Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 21:35, курсовая работа
На основе цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:
изучить теоретические основы вопроса о государственном долге;
описать ситуацию на внутреннем и внешнем рынке государственного долга Республики Беларусь;
рассмотреть проблемы государственного долга в Республики Беларусь
Объект данной курсовой работы - государственный долг.
Предмет – особенности госдолга в Республике Беларусь.
Введение…………………………………………………………………………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА………………………………5
1.1 Понятие и сущность государственного долга………………………………….5
1.2 Виды государственного долга, причины
возникновения и последствия………………………………………………..8
1.3 Способы и методы управления государственным долгом…………………..13
2. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………..22
2.1Анализ внешнего долга Республики Беларусь……………………………….22
2.2 Анализ внутреннего долга Республики Беларусь……………………………31
2.3 Проблемы государственного долга Республики Беларусь
на современном этапе и пути их решения…………………………………42
Заключение……………………………………………………………………..48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………
Удельный вес новых выпусков акционерных обществ по объему эмиссии, зарегистрированных в областях и Департаменте по ценным бумагам, в общем объеме зарегистрированных выпусков представлен на рисунке 2.6.
Рисунок 2 Динамика объема эмиссии акций
Рисунок 2.6 Удельный вес новых выпусков акционерных обществ по объему эмиссии
Примечание. Источник: [21]
Увеличение эмиссии за
счет изменения количества акций
и изменения номинальной
Анализ структуры эмиссии представлен в Приложении Б [23].
В 2010 году зарегистрировано
394 выпуска корпоративных
По состоянию на 01.01.2011 в обращении находилось 502 выпуска корпоративных облигаций 154 эмитентов на общую сумму эмиссии 13744,7 млрд. рублей.
Из них небанковских организаций – 134 эмитента, объем эмиссии облигаций которых составил на конец 2010 года 3733,5 млрд. рублей, что превышает данный показатель по состоянию на 01.01.2010 в 6,1 раза. Доля облигаций организаций, не являющихся банками, в общем объеме выросла на 01.01.2011 по сравнению с 01.01.2010 с 7,44 % до 27,2 %.
По состоянию на 1 января 2011 года в обращении находилось 19 выпусков биржевых облигаций 7 эмитентов на сумму эмиссии 1096,9 млрд. рублей.
Динамика рынка биржевых облигаций в 2008 – 2010 годах отражена на рисунке 2.7.
Рисунок 2.7 Динамика рынка биржевых облигаций
Примечание. Источник: [21]
По состоянию на 01.01.2011
объем эмиссии размещенных
Динамика рынка жилищных облигаций в 2006 – 2010 годах отражена на рисунке 2.8
Рисунок 2.8 Динамика рынка жилищных облигаций в 2006 – 2010 годах
Примечание. Источник: [21]
Расширение практики обращений белорусских компаний к инструментам фондового рынка для привлечения инвестиционных ресурсов способствовало оптимизации структуры заимствований предприятий за счет диверсификации источников и создало предпосылки для последующего эффективного управления собственными долговыми обязательствами.
Емкость рынка корпоративных облигаций в 2006 – 2010 годах отражена на рисунке 2.9.
Рисунок 2.9 Емкость рынка корпоративных облигаций в 2006 – 2010 годах
Примечание. Источник: [21]
Суммарный объем торгов облигациями за 2010 году составил 6 562,27 млрд. рублей. В 2009 г. он составлял 3 603,67 млрд. рублей.
Итоги сделок с ценными бумагами, совершенных на внебиржевом рынке, представлены в таблице 2.4
Таблица 2.4 Итоги сделок с ценными бумагами
Вид сделки |
Кол-во сделок |
Кол-во ценных бумаг, шт. |
Объем, млн. рублей | |
Купля-продажа акций открытых акционерных обществ |
7 552 |
12721 801 |
92567,45 | |
Купля-продажа акций закрытых акционерных обществ |
1 567 |
601 764 422 |
127 489,36 | |
Купля-продажа облигаций |
1 199 |
8 142 416 |
4841 222,26 | |
Мена |
110 |
15 302 608 |
2 937,6 | |
Дарение |
1 338 |
5 520 908 493 |
95 013,7 | |
Залог |
111 |
8 363 094 |
200785,4 | |
Отступное |
26 |
8 850 046 959 |
862 586,7 | |
иные сделки |
32 |
513 838 |
7 276 | |
ИТОГО |
11935 |
15 017 301 176 |
6229 878,47 |
Примечание. Источник: [22]
В отчетном периоде биржа зарегистрировала информацию о 7552 внебиржевых сделках купли-продажи акций ОАО. Оборот внебиржевого рынка акций ОАО составил 92,6 млрд. рублей, или 12,7 млн. акций, что в 9,2 раза ниже показателя предыдущего года (851,9 млрд. рублей, или 8406,5 млн. акций в 2009 году).
Рисунок 2.10 Оборот внебиржевого рынка акций ОАО
Примечание. Источник: [22]
В 2010 году биржа зарегистрировала
информацию о 1199 внебиржевых сделках
купли-продажи облигаций
Рисунок 2.11 Оборот внебиржевого рынка облигаций
Примечание. Источник: [22]
Из общего количества профучастников, получивших лицензии на брокерскую и дилерскую деятельность, за 2010 год сделки с ценными бумагами осуществляли 63 профучастника, из них - 25 банков, 38 небанковских организаций.
Количество и объем сделок, совершенных профучастниками в разрезе видов ценных бумаг, представлено в таблице 2.5.
Таблица 2.5 Количество и объем сделок, совершенных профучастниками в разрезе видов ценных бумаг
Наименование показателя |
2010 г. |
2009 г. |
отношение к 2009 г. | |||
Кол-во сделок (шт.) |
Объем сделок, млн. руб |
Кол-во сделок (шт.) |
Объем сделок, млн. руб |
Кол-во сделок, % |
Объем сделок, % | |
Сделок – всего |
75 131 |
123 141 888,1 |
77 880 |
125 891 455,4 |
96,5 |
97,8 |
в том числе: |
||||||
акциями |
18 873 |
724 626,6 |
15 804 |
3 428 854,6 |
119,4 |
21,1 |
из них: |
||||||
акциями резидентов |
18320 |
707015,8 |
13131 |
250311.0 |
139,5 |
282,5 |
акциями нерезидентов |
553 |
17 610,8 |
2 673 |
3 178 543,6 |
20,7 |
0,6 |
облигациями |
55 982 |
121 201 568,2 |
61 969 |
122 289 020,2 |
90,3 |
99,1 |
из них: гос. облигациями |
47 405 |
73 362 640,2 |
58 903 |
113 003 963,7 |
80,5 |
55,2 |
облигациями Национального банка РБ |
181 |
7 325 502,2 |
0 |
0 |
- |
- |
ОМЗ |
354 |
7 186 575,9 |
5 |
99 945 |
7080 |
7 190,5 |
облигациями юр. лиц |
7 763 |
30 881 779,8 |
2 649 |
4 397 361,9 |
293,1 |
702,3 |
облигациями нерезидентов |
279 |
2 445 070,1 |
412 |
4 787 749,7 |
67,7 |
51,1 |
векселями |
171 |
1 025 292,1 |
9 |
77 171,9 |
1900 |
1 328,6 |
в т.ч. нерезидентов |
171 |
1 025 292,11 |
9 |
77 171,9 |
1900 |
1 328,6 |
депозитными сертификатами |
7 |
430,5 |
33 |
2 671,9 |
21,2 |
16,1 |
производными и прочими ценными бумагами |
98 |
189 970,7 |
65 |
93 736,7 |
150,8 |
202,7 |
Примечание. Источник: [22]
Вывод. По сравнению с 2009 годом количество сделок и объем с ценными бумагами, совершенных профучастниками, уменьшились, соответственно, на 3,5 % и 2,2 % . Количество сделок с акциями резидентов Республики Беларусь увеличилось на 39,5 %, а объем сделок увеличился в 2,8 раза. Значительно увеличились количество и объем сделок с облигациями юридических лиц – в 2,9 раза и 7 раз соответственно. Кроме того, совершено значительное количество сделок с облигациями местных исполнительных и распорядительных органов, а также облигациями Национального банка Республики Беларусь.
Подводя итоги можно сделать следующие выводы. Сегодня рынок ценных бумаг Республики Беларусь представляет собой развивающийся сектор рынка ссудных капиталов. Основными инструментами рынка корпоративных ценных бумаг в Республике Беларусь являются акции и корпоративные облигации. Можно с уверенностью сказать, что на сегодняшний день рынок корпоративных ценных бумаг активно развивается. Сформировавшись в качестве механизма привлечения свободных денежных средств для финансирования дефицита государственного бюджета, рынок государственных ценных бумаг постепенно занимает ведущее место в денежно-кредитной системе Республики Беларусь. Во второе десятилетие XXI в. белорусский фондовый рынок входит с новыми реалиями: монополия государственных ценных бумаг уходит в прошлое, рынок облигаций развивается гигантскими шагами, потенциал для развития рынка акций сформирован, востребован и готов реализоваться в обороты.
2.3 Проблемы государственного долга Республики Беларусь на современном этапе и пути их решения
Экономика Беларуси на данный момент находится в крайне трудном положении и, как заметил премьер-министр государства Михаил Мясникович, для того, чтобы стабилизировать белорусскую экономику и дать толчок для ее развития в 2012 году не хватает 10 млрд. долларов, а по его собственным оценкам, сумма должна составлять порядка 15 млрд. американских долларов. Тем временем появилась информация, что белорусская власть планирует получить новый транш кредита у Международного валютного фонда.
Ситуация будет ухудшаться тем, что Беларуси будет не хватать финансов, которые официальный Минск получал ранее. В связи с этим, министр финансов Беларуси Андрей Харковец заявил, что в 2012 году сохранится тенденция к росту внешнего госдолга. Им были подтверждены слова президента относительно продолжения сотрудничества с МВФ и получения от него кредитов:
Международный валютный фонд готов предоставить кредит Беларуси только в том случае, если правительство согласится выполнить реформы, которые будут включать жесткую денежно-кредитную и бюджетно-налоговую политику, а также структурные изменения в экономике. Александр Лукашенко заявил о том, что предложенные условия кредитования МВФ более выгодные, чем те, которые предлагает Сбербанк России. Поэтому вполне возможным является тот вариант, когда белорусская власть пойдет на уступки МВФ.
Также будет получен кредит от Китая на реализацию инвестиционных и инфраструктурных валютоокупаемых проектов. В общем размере такое сотрудничество оценивается в объеме около 1 млрд. долларов.
Страна может получить два транша кредита из Антикризисного фонда ЕврАзЕС в сумме 880 млн. долларов [23].
В результате вышеописанных действий властей внешний долг Беларуси в конце 2012 года может достичь отметки порядка 14 млрд. долларов. Соответственно, получение новых кредитов потянет за собой поиск новых путей для их погашения, что затянет процесс восстановления белорусской экономики, который является единственным реальным путем выхода страны с кризиса.
Внешний государственный
долг в 2012 году не должен превысить 25 процентов
ВВП. Такие параметры заложены в
показателях экономической
По прогнозу ведомства, в 2012 году внешний госдолг составит 24,2 процента ВВП, внутренний — не должен превысить 20 процентов ВВП и, как предполагается, составит 1,9 процента ВВП[23].
Платежи по обслуживанию госдолга к доходам республиканского бюджета не должны превысить 10 процентов ВВП (прогноз — 9,7 процента), по погашению и обслуживанию внешнего госдолга к валютной выручке — 10 процентов (3,5 процента).
Профицит консолидированного бюджета не должен превысить порогового значения в 3 процента к ВВП. Прогноз — бездефицитный бюджет (0 процентов ВВП) против 0,7 процента ВВП в 2011 году [23].
То, что рекордно для Беларуси, в мировых масштабах вполне обыденная вещь, и даже с учетом заметного прироста внешнего долга в последнее время Беларусь не дотягивает до первой пятидесятки крупнейших должников. Нередко встречается в мире и внешний долг, превышающий годовой ВВП должника.
Проблема Беларуси в том, что рефинансировать свои долги ей куда труднее, чем многим другим странам. В частности, возможности выпуска еврооблигаций на мировых рынках сейчас для резидентов Беларуси, включая правительство, весьма ограничены. "После стабилизации на валютном рынке доходность по нашим еврооблигациям снизилась относительно достигнутых в сентябре-октябре максимумов, но остается на высоком уровне - около 11,5% против 9,87% для бондов Украины, 7,52% для Венгрии, 4,43% для Польши, 4,24 - для России", - рассказал Александр Муха.
Так что перекредитоваться США и Евросоюзу куда проще, чем Беларуси. Инвесторы оценивают белорусские риски как наиболее высокие после Венесуэлы среди развивающихся стран.
Осуществление масштабных выплат по внешнему долгу будет оказывать негативное воздействие на темпы экономического роста, инвестиции в основной капитал, а также темпы роста реальной зарплаты и другие показатели. Кроме того, опыта таких выплат у нас не было - во время прошлых кризисов уровень долга был существенно ниже.
Информация о работе Государственный долг Республики Беларусь