Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 21:35, курсовая работа
На основе цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:
изучить теоретические основы вопроса о государственном долге;
описать ситуацию на внутреннем и внешнем рынке государственного долга Республики Беларусь;
рассмотреть проблемы государственного долга в Республики Беларусь
Объект данной курсовой работы - государственный долг.
Предмет – особенности госдолга в Республике Беларусь.
Введение…………………………………………………………………………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА………………………………5
1.1 Понятие и сущность государственного долга………………………………….5
1.2 Виды государственного долга, причины
возникновения и последствия………………………………………………..8
1.3 Способы и методы управления государственным долгом…………………..13
2. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………..22
2.1Анализ внешнего долга Республики Беларусь……………………………….22
2.2 Анализ внутреннего долга Республики Беларусь……………………………31
2.3 Проблемы государственного долга Республики Беларусь
на современном этапе и пути их решения…………………………………42
Заключение……………………………………………………………………..48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………
Долг Украины за российский газ в 2000 году был оформлен в ценные бумаги и облигации украинской корпорации "НАФТ-нефтегаз". В 2006 году Россия списала Алжиру значительную часть долга в обмен на закупку российских самолетов и многомиллиардные военные контракты[15, с32].
Консолидация - это изменение условий займа, связанное с изменением сроков погашения, когда краткосрочные обязательства консолидируются в долгосрочные и среднесрочные. Таким образом, под консолидацией понимается изменение условий займов, связанное с их сроками. Например, в СССР в 1938 г. была проведена консолидация свободно обращавшихся займов с обменом старых облигаций на новые, срок действия которых был увеличен вдвое (до 20 лет). Однако возможна и обратная операция – уменьшение срока действия государственных ценных бумаг. Так, в 1990 г. срок функционирования казначейских обязательств был сокращен с 16 до 8 лет.
Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и вне ее. Унификация займов – это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Такая мера предусматривает уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по системе государственного кредита. Унификация займов была проведена в 1930 г.: одновременно с выпуском займа "Пятилетка – в четыре года" на его облигации обменивались облигации займов индустриализации и укрепления крестьянского хозяйства.
Отсрочка погашения займа или всех ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не имеет финансовой эффективности для государства. Это происходит в тот момент, когда правительство уже выпустило слишком много займов и условия их эмиссии не были достаточно выгодными для государства. В таких случаях большая часть поступлений от реализации облигаций новых займов направляется на выплаты процентов и на погашение ранее выпущенных займов. Чтобы разорвать этот порочный круг правительство объявляет об отсрочке погашения займов, которая отличается от консолидации тем, что не только отодвигаются сроки погашения, но и прекращается выплата доходов (во время консолидации же займов владельцы облигаций продолжают получать по ним свой доход).
Конверсия, консолидация и унификация государственных займов обычно осуществляются только в отношении внутренних займов. Что касается отсрочки погашения обязательств, то эта мера возможна и по отношению к внешней задолженности. Отсрочка погашения внешних займов, как правило, проводится по согласованию с кредиторами. При этом отсрочка погашения долга может и не повлечь приостановку выплаты процентов по нему.
Ещё одним методом управления государственным долгом является его частичное или полное списание. Списание части внешнего долга является одной из процедур, применяемых в случае возникновения значительных финансовых трудностей у страны-заемщика. Так, с 1995 г. Всемирный банк и МВФ осуществляли руководство программой HIPC, в рамках которой было проведено списание долгов семи государств на 3 млрд. дол. Боливия, Буркина-Фасо, Кот-д'Ивуар, Гайана, Мозамбик, Мали и Уганда приняли участие в программе как страны с низким ВВП и чрезмерно высоким уровнем задолженности [16, c. 28].
В 1992 году было списано 50% чистой
приведенной стоимости
Одним их элементов управления государственным долгом является регламентирование допустимых пределов роста долга в планируемом периоде либо установление предельно допустимого уровня долга по отношению к валовому внутреннему продукту. Уровень задолженности в пределах 50-70 % ВВП обычно не вызывает опасений. Однако у многих стран с достаточно устойчивым финансовым положением уровень государственного долга значительно выше. Например, в Бельгии и Италии он превышает 120% ВВП. Этот показатель не всегда адекватно отражает ситуацию с состоянием государственного долга страны, так как источником погашения долга является не национальный продукт, а лишь государственный бюджет. Более корректным в этой связи представляется сравнение государственного долга с уровнем бюджетных доходов. В процессе управления государственным долгом для некоторых стран имеет значение установление и соблюдение именно соотношения между уровнем бюджетных доходов и государственным долгом [17, c.35].
Следующим важным направлением в системе управления государственным долгом является контроль за соотношением внутреннего и внешнего долга. При высоком уровне внешнего долга, по сравнению с внутренним, целесообразно обратиться к показателю упомянутому выше: внешнего долга и объема экспорта, так как последний является основным источником поступления валюты для расчета с иностранными кредиторами. В системе управления внешним долгом важное место занимает осуществление специальных приватизационных программ. Как и в других рассмотренных выше случаях, данный инструмент имеет различные схемы применения. Один из них — приватизация предприятий отечественными инвесторами для пополнения бюджетных доходов, которые в последующем могут быть использованы для погашения или обслуживания внешнего долга. Второй вариант представляет собой приватизацию предприятий иностранными инвесторами также с целью пополнения финансовых ресурсов государства, необходимых для обслуживания внешнего долга. Третий вариант предполагает непосредственный обмен государственных облигаций на акции приватизируемых предприятий. Так в ряде стран Евросоюза форсировали осуществление приватизационных программ с целью снижения размеров государственного долга до допустимого критерия в 60% ВВП; при том, что в этих случаях выручка от приватизации, по положению, не должна засчитываться в покрытие бюджетного дефицита (с критерием 3% ВВП), но может использоваться для снижения долга правительства. Среди стран Евросоюза с наибольшими поступлениями в 1997 г. от приватизации отмечают Италию (свыше 20 млрд. дол.), Швецию. Францию, Испанию, Германию, всего на сумму около 60 млрд. дол. В Испании значительная часть выручки от приватизации (около 2% ВВП) идет на погашение госдолга. В Египте поступления от приватизации используются для реструктуризации государственного долга в целях снижения процентных платежей. В Австралии для снижения государственного долга постепенно проводят полную приватизацию ведущей телекорпорации на общую сумму около 19 млрд. дол. В Венгрии половина выручки от приватизации должна направляться на погашение внешнего долга.
Таким образом:
1.Управление государственным
долгом – это совокупность
действий и мероприятий
2.При управлении
3.Важное значение имеет расходование заимствованных средств
4.Правильное управление государственным долгом ведёт к экономическому росту страны.
2 ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1Анализ внешнего долга Республики Беларусь
Из всех видов государственного долга наибольшую угрозу экономической стабильности Беларуси таит в себе внешний долг. Основными кредиторами нашей страны сейчас являются Россия, Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд, Германия, Кувейт и другие организации и страны.
Для стабилизации национальной экономики в период кризиса у правительства фактически не остается иных возможностей финансирования дефицита бюджет, кроме привлечения государственных займов. Беларусь достаточно аккуратно рассчитывается по своим долгам и с этой стороны достаточно привлекательна для кредитования. Однако так было не всегда. Кредитная история РБ началась в 1992 году и первые четыре года характеризовались очень высокой скоростью притока заемных средств. Ежегодно в экономику страны вливалось около 425 миллионов долларов. Первые кредиты были предоставлены Комиссией Европейского сообщества, США, Германией и Россией. Эти заемные средства были использованы для закупки зерна, сахара, подсолнечного масла, детского питания, медикаментов и медицинского оборудования, стабилизации платежного баланса и покрытия бюджетного дефицита.
К 1996 году наш государственный долг уже насчитывал 1,5 млрд. долларов США. Но из-за отсутствия четко разработанного механизма обслуживания почти сразу же возникли проблемы. Начиная с 1995 г. не было такого периода, чтобы не существовало просроченной задолженности тому или иному кредитору. 1 июня 2001 г. была зафиксирована рекордная величина просрочки по гарантированным правительством Беларуси кредитам - 52 млн. долларов. В последовавшие после этого несколько лет объемы заимствований были крайне незначительными: в связи с проблемами, связанными с обслуживанием долга, сузился круг стран, предоставлявших Беларуси новые займы, МВФ не выдавал кредиты, так как государственная экономическая политика Республики не соответствовала их рекомендациям. Внешний государственный долг постепенно уменьшался, чему способствовала реструктуризация задолженностей, предпринятая руководством Республики в 1999-2004 годы. Это укрепило рейтинг Беларуси как платежеспособной страны.
Основной вклад в увеличение объема валового внешнего долга Республики Беларусь за 2011 год внесли внешнеэкономические операции сектора органов государственного управления, банков и других секторов.
Таблица 2.1 Структура валового внешнего долга Республики Беларусь по секторам экономики на 1 января 2007-2012 годов в % к ВВП
Показатели |
На 1 января 2007 г. |
На1 января 2008 г. |
На 1 января 2009 г. |
На1 января 2010 г. |
На1 января 2011 г. |
На 1 января 2012 г. |
Валовой внешний долг Республики Беларусь |
18,5 |
27,6 |
24,9 |
44,8 |
51,6 |
62,3 |
в том числе: Долгосрочный |
5,6 |
10,2 |
11,3 |
24,8 |
28,5 |
35,8 |
Краткосрочный |
12,9 |
17,4 |
13,6 |
20,1 |
23,0 |
26,4 |
Сектор органов денежно- кредитного регулирования |
0,0 |
1,3 |
0,7 |
0,9 |
3,4 |
2,8 |
Сектор органов государственного управления |
1,6 |
4,5 |
5,9 |
17,0 |
18,3 |
22,6 |
Банки |
4,0 |
5,7 |
5,1 |
7,2 |
10,4 |
11,1 |
Другие секторы |
12,9 |
16,1 |
13,2 |
19,8 |
19,5 |
25,7 |
Примечание. Источник: [18]
Вывод. В структуре валового внешнего долга страны наибольший удельный вес занимали внешние долговые обязательства сектора нефинансовых организаций и домашних хозяйств и обязательства органов денежно-кредитного регулирования на 1 января 2012 г. составили 1 529,7 млн. долларов (4,5 % валового внешнего долга страны) и уменьшились за 2011 год на 325,6 млн. долларов, или на 17,5 %. При этом долгосрочные обязательства уменьшились на 254,1 млн. долларов (на 43,2 %), краткосрочные обязательства - на 71,5 млн. долларов (на 5,6 %). Основной объем внешнего долга пришелся на обязательства в форме задолженности по счетам и депозитам в размере 1 388 млн. долларов (90,7 % внешнего долга органов денежно-кредитного регулирования), в том числе краткосрочные -195,6 млн. долларов и долгосрочные - 192,4 млн. долларов. Обязательства в форме кредитов составили 141,7 млн. долларов (9,3 %)
На 1 января 2012 г. внешний долг органов государственного управления (без учета кредитов под гарантии Правительства Республики Беларусь) сложился в объеме 12 351 млн. долларов (36,3 % валового внешнего долга страны) и увеличился с начала года на 2 293,1 млн. долларов (на 22,8 %). Внешний долг этого сектора представлен долгосрочными обязательствами Правительства Республики Беларусь перед нерезидентами в форме кредитов и займов в размере 9 762,7 млн. долларов (включая кредит МВФ на сумму 3 484,3 млн. долларов), обязательствами перед нерезидентами по государственным долгосрочным облигациям Министерства финансов Республики Беларусь на сумму 2 022,3 млн. долларов, а также обязательствами, связанными с распределением специальных прав заимствования МВФ, в объеме 566 млн. долларов.
За 2011 год внешний долг белорусских банков увеличился на 5,7 % и на 1 января 2012 г. составил 6 077,4 млн. долларов (17,9 % валового внешнего долга страны). Долгосрочный внешний долг банков сложился в размере 4 023,7 млн. долларов (66,2 % внешних обязательств банков) и увеличился за 2011 год на 30,8 %. Краткосрочные внешние обязательства банков составили 2 053,7 млн. долларов (33,8 %) и уменьшились за отчетный период на 23,3 %. Основная сумма внешнего долга банков (86,3 %) представлена обязательствами перед нерезидентами по привлеченным кредитам и займам в размере 5 246,6 млн. долларов, в том числе долгосрочными - в размере 3 474,2 млн. долларов и краткосрочными - в размере 1 772,4 млн. долларов.
На 1 января 2012 г. внешний долг других секторов (нефинансовых организаций и домашних хозяйств) увеличился на 31,1 % и составил 14 070,3 млн. долларов (41,3% валового внешнего долга страны). Значительная часть внешнего долга нефинансовых организаций в размере 11 200,5 млн. долларов (79,6 %) представлена краткосрочными обязательствами на срок один год и менее. При этом основным инструментом привлечения внешнего финансирования для нефинансовых организаций явились торговые кредиты (включая просроченные обязательства) в размере 8 665,1 млн. долларов (61,6 %). Долг по привлеченным иностранным кредитам и займам, в том числе полученным от прямых иностранных инвесторов, составил 5 403,8 млн. долларов (38,4 %).
Основным источником формирования долгосрочных внешних обязательств явился сектор органов государственного управления (63,1 % всего объема долгосрочного внешнего долга), поскольку основную часть долга этого сектора занимают привлеченные Правительством Республики Беларусь долгосрочные кредиты и займы. Основным источником краткосрочных заимствований явился сектор нефинансовых организаций и домашних хозяйств (77,5 % всего объема краткосрочных внешних обязательств страны), так как значительную часть привлекаемых ими внешних финансовых ресурсов составили торговые кредиты, краткосрочные по своей природе.
Рисунок 2.1 Структура валового внешнего долга Республики Беларусь по срокам погашения на 1 января 2007-2012 годов
Примечание. Источник: [18]
Вывод. В структуре валового внешнего долга в последние годы наблюдается устойчивая тенденция смещения сроков заимствования от краткосрочных к долгосрочным обязательствам. На 1 января 2012 г. в общем объеме валового внешнего долга основную часть занимали долгосрочные обязательства на срок свыше одного года - 19 578,6 млн. долларов (57,5 %), которые увеличились за 2011 год на 24,6 %. Краткосрочные обязательства сложились в размере 14 449,8 млн. долларов (42,5 %) и увеличились на 13,9 %.
Информация о работе Государственный долг Республики Беларусь