Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 21:35, курсовая работа
На основе цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:
изучить теоретические основы вопроса о государственном долге;
описать ситуацию на внутреннем и внешнем рынке государственного долга Республики Беларусь;
рассмотреть проблемы государственного долга в Республики Беларусь
Объект данной курсовой работы - государственный долг.
Предмет – особенности госдолга в Республике Беларусь.
Введение…………………………………………………………………………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА………………………………5
1.1 Понятие и сущность государственного долга………………………………….5
1.2 Виды государственного долга, причины
возникновения и последствия………………………………………………..8
1.3 Способы и методы управления государственным долгом…………………..13
2. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………..22
2.1Анализ внешнего долга Республики Беларусь……………………………….22
2.2 Анализ внутреннего долга Республики Беларусь……………………………31
2.3 Проблемы государственного долга Республики Беларусь
на современном этапе и пути их решения…………………………………42
Заключение……………………………………………………………………..48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………
Обобщив выше сказанное внутренний государственный долг можно определить как сумму долговых обязательств перед резидентами данной страны.
Западные экономисты склоняются к той точке зрения, что умеренный внутренний долг - явление обычное, не имеющее тяжёлых социально-экономических последствий. Они считают, что даже большой внутренний государственный долг не приведёт к банкротству нации, так как это долг самим себе. Кроме того, государство всегда имеет возможность профинансировать его путем повышения налоговых ставок, выпуска денег, ставки рефинансирования [8, c.198].
Вместе с тем нельзя
недооценивать негативные последствия
внутреннего долга, потому что при
определенных условиях он может стать
серьезной проблемой для
Рост внутреннего долга опасен для страны с низким уровнем доходов, а, следовательно, и сбережений. Покупка населением, субъектами хозяйствования государственных ценных бумаг является альтернативой инвестированию свободных денежных средств в производство. Поэтому наращивание быстрыми темпами выпуска государственных ценных бумаг может привести к сокращению основного капитала.
Другая опасность связана с тем, что государство, продавая ценные бумаги, конкурирует на рынке ссудного капитала с частным сектором. В результате конкуренции ставка ссудного процента повышается.
Негативным последствием
роста внутреннего долга
Внешний государственный долг – это финансовые долги правительства данной страны перед иностранными государствами, зарубежными банками, международными финансовыми организациями и т.п. [9, с 386].
Внешний долг более опасный, чем внутренний. Внутренний долг всегда можно вернуть, пойдя, как выражаются экономисты, на управляемую инфляцию. Внешний же долг надо отдавать теми деньгами, которыми занимал, т.е. в валюте, кроме того, нация вынуждена отдавать другим странам ценные товары и услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг, что снижает жизненный уровень населения данной страны. Также можно отметить что, при предоставлении займа страна-кредитор может потребовать выполнения ряда условий, которые "неудобны" для страны-заемщика. В связи с негативными последствиями внешнего долга обычно законодательно устанавливается его лимит. Следует отметить, что абсолютная сумма долга малопоказательна для экономического анализа. Поэтому оценивают его динамику и относительную величину: [10, c. 23]
Основной причиной широкого
привлечения иностранных
Использование средств внешнего заимствования в качестве дополнительного источника финансирования расширенного воспроизводства (или, другими словами, экономического роста) неизбежно влечёт за собой изъятие из оборота ресурсов для возврата заёмных средств, необходимость делиться частью прибавочного продукта для выплаты процентов по международным кредитам [11, с 18].
Понятно, что если полученный
совокупный прибавочный продукт
превышает величину процентных платежей,
то в стране-получателе внешнего финансирования
сложились условия для
В настоящее время соблюдение принципов нормальной окупаемости внешних финансовых ресурсов в экономике стран-реципиентов невозможно по той простой причине, что ими накоплена чрезмерная внешняя задолженность по международным кредитам, прошедшая стадию кризиса и вступившая в период реструктуризации с параллельным продолжением зарубежного кредитования и инвестирования.
Таким образом, существует несколько классификаций государственного долга в зависимости от признака, положенного в основу данной классификации. Государственный долг подразделяется на капитальный и текущий.
Но в данной работе нас будет интересовать государственный долг с точки зрения рынка размещения займов, а именно, внутренний и внешний.
Внутренний долг – это
долг правительства перед
1.3 Способы и методы управления государственным долгом
Государственный долг - явление
неоднозначное и поэтому
Существование государственного
долга автоматически
Таким образом, управление государственным
долгом - одно из направлений финансовой
политики любого государства, связанное
с его деятельностью в качестве
заемщика, эмитента государственных
ценных бумаг и гаранта. Оно предусматривает
решение таких задач, как: минимизация
стоимости долга, недопущение переполнения
рынка заемными обязательствами
государства и резкого
В систему управления государственным долгом включаются такие элементы, как: разработка общей стратегии государственных внутренних и внешних заимствований, в том числе снижение стоимости заимствований, эффективное использование заемных ресурсов, комплекс мер по обеспечению своевременного выполнения долговых обязательств. Особую остроту проблема управления государственным долгом приобретает в условиях долгового кризиса, когда имеющихся в распоряжении государства ресурсов недостаточно для исполнения принятых на себя обязательств.
Рассмотрим на примере мирового опыта, каковы же основные методы и способы управления государственным долгом.
К основным методам управления государственным долгом, которые широко используются в мировой практике можно отнести: реструктуризацию, рефинансирование, конверсию, аннулирование и списание долга [13, c.42].
Самым худшим вариантом, с
точки зрения подрыва престижа страны
как заёмщика, стало бы, безусловно,
аннулирование государственной
задолженности перед
Другим методом, который более приемлемый для современного общества, является рефинансирование. Это метод представляет собой процесс списания старых государственных займов за счёт привлечения новых. Многие страны мира (например, Англия, Италия, Мексика, США, Россия, Украина, Беларусь и др.) активно применяют этот механизм пролонгации своих долгов. Однако непременным условием предоставления новых внешних займов является хорошая репутация страны-должника в кругах международного финансового рынка, ее экономическая и политическая стабильность. Опасность этого метода управления долгом заключается в том, что он может вовлечь заёмщика в бесконечную спираль наращивания долга до того момента, пока кредиторы не откажутся предоставлять новые займы. Рефинансирование может дать краткосрочный экономический эффект, но малоэффективно в долгосрочном периоде. Оптимальным на данный момент методом управления внешним долгом является реструктуризация. Под реструктуризацией долга понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.
Сумма расходов на обслуживание реструктурируемого долга не включается в объем расходов на обслуживание долгового обязательства в текущем году, если указанная сумма включается в общий объем реструктурируемых обязательств.[14, с.14]
Для наглядного примера рассмотрим случай с всемирно известной дорогой соединяющей материковую Европу и Англию. В 2006 году Citigroup, консорциум Goldman Sachs и Deutsche Bank подали конкурентные заявки на финансирование проекта по реструктуризации долгового обязательства англо-французской компании Eurotunnel. Компания являлась оператором железнодорожного туннеля, связывающего Великобританию и Францию под водами пролива Ла-Манш. Eurotunnel представила на рассмотрение кредиторов план по реструктуризации долга, который позволил сократить выплату процентов по задолженности до 289 млн. USD в год. Финансовые проблемы в компании начались еще в ходе строительства тоннеля в 80-е годы. Стоимость прокладки 51-километровой трассы, 80% которой проходит под водой, в два раза превысила первоначальные расчеты - 10 млрд. вместо 4,9 млрд. фунтов. Строители увеличивали объемы долга, но из-за удешевления стоимости авиаперелетов число пассажиров, перевозимых через тоннель поездами, оказалось на треть меньше запланированного. В итоге франко-британская компания Eurotunnel была вынуждена уволить 30% сотрудников. Новый управляющий совета директоров предложил реструктурировать долг компании.
Механизм реструктуризации долга позволил компании избежать банкротства. Более того, в 2007 году эксплуатация евротоннеля стала приносить доход. Завершение в 2007 году строительства высокоскоростной железнодорожной ветки от Ла-Манша до лондонского вокзала Сент-Панкрас значительно увеличило число пассажиров Eurostar. Чистая прибыль компании Groupe Eurotunnel по итогам 2007 года составила 1,57 млн. USD. За первую четверть 2008 года до ходы компании выросли на 15% и составили почти 300 млн. USD. [15,с.32]
Конверсия внешнего долга предполагает различные механизмы сокращения величины внешней задолженности и облегчения условий по обслуживанию внешнего долга. Это может быть обмен долговых обязательств на собственность должника или на ценные бумаги государства-должника. Данный процесс может быть реализован путем проведения тендеров по обмену пакетов акций приватизированных предприятий на внешние долговые обязательства государства. Данная схема является трудоемкой, но позволяет привлечь стратегических инвесторов. Обмен долговых обязательств может проводиться и путем создания инвестиционных фондов, в активы которых передаются принадлежащие государству пакеты акций приватизированных предприятий. Использование данного метода ограничивается количеством предприятий, которые подлежат приватизации. Внешний долг может погашаться и экспортными товарными поставками.
Информация о работе Государственный долг Республики Беларусь