Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 11:55, реферат
В настоящее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для сбора, преобразования, обработки, хранения, защиты, передачи информации заинтересованному пользователю.
Информационная система, ИС (Information System - IS) - система, предназначенная для реализации и ведения информационной модели какой- либо области человеческой деятельности.
Пользователи могут получать
полноценную отдачу от информации только
в том случае, если эта информация
точна, полна, из нее несложно извлекать
знания. Информация из хранилищ и витрин
данных может быть объединена с информацией
из неструктурированных
Некоторые руководители просто хотят, чтобы отчеты предоставлялись каждое утро, другим требуется иметь перед собой инструментальную панель руководителя, отображающую критически важные бизнес-показатели. Кто-то из менеджеров хочет выполнять усложненные запросы с иерархической детализацией данных или же делать срезы и манипулировать своими данными.
Знания имеют небольшую
ценность, если они не являются руководством
к действию или не намечаются к
использованию в бизнес-
системы генерации отчетов для формального представления информации (например, программный продукт Crystal Reports компании Crystal Decisions, предназначенный для создания корпоративной отчетности);
аналитические системы для сложного динамического анализа данных ;
системы генерации персональных
запросов, анализа и создания отчетов
для индивидуальных пользователей,
имеющих разнообразные
решения по разработке КИС-приложений (Enterprise Information System Applications - EISA), предназначенные для создания инструментальных панелей руководителя и аналитических приложений для добычи данных.
В самом общем виде задачи менеджмента можно свести к пяти ключевым вопросам:
Где мы находимся?
Чего мы хотим достичь?
Как мы туда попадем?
Сколько времени и ресурсов на это потребуется?
Сколько это будет стоить?
Для сложных систем характерно то, что управлять ими приходится, как правило, в условиях неполной информации, отсутствия знания закономерностей функционирования и постоянного изменения внешних факторов. Поэтому процессы управления и принятия решений имеют итерационный характер. После принятия решения и применения управляющего воздействия необходимо вновь оценить состояние, в котором находится система, и решить вопрос о том, правильно ли мы движемся по намеченному пути. Если отклонения нас не удовлетворяют, то необходимо переопределить наборы данных, скорректировать решение и "перезапустить" процесс управления.
Современные информационные
технологии при поиске ответов на
поставленные вопросы позволяют
аналитику формулировать и
Аналитические - вычисление
заданных показателей и статистических
характеристик бизнес-
Визуализация данных - наглядное
графическое и табличное
Извлечение (добыча) знаний (Data Mining) - определение взаимосвязей и взаимозависимостей бизнес-процессов на основе существующей информации. К данному классу можно отнести задачи проверки статистических гипотез, кластеризации, нахождения ассоциаций и временных шаблонов. Например, путем анализа экономических и финансовых показателей деятельности компаний, которые затем обанкротились, банк может выявить некоторые стереотипы, которые можно будет учесть при оценке степени риска кредитования.
Имитационные - проведение на
ЭВМ экспериментов с
Синтез управления - используется
для определения допустимых управляющих
воздействий, обеспечивающих достижение
заданной цели. Задачи этого типа применяются
для оценки достижимости намеченных
целей, определения множества
Оптимизационные - основаны
на интеграции имитационных, управленческих,
оптимизационных и
увеличить изображение
Рис. 6.6. Категории ИС для
обработки различных типов
В настоящее время существуют определенные категории информационных систем (или соответствующие модули интегрированных ИС), которые обслуживают каждый организационный уровень и помогают успешно решать указанные выше классы задач с обработкой соответствующего типа данных (рис. 6.6 и 6.7).
Рис. 6.7. Категории ИС, поддерживающие различные типы решений
Современная компания с разветвленным бизнесом, как правило, имеет:
системы поддержки деятельности руководителя (Executive Support Systems - ESS) на стратегическом уровне;
управляющие информационные системы (Management Information Systems - MIS) и системы поддержки принятия решений (Decision Support Systems - DSS) на среднем управленческом уровне;
рабочие системы знания (Knowledge Work System - KWS) и системы автоматизации делопроизводства (Office Automation Systems - OAS) на уровне знаний;
системы диалоговой обработки транзакций (Transaction Processing Systems - TPS) на эксплуатационном уровне.
Системы диалоговой обработки транзакций
Системы диалоговой обработки транзакций (TPS) - базовые системы, обслуживающие исполнительский (эксплуатационный) уровень организации. Это компьютеризированная система для автоматического выполнения большого числа транзакций (Transactions), составляющих стандартный бизнес-процесс этого уровня. Примеры - коммерческие расчеты, заказы, регистрация продаж, заполнение стандартных форм, платежных ведомостей, отчетов.
На этом уровне цели, задачи, ресурсы точно определены, их выполнение связано с минимальным риском, данные, как правило, формализованы. Правила очень жесткие, и решения всегда структурированы. Соответствие критериям и шаблонам должно быть полным. Объемы обрабатываемых данных велики, но потоки и структура данных (Data Flow and Data Structure) четко идентифицированы и легко контролируются автоматизированными средствами. Информационные системы этого уровня не являются самостоятельными - они обычно выполняются в виде приложений, которые по тем или иным правилам интегрируются в общую корпоративную ИС. Типичный пример: интеграция модулей "1С: Бухгалтерия", "LanDocs", "LanStaff" и пр. в систему диалоговой обработки данных. Технология такого встраивания хорошо отработана, есть достаточно много фирм (в их числе и "ЛАНИТ-ТЕРКОМ" в Санкт-Петербурге), которые быстро и качественно выполнят эту работу.
Рабочие системы знания и автоматизации делопроизводства
Рабочие системы знания (KWS)
и автоматизации
Ключевые вопросы управления знаниями:
Как формировать и актуализировать знания?
Как сделать знания используемыми?
Как измерить знания?
Как оценить людей, владеющих знаниями?
Как мотивировать владельцев знаний?
Как заставить сотрудников делиться знаниями?
Как выявить скрытые знания и поставить их на службу бизнесу?
Рабочие системы знания используют
разнородные, многопрофильные данные
различной степени
Несколько примеров известных программных продуктов по формированию и управлению корпоративными знаниями:
продукт "Microsoft SharePoint Portal" как средство управления знаниями (www.microsoft.ru);
продукт "Система формирования и управления знаниями Excalibur Retrieval Ware" группы компаний АСК (http://www.ask.ru);
линейка продуктов eDOCS компании Hummingbird (www.hummingbird.ru).
Пользователи системы автоматизации делопроизводства работают с почти формализованными данными, их функции - дополнять и контролировать работу систем TPS на эксплуатационном уровне, а также делопроизводство и документооборот, которые образуют подсистему документационного обеспечения (ДОУ) на уровне организации (рис. 6.8. Это менеджеры среднего звена, делопроизводители, технологи, разработчики и т. д. Решения являются в большой степени структурированными, и поэтому результаты легко прослеживаются. Локальные и сетевые OAS имеют развитый графический интерфейс, позволяющий успешно работать сотруднику с минимальной информационной подготовкой.
Рис. 6.8.
Подсистемы делопроизводства
обеспечивают работу с электронными
версиями документов, шаблонами и
реквизитами учетно-
Основные задачи подсистемы
ДОУ применительно к
документирование - создание документов, поддерживающих и регистрирующих управленческую деятельность (подготовка, оформление, согласование и изготовление);
разработка правил и организация документооборота - обеспечение поиска, движения, хранения и использования документов;
систематизация архивного хранения документов - определение правил отбора, систематизации, хранения данных и информации, поиск в базах и хранилищах данных и использование для поддержки принятия управленческих решений и производственных процедур.
Функции корпоративной
организация единого порядка
работы с документами в
подготовка, изготовление, оформление в соответствии с шаблонами, согласование, корректировка, доставка, регистрация, учет документов;
использование унифицированных форм представления и обработки документов;
обмен документами внутри
и между структурными подразделениями
организации и с внешней
своевременное обеспечение
сотрудников организации
проведение информационно-
обеспечение защиты процессов документооборота и делопроизводства;
формирование отчетов, в том числе статистических, на основании информации о документах, их местонахождении и состоянии их исполнения.
Примеры фирм и программных продуктов, реализующих подсистему ДОУ:
компания Lotus (дочерняя компания корпорации IBM) имеет 10-летнюю историю работы на российском рынке с продуктами, реализующими ДОУ в среде Notes - многие российские партнеры Lotus создали собственные корпоративные приложения в среде Notes, которые автоматизируют сложные процессы делопроизводства и работы с документами;
среди наиболее известных отечественных продуктов этого класса можно назвать продукты "Босс-Референт" (АйТи), семейство продуктов "Золушка" и "DIS-Assistant" (Институт развития Москвы), ЭСКАДО (Интерпроком Лан), "CompanyMedia" и "OfficeMedia" (ИнтерТраст);
основными известными игроками российского рынка ДОУ, помимо партнеров Lotus, являются следующие компании с соответствующими продуктами: Ланит ("LanDocs"), Оптима ("Optima Workflow"), Электронные Офисные Системы ("Дело") и ряд других поставщиков.
Управляющие информационные системы
Первые управляющие
Рис. 6.9. Схема обработки данных и подготовки информации в MIS
Такие ИС обслуживают управленческий уровень, обеспечивая менеджеров среднего и высшего звеньев текущей информацией о выполнении основных бизнес-процессов в компании и о некоторых изменениях во внешней среде. Они обеспечивают интерактивный доступ к показателям текущей деятельности фирмы, архиву отчетов и решений, приказам, распоряжениям, протоколам совещаний, отчетным формам.
Обычно такие системы ориентированы в основном на внутреннего пользователя и обслуживают функции планирования, управления подразделениями и службами, контроля и поддержки решений на управленческом уровне. Блок-схема типичной MIS приведена на рис. 6.9.
Приведем основные характеристики
корпоративных управляющих
работают с формализованными и/или частично формализованными данными и поддерживают частично структурированные и слабоструктурированные решения в широком диапазоне на функционально-оперативном и управленческих уровнях, преобразуя формализованные данные в "MIS-файлы". Решения, поддержанные MIS, обязательны для исполнения на эксплуатационном уровне, пополняют "копилку" решений в KWS и транслируются посредством OAS;