Информация и информационная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 11:55, реферат

Описание работы

В настоящее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для сбора, преобразования, обработки, хранения, защиты, передачи информации заинтересованному пользователю.
Информационная система, ИС (Information System - IS) - система, предназначенная для реализации и ведения информационной модели какой- либо области человеческой деятельности.

Файлы: 1 файл

информационные технологии.docx

— 416.98 Кб (Скачать файл)

 

В настоящее время с  развитием технологий Internet/Intranet круг пользователей ESS значительно расширился - он, подобно MIS, охватывает практически  все уровни управления, кроме, пожалуй, эксплуатационного. Информационные базы ESS содержат большие объемы наглядной и "исторической" информации, которая может быть очень полезна на уровнях выполнения проектов.

 

Современные ESS широко используют технологии географических информационных систем (Geographical Information System - GIS). GIS до последнего времени не получали достойного применения из-за высокой стоимости и необходимости  дописывать необходимые программные  модули и интерфейсы. Многопрофильные  и многонациональные корпорации последней четверти конца ХХ века, связанные с нефтяным, геологоразведочным, авиатранспортным, рыболовным, туристическим  бизнесом, сделали GIS необходимым приложением  к информационной системе общего пользования.

 

Примером долгоживущей системы  на рынке программных продуктов, реализующих ESS, может быть пакет Comshare's Commander Decision, выполненный по технологии "клиент-сервер". Пакет CDD работает с информацией любого вида, включая  запросы, вычисления, несложный статистический анализ данных, работу с таблицами, гипертекстом. Этот универсальный инструмент может использоваться для разработки традиционных ESS-приложений для систем поддержки принятия решений на различных  уровнях управления и исполнения. CDD обеспечивает выборочный контроль, распознавание информации по шаблонам, демонстрацию диаграмм по лучшим и худшим показателям, указывает на необходимость обновить информацию по текущим выборкам данных.

 

В отличие от экспертных систем и компактных приложений анализа  данных, исполнительные информационные системы делаются обычно "под  заказ", и в виде исполнительных модулей входят в корпоративную  информационную систему.

 

Задача руководителя - определить, какого типа данные и какой объем  информации необходимы ему для плодотворной повседневной деятельности. Только он досконально знает структуру  своего бизнеса и стратегию его  развития. Никто другой не знает  этого лучше!

 

Взаимосвязь информационных подсистем предприятия

 

Каким образом связаны  информационные системы внутри предприятия? Обычный путь для российской компании средних размеров - начинать внедрение  информационных технологий с автоматизации  работы бухгалтерии, отдела кадров и документооборота. Данные этих систем наиболее формализованы, процессы легко автоматизируются. Широко распространенные пакеты "1C: Бухгалтерия", "Босс: Кадровик", "LanDocs", "LanStaff", "Salary" и др. позволяют наращивать себя любыми приложениями и, таким образом, интегрировать их в общую информационную систему предприятия. Рис. 7.1 показывает, каким образом модули информационной системы компании связаны друг с другом. Модуль TPS обслуживает основные производственные и вспомогательные процессы, и обычно это главный источник для других информационных модулей. ESS - главный получатель данных и внутренних систем из внешней среды.

 

 

 

 

 

 

Рис. 7.1.  Взаимодействие модулей  ИС

 

 

Другие системы также  обмениваются данными. И здесь возникает  один из самых трудных вопросов для  руководителя - поиск оптимальной  степени интеграции. Большой соблазн  иметь абсолютно интегрированную  систему, но такая интеграция чрезвычайно  трудоемка и стоит немалых  денег. И лучше даже не говорить, во что обходится сопровождение  такой системы. Поэтому нужно  взвесить потребности в интегрированных  системах, поставив их на чашу весов  против трудностей и дороговизны  крупномасштабной ИС. Не существует стандартного уровня интеграции или централизации - каждый руководитель должен самостоятельно(или с помощью консалтинговой фирмы) решать эту непростую проблему.

 

 

Связи между DSS и совокупностью TPS, KWS, MIS намеренно показаны неопределенными. Иногда DSS тесно связана с другими подсистемами. Но это только в том случае, если предприятие отличается высокой степенью автоматизации всех процессов. Обычно подсистема DSS изолирована от основных производственных информационных систем и использует их данные и информационные потоки для работы своих аналитических систем.

 

 

Так или иначе, нет рецептов на все случаи - все зависит от организационно-функциональной структуры  конкретного предприятия, структуры  его бизнеса, реальных инвестиционных возможностей и политики развития

 

Сервис-ориентированная архитектура ИС

 

Интеграция разнородных  и распределенных данных не в состоянии  разрешить все вопросы управления предприятием. В соответствии с процессным подходом наибольшую ценность представляют не сами по себе данные, а использование  информации в тех или иных бизнес-процессах  компании. В самых современных  ИС принято рассматривать как "атомарную" единицу не данные в "чистом" виде, а некоторый сервис, соответствующий  какому-то элементарному бизнес- процессу. В частности, такой сервис может  просто выдавать какие-то данные, являясь  аналогом "атомарной" единицы  классических ИС.

 

 

В настоящее время при  формировании информационной инфраструктуры предприятия, при проектировании и  реализации КИС все чаще применяется  сервис-ориентированная архитектура(Service-Oriented Architecture - SOA). Это такая архитектура ИС, в которой система строится из набора гетерогенных слабосвязанных компонентов (сервисов). SOA понимается как парадигма организации и использования распределенного множества функций, которые могут контролироваться различными владельцами. Базовыми понятиями в такой архитектуре являются "информационная услуга"и "композитное приложение".

 

 

Информационная услуга(сервис) - это атомарная прикладная функция автоматизированной системы, которая пригодна для использования при разработке приложений, реализующих прикладную логику автоматизируемых процессов как в самой системе, так и для использования в приложениях других автоматизированных систем.

 

 

Сервис обычно характеризуется  следующими свойствами:

 

•возможность многократного  применения;

•услуга может быть определена одним или несколькими технологически независимыми интерфейсами;

•выделенные услуги слабо  связаны между собой, и каждая из них может быть вызвана посредством  коммуникационных протоколов, обеспечивающих возможность взаимодействия услуг  между собой.

 

 

Композитное (составное) приложение - программное решение для конкретной прикладной проблемы, которое связывает прикладную логику процесса с источниками данных и информационных услуг, хранящихся на гетерогенном множестве базовых информационных систем. Обычно композитные приложения ассоциированы с процессами деятельности и могут объединять различные этапы процессов, представляя их пользователю через единый интерфейс.

 

 

Использование такого подхода  при построении архитектуры сложных  интегрированных информационных систем позволяет:

 

•создать систему корпоративных  композитных приложений, основанных на системе корпоративных Web-сервисов;

•организовать интеграцию приложений, бизнес-процессов, с автоматизацией бизнес-процессов, включая Human Workflow;

•использовать различные  транспортные протоколы и стандарты  форматирования сообщений, средства обеспечения  безопасности, надежной и своевременной  доставки сообщений;

•существенно повысить скорость разработки прикладных приложений и  снизить затраты на эти цели.

 

 

Благодаря упрощению среды  управления и взаимодействия снижается  потребность в кодировании новых  программ; повторное использование  сервисов сокращает затраты времени  на разработку; рационализация унаследованных процессов помогает уменьшить общее  число процессов, требующих эксклюзивных методов управления; благодаря использованию  простых протоколов значительно  сокращаются трудозатраты на поддержку  приложений.

 

 

Обязательным условием построения и внедрения архитектуры системы  на основе SOA является использование  единой инфраструктуры описания сервисов (репозитория сервисов), разрешенных  протоколов доступа и обмена сообщениями, форматов сообщений.

 

 

Упомянутая инфраструктура образует так называемую интеграционную шину(ИШ) (Enterprise Service Bus - ESB), являющуюся одним из центральных компонентов системы. Она устанавливает единые правила публикации сервисов, управления и информационного взаимодействия между приложениями различных систем, входящих в состав интегрированной системы. Это упрощает управление приложениями и их поддержку, а также снижает риск фрагментации приложений и процессов.

 

 

Каждая из служб взаимодействует  не с остальными службами напрямую, а только с шиной. ИШ образует однородную среду информационного взаимодействия и является фундаментом для интеграции информационных систем, функционирующих  в различных учреждениях и  ведомствах. ИШ определяет, кем, где, каким  образом и в каком порядке должны обрабатываться запросы.

 

 

Если сервис (информационный ресурс) не поддерживает эти правила, необходимо создавать промежуточный  модуль-адаптер, который предоставляет  системе необходимый интерфейс  и обеспечивает взаимодействие с  ресурсом.

 

 

По данным Gartner Group ("Predicts 2007: SOA Advances", 17 ноября 2006 года): "К 2008 году SOA станет господствующей архитектурой построения ИТ-систем, что приведет к окончанию 40-летней эры господства архитектуры монолитных приложений".

 

Рис. 7.2.  Структура построения ESB и компоненты концепции SOA

 

 

Изменение и совершенствование  бизнес-процессов в компаниях  занимает годы. По данным Gartner Group, 80% ИТ-бюджета - это расходы на сопровождение  систем, из них 35% - затраты на интеграцию приложений, 60% стоимости внедрения  корпоративной ИС составляют расходы  на интеграцию, 50% ИТ-бюджета потрачено  на обеспечение интерфейсов систем. Использование SOA-архитектуры позволяет  эффективно организовать оперативную  адаптацию ИТ-систем под требования бизнеса, что дает стратегическое преимущество компании, заключающееся в:

 

•повышении скорости адаптации бизнеса к быстро меняющимся требованиям рынка (Agility);

•расширении взаимодействия гетерогенных корпоративных информационных систем при сохранении сделанных в них инвестиций;

•сокращении расходов на ИТ-системы на основе повторного использования их функциональных компонентов;

•повышении производительности труда клиентов, партнеров и сотрудников (на основе архитектуры Web 2.0).

 

 

С точки зрения бизнеса SOA можно представить как набор  гибких служб и процессов, которые  бизнес предлагает своим заказчикам, партнерам или внутри своей собственной  организации. В данном контексте  эти же службы можно по-разному  комбинировать и оснащать, поддерживая  изменения или развитие бизнес-требований и моделей с течением времени.

 

 

Основные бизнес-цели внедрения SOA-решений состоят в ликвидации:

 

•фрагментированности и  дублирования данных;

•дублирования реализаций бизнес-функций, процедур, процессов;

•негибкой архитектуры.

 

 

Становление и развитие SOA происходило на базе практических требований бизнеса, заключавшихся прежде всего  в разумной экономии программных  и технологических средств и  затрат на реализацию и сопровождение  информационной инфраструктуры:

 

  • •обеспечивать преемственность инвестиций в IT, сохранение существующих информационных систем и  их совместное эффективное использование  для повышения ROI от IT-вложений;
  • •обеспечивать реализацию различных типов интеграции:◦пользовательская интеграция (User Integration) - обеспечение взаимодействия информационной системы с конкретным персонифицированным пользователем;
  • ◦интеграция приложений (Application Connectivity) - обеспечение взаимодействия приложений;
  • ◦интеграция процессов (Process Integration) - интеграция процессов в соответствии с бизнес-логикой деятельности предприятия;
  • ◦информационная интеграция (Information Integration) - интеграция с целью обеспечения доступности информации и данных;
  • ◦интеграция новых приложений (Build to Integrate) - интеграция новых приложений и сервисов в существующие информационные системы.

 

 

•обеспечивать поэтапность  внедрения вновь созданных и  миграции существующих информационных систем;

•иметь стандартизованную  технологическую обеспеченность реализации и инструментарий разработки, совокупно  предоставляющие наилучшие возможности  повторного использования приложений, внедрения новых и миграции существующих информационных систем;

•позволять реализацию различных  моделей построения информационных систем, в особенности, таких как  портальные решения, grid-системы и on-demand-системы.

 

 

Сегодняшний уровень развития SOA позволяет утверждать, что все  указанные требования в той или  иной мере выполняются.

 

 

Рост рынка продуктов  для SOA-решений - 100% в год. В 2007 году SOA будет использована как основа создания 50% новых приложений, критичных для бизнеса и бизнес-процессов; к 2010 году этот показатель вырастет до 80%. Более 80% приложений, введенных в промышленное использование в 2006 году, будут частично или полностью перепроектированы к 2010 году, чтобы быть использованными в построении композитных приложений в SOA- архитектуре.

 

 

К 2010 году более 80% всех программных  инфраструктурных продуктов будут  включать корпоративную шину сервисов или требовать ее использования. Среди исполнительных директоров компаний 54% считают, что в период до 2010 года в числе главных стратегических преимуществ компаний новые модели ведения бизнеса имеют большее  значение, чем выпуск новых продуктов  и услуг. По данным Forrester ("The State of SOA in Financial Services", январь 2006), "Подавляющее  большинство финансовых компаний будут  использовать SOA к концу 2008 г. В общем, 50% европейских финансовых компаний или уже используют SOA или находятся  на последней стадии его внедрения".

Информация о работе Информация и информационная культура