Государственный долг Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 21:35, курсовая работа

Описание работы

На основе цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:
изучить теоретические основы вопроса о государственном долге;
описать ситуацию на внутреннем и внешнем рынке государственного долга Республики Беларусь;
рассмотреть проблемы государственного долга в Республики Беларусь
Объект данной курсовой работы - государственный долг.
Предмет – особенности госдолга в Республике Беларусь.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА………………………………5
1.1 Понятие и сущность государственного долга………………………………….5
1.2 Виды государственного долга, причины
возникновения и последствия………………………………………………..8
1.3 Способы и методы управления государственным долгом…………………..13
2. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………..22
2.1Анализ внешнего долга Республики Беларусь……………………………….22
2.2 Анализ внутреннего долга Республики Беларусь……………………………31
2.3 Проблемы государственного долга Республики Беларусь
на современном этапе и пути их решения…………………………………42
Заключение……………………………………………………………………..48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………

Файлы: 1 файл

Курсовая -госдолг 2.docx

— 449.66 Кб (Скачать файл)

Итак, чтобы Беларуси сократить  свой внешний госдолг до минимума нужно решить некоторые проблемы со следующими организациями:

Выплатить кредит МВФ;

Сократить задолженности  перед Россией;

Кредиты полученные от Антикризисного фонда ЕврАзЕС.

А с учетом того, что серьезные  внешние заимствования есть и  у госбанков, и у госпредприятий, нельзя исключить, что правительству в той или иной форме придется оказать поддержку тем, кому предстоит напряженный график погашения займов.

Будет проводиться активная долговая политика в рамках создания механизма мониторинга и управления государственного долга с целью минимизации рисков и ограничения прироста государственного долга параметрами экономической безопасности страны, в том числе сокращения рисков, связанных с обязательствами бюджета по гарантированному долгу. Эффективное управление государственным долгом с учетом достигнутого уровня стоимости государственного заимствования и структуры используемых финансовых инструментов, оптимизации консультационных, административных и операционных расходов по инвестиционным проектам будет обеспечиваться за счет государственных внешних займов.

Ситуация с внутренним государственным долгом также не очень обнадёживающая. Для минимизации внутреннего долга Республики Беларусь нужно упростить налоговую систему (документооборот, запутанность и т.д.), тем самым это позволит уменьшить нагрузку на малый бизнес и позволит "развернуться предпринимателям", что в свою очередь позволяет появиться новому бюджетному источнику.

Во избежание ошибок в  управлении и минимизации государственного долга необходимо учитывать мировой  опыт и особенность экономического развития нашей страны.

Таким образом, необходимо разрабатывать  специальную программу и проводить  мероприятия по сокращению бюджетного дефицита. Такая программа должна предусматривать наиболее существенные и качественные меры:

1. Повышение эффективности  общественного воспроизводства,  которое будет способствовать росту финансовых ресурсов - основного источника увеличения доходов бюджета.

2. Дальнейшее развитие  и укрепление рыночных отношений,  проведения рыночных реформ; разгосударствление и приватизация собственности.

3. Расширение круга плательщиков, осуществляемое одновременно с  улучшением налогового законодательства.

4. Развитие территориально-регионального  хозрасчета.

5. Оптимизацию объема  и реструктуризацию расходов  государственного бюджета в целом, и в первую очередь - направляемых в реальный сектор экономики. Бюджетные вложения в отрасли хозяйства должны решать задачи структурной перестройки экономики.

6. В целях изыскания  дополнительных источников финансирования  социально-культурных расходов следует рассмотреть целесообразность и возможность сокращения некоторых других расходов государства, в частности военных расходов и расходов на управление. Это позволяет профинансировать в начальный период развитие рыночной экономики статьи затрат, обеспечивающие систему защищенности населения.

7. Обоснованное принятие  новых социальных программ, требующих  значительного бюджетного финансирования, сохранение финансирования лишь  важнейших социальных программ.

8. Совершенствование планирования  и развитие системы платных  услуг в непроизводственной сфере.

9. Корректировка трансфертной  политики, предполагающая уменьшение трансфертных выплат отраслям реального сектора экономики, повышение эффективности трансфертных платежей.

10. Реформирование бюджетного  процесса в целом. Необходимо  отказаться от концепции приоритета бюджетных расходов и дефицитного финансирования; расходы сверх сумм, обеспеченных доходами, отражаются в бюджете развития и финансируются в пределах дополнительно полученных доходов, а также привлеченных безинфляционных источников.

11. Составление бюджета  на многовариантной основе с  целью формирования оптимальной структуры доходов и расходов.

12. Развитие рынка государственных  ценных бумаг, что позволит  финансировать расходы государства без увеличения денежной массы в обороте.

13. Принятие мер, направленных  на привлечение в страну иностранного капитала в форме инвестиций. С их помощью решается сразу несколько задач, не только фискального, но и экономического характера: сокращаются бюджетные расходы, предназначенные для финансирования капитальных вложений, расширяется база для производства товаров и услуг, появляется новый налогоплательщик, а значит, и увеличиваются платежи в бюджет.

Перечисленные мероприятия должны рассматриваться в их единстве и применяться комплексно.

Таким образом, разработка и  последовательная реализация мер, направленных на увеличение доходов и сокращение расходов, регулирование бюджетного дефицита, целенаправленное управление его размером в совокупности с другими экономическими антикризисными мерами будут способствовать стабилизации финансового положения республики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Государственный долг - сумма  задолженностей (включая проценты по ней) по обязательствам государства  перед физическими и юридическими лицами-резидентами, иностранными государствами, международными организациями и  иными субъектами международного права.

Причиной появления и  увеличения государственного долга  является финансирование дефицита государственного бюджета, появившегося из-за спада производства, милитаризации экономики, выполнение крупномасштабных социальных программ, за счёт внутреннего и внешнего займов.

Внешний долг более опасный, чем внутренний, т.к. внешний долг надо отдавать теми деньгами, которыми занимал, т.е. в валюте, кроме того нация вынуждена отдавать другим странам ценные товары и услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг, что снижает жизненный уровень  населения данной страны.

Для того чтобы государственный  долг не стал причиной нарушения экономической  безопасности страны необходимо целесообразное использование занятых средств  и правильное управление государственный  долгом. Управление государственным  долгом – это совокупность действий и мероприятий государства в  лице уполномоченных органов по погашению  займов, организации выплат доходов  по ним, проведению изменений условий  и сроков ранее выпушенных займов, а также по размещению новых долговых обязательств. Основные методы управления государственным долгом: рефинансирование, реструктуризация, конверсия, консолидация, унификация займов, отсрочка погашения займа, аннулирование государственного долга, списание государственного долга.

При управлении государственным  долгом необходимо учитывать ряд  показателей (отношений Внешний  долг/ВВП, Внешний долг/экспорт, Обслуживание долга/ экспорт), которые не должны превышать пороговой оценки.

Правильное управление государственным  долгом ведёт к экономическому росту  страны.

Впервые внешний государственный  долг в Беларуси появился в 1992 году. Условно можно выделить несколько  периодов в истории белорусских  внешних заимствований. Начиная с 2007 года внешний государственный долг начинает стремительно расти. В последние время , вследствие финансового кризиса и после девальвации белорусского рубля у руководства Республики практически не осталось иных средств, не прибегая к эмиссии денег стабилизировать национальную экономику, кроме как активно привлекать зарубежные займы. Объем заимствованных средств быстро увеличивается и именно это вызывает опасения у аналитиков. В целях предотвращения худших для страны последствий Правительством .

Проведенный анализ показывает, что для стран важнейшей задачей является обеспечение эффективного расходования средств, привлеченных за счет заимствований, а не только мониторинг развития долгового бремени и приятие мер по его сокращению. Это утверждение справедливо и для Беларуси.

Внутренний государственный  долг может быть стабилизирован или  уменьшен следующими способами: осуществив монетизацию, сделав бюджет бездефицитным, отказавшись от уплаты долга либо перенеся платежи по нему на длительное время вперед.

Республика Беларусь должна учитывать мировой опыт в регулировании  государственного долга.

 

 

                   СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Теория финансов: Учеб. Пособие/ Н.Е. Заяц [и др].;Под ред. Проф. Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко.—Мн.: БГЭУ, 2005. – 351с.
  2. Макконнелл, К.Р., Брю, С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: пер. 17-го англ. изд – М.: ИНФРА-М, 2009. - 916 с.
  3. Лемешевский, И.М.:Макроэкономика.(Экономическая теория.Часть 3) учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. – Мн.: ООО "ФУ Аинфром", 2004. -576 с.
  4. Дмитриев, В.А. Внешние заимствования государств: теоретический, практический и региональный аспекты // Деньги и кредит - 2006 - №10 – с 10-22
  5. Камаев, В.Д. Экономическая теория: Учебник – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.- 640 с.
  6. Тарасевич Л.С. Макроэкономика.- М.: Высшее образование, 2007. -399с.
  7. Хорошун, К.Н., Хорошун, Т.К., Лутохина Э.А. Основы макроэкономики; Учебное пособие.- Мн.: НООО Право и экономика. 2002.-432с.
  8. Новикова, Л.Н., Бондарь, А.В., Воробьев, В. А. и др. Макроэкономика; Учебное пособие.- Мн.: БГЭУ,2007.-476с.
  9. Экономика:Учеб.пособие/под ред. А.Г.Грязновой. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, Издательство политической литературы "Единство",2001.-812с.
  10. Подвинская, Е.С. Об управлении государственный долгом Е.С. /Подвинская// Финансы - 2008. - №3. – с. 22-24.
  11. Попкова, А. Мировой опыт по регулированию внешнего долга / А. Попкова// Вестник Ассоциации белорусских банков - 2008-№25-26 – с. 17-23
  12. Рудый, К. Управление дефолтом: санкции и компромиссы // Финансы, учёт и аудит. – 2004 - № 9 – с. 27-38
  13. Гарбуз, А. Приемлемость внешнего долга Республики Беларусь // Финансы, учёт и аудит. – 2009 - № 9 – с. 41-43
  14. Цедрик, С. Внешний государственный долг Беларуси // Финансовый директор - 2012. - №3 - с.13-19
  15. Пупликов, С. Факторы отрицательного воздействия / Финансы, учёт и аудит. – 2009. - №1. – С 32-33
  16. Коренев, Е.В. Стабилизация государственного долга: проблемы и пути их решения.//Вестник БГЭУ.- 2004.- №№ 2,3.
  17. Мойсейчик, Г.И. О совершенствовании методики анализа и прогнозирования агрегированных компонентов платежного баланса и управление внешним долгом.// Белорусский экономический журнал.- 2005. № 2.-с.34-45
  18. Итоги социально-экономического развития Республики Беларусь в 2012 г.: Министерство статистики и анализа // http://www.belstat.gov.by
  19. Годовой отчет Национального банка республики Беларусь за 2010 год [Электронный ресурс] // Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь. - Режим доступа: http:// www.nbrb.by. - Дата доступа: 08.04.2012.
  20. Эксеева, Т. Итоги функционирования рынка государственных ценных бумаг Республики Беларусь в 2010г. и перспективы на 2011г. // Финансы. Учет. Аудит. – 2011. - № 2 – с. 30-39
  21. Годовой отчет ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» за 2010 год [Электронный ресурс] // Официальный сайт ОАО «Белорусская валютно-фондовая бир-жа». - Режим доступа: http://www.bcse.by. - Дата доступа: 08.04.2012.
  22. Отчет о работе Департамента по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь за 2010 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by. – Дата доступа: 08.04.2012.
  23. 23 . Национальный интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь.-2012. - Режим доступа: http://www.nbrb.by

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          ПРИЛОЖЕНИЕ А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок А.1 Динамика объема эмиссии акций

Примечание. Источник: [21]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 

 

 

Рисунок  Б 2 Анализ структуры эмиссии

Примечание. Источник: [23]


Информация о работе Государственный долг Республики Беларусь