновения
и последствия……………………………………………….
1.3 Способы и методы управления государственным долгом…………………..13
2. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………………
2.1Анализ внешнего долга
Республики Беларусь……………………………
2.2 Анализ внутреннего
долга Республики Беларусь……………
2.3 Проблемы государственного долга Республики Беларусь
на современном этапе и пути их решения…………………………………42
Заключение……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………50
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
В настоящий момент проблема обслуживания государственного долга - один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране. От характера решения долговой проблемы будет зависеть бюджетная дееспособность, состояние ее валютных резервов, а следовательно стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка. Перечисленные причины определяют актуальность данной проблемы для всех участников финансового рынка.
Весь мир живет в
долг. Будущие поколения, еще не родившись,
уже потенциальные должники. Подавляющее
число стран испытывает недостаток
собственных ресурсов для осуществления
внутренних вложений, покрытия дефицита
государственного бюджета, проведения
социально-экономических
Финансовая неустойчивость стала в конце столетия характерной чертой глобальной экономики и носит системный характер.
В современных условиях кризиса
возникает необходимость
Большое внимание в последние годы уделяется дефициту бюджета и растущему государственному долгу. Бюджетный дефицит - это та сумма, на которую в данный год расходы правительства превосходят его доходы; национальный или государственный долг - это общая сумма накопленных положительных сальдо бюджета за вычетом дефицитов, имевших место в стране. В общеупотребительном смысле термин "государственный долг" означает совокупность обязательств государства перед иностранными и внутренними кредиторами.
В долг живут как слаборазвитые или развивающиеся страны, так и страны с мощной экономикой. Такие, как, например, США, Япония, Германия. Причём лидером является США, его долг на конец 2010г. составлял 12,1 трлн. долл. США.
Республика Беларусь также
имеет государственный долг, и
хотя наша страна относится к странам
с малым государственным
На мой взгляд такая ситуация не может остаться без внимания. В связи с этим я поставил перед собой цель – проанализировать ситуацию в области государственного долга в Республике Беларусь и выявить пути его погашения.
На основе цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:
Объект данной курсовой работы - государственный долг.
Предмет – особенности госдолга в Республике Беларусь.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА
1.1 Понятие и
сущность государственного
В научной литературе государственный долг определяется по-разному. Н.Е.Заяц определяет его как сумму задолженностей (включая проценты по ней) по обязательствам государства перед физическими и юридическими лицами-резидентами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права [1, c. 286]; выдающиеся экономисты Кэмпбелл С. Макконнелл и Стэнли Л. Брю – общий размер задолженности федерального правительства владельцам государственный ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов минус бюджетные доходы (профициты)[2,с.254]. Иными словами можно сказать, что государственный долг – это сумма накопленных за несколько лет бюджетных дефицитов.
Рассматривая категорию государственного долга нельзя обойти стороной понятие государственного кредита. Государственный кредит — совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта. Можно выделить следующие принципы государственного кредита: [3, c. 202]
В современной экономической литературе выделяют две различные точки зрения на проблему государственного долга: традиционная и рикардианская [4, c.11].
В соответствии с традиционной точкой зрения государственные займы - фактор уменьшения национальных сбережений и сдерживания накопления капитала. Этой точки зрения придерживается большинство экономистов.
Снижение налогов, финансируемое правительством за счёт займов, будет оказывать воздействие на экономику по многим направлениям. Снижение налогов сразу же вызовет рост потребительских расходов. Рост потребительских расходов влияет на состояние экономики, как в краткосрочном, так и долгосрочном периоде. На протяжении краткосрочного периода увеличение потребительских расходов приводит к росту спроса на товары и услуги и, таким образом, к росту объёма производства и занятости. Однако ставка процента будет также расти из-за обострения конкуренции между инвесторами в связи со снижением объёма сбережений. Повышение ставки процента будет сдерживать инвестиции и стимулировать приток иностранного капитала. Курс национальной валюты по отношению к иностранным валютам будет расти, что приведёт к снижению конкурентоспособности национальных фирм на мировом рынке.
В долгосрочном плане сокращение национальных сбережений, вызванное снижением налогов, приведёт к уменьшению размеров накопленного капитала и росту внешней задолженности. Поэтому объём национального продукта снизится, а доля в нём внешнего долга возрастёт.
Трудно оценить конечные результаты воздействия снижения налогов на экономическое благосостояние страны. Жизнь современного поколения улучшится благодаря росту дохода и занятости, хотя весьма вероятно, что одновременно повысится и темп инфляции. Тяжёлое бремя последствий такого бюджетного дефицита ляжет в основном на плечи будущих поколений: они будут рождены в стране с меньшими размерами накопленного капитала и большим внешним долгом.
С точки зрения "рикардианской школы", которой придерживается небольшая, но очень влиятельная группа экономистов, бюджетный дефицит и государственный долг могут не повлиять на рост процентных ставок, уменьшение инвестиций и т.д.
С этой позиции "нейтральность" бюджетного дефицита и государственного долга является следствием того, что снижение налогов при неизменном уровне государственных расходов само по себе может и не повлиять на рост расходов потребителей.
Это утверждение вытекает из теории поведения потребителей, в соответствии с которой потребители при выборе линии поведения учитывают не только текущий интерес, но и интерес будущего, т.е. будущий доход.
Снижение налогов при
неизменных государственных расходах,
с точки зрения потребителя, думающего
о будущем, означает, что правительство
финансирует данное снижение за счет
государственного долга. В свою очередь,
рост государственного долга подразумевает,
что в будущем для его покрытия
необходимо будет увеличивать
Ожидания налогоплательщиков относительно будущего роста налогов и снижения доходов приведут к тому, что сегодняшнее потребление не увеличится, увеличатся лишь сбережения потребителей как защитная мера по поддержанию в будущем "привычного" уровня жизни. Прирост частных сбережений позволит реализовать государственные ценные бумаги, предназначенные для покрытия бюджетного дефицита без увеличения нормы процента.
Иначе говоря, рост частных сбережений будет равен по величине снижению государственных сбережений, которое явилось следствием уменьшения налоговых поступлений. Объем сбережений в рамках национальной экономики останется в целом неизменным, изменится лишь их структура (доля частных и государственных сбережений в общем объеме национальных сбережений). Поэтому в данном контексте снижение налогов не приведет к последствиям, описываемым традиционной точкой зрения. Изложенные рассуждения означают, что финансирование государственных закупок за счет государственного долга равнозначно их финансированию за счет налогов [5, с 411]
Подводя итог можно сделать вывод, что:
1. Государственный долг -
сумма задолженностей (включая проценты
по ней) по обязательствам
2. Причиной появления
и увеличения государственного
долга является финансирование
дефицита государственного
3. В современной экономической литературе выделяют две различные точки зрения на проблему государственного долга: традиционная и рикардианская.
1.2 Виды государственного долга, причины возникновения и последствия
Существует несколько классификаций государственного долга в зависимости от признака, положенного в основу данной классификации.
Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий. Капитальный государственный долг - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам. Текущий долг включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил.
Но в данной работе нас будет интересовать государственный долг с точки зрения рынка размещения займов, а именно, внутренний и внешний.
Внутренний долг – это
долг правительства перед
В качестве основных компонентов
внутреннего долга можно
Информация о работе Государственный долг Республики Беларусь