Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 21:35, курсовая работа
На основе цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:
изучить теоретические основы вопроса о государственном долге;
описать ситуацию на внутреннем и внешнем рынке государственного долга Республики Беларусь;
рассмотреть проблемы государственного долга в Республики Беларусь
Объект данной курсовой работы - государственный долг.
Предмет – особенности госдолга в Республике Беларусь.
Введение…………………………………………………………………………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА………………………………5
1.1 Понятие и сущность государственного долга………………………………….5
1.2 Виды государственного долга, причины
возникновения и последствия………………………………………………..8
1.3 Способы и методы управления государственным долгом…………………..13
2. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………..22
2.1Анализ внешнего долга Республики Беларусь……………………………….22
2.2 Анализ внутреннего долга Республики Беларусь……………………………31
2.3 Проблемы государственного долга Республики Беларусь
на современном этапе и пути их решения…………………………………42
Заключение……………………………………………………………………..48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………
Краткосрочные внешние обязательства Республики Беларусь (по остаточному сроку погашения) на 1 января 2012 г. составили 18 096,8 млн. долларов (или 53,2 % общего объема валового внешнего долга) и увеличились за 2011 год на 3 605,5 млн. долларов, или 24,9 %.
В структуре предстоящих платежей по основному внешнему долгу обязательства, сроки возврата по которым не установлены, занимали 15,3 % всего объема валового внешнего долга. Обязательства, сроки платежей по которым наступят в течение одного месяца, составили 10,5 %, в течение от одного месяца до одного года - 27,4 %, свыше одного года до двух лет - 10,1 %, от двух до пяти лет - 25,1 % и свыше пяти лет - 11,6 %.
Региональная структура валового внешнего долга за 2011 год не претерпела существенных изменений. Основным кредитором для Республики Беларусь остается Российская Федерация, доля которой в общем объеме внешних долговых обязательств страны составила 30,9 %. На 1 января 2012 г. объем накопленного внешнего долга перед российскими инвесторами сложился в размере 10 524,3 млн. долларов. В том числе сектор нефинансовых организаций и домашних хозяйств привлек 4 137 млн. долларов российских инвестиций, сектор органов государственного управления - 3 322,3 млн. долларов. Кроме Российской Федерации, значительный объем инвестиций получен от международных финансовых организаций, доля которых составила 17,1 %, Китая - 8,3 % и Германии - 6,2 %. Основные суммы финансовых средств от международных организаций привлечены Правительством Республики Беларусь. Основной объем китайских кредитных средств заимствован сектором органов государственного управления и сектором органов денежно- кредитного регулирования.
Основными валютами внешних заимствований являются доллар США, евро и российский рубль. Их доля в общем объеме валового внешнего доля составила 82,4 %. На 1 января 2012 г. 48,9 % всех внешних долговых обязательств была номинирована в долларах США, в евро - 24,3 %, в российских рублях - 9,2 %. Белорусский рубль в структуре валового внешнего долга занимал 4,1 %.
Основная часть внешних долговых обязательств органов денежно-кредитного регулирования (на 65,1 %) сформирована за счет белорусских рублей, за счет долларов США - на 17,8 %, за счет российских рублей - на 12,6 %, за счет евро - на 4,5 %.
В структуре внешнего долга
сектора органов
Внешний долг банков на 93 % сформирован валютами стран - основных торговых партнеров (доллар США, евро, российские рубли).
Внешние заимствования нефинансовых организаций на 45,4 % номинированы в долларах США, на 35,2 % - в евро и на 16,3 % - в российских рублях.
Рисунок 2.2 Структура валового внешнего долга Республики Беларусь по валютам на 1 января 2012 г.
Примечание. Источник: [18]
Относительные показатели валового внешнего долга Республики Беларусь традиционно используются в качестве индикаторов платежеспособности страны и безопасного уровня внешнего долга.
На 1 января 2012 г. отношение валового внешнего долга к ВВП составило 62,3 % (на 1 января 2011 г. - 51,6 %), в том числе внешний долг органов государственного управления составил 22,6 % ВВП (на 1 января 2011 г. - 18,3 % ВВП).
Отношение валового внешнего долга к экспорту товаров и услуг на 1 января 2012 г. сложилось на уровне 72,9 % против 95 % на 1 января 2011 г.
На 1 января 2012 г. валовой внешний долг в расчете на душу населения составил 3 595 доллара, увеличившись за 2011 год на 599,5 доллара.
Наблюдалось улучшение критерия устойчивости краткосрочного внешнего долга, в качестве которого служит его отношение к международным резервам. На 1 января 2012 г. международные резервные активы Республики Беларусь покрывали 54,8 % краткосрочного внешнего долга (на 1 января 2011 г. - 39,7 %).
Покрытие международными
резервами предстоящих в
На обслуживание внешнего долга органов государственного управления за 2011 год потрачено 552,1 млн. долларов, из них 169 млн. долларов на погашение основного долга. Показатель долговой нагрузки на государственные финансы - отношение суммы платежей по обслуживанию внешнего долга органов государственного управления к доходам республиканского бюджета - составил 3,3 %.
Рисунок 2.3 Динамика некоторых относительных показателей валового внешнего долга Республики Беларусь на 1 января 2007-2011 годов и на 1 января 2012 г.
Примечание. Источник: [19]
Чистый внешний долг Республики Беларусь, представляющий собой международную инвестиционную позицию по долговым инструментам с противоположным знаком, на 1 января 2012 г. сложился в размере размере 16 912,4 млн. долларов (30,9 % годового ВВП) и уменьшился за 2011 год на 0,1 %.
На основе вышесказанного можно сделать вывод, что:
1. Впервые внешний долг появился в Беларуси в 1992 году.
2. По международным стандартам
уровень внешнего
3. Начиная с 2007 года
внешний долг Республики
4. За последние годы
Беларусь добилась
5. При увеличении внешнего
долга предпочтения следует
Внешний госдолг по состоянию на 1 марта 2012 года составил 11,9 млрд. долларов США при лимите 14,3 млрд. долларов, увеличившись с начала года на 100,2 млн. долларов. Рост внешнего госдолга в долларах США в 2012 году обеспечен получением средств по кредитам Международного банка реконструкции и развития и банков КНР.
2.2 Анализ внутреннего долга Республики Беларусь
Обратимся к ситуации с внутренним государственным долгом страны.
Внутренний государственный долг Республики Беларусь выражается:
- в виде займов, выпускаемых в форме ценных бумаг от лица Совета Министров;
- кредитов Национального банка Республики Беларусь;
- других государственных
долговых обязательств (краткосрочных
или долгосрочных), гарантированных
Правительством Республики
Исключительное право привлечения заемных средств у юридических и физических лиц от лица Совета Министров Республики Беларусь принадлежит Министерству финансов Республики Беларусь. Для этого используются операции на открытом ранке - один из трех основных методов финансирования дефицита бюджета (помимо эмиссии гособлигаций, это - использование золотовалютных резервов Национального банка и денежная эмиссия). При этом учитываются следующие моменты:
- размер внутреннего
- новая эмиссия государственных
ценных бумаг выполняет
- финансирование бюджетного
дефицита путем новых эмиссий
государственных ценных бумаг
не обязательно приведет к
росту инфляции в будущем (
Государство всегда испытывает недостаток в финансовых ресурсах для выполнения своих функций, следствием чего и является образование дефицита бюджета. В структуре внутреннего государственного долга примерно 47% занимают кредиты, предоставленные Нацбанком на финансирование дефицита республиканского бюджета, 31% - государственные облигации, 22% - обязательства правительства, сформированные в рублевых и валютных векселях. Для большей наглядности представим эти данные в диаграмме (рис. 2.4).
Рисунок 2.4— Структура внутреннего долга Республики Беларусь
Что касается использования ценных бумаг, то в настоящее время ситуация выглядит следующим образом.
Рынок государственных облигаций в настоящее время переживает не лучший период. Из всех секторов отечественного финансового рынка наиболее уязвимым в кризисный период оказался именно рынок ценных внутренних государственных заимствований. Фактически он вообще перестал функционировать.
В Республике Беларусь выпуск государственных ценных бумаг осуществляется с 1994 года. Основной целью эмиссии таких бумаг является потребность в безинфляционном покрытии дефицита бюджета. Динамика размещения государственных ценных бумаг за 2009-2010 годы представлена в табл. 2.2.
Таблица 2.2 Размещение государственных ценных бумаг за 2009-2010 годы, млрд. руб.
Показатели |
2009 год |
2010 год |
Изменение, +/- | |
млрд. руб. |
% | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Рынок государственных ценных бумаг (первичное размещение) |
- |
- |
- |
- |
Рынок государственных ценных бумаг (вторичное обращение) |
38 479,2 |
17 595,05 |
-20 880,11 |
-54,3 |
Примечание. Источник: [20,с.31]
Суммарный объем торгов государственными ценными бумагами в системе ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» в 2010 году составил 17599,05 млрд. рублей, уменьшившись более чем в 2 раза по сравнению с 2009 годом. В биржевой системе заключено около 10,4 тыс. сделок (в 2009 году – 15,6 тыс. сделок) (рис. 2.1).
Рис. 2.5 - Динамика торгов государственными ценными бумагами на биржевом рынке за 2009-2010 годы, млрд. руб.
Примечание. Источник: [21]
Общая сумма изменения
эмиссии акций акционерных
Объем эмиссии акций действующих эмитентов по состоянию на 01.01.2011 увеличился по сравнению с 01.01.2010 на 45,2 % и составил 58986,6 млрд. рублей или 36,2 % к ВВП, в том числе 47815,6 млрд. рублей – эмиссия акций открытых акционерных обществ, 11171,0 млрд. рублей – закрытых акционерных обществ.
Во многом такой рост был обусловлен активизацией процессов акционирования, а также расширением белорусскими компаниями практики привлечения инвестиций на фондовом рынке.
Динамика объема эмиссии акций представлена в Приложении А[21]
Изменение эмиссии акций акционерных обществ за счет новых выпусков в разрезе эмитентов сложилось следующим образом:
акционирование предприятий – 11131,37 млрд. рублей;
банки – 12,06 млрд. рублей;
реструктуризация – 199,06 млрд. рублей.
Данные по зарегистрированным новым выпускам акций в 2010 году в разрезе регистрирующих органов представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3 Данные по зарегистрированным новым выпускам акций в 2010 году.
Область |
ОАО Сумма в млн. руб. |
ЗАО Сумма в млн. руб. |
Общая сумма в млн. рублей |
Брестская область |
511 777,8 |
330,7 |
512108,5 |
Витебская область |
575 232,6 |
152,2 |
575384,8 |
Гомельская область |
510 754,9 |
9,0 |
510 763,9 |
Гродненская область |
257 893,7 |
10,5 |
257904,2 |
г. Минск |
1 072 373,4 |
5389,99 |
1077763,4 |
Минская область |
8 168 579,9 |
1319,5 |
8169899,4 |
Могилевская область |
224 663,8 |
87,5 |
224751,3 |
Департамент по ценным бумагам |
56,5 |
13856,6 |
13 913,1 |
Итого |
11321332,6 |
21155,99 |
11 342 488,6 |
Примечание. Источник: [21]
Наибольший объем новых выпусков акций акционерных обществ (71 %) зарегистрирован в Минской области.
Информация о работе Государственный долг Республики Беларусь